"Познавательное развитие на основе формирования элементарных математических представлений детей."
статья по математике
"Познавательное развитие на основе формирования элементарных математических представлений детей."
Скачать:
Предварительный просмотр:
Познавательное развитие на основе формирования элементарных математических представлений детей
Познавательное развитие на основе формирования элементарных математических представлений детей
Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие.
В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям и подготовить к обучению в школе.
Математическое развитие дошкольников по своему содержанию не должно исчерпываться развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучению счету, сложению и вычитанию. Самым важным является развитие познавательного интереса и математического мышления дошкольников, умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.
ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.
Непременным условием развития математических представлений детейявляется обогащённая предметно – пространственная среда. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр.
Среди игр дошкольников особое место занимает дидактическая игра. Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти выход.
Технология дидактической игры – это конкретная технология проблемного обучения. При этом игровая деятельность детей дошкольного возраста обладает важным свойством: в ней познавательная деятельность представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является результатом самой деятельности. Полученная таким образом информация порождает новую, которая, в свою очередь, влечет за собой следующее звено, пока не будет достигнут конечный результат обучения.
Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности:
- активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательность детей дошкольного возраста;
- развивает способности; вводит детей в жизненные ситуации;
- учит их действовать по правилам, развивает любознательность;
- закрепляет знания, умения.
Правильно построенная игра обогащает процесс мышления, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка. Игра ведет его к самостоятельным открытиям, решениям проблем.
Дидактическая игра является одной их уникальных форм обучения детейдошкольного возраста. Одной из положительных сторон дидактической игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый дошкольниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в педагогический процесс.
Обобщая вышеизложенное можно сделать следующие выводы:
- игра – это мощный стимул и разносторонняя, сильная мотивация в обучении детей дошкольного возраста;
- в игре активизируются все психические процессы, она позволяет гармонично объединить эмоциональное и рациональное обучение дошкольников;
- игра способствует вовлечению каждого в активную работу;
- умело организованные дидактические игры позволяют задействовать в учебных целях «энергию, которую дошкольники расходуют на «подпольную»игровую деятельность» (по определению В. М. Григорьева);
- в игре происходит внутреннее раскрепощение: когда исчезает робость и возникает ощущение «я тоже могу»;
- игра – способ обучения действием: в ней органично заложена познавательная задача.
Дети с удовольствием участвуют в любой деятельности, предложенной педагогом. Сама новизна позиции ребенка дошкольного возраста обеспечивает эмоционально положительное отношение к ней. Но нельзя давать игре более главенствующую роль в сознании дошкольника, чем знания, которые он получает в процессе этой игры. Игра не должна быть слишком легкой для детей, “дидактическая игра без усилия, — всегда плохая игра” ". Это одна из главных задач педагога. Необходимо, чтобы педагог постоянно подкреплял это отношение одобрительным оцениванием каждого ребенка и его деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что развивающий потенциал игр и их влияние на познавательную активность детей дошкольного возраста зависит: от содержания познавательной информации, заключенной в тематике игр; он обеспечивается самим процессом игры как деятельности, требующей достижения цели, самостоятельного нахождения средств, согласования действий с партнерами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование сенсорных эталонов формы и величины как основа формирования элементарных математических представлений детей 3-го года жизни
Данные материалы пригодились мне для выступления на методическом объединении педагогов раннего дошкольного возраста...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми второй младшей группы по образовательной области «Познавательное развитие» в разделе «Формирование элементарных математических представлений» на тему: «Волшебные фигуры»
Конспект по ФЭМП "Волшебные фигуры"...
Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной к школе группе по образовательной области «Познавательное развитие», тематический блок «Формирование элементарных математических представлений» Тем
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» РАЗДЕЛ ОПДО «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ» ДЛЯ ДЕТЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-5 ЛЕТ) ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Предлагаю вниманию своих коллег перспективное планирование на год раздел ФЭМП...
Познавательное развитие на основе формирования элементарных математических представлений детей
Как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям и подготовить к обучению в школе....
Познавательное развитие на основе формирования элементарных математических представлений детей.
Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Огромную роль в умс...
Конспект организованной образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста по познавательному развитию на основе формирования элементарных математических представлений на тему: «Теремок»
Цель: Закрепление и систематизация элементарных математических представлений у детей.Задачи:Образовательные задачи:Закрепить знания детьми названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольни...
- Мне нравится (1)