Работа по клеточкам и графические диктанты с детьми старшего дошкольного возраста
консультация по математике (старшая группа)
Статья представляет собой обобщение опыта работы с графическими диктантами в детском саду. Раскрывает основные цели работы, условия успешной реализации поставленных задач, алгоритм работы. Статья интересна воспитателям старших групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kletochki.docx | 18.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Волшебные клетки
Работа по клеточкам и графические диктанты с детьми старшего дошкольного возраста
Работа по клеточкам и графические диктанты – это универсальный помощник в развитии внимания, памяти, усидчивости детей дошкольного возраста. Эта деятельность позволяет в игровой форме закрепить умение правильно держать карандаш, тренирует руку дошкольника, корректирует устойчивость и точность движений. Позволяет научиться ориентироваться на листе, закрепляет понятие право/лево, верх/низ. Тренирует порядковый счет. И, наконец, игровые задания по клеточкам, графические диктанты – очень любимы детьми. Ведь всегда получаются интересные и неожиданные картинки.
Для того чтобы работа по клеточкам была эффективна и приносила детям радость необходимо соблюдать определенные правила, последовательность действий.
Задания должны проводиться от простого к сложному, быть непродолжительными по времени, обязателен учет индивидуальных особенностей ребенка. Ребенок не должен быть ограничен временем, каждый работает в своем темпе. Перед выполнением графического задания необходимо повторить направления: влево-вправо, вверх-вниз. Во время работы нужно следить за посадкой ребенка, за тем, как он держит карандаш.
В своей практике знакомить дошкольников с клеточками я начинаю в самом начале старшей группы, с 5 летнего возраста. У каждого ребенка есть своя тетрадь в крупную клетку. На первом этапе мы знакомимся с понятием тетрадь, с тем, что у тетради есть страницы и поля. Учимся работать в тетради сверху вниз и слева направо. Этот навык очень пригодится детям чуть позже, когда они будут учиться читать.
Первые задания очень легкие и короткие, это, как правило, задания «Дорисуй», «Продолжи ряд». Ребятам предлагается увидеть клетку и обвести ее. Затем обводим клеточки в строчке через интервал.
Для части детей подобные задания являются легкими, и с этими ребятами мы движемся дальше. Предлагаю чередовать в строчку разные геометрические фигуры – точки, прямые линии, уголки, квадрат, треугольник, прямоугольник. Другой части детей чуть сложнее увидеть клетку и строку, поэтому с ними мы продолжаем выполнять задания на основе клетки через клетку. Пока не добьемся устойчивого понимания ребенком основных понятий: клетка, строка, интервал.
Так как первые задания короткие, ребенок легко и быстро с ними справляется. Поэтому рисование по клеточкам воспринимается детьми как игра, позволяющая для каждого ребенка создать ситуацию личного успеха.
Постепенно, когда дети осваивают простые элементы, переходим к рисованию по клеточкам более сложных узоров, орнаментов и фигурок.
При условии регулярной работы, ко второй половине старшей группы дети готовы познакомиться с графическим диктантом.
Графический диктант проводится следующим образом. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии. При желании можно раскрасить получившуюся картинку, дорисовать ее.
Для успешного проведения графического диктанта необходимо соблюдать следующие правила:
1. Начинать следует от точки, поставленной в тетради (расставляю каждому перед занятием). Направление и количество клеток называется один раз. Повторять воспитатель не может, чтобы исключить путаницу.
2. Диктант проходит в полной тишине.
3. Если ребенок запутался, он просто откладывает карандаш и дожидается окончания диктанта, только тогда, можно вернуться и найти ошибку.
Перед тем как начать писать графический диктант следует объяснить детям, как он будет проводиться. Сначала проговариваем с детьми, что я буду им диктовать, на сколько клеточек нужно провести линии и в каком направлении. А они будут проводить эти линии по клеточкам, не отрывая карандаш от бумаги, а потом мы вместе посмотрим, что получится.
Диктовать нужно четко – ведь ребенок воспринимает задание на слух, в дошкольном возрасте это требует огромного усилия и сосредоточенности.
Разновидностью графических диктантов является графическое задание с планом. Детям предлагается нарисовать картинку по клеточкам, используя схему, где стрелочки обозначают направление движения, а цифры – количество клеток.
Этот вид графического диктанта предлагаю детям уже после того как они усвоили диктант на слух, т.к. этот вид работы требует больше усидчивости – ребенку нужно не просто услышать и повторить количество клеток и направление, а найти нужное место в плане, перенести его на свой лист. Не сбиться и не перепутать.
Благодаря планомерной, последовательной работе по клеточкам, включения в непосредственную образовательную деятельность различных видов графических диктантов, к завершению этапа дошкольного детства дети уверенно себя чувствуют, работая в тетради, готовы воспринимать учебные инструкции на слух, свободно ориентируются на плоскости листа и в пространстве.
Можно с уверенностью сказать, что работа по клеточкам с детьми старшего дошкольного возраста является незаменимым средством успешного развития и интересного обучения детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика проведения графических диктантов для детей старшего дошкольного возраста
Графические диктанты для дошкольников хорошо помогают родителям и педагогам планомерно подготовить ребенка к школе и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографи...
Рекомендации для родителей "Графические диктанты" для детей старшего дошкольного возраста
Уважаемые родители!Графические диктанты развивают у детей произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость.Весь диктант зак...
Консультация для родителей "Графические диктанты для воспитанников старшего дошкольного возраста"
Польза графических диктантовПодготовка ребёнка к школе – процесс длительный и обязательный. Поэтому психологи и педиатры рекомендуют начинать ещё за год до первого класса, в детском саду и...
Картотека графических диктантов для детей старшего дошкольного возраста
Для подготовки руки к письму необходимы графические умения, которые способствуют развитию моторики рук. Важен здесь и момент пространственного мышления. Графический диктант помогает детям научиться ор...
Волшебные клетки Работа по клеточкам и графические диктанты с детьми старшего дошкольного возраста
В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы ...
Подборка графических диктантов для детей старшего дошкольного возрасте
Графические диктанты для старших дошкольников. В предлагаемом Вашему вниманию пособии даются графические диктанты, которые помогут сформировать у детей старшего дошкольного возраста графические у...
Волшебные клетки. Работа по клеточкам и графические диктанты с детьми старшего дошкольного возраста
Работа по клеточкам и графические диктанты – это универсальный помощник в развитии внимания, памяти, усидчивости детей дошкольного возраста. Эта деятельность позволяет в игровой форме закрепить ...