Обучение дошкольников решению задач
учебно-методический материал по математике

Мелихова Марина Владимировна

Учебно-методический материал для воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon obuchenie_doshkolnikov_resheniyu_zadach.ppt2.43 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка дошкольников к обучению решению задач

Слайд 2

Обучение решению задач Обучение решению задач является сложнейший методический проблемой. Знакомить ребенка с арифметическими действиями и простейшими приемами вычислений следует раньше , чем начинать обучению решению задач.

Слайд 3

Что такое задача? Задача - это текст, содержащий численные компоненты. Структура этого текста, такова, что в нем можно выделить УСЛОВИЕ и ТРЕБОВАНИЕ ( которое не всегда выражено в форме вопросительного предложения). Решить задачу , - значит выполнить арифметические действия, определенные условием и удовлетворить требованию задачи.

Слайд 4

Из чего состоит задача? При рассмотрении задачи, как текстовой структуры принято выделять её характерные признаки: данное; условие; вопрос; искомое. Для детей является важным понимание полной структуры задачи: 1. условие; 2. вопрос; 3. решение; 4. ответ.

Слайд 5

Разновидность задач В типовых задачах условие выражено повествовательным предложением и предшествует вопросу , который выражен вопросительным предложением. К нетиповым относятся тексты , в которых или требование выражено повествовательным предложением , или вся задача сформулирована одним предложением, или условие разделено на две части… Нетиповые тексты могут быть построены и на других принципах – с нехваткой или излишком данных…

Слайд 6

Разновидность задач ПРИМЕРЫ нетиповых текстов задач: требование выражено повествовательным предложением На клумбе расцвело 3 розовых и 2 красных тюльпана. Определите количество цветов. вся задача сформулирована одним предложением Сосчитайте клубники на грядке, если в одном ряду созрели 4 ягоды, а в другом – 6. условие разделено на две части На полке стояло 8 игрушек. Сколько игрушек осталось на полке после того, как дети взяли 3 игрушки? Нетиповые тексты с нехваткой данных На дереве сидели птицы. 5 из них – воробьи, остальные – голуби. Сколько было голубей? Нетиповые тексты с излишком данных В вазе лежало 9 яблок. Петя съел 2 яблока и Юля съела 3 яблока. Сколько яблок они съели?

Слайд 7

Что является самым важным? Вначале нужно обучить ребенка моделировать различные ситуации ( объединение совокупностей, удаление части, сравнение), используя простейшие заменители палочки, фигурки). Затем выбирать соответствующие арифметические действия и составлять математические выражения , в соответствии с ситуацией, заданной текстом. На третьем этапе следует убедиться, что ребенок достаточно уверенно пользуется приемами присчитывания и отсчитывания , а не получает ответ пересчетом. Поскольку пересчетом можно пользоваться только лишь для проверки, но не для получения результата.

Слайд 8

Для подготовки ребенка к обучению решению задач, полезно учить его на слух улавливать разные необычности в текстах задач. Для чего исполняются тексты похожие на задачи, тексты с разными несоответствиями и т.д. Данные тексты акцентируют внимание ребенка на основных признаках задачи, учат внимательно вслушиваться в текст, анализируя его и вычисляя основные параметры.

Слайд 9

При знакомстве детей с задачей предлагается использовать простейшую рисованную схему, являющуюся графической моделью задачи. Этот простой и наглядный для ребенка вариант схемы, который легко конструируется на доске, с помощью: карточек с цифрами , знаками вопроса и стрелок поможет ребенку лучше представить ситуацию. + 5 ? 3

Слайд 10

При моделировании ситуации задачи на схеме, педагог обращает внимание детей, что стрелки на схеме моделируют направление и вид действия. Сходящиеся стрелки моделируют ОБЪЕДИНЕНИЕ. Расходящиеся стрелки – УДАЛЕНИЕ ЧАСТИ. Направление движения стрелок полезно показать руками, чтобы дети осознавали смысл схемы, моделируя ее через собственные движения рук.

Слайд 11

Дети могут при желании рисовать эту схему карандашом в блокноте, без использования линейки, что доступно даже 6-ти летнему ребенку. Такая схема наглядно моделирует любую простую задачу. Этим же приемом схематизации при решении задач дети могут пользоваться в школе, что позволяет обходиться без кратких записей, пока ребенок плохо пишет и читает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение обучения дошкольников решению арифметических задач

В процессе математического и общего развития детей дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению и составлению простых арифметических задач....

Моделирование как способ обучения дошкольников решению арифметических задач

Моделирование как способ обучения дошкольников решению арифметических задач...

Консультация для педагогов ДОУ "Методика обучения дошкольников решению задач"

В процессе математического и общего развития детей дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению и составлению простых арифметических задач. В детском саду проводится подготовит...

Значение обучения дошкольников решению арифметических задач

В процессе математического и общего развития детей дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению и составлению простых арифметических задач....

Консультация для воспитателей Обучение дошкольников решению задач

В консультации можно найти ответ на вопрос: "Что значит решить задачу?", рассмотрены способы обучения дошкольников решению разных видов задач....

Выступление – опыт ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ

Выступление – опыт  ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ...

Выступление на педсовете «Обучение дошкольников решение логических задач - как важный фактор успешного обучения на уроках в школе»

Многие полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть р...