Обучение дошкольников решению задач
учебно-методический материал по математике
Учебно-методический материал для воспитателей ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_doshkolnikov_resheniyu_zadach.ppt | 2.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обучение решению задач Обучение решению задач является сложнейший методический проблемой. Знакомить ребенка с арифметическими действиями и простейшими приемами вычислений следует раньше , чем начинать обучению решению задач.
Что такое задача? Задача - это текст, содержащий численные компоненты. Структура этого текста, такова, что в нем можно выделить УСЛОВИЕ и ТРЕБОВАНИЕ ( которое не всегда выражено в форме вопросительного предложения). Решить задачу , - значит выполнить арифметические действия, определенные условием и удовлетворить требованию задачи.
Из чего состоит задача? При рассмотрении задачи, как текстовой структуры принято выделять её характерные признаки: данное; условие; вопрос; искомое. Для детей является важным понимание полной структуры задачи: 1. условие; 2. вопрос; 3. решение; 4. ответ.
Разновидность задач В типовых задачах условие выражено повествовательным предложением и предшествует вопросу , который выражен вопросительным предложением. К нетиповым относятся тексты , в которых или требование выражено повествовательным предложением , или вся задача сформулирована одним предложением, или условие разделено на две части… Нетиповые тексты могут быть построены и на других принципах – с нехваткой или излишком данных…
Разновидность задач ПРИМЕРЫ нетиповых текстов задач: требование выражено повествовательным предложением На клумбе расцвело 3 розовых и 2 красных тюльпана. Определите количество цветов. вся задача сформулирована одним предложением Сосчитайте клубники на грядке, если в одном ряду созрели 4 ягоды, а в другом – 6. условие разделено на две части На полке стояло 8 игрушек. Сколько игрушек осталось на полке после того, как дети взяли 3 игрушки? Нетиповые тексты с нехваткой данных На дереве сидели птицы. 5 из них – воробьи, остальные – голуби. Сколько было голубей? Нетиповые тексты с излишком данных В вазе лежало 9 яблок. Петя съел 2 яблока и Юля съела 3 яблока. Сколько яблок они съели?
Что является самым важным? Вначале нужно обучить ребенка моделировать различные ситуации ( объединение совокупностей, удаление части, сравнение), используя простейшие заменители палочки, фигурки). Затем выбирать соответствующие арифметические действия и составлять математические выражения , в соответствии с ситуацией, заданной текстом. На третьем этапе следует убедиться, что ребенок достаточно уверенно пользуется приемами присчитывания и отсчитывания , а не получает ответ пересчетом. Поскольку пересчетом можно пользоваться только лишь для проверки, но не для получения результата.
Для подготовки ребенка к обучению решению задач, полезно учить его на слух улавливать разные необычности в текстах задач. Для чего исполняются тексты похожие на задачи, тексты с разными несоответствиями и т.д. Данные тексты акцентируют внимание ребенка на основных признаках задачи, учат внимательно вслушиваться в текст, анализируя его и вычисляя основные параметры.
При знакомстве детей с задачей предлагается использовать простейшую рисованную схему, являющуюся графической моделью задачи. Этот простой и наглядный для ребенка вариант схемы, который легко конструируется на доске, с помощью: карточек с цифрами , знаками вопроса и стрелок поможет ребенку лучше представить ситуацию. + 5 ? 3
При моделировании ситуации задачи на схеме, педагог обращает внимание детей, что стрелки на схеме моделируют направление и вид действия. Сходящиеся стрелки моделируют ОБЪЕДИНЕНИЕ. Расходящиеся стрелки – УДАЛЕНИЕ ЧАСТИ. Направление движения стрелок полезно показать руками, чтобы дети осознавали смысл схемы, моделируя ее через собственные движения рук.
Дети могут при желании рисовать эту схему карандашом в блокноте, без использования линейки, что доступно даже 6-ти летнему ребенку. Такая схема наглядно моделирует любую простую задачу. Этим же приемом схематизации при решении задач дети могут пользоваться в школе, что позволяет обходиться без кратких записей, пока ребенок плохо пишет и читает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение обучения дошкольников решению арифметических задач
В процессе математического и общего развития детей дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению и составлению простых арифметических задач....
Моделирование как способ обучения дошкольников решению арифметических задач
Моделирование как способ обучения дошкольников решению арифметических задач...
Консультация для педагогов ДОУ "Методика обучения дошкольников решению задач"
В процессе математического и общего развития детей дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению и составлению простых арифметических задач. В детском саду проводится подготовит...
Значение обучения дошкольников решению арифметических задач
В процессе математического и общего развития детей дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению и составлению простых арифметических задач....
Консультация для воспитателей Обучение дошкольников решению задач
В консультации можно найти ответ на вопрос: "Что значит решить задачу?", рассмотрены способы обучения дошкольников решению разных видов задач....
Выступление – опыт ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ
Выступление – опыт ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ...
Выступление на педсовете «Обучение дошкольников решение логических задач - как важный фактор успешного обучения на уроках в школе»
Многие полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть р...