«Занимательный материал по математике для занятий с детьми дошкольного возраста»
картотека по математике (старшая группа)

Зазулина Ольга Николаевна

Данный материал содержит занимательные игры по математике  для детей дошкольного возраста, которые можно использовать как в регламентированной деятельности, так и в индивидуальных занятиях с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Занимательный материал по математике для занятий с

детьми дошкольного возраста»

“Без игры нет,  и не может быть полноценного умственного развития ребенка.

Игра – это огромное светлое окно, через которое  в духовный мир  ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая  огонек пытливости и любознательности.”

                                                                                                                   В.А. Сухомлинский.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений.

При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересованность  математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. Используются логико-математические игры и с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом  непременным условием  является применение системы игр и упражнений. Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который  ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него  складывается  положительное эмоциональное отношение к ней, что стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его. Из всего многообразия математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение игр – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений, и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.   

Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры  вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребёнка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

Занимательный математический материал рассматривается и как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя на занятиях и вне их.

Такой материал можно включать в основную часть занятия по формированию элементарных математических представлений или использовать в конце его, когда  наблюдается снижение умственной активности детей.

Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений  о геометрических  фигурах, их преобразовании. Загадки, задачи – шутки уместны в ходе обучения решению  арифметических задач, действий над числами, при формировании представлении о времени. В самом начале занятия, в старшей и подготовительной к школе группах, оправдывает себя использование несложных занимательных задач в качестве «умственной гимнастики». Занимательные математические игры воспитатель может использовать и для организации самостоятельной деятельности детей.

В ходе решения задач на смекалку, головоломке дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребёнка, развивает  у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере  потом не трудился.Разнообразный элементарный занимательный материал может классифицировать, выделив в нём условно три основные группы:

- Развлечения;

- Математические игры и задачи;

- Развивающие (дидактические) игры и упражнения.

Основанием для выделения таких групп является характер и назначение материала того

или иного вида.

Занимательный математический материал:

это развлечения (загадки, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, головоломки, математические фокусы). Игры «Танграм», «Колумбово яйцо», «Пифагор», «Кубики для всех», «Вьетнамская игра» и т.д. Математические игры логические задачи и упражнения (шашки, шахматы, словесные и т.д.)

Дидактические игры и упражнения (с наглядными материалами, словесные игры).

В детском саду, в утреннее и вечернее время, можно проводить  игры математического содержания (словесные и с использованием пособий), настольно – печатные, такие как: «Домино фигур», «Составь картинку», «Арифметическое домино», «Логическое лото», «Лото», «Найди пару», игры в шашки и шахматы, разгадывание лабиринтов и др.;

Приведем пример некоторых математических игр:

1"Отгадай число"(для старших дошкольников)

Цель: Закрепление знаний числового ряда. Закрепление умения детей сравнивать числа.

По заданию ребенок должен назвать число меньше или больше какого-то числа, "соседей" числа. Какое число стоит между числами.

2 «Геометрическая мозаика», «Составь картинку» (Картинка из геометрических фигур)

Цель: Закрепление представлений о геометрических фигурах.

Задачи: Формировать умения раскладывать геометрические фигуры на группы по качественным признакам. Развивать внимания, логическое мышление, мелкую моторику. Воспитывать интерес к математическому развитию.

3"Числовой ряд"

Цель этого задания - закрепить знание последовательности чисел в натуральном ряду.

4 Лабиринты,для разгадывания которых требуется разрешить практическую задачу: помочь белке найти свое дупло, девочке - выйти из леса, накормить животных и тд.

Цель: Развивать у детей настойчивость и умение сосредоточиться, логическое мышление, ловкость.

5 "Расставь кружки"

Цель: развивать логическое мышление, воображение,внимание, мелкую моторику рук. Круги нужно расставить в определённом порядке, следуя заданию.Например: расставь круги так, чтобы синий круг был справа от красного, а маленький жёлтый круг был слева от синего и т. д.

6 "Составь фигуру из палочек" (игры со счетными палочками)

Цель: Умение перекладывать палочки для составления геометрических фигур и изображений.

Задачи: Формировать умение добиваться нужного результата. Развивать логическое мышление, воображение, память. Воспитывать умение использовать полученные знания в самостоятельной деятельности.

7 "Палочки (полоски) Кюизенера" Цветные счетные палочки Кюизенера используются для развития у детей математических способностей и подготовки к урокам математики в школе

Цель:закрепление, с помощью палочек Кюизенера состав числа, счет, закрепление числового ряда.

8 Логические задачи на поиск недостающих фигур (Найди девятое)

Из фигур выбрать ту, которую можно поместить вместо знака вопроса.

Цель таких заданий-вызвать интерес к решению задачи путем зрительного и мыслительного анализа рядов фигур по горизонтали и вертикали.

9 "Сосчитай и положи цифру", "Сосчитай и ответь"

Цель:Учить детей количественному счёту, учить соотносить количество предметов с числом.

10 "Блоки Дьенеша"

Цель: Развитие сенсорной и знаковой культуры.

Задачи: Развитие представлений о свойствах предметов (блоках) – форме, величине, цвете, толщине. Формировать понимание связей и отношений в натурально ряде чисел.Развивать логические операции: сравнение, сериация, классификация. Воспитывать интерес к математическому развитию.

11 Кубики Никитина Б. П. «Ступеньки творчества, или развивающие игры»

Цель: Способствование овладению детьми элементарному моделированию.

Задачи: Закрепление знания цветов, форм, развивать способность комбинирования предметов. Формирование умения классифицировать фигуры по форме, цвету.

Эффективность реализации математических задач во многом зависит от содержания предметно-игровой среды.  Предметно-игровая среда призвана содействовать решению как специфических задач целенаправленного развития математических представлений детей, так и решению задач их всестороннего развития, формирования личности и подготовки к учебной деятельности.

Организуя уголок занимательной математики, надо исходить из принципа доступности игр детям в данный момент, помещать в уголок такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне.

Для стимулирования коллективных игр, творческой  деятельности необходимо использовать магнитные доски, фланелеграфы с наборами фигур, счётных палочек, альбомы для зарисовки придуманных ими задач, составленных фигур.

Организация уголков занимательной математики, возможна в группах начиная со среднего дошкольного возраста.

В уголке помещаются разнообразный занимательный материал, с тем чтобы, каждый из детей смог выбрать для себя игру. Это настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению шашек и шахмат: «Лиса и гуси», «Мельница», «Волки и овцы», и др.; головоломки (на палочках и механические); логические задачи и кубики, лабиринты; игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур – силуэтов из специальных  наборов фигур; игры на передвижение. Все они интересны и занимательны. В настоящее время во многих детских журналах и газетах имеются рубрики, в которых сосредоточен занимательный материал. Хорошо представлен и описан занимательный материал в книге Михайловой З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников»

Таким образом, занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и  доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.

        Литература:

  • 1. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений. М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  • 2. Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах // Дошкольное воспитание, 2002, № 11. с. 20-24.
  • 4. Белошистая А.В. Формирование математических способностей: пу-ти и формы // Ребенок в детском саду, 2001. № 1. е. 5-17; № 2. с. 9-25.
  • 7. Дошкольник изучает математику. Как и где? / Сост. и общая ред. Т.И. Ерофеевой. М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. 128 с.
  • 8. Дьяченко О. Возможности развития умственных способностей дошкольников // Дошкольное воспитание, 1993. № 11. с. 43.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексический материал по развитию речи для занятий с детьми дошкольного возраста.

Пособие поможет в подготовке и проведении занятий по развитию речи с дошкольниками.Весь материал подобран в соответсвии с базовыми программами детских садов и многократно апробирован на практике самим...

Игра - путешествие "В стране Занимательной Математики". Конспект занятия для старшего дошкольного возраста.

Игра - путешествие "В стране Занимательной Математики". Старшая - подготовительная группы. Задачи:- познакомить детей с днями недели, их названиями, последовательностью;- рассказать дет...

Дидактический материал для занятий с детьми дошкольного возраста

Разнообразные дидактические игры по разным разделам....

Опыт работы по теме: «Использование занимательного материала в развитии познавательных способностей воспитанников старшего дошкольного возраста на примере развития элементарных математических представлений»

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математическое развитие дошкольника не может сводиться  к обучению сч...

Материал для дистанционных занятий с детьми дошкольного возраста

Материал  для дистанционных занятий с детьми дошкольного возраста....

«Использование занимательного материала в развитии познавательных способностей воспитанников старшего дошкольного возраста на примере развития элементарных математических представлений»

На первом этапе мы создали естественную, комфортабельную, уютную,рациональную, организованную обстановку, насыщенную разнообразнымидидактическими средствами и игровыми материалами. Условно эти...