Лексический материал по развитию речи для занятий с детьми дошкольного возраста.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме
Пособие поможет в подготовке и проведении занятий по развитию речи с дошкольниками.Весь материал подобран в соответсвии с базовыми программами детских садов и многократно апробирован на практике самим автором.Пособие предназначено воспитателям и педагогам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksicheskie_temy.docx | 119.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексическая тема: Игрушки
- Развитие общей моторики.
На большом ковре и вряд
Куклы Танины стоят
Два медведя, Буратино,
И котенок и слоненок,
И весёлый Чиполино.
Раз, два, три, четыре, пять-
Вместе мы пойдём гулять
- Развитие мелкой моторики.
Шла по улице машина, Шла машина без бензина, Шла машина без шофёра, Без сигнала светофора, Шла сама куда не зная, Шла машина заводная. | Кисти рук лежат на столе. Поочерёдно отрывать пальцы от стола начиная с большого. |
- Развитие мимических мышц.
Как хорошо, когда ты улыбаешься,
Как хорошо, когда ты удивляешься,
Но как же нам невесело,
Когда ты сердишься и огорчаешься.
(выполнение действий по тексту)
- Развитие фонетико - фонематических процессов.
- Повторить: звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие.
- Повторить понятие «Звук – Слог – Слово».
- Закрепить буквы А, О, У, М. Тренировать в чтении слогов, составление звукобуквенных схем (ау, Маша).
- Игры: «Угадай по голосу», «Дин – Дон».
- Развитие лексико – грамматических процессов.
- Дид. игра «Узнай игрушку по описанию» (один ребёнок описывает игрушку, другой отгадывает).
- Подобрать действие к предмету: мяч (летит, прыгает, катится, скачет, падает и т.д.), кукла, матрешка, машинка.
- Дид. игра «Назови ласково» (словообразование с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов), мяч- мячик, кукла, мишка, матрешка, петрушка, пирамидка и т.д.
- Упражнение в согласовании существительных с числительными два, две (два мяча, две куклы).
- Составить описательный рассказ об игрушке по плану:
- Что это?
- Из каких частей состоит?
- Какой формы?
- Какого цвета?
- Из какого материала сделана?
- Как с ней можно играть?
- Развитие связанной речи.
Чтение А. Барто.
Придумывание загадок об игрушках.
Лексическая тема: Осень, листья
- Развитие общей моторики.
Дует, дует ветер, дует, завывает
Жёлтые листочки с дерева срывает,
Падают листочки, прямо нам под ножки,
В щёлочки забились все букашки крошки.
- Развитие мелкой моторики.
Ветер по лесу гулял,
Ветер листики считал:
Вот дубовый, вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер кинул на тропинку.
- Развитие мимических мышц.
Вот после осеннего дождика выглянуло солнышко. Но снова набежала тучка А ветер тучки унёс. Мы наклонились и нашли ягоду- бруснику Кислая | Улыбнуться, обрадоваться Нахмуриться, огорчиться Улыбнулись Удивление, радость Изобразить. |
- Развитие фонетико - фонематических процессов.
- Закрепить правило –«Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов». Составить схемы слов: дубы, листик.
- Закрепить звуки- Ы, Э, И- характеристика, обозначение цветом и буквы Ы, Э, И (выкладывать из палочек, склад. пальч.)
- Деление на слоги, определение ударного слога: осень, туча, листопад, дождик.
- Чтение слогов с буквами М, Ы, Э, И. Запомнить звуки перед буквой И становятся мягкими.
- Игра «Цепочка слов»
- Развитие лексико – грамматических процессов.
- Подобрать слова, отвечающие на вопрос «Что делает? Что делают?» по теме осень. Например: Осень (что делает?) приходит, наступает и т.д. Птицы, дождь, тучи, животные, деревья, ветер, листья.
- Подбери признак. Например: Солнце (какое?) – тусклое, листья, трава, небо, дождь, земля, день, облака, ветер.
- Составить описательный рассказ по картиннографическому плану.
- Развитие связанной речи.
- Чтение стихотворений отечественных поэтов об осени.
- Игра «Подбери предмет к признакам» (осенний, осеннее, осенний)
Лексическая тема: «Откуда хлеб пришел?»
- Развитие общей моторики.
Колоски золочённые На ветру качаются На ветру качаются Низко наклоняются | Руки над головой Наклоны |
- Развитие мелкой моторики.
Мы пришли в магазин Мы купили: торт один, Плюшек – две, Ватрушек – три, А булок купили- Сразу четыре! | Хлопки Показать 1 п. Показать 2 п. Показать 3 п. Показать 4 п. |
- Развитие мимических мышц.
Представьте себе, что вы маленькое зёрнышко и Вас посадили в землю. Темно, сыро. Но Вы начали расти и тянуться к солнышку. Солнце пригрело. Вы растёте всё выше и выше. | Страх Изобразить Улыбку Радость |
- Развитие фонетико - фонематических процессов.
- Подбери слово к схеме _’ _, _’ _ _.
- Назвать слова со звуками Н, Н’.
- Закрепит букву Н (выкладывание из палочек, чтение слогов, прямых и обратных)
- Игра «Цепочка слов»
- Развитие лексико – грамматических процессов.
- Рассказать детям, какое значение для всех людей имеет хлеб, как много людей разных профессий трудятся, чтобы испечь хлеб, что хлеб надо беречь.
- Объяснить пословицу: «Хлеб всему голова»
- Подобрать родственные слова к слову хлеб
- Дид. игра «Откуда хлеб пришёл?» (взрослый задаёт вопрос, дети отвечают)
- Откуда хлеб пришёл?
- А в магазин как попал?
-Что делают в пекарне? (пекут хлеб)
- Из чего пекут хлеб?
- Из чего мука?
-Откуда зерно?
-Откуда пшеница?
- Кто её посеял?
\|/
- Выложить колос из счетных палочек. \|/
\|/
- Развитие связанной речи.
- Чтение стихотворений о жатве, хлебе (Н/р: А.Балин)
- Заучивание стихотворения:
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не забудешь на прогулке
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Лексическая тема: «Овощи, огород, труд людей»
- Развитие общей моторики.
В огород пойдем, урожай соберём Мы морковки натаскаем И картошки накопаем. Срежем мы кочан капусты Круглый, сочный, очень вкусный | Шаг на М «Таскают» «Копают» «Срезают» Рисуют руками круг |
- Развитие мелкой моторики.
Будем мы варить компот, Фруктов нужно много. Вот: Будем яблоки крошить, Груши будем мы рубить, Отожмём лимонный сок, Слив положим, сахарок. Варим, варим мы компот, Угостим честной народ. |
- Развитие мимических мышц.
Пришли в сад. Какие большие яблоки. А какие сочные груши! А как их много. Откусили яблоко, а оно кислое | Удивление Восхищение Радость Разочарование |
- Развитие фонетико - фонематических процессов.
- Назвать первые звуки в словах: нитка, палка, ночь, майка, булка, пингвин, бабушка.
- Подобрать слова на звуки П, П’, Б, Б’
- «Хлопай- топай» на звук П- хлопки, Б- топать
- Выложить буквы из счетных палочек, нарисовать цветным карандашами
- Читать слоги с буквами П и Б
- Звуковой анализ слов банка, пила, бинт, пот.
- Развитие лексико – грамматических процессов.
- Составить предложение из слов: яблоко, лежать, яблоня, тарелка, картошка, расти, огород в
- Игра «Магазин соков» (сок из яблок- яблочный), из груши, слив, абрикосов, смородины, тыквы, клубники, моркови, свеклы, малины
- Игра «1, 3, 5, 7» (груша- одна груша, три груши, пять груш, семь груш), яблоко, кабачок, вишня, лук м т.д.
- Закончи предложения:
Мама почистила картошку, чтобы…
Мама собрала в саду малину, чтобы…
Мама помыла овощи, чтобы…
Мама купила в магазине яблоки, чтобы…
- Дидактические игры «Назови цвет», «Назови форму».
- Развитие связанной речи.
Составить сравнительные рассказы о клюкве и малине, о яблоке и помидоре.
Лексическая тема: «Осень, лес, грибы, деревья»
- Развитие общей моторики.
Листья осенние тихо кружатся, Листья нам под ноги тихо ложатся, И под ногами шуршат, шелестят Будто опять закружиться хотят. *Мы по лесу шли, шли, шли И бруснику нашли, Раз, два, три, четыре, пять Мы идём искать опять. (далее от * с назв. ягод) |
- Развитие мелкой моторики.
На пеньке живет семья, Мама, папа, брат и я. Дом у нас один, а крыша Есть у каждого своя. | Одна рука в кулаке, приклад. к лад другой. Лад. сним., пал. пооч. разжим. «Крыша» Накр. лад. пр.р. каждый палец лев. |
- Развитие мимических мышц.
Представьте что Вы в лесу, увидели огромную сосну , а под ней гриб . Это мухомор . Да их здесь много . А рядом березка, под ней голубика . Кислая. |
- Развитие фонетико - фонематических процессов.
- Подобрать слова со звуком Т, Т’, Д, Д’.
- Скажи наоборот ( Т заменяя на Д): тоска – доска, трава, Таня, том, точка, тачка, тело, тень, лети.
- Игра «Хлопай, топай» (на звук Т- хлопки, Т’- топать; на Т – хлопки- Д – топать).
- Звукобуквенный анализ слов: том, дом, Дима, тина.
- «Чудесный мешочек» (буквы А, О, У, Ы, И, Э, Н, Г, Д, П, Б).
- Подобрать слова по слоговой схеме __/ __
- Развитие лексико – грамматических процессов.
- «Назови ласково» (дуб, клён, осина, берёза, рябина, каштан, ель, ива, сосна)
- Игры: «Иголка- листик» (если дерево лиственное- дети показывают ладонь, если хвойное- указательный палец), «Дерево- куст» (дерево- ладонь с разведёнными в стороны пальцами, куст- кулак)
- «Сосчитай» (1-5: один опенок, два опенка, три…) с названием грибов.
- «Съедобный – несъедобный» (грибы).
- Назвать лесные ягоды, поделить на слоги, определить ударение.
- Развитие связанной речи.
Составление рассказа «Прогулка в осенний лес», «Дары осени».
Лексическая тема: «Осень (птицы, насекомые, дикие животные)»
- Развитие общей моторики.
Белка – с кисточками ушки- Гриб увидит на опушке- Прыг за ним с густых ветвей И домой несет скорей. Зайка по лесу скакал, И от холода дрожал. Дождь холодный льёт и льёт, Согреться зайке не даёт. |
- Развитие мелкой моторики.
Эта птичка- соловей, эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка, сонная головушка. Эта птичка – свиристель, эта птичка – коростель, Эта птичка – злой орлан, Птички, птички по домам! |
- Развитие мимических мышц.
Прилетела птичка ягоды клевать. Как их много! (удивление). Надолго хватит! (радость). Но вдруг прилетела целая стайка других птичек и склевала все ягоды… (огорчение). Но ведь это мои друзья (радость) и я знаю ещё дерево с ягодами (подмигнуть правым глазом). |
- Развитие фонетико - фонематических процессов.
Звуки К, К’, Г, Г’, Х, Х’, букв К, Г, Х.
- Дети берут по одной карточке, называют её, определяют местоположение звуков.
- Звукобуквенный анализ слов: мак, ноги, мухи, хата, годик.
- «Скажи наоборот» - заменить звук Х на Х’, ха-ха-ха-ха, хо-хо-хо-хо, хы-хы-хы-хы. Заменить звук К на Х, ка-ка-ка-ка, ко-ко-ко-ко, ку-ку-ку-ку
- Волшебный мешочек», из найденных букв дети сами выкладывают слоги, слова.
- Подобрать предложение к схеме __/ __ к __
- Развитие лексико – грамматических процессов.
- Рассказать, что происходит осенью с животными, насекомыми, птицами. Назвать перелетных птиц.
- Образовать сложные прилагательные: короткий хвост – короткохвостая, острый клюв, черное крыло, красные лапы, длинная шея, косые лапы, крутой лоб, острые уши.
- Образовать притяжательные прилагательные: нора лисы –лисья, берлога медведя, дупло белки, логово волка, морда лисы, хвост зайца, паутина паука.
- Образовать существительное с помощью суффикса -ищ: нос- носище, волк, паук, заяц, муравей, медведь.
- Игра «Сосчитай»
- Развитие связанной речи.
Заучивание стихотворения
У лисы в лесу глухом есть нора – надежный дом.
Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт там лапу.
Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нём.
Лексическая тема: «Одежда. Обувь. Головные уборы»
- Развитие общей моторики.
Ох, испачкалась одежда, мы её не берегли, Обращались с ней небрежно, мяли, пачкали в пыли. Надо нам её спасти и в порядок привести. В тазик воду наливаем, порошочку насыпаем. Всю одежду мы замочим, пятно тщательно протрем, Постираем, прополощем, отожмем её, встряхнем. А потом легко и ловко всё развесим на верёвках. А пока одежда сушится, мы попрыгаем, покружимся. |
- Развитие мелкой моторики.
Как у нашей кошки на ногах сапожки. Как у нашей свинки на ногах ботинки. А у пса на лапках голубые тапки. А козлёнок аленький одевает валенки. А сыночек Вовка- новые кроссовки. Вот- так, вот- так- новые кроссовки. | Загибают по одному пальцу, начиная с большого. Сжимают и разжимают кулаки |
- Развитие мимических мышц.
Однажды пришла Таня в магазин , ого сколько одежды, обуви и головных уборов (удивление). Померила красивые сапожки- малы (огорчение), а вот красивое большое платье (восхищение). А как много разных шляп (радость). |
- Развитие фонетико - фонематических процессов.
- Подобрать слова, которые начинаются на звук В, В’, Ф, Ф’.
- Игра «Лото». Детям раздают цветные кружки и 4-6 картинок, в названиях которых встречаются и не встречаются заданные звуки звук В, В’ (Ф, Ф’). Задание: найти картинку в названии которой есть нужный звук и закрыть её кружком. Выигрывает тот , кто первым правильно выполнит задание.
- Выкладывание букв В и Ф из счетных палочек, рисование в воздухе.
- Скажи наоборот: ва-фа, ви-фи.
- Звукобуквенный анализ предложения:
Фима дома, У дома ива.
- Развитие лексико – грамматических процессов.
- «Исправь ошибку»: моя сапоги, мой шапка, моё перчатки, моё шарф и т.д.
- «Назови какие»: Сапоги из резины- резиновые сапоги, шапка из шерсти, перчатки из кожи и т.д.
- Пересчитать предметы. Один шарф, два шарфа, пять шарфов, одна шапка…, одно пальто…
- Ответить на вопрос: «Что можно считать парами?» (одна пара сапог, две пары сапог…, носки, чулки, туфли, перчатки).
- Скажи со словом «полу» (полуботинки, сапоги, комбинезон,кеды).
- Развитие связанной речи.
Составить описательный рассказ об осенней одежде, обуви, головных уборах.
Лексическая тема: «Наше тело, лицо, семья»
- Развитие общей моторики.
Мы зарядку начинаем, наши руки разминаем, Разминаем спину, плечи, Чтоб сидеть нам было легче. Дружно прыгаем, прыг- скок! Кто достанет потолок? А теперь ходьба на месте. Громко топаем все вместе. За столы мы снова сели, Принимаемся за дело. |
- Развитие мелкой моторики.
Я – весёлый человек, Я гуляю и пою. Я – весёлый человек, Очень я играть люблю. Разотру ладошки сильно Каждый пальчик покручу, Поздороваюсь с ним сильно И вытягивать начну Руки я затем помою, Пальчик к пальчику сложу, На замочек их закрою И тепло поберегу. | Сжимаем кулак, затем разгибаем указательный и средний палец и «шагают» ими по поверхности. Выполняем движение по тексту «крючки» |
- Развитие мимических мышц.
Водичка, водичка умой моё личико, Чтоб глазоньки блестели, Чтоб щечки краснели, Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок | Радость Удивленно моргать Растирать руками щеки |
- Развитие фонетико - фонематических процессов.
- Придумать слова со звуком C, С’ , ,
- Раздай подарки Соне- Симе.
- Поделить на слоги слова: самолет, самокат, снегоход, снегокат и объяснить как эти слова образовались.
- Подобрать родственные слова к слову снег.
- Закрепить образ буквы С- рисуем в воздухе, на спине соседа, в тетради.
- Печатание в тетрадях слогов и слов (СА, СЫ, СИ, сани, осы, сито, носки).
- Придумывание предложения с предлогом
- Развитие лексико – грамматических процессов.
- Сколько у одного человека и у трех человек? (У одного человека одна голова, у трех человек три головы)
- Чем мы: смотрим, слушаем, хлопаем, едим, нюхаем, жуём.
- Кто лишний и почему?
- Мама, папа, доктор, брат, сестра, одноклассница.
- Мама, соседка, бабушка, дочка.
- «Скажи ласково» мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь, сестра, тётя, дядя.
- Развитие связанной речи.
Объясни пословицы: «Вся семья вместе- так и душа на месте», «Руки работают, а голова кормит».
Лексическая тема: «Посуда»
- Развитие общей моторики.
Вот большой стеклянный чайник Очень важный как начальник Вот фарфоровые чайники, Очень хрупкие бедняжки. А вот глиняные блюдца, Только стукни, разобьются. Вот- пластмассовый поднос Он посуду нам принёс. |
- Развитие мелкой моторики.
Помогали дочки маме Вымыли посуду сами Чайник, чашку, Ложку, вазу, Маленький зелёный тазик. Мыли, мыли, мыли, мыли Вазу вдребезги разбили, Потеряли где-то ложку Маме помогли немножко. | Сжимаем и разжимаем кулачки Трут ладошку о ладошку Загибают по 1 пальцу, начиная с большого Трут ладошку о ладошку Встряхают руками «ложка» «фонарики» |
- Развитие мимических мышц.
Легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки, подмигнуть правым глазом,, левым глазом. |
- Развитие фонетико - фонематических процессов.
- Подобрать слова, в которых звук З стоит в середине слова.
- Подобрать слова, в которых звук С стоит в конце слова.
- Игра «Хлопай- топай». На слова со звуком С- хлопаем, со звуком З- топаем.
- Звукобуквенный анализ слов сани, сито, зима, коза.
- Подбор предложений к схемам:
__ __ . __ __ __.
- Проговаривание слоговых рядов: са-со-су-сы, зу-за-зо-зы и т.д.
- Развитие лексико – грамматических процессов.
- Игра «Дополни предложения»: Чай пьют (из чего?) из чашек, суп едят…, хлеб можно взять из…, сахар возьмем из…
В сахарнице, хлебнице, солонке хранят…
В супницу наливают…
В конфетницу кладут…
- Игра «Назови правильно» (классификация посуды- кухонная, столовая, чайная и т.д.)
- «Назови и объясни 4-е слово»:
Хлеб- нож, суп- поварешка
Чай чайник- суп (кастрюля)
Сыр молоко- колбаса (мясо)
- Развитие связанной речи.
- Составление описательных загадок о посуде
- Чтение стихотворения К. Чуковского «Федорино горе»
Лексическая тема: «Зима»
- Развитие общей моторики.
Рано утром на полянке Веселились две снежинки, Левой ножкой: топ-топ! Правой ножкой: топ- топ! Руки мы поднимем вверх! Кто поднимет выше всех? |
- Развитие мелкой моторики.
Раз, два, три, четыре, Мы с тобой снежок слепли Круглый, крепкий, Очень гладкий И совсем- совсем не сладкий. | Загибаем по одному пальцу «лепят» Изображают «пригрозили» |
- Развитие мимических мышц.
Мы умеем улыбаться Мы умеем удивляться Мы умеем сердиться Мы умеем огорчаться |
- Развитие фонетико - фонематических процессов.
- Заменить звук С на З в словах: роса, суп, сайка, лиса, соя.
- Чтение слогов с буквами С и З.
- Подари подарки Соне, Зое.
- Звукобуквенный анализ предложений:
- У Зой сани.
- У Симы зонт.
- Лиса сидит за кустом.
На выбор для разных подгрупп.
- Заучивание скороговорок:
Сеня едет на покос
Сено запасти для коз.
На зимнем небе морозы
Загораются яркие звезды.
- Развитие лексико – грамматических процессов.
- Знать название времени года, зимние месяцы, признаки зимы.
- Подобрать родственные слова к словам зима, снег.
- «Каким может быть?»: снег (белым, пушистым и т. д.), зима, мороз.
- «О чём можно сказать?»: замерзает (река), наступает (зима), кружатся, летят (снежинки), побелела (земля) и т.д.
- Назвать зимнюю одежду, обувь, головные уборы.
- Развитие связанной речи.
- Составить рассказ о зиме по картинно- графическому плану.
- «Объясни пословицы» (на выбор):
В декабре солнце поворачивает на лето, а зимой на мороз.
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает.
Лексическая тема: «Зима. Зимующие - кочевые птицы».
- Развитие общей моторики.
Снежок порхает, кружиться, На улице бело. И превратились лужицы В прозрачное стекло. Где летом пели зяблики, Сегодня- посмотри! Как розовые яблоки, На ветках снегири. | Взмахи руками, кружатся. Приседают, водят руками вокруг себя. Встают, «машут крыльями» Изображают руками «яблоко», «ветки» |
- Развитие мелкой моторики.
Птички полетели, Крыльями махали На деревья сели Вместе отдыхали | «Птичка» «Дерево» «Гусь» |
- Развитие мимических мышц.
Злится старуха зима (изобразить), хочет заморозить маленького снегиря ( изобразить). Но снегирю все нипочем (изобразить). Повесили для него и других птиц кормушки (радост) |
- Развитие фонетико - фонематических процессов.
- Придумать слова на звук Ц, , ,
- Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках, составить с каждым словом предложение (с графической схемой), разделить на слоги и поставить ударение.
Ой, насыпало снежка! Вывожу коня- дружка!
За верёвочку- узду через двор коня веду,
С горки вниз на нем лечу, а назад его тяну (санки).
Я увидел свой портрет,
Отошли- портрета нет (зеркало).
На одной ноге стоит, в воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад- ищет в речке лягушат (цапля).
- Звуковой анализ слова синица.
- Выкладывание из палочек, мозаики букв С, З, Ц.
- Развитие лексико – грамматических процессов.
- «Раздели на группы»: зимующие, перелётные и кочующие (пролётные) птицы. Назови каждую птичку.
- «Один- много»: ворона, воробей, голубь, синица, снегирь, свиристель и т.д.
- «Подбери признак»: ворона (какая?)…, голубь (какой?)… и т.д.
- «Объясни словечко»: красногрудый, перелётные, зимующие, кормушка, черноголовый.
- Развитие связанной речи.
- Расскажи о своей любимой птице (размер, цвет, чем питается.)
- Чтение литературных произведений о птицах.
Лексическая тема: «Комнатные растения»
- Развитие общей моторики.
Наши алые цветки Распускают лепестки, Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Но алые цветки Закрывают лепестки, Тихо засыпают, Головой качают. |
- Развитие мелкой моторики.
В горшочек посажу росток, Поставлю на окне. Скорей росток, раскрой цветок- Он очень нужен мне. Промчатся ветры за окном Со снежною зимой Но будет выше с каждым днем Расти цветочек мой. |
- Развитие мимических мышц.
О чем мечтает садовод? В его мечтах весь мир цветет (мечтательность). А люди глядя на цветы становятся добрей (доброта). |
- Развитие фонетико - фонематических процессов.
- Найди общий звук в словах: шкаф, кошка, нож, школа, шишка, шахматы, мышь.
- Назвать слова в которых звук Ш стоит в начале, середине, конце слова (или разложи картинки).
- Звукобуквенный анализ:
- У Миши шуба.
- Саша купил сапоги.
- «Подарки»- Соне и Шуре.
- «Чудесный мешочек» (из правильно отгаданных букв выкладывать и читать слоги и слова).
- Развитие лексико – грамматических процессов.
- Назвать комнатные растения в группе.
- Сравнить: герань и фиалку, кактус и алоэ.
- Классификация. Разложить в 2 группы: комнатные и садовые растения. Объяснить почему они так называются и зачем нужны человеку.
- «Назови ласково»: стебель, лист, цветок, бутон, ветка, корень, горшок, земля.
- «Угадай по описанию».
- «Один- много»- фикус, фиалка, герань, бегония, кактус, бальзамин ит.д.
- Развитие связанной речи.
- Составить описательный рассказ о внешних особенностях комнатных растений.
- Составить рассказ о пользе комнатных растений и как за ними ухаживать.
Лексическая тема: «Зимние забавы- Новый год»
- Развитие общей моторики.
Мы бежим с тобой на лыжах, Снег холодный лыжи лижет. А потом- на коньках, Но упали мы. Ах! А потом снежки лепили, А потом снежки катили, А потом без сил упали И домой мы побежали. |
- Развитие мелкой моторики.
Этот пальчик- Дед Мороз У него есть красный нос, Есть седая борода Очень ждем его всегда! Со снегуркой он придет И подарки принесет. | Руки в кулак, большой палец вверх Достать указательные пальцы Достать средние пальцы «Подзывают» к себе Пальцы обеих рук «шагают» Хлопают в ладоши |
- Развитие мимических мышц.
Надуть левую щеку, надуть правую щеку, надуть обе щеки одновременно. Втянуть щеки в рот. |
- Развитие фонетико - фонематических процессов.
- Раздай подарки Соне и Шуре (сначала чтоб звук был , затем , а затем ).
- Назвать слова на звук Ж.
- Звукобуквенный анализ
- Жук сидит на сосне.
- Заучивание игры:
«Жук упал и встать не может
Ждет он, кто ему поможет»
1 ребенок жук сидит в центре хоровода и жужжит. Все остальные ходят по кругу и проговаривают слова. На последних словах жук встает, дети разбегаются. Жук ловит одного ребенка, который должен сказать 3 слова со звуком Ж.
- Выкладывание букв С, Ш, Ж.
- Развитие лексико – грамматических процессов.
- Вспомнить в какие игры можно играть зимой на улице, какие праздники бывают зимой, зимние виды спорта.
- «Почему так называют?»: конькобежец, саночник, лыжник, хоккеист, фигурист.
- «Бедняк- богач» («украшаем ёлку»): шар- шары, фонарик, хлопушка, гирлянда, шишка, звезда ит.д.
- «Какими бывают ёлочные игрушки?». Из стекла- стеклянные, из фарфора, из ваты, из воска, из пластмассы, из хрусталя.
- «Мой», «моя», «мои». Коньки, ёлка, лыжи, шар, гирлянда, серпантин, санки, звезда, фонарик, снеговик, шишка и т. д.
- Развитие связанной речи.
Составить рассказы «Зимние забавы», «Праздник ёлки».
Лексическая тема: «Дикие животные и их детеныши
Домашние животные и птицы и их детеныши»
- Развитие общей моторики.
По сухой лесной дорожки Топ-топ-топ , топчут ножки. Ходит , бродит вдоль дорожек Весь в иголочках серый ёжик. Ищет ягодки, грибочки Для сыночка и дочки. |
- Развитие мелкой моторики.
У лисы в лесу глухом есть нора- надежный дом. Не страшны зимой метели белочки в дупле на ели . Под кустами еж колючий нагребает листья в кучу. Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры. Спит в берлоги косолапый, до весны сосет там лапу. Есть у каждого свой дом. Всем тепло, уютно в нем. | Загибаем пальцы. « крыша» сжимаем, разжимаем кулак. |
- Развитие мимических мышц.
В лесу бегает злой волк Вдруг его не стало А мы увидели под елкой зайца Волк его не заметил. | Нахмурить брови Поднять брови Подмигнуть правым глазом Подмигнуть левым глазом. |
- Развитие фонетико - фонематических процессов.
- Дать характеристику звукам З, Ш, Ж.
- « Скажи наоборот»
З-Ж
Ш-Ж
- Закрытое правило – ЖИ, ШИ – пиши с буквой И, запись под диктовку, звукобуквенный, анализ: Ужи, шипы, камыши, живот.
- Чтение слогов и слов с буквами З, Ж и Ш выкладывание этих букв из палочек, «Чудесный мешочек».
- Скороговорки (четкое произношение, заучивание)
На поляне в летний день
Размышляет жук- олень,
«Если зелень есть без лени,
Можно стать большим оленем».
- Развитие лексико – грамматических процессов.
- «Назови семью» (курица – петух – цыплята, кошка – кот – котеок, заяц – зайчиха – зайчата)
- «Кто- где живет» (предложение по схеме /_ __ В __.)
- «Рассади животных по вагонам» (1 вагон – слова с 1 слогом, 2 – 2 слога, 3- 3 слога)
- Сравни животных
Заяц – собака
Олень – корова
- «Угадай по описании.»
- Развитие связанной речи.
Чтение художественных текстов: М. Пришвин «Ёж», русских народных сказок в обработке Л.Н. Толстого «Маша и медведь», «Три медведя».
Лексическая тема: «Мебель, бытовые приборы».
- Развитие общей моторики.
В прятки мы когда играли, Стул нечаянно сломали А сегодня так и быть, Будем мы его чинить! Молоток покрепче бей, Дайте нам ещё гвоздей. Вот и всё наш стул как новый, Он теперь стоит в столовой. |
- Развитие мелкой моторики.
Здесь у меня столовая Вся мебель здесь дубовая Вот это стул- на нём сидят. Вот это стол – за ним едят. | «Пальчики здороваются» Сжать разжать кулачки «Стул» «Стол» |
- Развитие мимических мышц.
Опосредованная гимнастика (по картинкам) |
- Развитие фонетико - фонематических процессов.
- «Повтори правильно» жа –жа –за –жа, са – са – ша – ша, са – за – са –за, ша – ша – жа- жа и т.д.
- Определить места звуков С, Ш, З, Ж в словах (по картинкам)
- «Восстанови слоги» - дописать недостающие элементы, прочитать слоги.
- Звукобуквенный анализ
Саша бежит за жуком
- «Чудесный мешочек»
- Развитие лексико – грамматических процессов.
- Назвать мебель, электроприборы.
- Сосчитать да 5 стиральная машинка, мягкий диван, новый утюг, стеклянный стол, моющий пылесос ит.д.
- Составить и графически записать предложения с названием мебели и бытовых приборов с использованием предлогов: под, между, на, в.
- Согласование прилагательных с существительными: про что можно сказать: электрический, электрическая, кукольный, кукольная.
- Вспомним профессии: плотник, столяр, лесоруб, «Кому для работы нужны» (например: утюг и стиральная машинка – прачка, плита – повар ит.д.).
- Развитие связанной речи.
«Угадай по описанию» или составление описательных рассказов с использованием схемы описания.
Лексическая тема: «Животные Севера».
- Развитие общей моторики.
Здесь всюду холод, лед и тень, Полгода – ночь Полгода – день. Из льда здесь люди строят дом И океан порыт весь льдом. Зверей ты здесь почти не встретишь И птиц ты в небе не заметишь Лишь мишка, белый, словно иней, Хозяин ледяной пустыни. | Обними себя за плечи Закрой глаза руками Открой глаза, руки вверх «Крыша» Кружатся, руки в стороны Ладонь «козырьком» Взмахи руками Изображают походку Стоят, руки на поясе. |
- Развитие мелкой моторики.
Олени по тундре гуляли, Мох себе они искали. Но вот льдинки зашуршали, Эй, олени это волк! Вы скорее убегайте, Оленят своих спасайте! | Ходят 4-мя пальцами По столу Трут ладошки друг о друга Ладони поднять, пальцы раст. Снова бегут по столу. |
- Развитие мимических мышц.
Нахмурить брови, наморщить лоб, улыбнуться. |
- Развитие фонетико - фонематических процессов.
- Придумать слова, в названии которых есть звук Щ, дать характеристику звуку Щ, определить его местоположение.
- «Хлопай – топай» - на звук Щ дети хлопают на сь – хлопают (начиная со слогов, затем слова)
- Нарисовать буквы Щ и С, украсить, сравнить, прочитать слоги с ними. Закрепить правописание ЩА, ЩУ .
- Звукобуквенный анализ.
Щука угостила леща.
- «Чудесный мешочек»
- Развитие лексико – грамматических процессов.
- «Один – много»: лайка – лаек, полярный волк, белый медведь, тюлень, морж, горностай, песец.
- «Кто что ест» морж – моллюсков и водоросли, арктический волк, белая сова, белый медведь, северный олень, пингвин.
- Скажи наоборот: север, жарко, тепло, далеко, злой.
- Сравни моржа и ежа.
- Про кого можно сказать: косолапый, хищная, хитрый.
- Развитие связанной речи.
- Угадай по описанию.
- Чтение художественных текстов о животных и птицах Севера.
Лексическая тема: «Животные жарких стран»
- Развитие общей моторики.
Мартышки – обезьяньи детки – Светки прыгают на ветку А мамы, как канаты Вверх поднимут нас, ребята Едим бананы и кокосы Нам достать их очень просто! На пальме в джунглях мы живём В гости вас к себе зовём! | Изображают мартышек Прыжки Изображают лазанье по канатам Изображают очищение банана Руки в стороны и вверх, Подзывают |
- Развитие мелкой моторики.
Где обедал воробей? В зоопарке у зверей Пообедал я сперва за решёткою у льва, Подкрепился у лисицы, У моржа попил водицы. Ел морковку у слона, С журавлем поел пшена. Погостил у носорога, отрубей поел немного. Побывал я на пиру у хвостатых кенгуру. Был на праздничном обеде у мохнатого медведя. А зубастый крокодил Чуть меня не проглотил. | Загибают пальцы По одному, начиная с левой руки «Пасть» |
- Развитие мимических мышц.
«Мартышки дразнятся»: надуть левую щёку, надуть правую щеку, надуть обе щеки одновременно, втянуть щёки. |
- Развитие фонетико - фонематических процессов.
- «Доскажи словечко» (определить какой звук повторяется чаще других)
Дом на рельсах тут как тут,
Всех умчит он в пять минут,
Ты садись и не зевай, отправляется (трамваЙ)
Что нам пели, угадай? Баю (баЙ)
Что за месяц, гадай? Месяц (маЙ)
Что в стакане, угадай? Сладкий (чаЙ)
Дать характеристику звуку Й.
- Определить местоположение звука Й в словах: чайник, йод, воробей, каравай, йогурт, майка, соловей, трамвай.
- Выучить скороговорку:
Тащил Авдей мешок гвоздей,
Тащил Гордей мешок груздей.
Авдей Гордею дал гвоздей,
Гордей Авдею дал груздей.
- Рисование буквы Й, на что она похожа
- Звукобуквенный анализ: Наступил май, Маша носит майку.
- Развитие лексико – грамматических процессов.
- Образование множественного числа существительных Именительного и Родительного падежа по теме «Животные жарких стран»
- Образование сложных прилагательных: длинная шея – длинношеий, короткие ноги -, большие глаза и т.д.
- Образование притяжательных прилагательных – шерсть верблюда – верблюжья и т.д.
- «Сосчитай детёнышей до 5» (кенгурёнок, верблюжонок и т.д.)
- Развитие связанной речи.
- Чтение художественных текстов Д.Р. Киплинг «Книга джунглей»
- «Угадай по описанию»
Лексическая тема: «День защитника отечества. Профессии наших пап»
- Развитие общей моторики.
Жил отважный капитан, Покорил он много стран Я в бинокль смотрю вперед Руки плещутся слегка, Качка тихая пока Сильными друг волны стали И матросы все упали, Но я качки не боюсь – Крепко за канат держусь. Управляю кораблем И в бинокль вижу дом. | Руки на поясе Марш Изображают волны Ноги в стороны, покачиваются Волны усиливаются Приседают Встали, головы приподняли Изображают «крутящийся штурвал» «бинокль», «крыша» |
- Развитие мелкой моторики.
По дороге белой, гладкой, Скачут пальцы как лошадки Чок- чок – чок, чок- чок – чок, Скачет резвый табунок. |
- Развитие мимических мышц.
Самолет я в небе числом увидал Жалко, что ни разу в нем я не летал. | Удивление, радость Огорчение, грусть |
- Развитие фонетико - фонематических процессов.
- Назвать слова (картинки), в которых звук Ч, стоит в начале, середине, конце слова.
- Скажи наоборот ча – ач, чу, чо, чи, че, ач – ча, уч, оч, эч, ич.
- Закрепить образ буквы Ч, выучить:
С арифметикой я в мире:
Ч похожа на четыре.
- Закрепление предлога «через». Дети выполняют задание: перепрыгнуть через мяч, бросить мяч через сетку, перешагнуть через кубик и т.д. Дети самостоятельно придумывают предложения с этим предлогом.
- Звукобуквенный анализ:
Вот Зина. У Зины птичка.
Вот Дима. У Димы бочка.
- Развитие лексико – грамматических процессов.
- Ответить на вопрос «Кто служит в армии?» (Образование имён существительных с помощью суффиксов «-чик», «-ист»)
- чик: ракетчик, минометчик, летчик, зенитчик.
- ист: связист, танкист, артиллерист.
- «Подбери признак» - защитник Отечества(какой?): храбрый, отважный, светлый и т.д.
- «Сосчитай» - от 1 до 6 военную технику
- «Что общего и чем отличаются?» футболка и тельняжка, кепка и фуражка.
- Составить предложение с парой слов:
Пограничник – собака, солдат – автомат.
- Развитие связанной речи.
Продолжи рассказ. Два пограничника с собакой вышли на охрану границы, Было тихо, вечерело. Вдруг собака…
Лексическая тема: «Транспорт (виды, профессии)»
- Развитие общей моторики.
Быстро лопасти крути Вертолёт лети, лети. Пароход плывёт по речке, И пыхтит он, словно печка. Самолет гудит, Он сейчас взлетит. | Изображают мотор руками Руками изображают нос корабля «плывут» Руки – крылья самолёта |
- Развитие мелкой моторики.
Шла по улице машина, Шла машина без бензина, Шла машина без мотора, Без сигнала светофора, Шла сама куда не зная, Шла машина заводная. | Руки лежат на стуле, ладони прижаты. Поочередно отрывают пальцы от стола, начиная с большого, не отрывая ладони от стола |
- Развитие мимических мышц.
Полюбуемся собой: возмутились, нахмурились, удивились, обрадовались. |
- Развитие фонетико - фонематических процессов.
- «Подарить подарки» Чапе и Тапе (собачки), Чапе со звуком Ч, Тапе со звуком Т’.
- Замени Ч на Т’ – мяч – мять, бич -, челка,печка, ткач, речка, печь,вечер, зачем.
- Закрепить образы букв Ч, Т читаем слоги с этими буквами.
- Звукобуквенный анализ предложения:
Тимоша сидит на бочке.
- «Чудесный мешочек» со всеми буквами.
- Развитие лексико – грамматических процессов.
- Назвать наземный, подземный, воздушный, водный, грузовой, «проводник, пилот, стюардесса, кондуктор и т.д.)
- «Сосчитай до 5»: белая машина, красный автобус, резиновое колесо, большой корабль, трамвайная остановка.
- «Собери предложения»
Машинка, ехать, по, городской, улице.
Пассажир, брать, билет, у, кондуктор, в, троллейбус.
- «Назови одним словом» возит молоко – молоковоз, мешает бетон, возит воду, укладывает трубы, дробит камни, снег убирает, возит бензин.
- Выучить стихотворение:
Держись дорожных правил строго,
Не торопись, как на пожар,
И помни: транспорту – дорога,
А пешеходам тротуар.
Повторение правил дорожного движения.
- Развитие связанной речи.
«Угадай по описанию»
Лексическая тема: «Мамин праздник. Профессии наших мам»
- Развитие общей моторики.
Все хожу, все думаю, смотрю: Что-ж я завтра маме подарю? Может, куклу? Может быть конфет? Нет! Вот тебе, родная, в твой денёк Аленький цветочек – огонёк. |
- Развитие мелкой моторики.
Я пршёл сегодня к маме С поздравленьем и цветами Мама, глядя на букет, Улыбнулась мне в ответ. И сказала, что цветы небывалой красоты Эти маки, эти розы, И ромашки, и мимозы Я не рвал, не покупал, Я их сам нарисовал. | Пальчики шагают Сжимают и разжимают кулачки Держат «букет» Изображают Загибают пальчики Сжимают и разжимают кулачки |
- Развитие мимических мышц.
Если солнышко проснулось, утро засияло Если мама улыбнулась – так отрадно стало Если в тучи солнце скрылось, замолчали птицы Если мама огорчилась, где нам веселиться? Так пускай, всегда сверкая, свети солнце людям! Никогда тебя, родная, огорчать не будем! | Радость Улыбка Огорчение Грусть Радость Восхищение |
- Развитие фонетико - фонематических процессов.
- Подобрать слова, в которых звук Р, Р’ находятся в начале, середине, конце слова (из предложенных картинок)
- «Хлопай- топай» (на звуки Р, Р’)
- Повторение слоговых рядов: ра –ра – ря – ря, рю – ру – рю – ру и т.д. «Скажи наоборот» ра-ря, ря –ра.
- Закрепление образа буквы Р (выкладывание из счетных палочек, пуговиц и т.д.), чтение слогов с буквой Р.
- Звукобуквенный анализ предложения:
Рита и рома идут в кино.
- Развитие лексико – грамматических процессов.
- «Назови женскую профессию» (повар – повариха, портной, ткач, учитель, воспитатель, художник, певец, скрипач, пианист, продавец, писатель и т.д.)
- «Назови ласково» (Анна, Аня – Анечка, Анюта, Аннушка, Анастасия -, Настя -, Елена, Лена -, Ирина, Ира -, Мария, Маша – и т.д.).
- «Какая мама?» (моя мама добрая, заботливая, ласковая и т.д.).
- «Назови лишнее слово»
Дочь, дочка, дочиста, дочурка.
Бабушка, бабуля, бублик, бабуся.
- Развитие связанной речи.
Рассказать о своей маме (бабушке) по плану:
- Как зовут
- Сколько у неё детей (внуков)
- Что она делает по дому
- Любимое занятие
- Как выглядит
- Как ты ей помогаешь
Лексическая тема: «Наша Родина – Россия. Столица – Москва»
- Развитие общей моторики.
Поезжай за моря океаны Надо всею землёй пролети Есть на свете различные страны Но такой, как у нас не найти Глубоки наши светлые воды Широка и привольна земля И гремят, не смолкая, заводы И шумят, расцветая поля… | Изображают руками мотор «летят» Развести руки в стороны Качают головой Приседают Встают и руки в стороны Стучат кулак о кулак Плавные взмахи рук |
- Развитие мелкой моторики.
Небо синее в России, Реки синие в России, Васильки и незабудки Не растут нигде красивей. Есть и клёны, и дубы, А какие есть грибы! А ещё пекут в печи Вот такие калачи. | Загибают по одному пальцу На обеих руках Изображают руками «ветки» «гриб» «лепят пироги» Рисуют в воздухе круг |
- Развитие мимических мышц.
Опосредованная гимнастика (по картинкам) |
- Развитие фонетико - фонематических процессов.
- Подобрать слова, в которых звук Л находится середине слова, в которых звук Л’ находиться в конце слова.
- Игра «Хлопай – топай» (на слова со звуком Л – хлопаем, со звуком Л’ – топаем)
- Разложить картинки – Р, Р’, Л, Л’.
- Закрепление образа букв Л и Р, чтение слогов.
- Звукобуквенный анализ предложения:
Лида купила маргаритки.
- «Чудесный мешочек»
- Развитие лексико – грамматических процессов.
- Знать название страны, столицы нашей страны. Познакомить детей с достопримечательностями г.Москвы, некоторыми историческими фактами нашей страны, гербом, флагом, президентом.
- «Подбери признак»: страна…, город…, улица…
- Назови города России.
- Объясни слова: отечество, Родина, Матушка, Россия.
- Развитие связанной речи.
Заучивание стихотворения П. Синявского
Если долго – долго – долго в самолете нам лететь,
Если долго – долго – долго на Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда и леса, и города
Океанские просторы, ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края, тундру , где звенит весна,
И поймем тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
Лексическая тема: «Наш край – Забайкалье. Столица – Чита. Домашний адрес»
- Развитие общей моторики.
Пришла весна с капелью звонкой. Поют весёлые ручьи И рада степь их песне тонкой И ярче солнышка лучи Вот журавлей даурских стая По небу синему летит. А хищная ворона злая На них, нахмурившись, глядит. Гусей косяк к реке спустился И стала пестрою вода Орёл на камни примостился, И он мечтает иногда. | Марш «волны» Марш «солнце» Машут «крыльями» Кружатся вокруг себя Приседают «волны» Сидя на корточках Руки за спиной |
- Развитие мелкой моторики.
Забайкалье моё, край багуловых вёсен, И хрустальных озёр и целебных ключей! Ты раскинулось вольно меж берёзок и сосен, Пропитавшись смолистым теплом кедрочей. | Ладошки вместе на каждое слово «пальцы здороваются» Руки в замок, сжимаем и разжимаем пальцы |
- Развитие мимических мышц.
Опосредованная гимнастика |
- Развитие фонетико - фонематических процессов.
- Разложить картинки: Л – Р, Л’- Р’, Л’ – Л, Р – Р’, в начале, середине, конце слова.
- Заменить Л на Р, лак-, лов, ложки, лама, ложь, жил, пил, укол, свалка, игла.
- Вставить в слово звук Р(Л). Этот звук должен быть вторым.
Р: пуд- пруд, кот, кошка, тон, мак.
Л: газ- глаз, пот, сон, бок, пан.
- Звукобуквенный анализ предложения:
Машка поливала маргаритки.
- Заучивание стихотворения:
Вез корабль карамель
Наскочил корабль на мель
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
- Развитие лексико – грамматических процессов.
- Знать название нашего края, столицы. Познакомить с достопримечательностями, природой, гербом, флагом Забайкальского края и Читы.
- Назвать улицы Читы, транспорт, который можно увидеть на улицах учреждения.
- Назвать свой адрес и описать дорогу до детского сада.
- Сказать как можно украсить город, сохранить его чистым и красивым.
- Развитие связанной речи.
- Чтение стихотворений о Забайкальском крае, Чите Забайкальских поэтов.
- Рассказы «Мой любимый город», «Моя улица»
Лексическая тема: «Весна, весенние. сельскохозяйственные работы»
- Развитие общей моторики.
Хорошо весной, я знаю Я с друзьями птиц встречаю Лодочки в реке пускаю С папой грядки я копаю С мамочкой цветы сажаю | Марш Машут «крыльями» Ладони сложены лодочкой «копают» «цветок» |
- Развитие мелкой моторики.
Стало солнце пригревать Стали капельки стучать. Капля- раз, капля – два, Капли медленно сперва Поскорее, поскорее, Всё быстрее и быстрее А потом, а потом, Все бегом, бегом, бегом. Побежали ручейки, Их попробуй догони! | «Солнце» Ладошки прижать к столу, пальчиками начать потихоньку стучать, убыстряя темп, ладони не отрывать. Стучать ладонями по столу |
- Развитие мимических мышц.
Мы умеем улыбаться, Мы умеем удивляться, Мы умеем сердиться, Мы умеем огорчаться. |
- Развитие фонетико - фонематических процессов.
- Назвать слова на звуки В, Ш, Л’, Б’ и т.п.
- Игра «Дин – дон»
- Выкладывание букв из палочек, закрашивание буквы В.
- Звукобуквенный анализ:
Марина победила лень.
Коньки – огоньки.
- Игра «Математическая грамота»
ПЫЛ+Ь=, ТРОН+Ь=, УДАР+Ь=, ЖАР+Ь=, СТАН+Ь=, КОН+Ь=, СТАЛ+Ь=.
- Развитие лексико – грамматических процессов.
- Назвать весенние приметы.
- Подобрать родственные слова к слову земля, хлеб.
- «Узнай профессию», работает на тракторе- , на комбайне-, пашет землю-, разводит овец-, выращивает хлеб-.
- Образование относительных прилагательных. Поле на котором выращивают рожь (ржаное поле), выращивают пшеницу…, колос пшеницы…,мука из пшеницы…, ржи, гречихи, риса, хлеб из пшеницы, ржи.
- Объяснить пословицу:
С хлебом русский человек- богатырь из века в век.
Не всякий хлеб пашет – да всякий его ест.
- Развитие связанной речи.
- Составить рассказ о весне (по приметам)
- Чтение литературных произведений о сельскохозяйственном труде («Колхозный календарь», «Расти колосок», «Хлеб созрел»).
Лексическая тема: «Весна (перелётные – зимние птицы, животные весной, насекомые»
- Развитие общей моторики.
Вылез мишка из берлоги Разминает мишка ноги. На носочках он пошёл И на пятачках потом, На качельках покачался И к лисичке он подкрался Я рыжая лисица, я бегать мастерица Я зайку догоняла! И в ямку – бух! | Ходьба на внешней стороне стопы С носочка на пяточку Изображают лисицу Изображают зайца присели |
- Развитие мелкой моторики.
Раз и два – звенят капели Три- четыре- мы запели Пять и шесть- летят скворцы К нам летят скворцы – певцы Семь и восемь песни льются Девять десять все смеются. | Пробежали пальцами от кисти к плечу Поладить ладонью Пошлёпать ладошкой Круговые движения кулачком Постукивание кулачками |
- Развитие мимических мышц.
Возмутились, рассердились, нахмурились, удивились, обрадовались. |
- Развитие фонетико - фонематических процессов.
- Повтор буква Ь – дарит мягкость в конце слова, в середине между согласными является разделительным. Анализ: анализ, коньки, скамья.
- Гласные буквы Я (буква, слог и слово), Ю (слог, буква), - дарят мягкость согласным. Выкладывание букв из счетных палочек.
- Звукобуквенный анализ предложения:
Я люблю … (дети последнее слово предложения сами).
- Дифференциация букв А –Я, У – Ю. Игра «Хлопни – топни» (на слова с буквой А- хлопать, с буквой Я- топать, аналогично У- Ю)
- Замени А на Я (мал – мял, мать -), У на Ю (лук- ,тук -)
- Развитие лексико – грамматических процессов.
- Назвать птиц, которые прилетают весной ласково.
- «Улетают – не улетают»- дети взмахивают руками, если птица перелетная. Взрослый называет птиц.
- Рассказать что делают весной животные(медведь просыпается, заяц меняет шубу, строят жилища, у них появляются дети). Назвать жильё и детёнышей (медведь – берлога – медвежонок и т.д.)
- Весной появляются (просыпаются) насекомые. Соглас существительных с числительными (5 бабочек, 3 муравья и т.д. цифры на карточках)
- Игра с мячом - «классификация» (птицы – животные – насекомые)
- Развитие связанной речи.
- Составить рассказ о появившихся весной насекомых, животных или птицах.
- «Угадай по описанию».
Лексическая тема: «Космос»
- Развитие общей моторики.
Чтобы в космос полететь Надо силу нам иметь Будем мы тренироваться Будем силы набираться Раз- два- три – присядем мы! Раз- два – руки согнуть Три- четыре –разогнуть. Раз – два – стоит ракета Три – четыре – самолёт Раз – два – хлопок в ладоши, А потом на каждый счет. Раз – два – три – четыре – Руки выше, плечи шире! | Марш «крыша» «крылья» |
- Развитие мелкой моторики.
Мышки в космос летят И друг дружке говорят Высота! Красота! Нет ни кошки, ни кота А на земле малышки Играли в кошки - мышки. | «мышка» на обеих руках Руки вверх затем в стороны «кошка» Правая рука - «кошка» Левая рука – «мышка» |
- Развитие мимических мышц.
Мы будем космонавтами Видим нашу землю с высоты Пора возвращаться Полёт прошел успешно. | Радость Удивление Огорчение |
- Развитие фонетико - фонематических процессов.
- Буква Е выкладывание из палочек, названые слова с буквы Е, закрепление правила – буква Е дарит мягкость согласным.
- Звукобуквенный анализ предложения:
В лесу темно. Дети пошли в лес.
- Закрепление: Е, Ю, Я – пишутся после мягких согласных. Игра «Сели – встали»(на У – стают, на Ю – садятся: стул, юла, люк, лук и т.д. на А- -Я и Э – Е аналогично).
- Игра «Дин – дон» на различие твердых – мягких согласных.
- Развитие лексико – грамматических процессов.
- Повторить название всех планет (Солнце – звезда, Луна – спутник земли), космонавтов.
- «Скажи наоборот»: далеко – близко, высоко - , улететь - , взлететь - , темно- , ярко-.
- Придумать предложение с парами слов: Земля и Солнце, космонавт и станция.
- Что общего и чем отличаются солнце и лампа.
- Подобрать родственные слова к словам космос, звезда, земля.
- Развитие связанной речи.
- Составить фантастический рассказ (сказку). Как я летал на Марс (Луну) и т.д.
Лексическая тема: «Речные, аквариумные рыбки, обитатели морей и океанов»
- Развитие общей моторики.
Наши руки – волны в море Разгулялись на просторе. Наши руки – рыбок стая Плывет, устали не зная. Наши руки – крабик с домом Ползает по дну морскому. Наши руки – как кораллы Разрослись на дне морском. А теперь мы поскакали- Как коньки морские стали. | Руки в стороны, «волны» Ладони «лодочкой» Изображают рыб Растопырили пальцы правой руки Накр.её ладонью лев. руки, шевелят пальцами Руки вверх, покачиваются |
- Развитие мелкой моторики.
Жил да был один налим, Два ерша дружили с ним Прилетали к ним три утки По четыре раза в сутки И учили их считать: Раз, два, три, четыре. Пять. | «рыбка» «рыбка» каждой рукой «птичка» Сжимают и разжимают кулаки Загибают пальцы по одному |
- Развитие мимических мышц.
Опосредованная гимнастика. |
- Развитие фонетико - фонематических процессов.
- Буква Е – выкладывание из палочек, чтение слогов с ней. Закреплени – буква Е обозначает мягкость согласных.
- Звукобуквенный анализ:
Олени живут в лесу.
- Замени Э на Е: мэ – ме, нэ – не и т.д. в кругу с мячом.
- Игры на различие твердых и мягких согласных звуков: «сели» на твердый звук, «встали» на мягкий, посчитать количество твердых и мягких звуков в слове, заменить твердые на мягкие (дом – домик, кот – котик)
- «Чудесный мешочек», выкладывание слогов из букв.
- Развитие лексико – грамматических процессов.
- Назвать аквариумных, речных, морских рыб, обитателей морей и океанов, самых опасных обитателей моря.
- Чем отличается море и река, река и озеро?
- «Подбери признак», «Подбери действие» (рыба какая?, что умеет делать рыбка? Осьминог, медуза и т.д.)
- «Чей хвост?», «чей плавник?», «чья голова?», «чьё туловище?» (щучья, щучий, щучье и т.д.)
- Соглас. Числительные с существительными «Сосчитай» (до 5)
- Развитие связанной речи.
- Составление описательного рассказа.
- Заучивание и развитие просодики
-Рыбонька – рыбка, золотой хвостик!
-Где ты бывала, что ты видала?
-Плавала в речке, плавала в пруду, видела я камешки, тинушку траву.
Видела улиток, водоросль траву и красивых рыбок, лилии в пруду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...
Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...
Дидактический материал по развитию речи по лексическим темам для подготовительной группы
В пособии предлагается дидактический материал по лексическим темам. Каждая лексическая тема представлена грамматическими заданиями, а также заданиями на развитие слухового внимания и связной реч...
Материал по развитию речи для детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности
Самым активным этапом усвоения родного языка для ребенка является дошкольный период. Развитие речи в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач для умственного и нравственного раз...
Картотека пальчиковых игр по различным лексическим темам. материал по развитию речи (средняя группа)
Известно что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием мышления ребенка. Чем более ловкие пальчики - тем более гибкий ум....
. Лексические игры на развитие речи детей 2-3 лет на тему "ВЕСНА" (материал для речевой газеты)
Данный материал представлен для речевой газеты, где родители с детьми могут поиграть в лексические игры на развитие речи детей на тему "Весна", а так же выучить с детьми стихи, потешки...
Дидактический материал по развитию речи для старшего дошкольного возраста
Дидактические задания по развитию речи для старшего дошкольного возраста...