Влияние иллюстрации на понимание детьми художественного произведения.
статья (младшая группа)
Иллюстрация - это такой вид изобразительного искусства, который помогает не только детям образно понимать текст литературного произведения, но воспитателям выстраивать свои занятия с её помощью. Невозможно не до оценить влияние иллюстрации на восприятие детьми произведения, на эстетическое и этическое воспитание подрастающего поколения. Об этом в своих исследованиях говорят и детские писатели и педагоги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья о влиянии иллюстрации на понимание детьми литературного текста | 17.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние иллюстрации на понимание детьми художественного произведения.
История детской книжной иллюстрации коротка - она насчитывает около трёх столетий. Однако за это время был пройдён путь от дешёвых книжных изданий народных сказок, букварей до роскошных книг, созданных специально для детей, к тому же детская книжная иллюстрация стала самостоятельным видом искусства.
Книжная графика - иллюстрация (от лат. Illustrare - прояснять) - рисунки, образно поясняющие литературный текст и одновременно украшающие книгу, обогащая её декоративный строй. Особенность иллюстрации как жанра изобразительного искусства состоит в том, что её образный строй опирается на данную литературную канву и подчинён определённой задаче - освещению и объяснению текста. Как средство наглядности, иллюстрация находится в тесной зависимости от идейно-образной структуры литературного произведения.
Книжная иллюстрация выступает в синтез со всеми элементами книги, и главное - самим текстом литературного произведения, его сюжетом и стилем. Подлинно художественная иллюстрация всегда тесно сливается с текстом книги, составляя с ним неразрывное единство.
Выбор иллюстраций - важный момент в подготовке к занятию. О неразрывности текста и иллюстрации в детской книге единодушно заявляют и писатели, и художники. В своей книге «От двух до пяти» К.И. Чуковский очень точно сформулировал заповеди, которые должны соблюдать начинающие детские поэты: «... наши стихотворения должны быть графичны, то есть в каждой строфе, а порою и в каждом двустишии должен быть материал для художника, ибо мышлению младших детей свойственна абсолютная образность... Стихи, печатаемые без рисунков, теряют чуть не половину своей эффективности» .
Подбирая рисунки, следует помнить, что они не только поясняют текст, но и активизируют фантазию, воображение, воспитывают эстетический вкус. В зависимости от возраста детей меняются приёмы рассматривания книги, где процесс может быть представлен как интеллектуальная игра с образами, созданными с помощью специфических средств книжной графики. И здесь очень важно педагогам, воспитателям и родителям разбираться в типах иллюстраций, чтобы в практической работе с детьми руководствоваться профессиональными подходами, идти от искусства книжной графики. Особо можно выделить иллюстрации по характеру их связи с литературным текстом.
Повествовательные - точно раскрывающие содержание в многолистных сериях. Это могут быть портреты, иллюстрации предметно-познавательные или обстановочные, иллюстрации действия, психологические, дающие характеристику героев через их взаимоотношения, поступки, жесты, мимику.
Метафорические - обобщающие мысли автора в символической форме, остро выражающие смысл всего произведения или его части. Они призваны определённо настроить читателя. Это иллюстрации не всегда непосредственно связанные с близлежащим текстом, идут не по сюжетной, а по ассоциативной линии. Среди них можно выделить такие виды иллюстраций:
а) настроения или состояния - их воздействие эмоциональное, подобное музыке; такие иллюстрации часто выполняют к стихотворениям;
б) аллегорические - к сказкам, басням, эпосу, передающие аллегорические мысли автора иносказательно или конкретно;
в) синтетические - иллюстрации, представляющие собой соединение разновременных и разно-пространственных моментов одной композиции и др.
Все виды иллюстраций в пределах одного типа могут совмещаться и переплетаться, это только способствует более полному раскрытию литературного содержания, повышает его художественно-образную выразительность.
В детской книге иллюстрация выполняет основные функции -- познавательную, воспитательную, дополняющую и эстетическую функции. Как утверждает к.п.н. доцент кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. Герцена Н.А. Курочкина: «Иллюстрация - рисунок, образно раскрывающий литературный текст, подчинённый содержанию, стилю литературного произведения, одновременно украшающий книгу, обогащая её декоративный строй» . Рисунок помогает ребёнку зримо представить героев и атмосферу события. Особенно важно это в исторических произведениях, в работах, посвящённых прошлому или зарубежной жизни. Иллюстрация передает покрой одежды, пейзаж, вид города или села, вводя ребёнка в зрительное отражение того мира, который описан в книге. Дидактические пособия Курочкиной Н. А. - это наглядная разработанная методика по ознакомлению дошкольников разных возрастных групп с книжной графикой как видом изобразительного искусства, а также методика проведения диагностики восприятия детьми книжной иллюстрации. Эффективная система педагогической работы включает ознакомительные и практические занятия, игры, игры-драматизации и др., что позволяет на практике не только проследить динамику развития читательского восприятия, но и оказать влияние на переход с одного уровня восприятия на другой -- более высокий.
Таким образом, книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает большое влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивая в ребёнке эстетическую восприимчивость. Иллюстративный материал как наглядная информация для детей крайне важен. Его наличие помогает юным читателям запоминать информацию, получать дополнительные ассоциации при изучении материала. Это главным образом способ узнавания, раскрытия текста с разных сторон, способ его дополнения и соавторства с ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Влияние иллюстративного материала на восприятие детьми художественных произведений"
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей «Влияние иллюстративного материала на восприятие детьми художественных произведений»
Рассматривание картинок в книжке...
Влияние иллюстрированного материала на восприятие детьми художественных произведений
Сообщение к семинару-практикуму «Влияние иллюстрированного материала на восприятие детьми художественных произведений»...
Роль иллюстрации в понимании детей литературного произведения.
Роль иллюстрации в понимании детей литературного произведения. Какие они - первые книжки? Конечно, книжки- картинки. «Курочка- Ряба», ...
Консультация для воспитателей "Влияние иллюстративного материала на восприятие детьми художественных произведений"
Материал содержит методику использования иллюстративного материала для лучшего восприятия детьми художетсвенных произведений; приёмы рассматривания художественных иллюстраций к книжкам для детей разно...
Роль иллюстраций в понимании детьми литературных произведений
Иллюстрация – это рисунок, относившийся к определённой части текста, поясняющий какой-то момент и одновременно украшающий книгу.Иллюстрации доставляют радость ребёнку, активизирую...
Статья.Тема"Роль иллюстраций в понимании детьми литературных произведений."
Книжная иллюстрация помогает ребенку в познании мира, освоении нравственных ценностей, эстетических идеалов, углубляет восприятие литературного произведения. С иллюстрации начинается процесс выбо...