Проект по ФЭМП «Формирование умений ориентироваться в пространстве детей старшего возраста» в подготовительной группе № 4
проект по математике (подготовительная группа)
Проект по ФЭМП «Формирование умений ориентироваться в пространстве детей старшего возраста» в подготовительной группе № 4
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tablitsy_k_proektu_novik_a.v.docx | 827.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение “Отделение дошкольного образования детей”
ГБОУ лицея №329 Невского района Санкт-Петербурга
Проект по ФЭМП
«Формирование умений ориентироваться в пространстве детей старшего возраста»
в подготовительной группе № 4
Подготовили воспитатели
Новик А.В.
Семенова В.С.
г. Санкт-Петербург 2021 г.
Содержание
1. Паспорт проекта
2.1 Перспективный план работы
3. Содержательная часть
4. Приложение
4.1 Консультация для родителей «Этапы обучения детей ориентировке в пространстве»
4.2 Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двумерном пространстве).
4.3 Игры на формирование ориентировки "на себе"
4.4 Игры на ориентировку в пространстве в процессе передвижения
4.5 Игры на ориентировку с помощью схем и планов маршрута, планов пространства
4.6 Игры на ориентировку в замкнутом и открытом пространстве
- Паспорт проекта
Название проекта | Формирование умений ориентироваться в пространстве детей старшего возраста |
Авторы проекта | Новик А.В., Семенова В.С. |
Вид проекта | Информационно – творческий |
Продолжительность проекта | Краткосрочный |
Сроки реализации проекта | 26.04.2021 – 30.04.2021 |
Актуальность проекта | Все чаще дети, поступающие в первый класс, не умеют сравнивать предметы по величине и форме; плохо ориентируется в пространственном расположении предметов по отношению к себе и друг к другу (путает правую и левую стороны, ошибается в понимании значений и употреблении предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве). Но ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Поэтому гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. |
Участники проекта | Дети подготовительной к школе группы, их родители, воспитатели. |
Цель | Формирование пространственных представлений у старших дошкольников. |
Задачи | Расширить пространственные представления; Учить ориентироваться на листе клетчатой бумаги; Учить составлять графическое изображение пространственных отношений; Моделировать пространственные отношения в виде рисунка, чертежа, плана, схем |
Этапы реализации проекта | |
1 этап - подготовительный | - Выбор темы, целей и задач; - Привлечение в участии родителей; - Изучение методической литературы; - Составление перспективного плана; - Создание развивающей среды; - Подбор игр и оборудования. |
2 этап - основной | Создание проблемной ситуации: появление в группе план карты территории детского сада с прилегающими к ней улицами. Реализация перспективного плана работы. Работа с родителями. Консультация для родителей «Далеко ли, близко ли?» |
3 этап – заключительный (итоговый) | Продуктивная деятельность Картотека графических диктантов; Буклет «План – карта, дорога из дома в детский сад» Презентация проекта на педагогическом совете. |
Форма проведения итогового мероприятия | Картотека графических диктантов; Буклет «План – карта, дорога из дома в детский сад» |
Предполагаемый результат | Совершенствуется: ∙ пространственные представления, ∙ навык ориентирования на листе клетчатой бумаги, ∙ составление графических изображений, ∙ моделирование рисунка, чертежа, плана, схем. |
Критерии результативности проекта | У детей сформированы пространственные представления. |
Работа с детьми | Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двумерном пространстве):
Игры на формирование ориентировки "на себе":
Игры на формирование пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко:
Игры на ориентировку в пространстве в процессе передвижения:
Игры на ориентировку с помощью схем и планов маршрута, планов пространства:
Игры на ориентировку в замкнутом и открытом пространстве:
|
Работа с родителями | Совместное составление планов, чертежей, схем. Изготовление дидактических игр соответствующего содержания |
Работа со специалистами | Использование игр с физкультурным руководителем на занятиях. |
3. Содержательная часть
Этапы работы
Подготовительный этап:
- Создание проблемной ситуации.
В группе появилась карта детского сада с обозначением улиц вокруг. Дети задают вопросы:
- Ребята, сегодня утром вы спрашивали: что это такое, за чем это, что мы с этим будем делать?
- Это – карта, на ней обозначен наш детский сад и улицы, которые находятся рядом, но нет домой и светофоров, и пешеходов. Вы хотите узнать о том, что окружает наш детский сад и научиться ориентироваться по карте?
- Да.
- Каждый из вас идет в детский сад, а вечером обратно. Вы видите дома и знаки. Что может находиться в этих домах?
- В этих домах: магазины, банки, почта, метро и другое.
- Вы хотите составить карту своего маршрута и рассказать другим детям о нем?
- Да.
- Для того что бы рассказать свой маршрут нужно хорошо ориентироваться: знать лево и право, назад и вперед, определять длину пути. Вы хотите этому научиться?
- Да.
- Тогда мы с вами отправляемся в удивительное путешествие знаний, как ориентироваться на месте.
2. Выбор темы, целей и задач;
3. Привлечение в участии родителей;
4. Изучение методической литературы;
5. Составление перспективного плана;
6. Создание развивающей среды;
7. Подбор игр и оборудования.
Основной этап:
Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двумерном пространстве):
- Где находится твой дом?
- «У кого что получилось»
Игры на формирование ориентировки "на себе":
- Солнышко
- Калейдоскоп
- Части тела
Игры на формирование пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко:
- Доползи до игрушки
- Куда я спрятался
- Вправо, влево прокати, только мяч не упусти
- Внимательно слушай и рисуй
- Магазин
- Найди магнит
- Путешествие по азбуке
- Художник
Игры на ориентировку в пространстве в процессе передвижения:
- Найди игрушки
- Жмурки с колокольчиком
- Где находится твой дом?
- Незаконченные изображения
Игры на ориентировку с помощью схем и планов маршрута, планов пространства:
- Адресное бюро
- Астрономы
- Где спрятан клад?
- Давайте дружить
- Собери слово
Игры на ориентировку в замкнутом и открытом пространстве:
- Прятки
- Дорога в сад.
- Где, чей домик?
Совместное составление планов, чертежей, схем.
Изготовление дидактических игр соответствующего содержания
Консультация для родителей «Этапы обучения детей ориентировке в пространстве»
Заключительный этап:
- Картотека графических диктантов;
- Буклет «План – карта, дорога из дома в детский сад»
- Презентация проекта на педагогическом совете.
Вывод:
Детям было интересно, у них усовершенствовались:
∙ пространственные представления,
∙ навык ориентирования на листе клетчатой бумаги,
∙ составление графических изображений,
∙ моделирование рисунка, чертежа, плана, схем.
Родители поддержали проект.
3. Перспективный план работы
Образовательные области | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Познавательное развитие | Д/и «Части тела» | Д/и «Солнышко» | Д/и «Найди магнит» | Д/и «Астрономы» | Д/и «Где чей домик?» |
Речевое развитие | Д/и «Где находится твой дом?» | Д/и «Куда я спрятался?» | Д/и «Путешествие по азбуке» | Д/и «Где находиться твой дом?» | Д/и «Собери слово» |
Художественно – эстетическое развитие | Д/и «У кого что получилось?» (графический диктант) | Д/и «Калейдоскоп» | Д/и «Внимательно слушай и рисуй» | Д/и «Художник» | Д/и «Незаконченное изображение» |
Физическое развитие | П/и «Доползи до игрушки» | П/и «Влево, вправо прокати, только мяч не упусти» | П/и «Найди игрушки» | П/и «Жмурки с колокольчиком» | П/и «Прятки» |
Социально – коммуникативное развитие | Д/и «Магазин» | Д/и «Адресное бюро» | Д/и «Где спрятан клад?» | Д/и «Давайте дружить» | Д/и «Дорога в сад» |
4. Приложение
4.1 Консультация для родителей «Этапы обучения детей ориентировке в пространстве»
«Ориентировка в пространстве – один из разделов программы по развитию у детей элементарных математических представлений». Но это не означает, что тема «Пространственные представления» сугубо математическая.
Овладение пространственным восприятием, представлениями и ориентировкой повышает результативность и качество познавательной деятельности – продуктивно – творческой, трудовой; совершенствуются сенсорные, интеллектуальные способности. Например, качество рисунка определяется композиционным построением, эстетическая выразительность – симметрией, ритмичность – чередованием элементов. А освоение правил дорожного движения совершенно невозможно без элементарных знаний о пространстве.
Элементарные знания о пространстве и элементарные навыки ориентации необходимы для подготовки детей к школе. Формирование в дошкольном возрасте пространственных представлений и понятий – основа географических и геометрических знаний в будущем.
1 ЭТАП. Обучение детей ориентировки на себе.
Здесь идет формирование у детей четких представлений о своем теле и его симметричности. Детей учат различать парно противоположные стороны своего тела. У детей создают представления о пространственном расположении частей тела. На этом этапе дети приобретают навыки практической ориентировки на себе (на своем теле). У детей формируется целостное представление о схеме своего тела.
Используются приемы:
∙ Зрительно – осязательное обследование ребенком своего тела, дидактической куклы;
∙ Рассматривание ребенком себя в зеркале;
∙ Соотнесение ребенком частей своего тела с телом другого ребенка, стоящего рядом, напротив;
∙ Использование меток (бантики, значки);
∙ Закрепление через нахождение деталей собственной одежды (карман, рукав, воротник и т.д.)
2 ЭТАП. Учить определять пространственные направления и пространственное расположение окружающих предметов, игрушек, с точкой отсчета «от себя». А также пространственное расположение предметов по отношению друг к другу.
Здесь необходимо создать представление детей о себе, как о пространственном теле, являющемся точкой отсчета при ориентировке в направлениях.
Учить детей ориентироваться в окружающем пространстве, четко дифференцировать основные направления пространства, словесно обозначать их соответствующими терминами (справа –направо, слева – налево).
Развивать умения детей передвигаться в названном направлении по ориентирам и без них, сохранять и изменять направления движения.
Учить понимать и активно использовать в речи обозначения направления движений (вверх, вниз, вперед, назад, налево, направо, между, рядом, напротив, за, перед).
3 ЭТАП. Обучение детей моделированию предметно – пространственных построений.
На этом этапе детей учат анализировать и самостоятельно создавать простейшие пространственные построения из игрушек. С целью подготовки детей к самостоятельному соотношению пространственных построений, детей учат обследовать пространство. Обучение моделированию помещений начинается с совместного обследования, с определенной точки отсчета (от двери, слева – направо). Это дает детям возможность запомнить расположение мебели в помещении. Такое обследование лучше проводить индивидуально и неоднократно.
Для моделирования используют детали конструктора, строительного материала. С помощью педагога дети обследуют детали и выбирают те, формы которых соответствуют форме предметов мебели. Анализируют форму помещения и соотносят с формой стола или листа картона. Форма модели должна соответствовать форме комнаты.
4 ЭТАП. Обучение ориентировке в пространстве с помощью схем. Этап проводится по следующим направлениям:
∙ Обучение ориентировке по картинке – плану;
∙ Знакомство детей с условными изображениями предметов;
∙ Формирование у детей умений соотносить расположение предметов в реальном пространстве со схемой;
∙ Обучение детей самостоятельному составлению схем.
Используется такой прием «Оживи картинку». Подбираем цветную картинку, на которой ребенок может узнать все узнать, подбираются такие же игрушки и детей учат располагать игрушки на картинке. На всех этапах обучения большое внимание уделяется формированию у детей прочной связи слов, обозначающих пространственные признаки (тут, здесь, там).
Используются специальные приемы. На первых этапах – совместные выполнения действий, неоднократный показ, повтор инструкций, поощрительные слова и словесная коррекция действий ребенка. Используется разнообразный игровой материал. Занятия проводятся в игровой занимательной форме, по возрастающей сложности, с учетом результативности предыдущих занятий, задания могут быть аналогичные, но в других вариантах.
В подготовительной группе «Программа воспитания и обучения в детском саду» обозначает главной задачей: «Учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку». Но это не означает, что работа по задачам предыдущих групп прекращается. В практических ситуациях умения совершенствуются.
«Геометрия плоскости листа» частично уже освоена. Необходимо закреплять приобретенный опыт. С этой целью используют «зрительный диктант», «слуховой диктант». Под диктовку дети размещают геометрический орнамент или отдельные формы, знаки, элементы рисунка. Это сложная задача, но будущий первоклассник должен быть подготовлен к ее решению. Эта работа предупреждает возникновение многочисленных ошибок пространственного характера, которые наблюдаются при усвоении материала на уроках чтения, письма, рисования и других.
В этой группе важно сформировать у детей начальные навыки логического мышления. Переходным этапом к такой форме являются умения выполнять обобщение, умственные действия, выступающие в виде схематизированных образов. Но чтобы у ребенка сформировалась такая форма мышления, нужно систематически, целенаправленно знакомит их с графиками, схемами, моделями.
Работа по ориентировке в пространстве должна вестись не только на занятиях по математике, но и на занятиях по развитию речи, ИЗО, физкультурном и музыкальном.
4.2 Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двумерном пространстве).
Где находится твой дом?
Цель: Расширять словарь детей за счет использования в речи предлогов и наречий: около, возле, перед, позади, слева, справа, между при описании местоположения дома. Развивать диалогическую речь.
Оборудование. Два игрушечных телефона
Содержание: Играют от 4 до 6 детей. Воспитатель заранее «строит» улицу на длинном листе картона, размещая объекты не только в ряд, как в средней группе, но и впереди домов (растения, изгороди, скамейки), добавляет 1-2 высоких здания и деревья, частично видимые из-за домов, расположенных в ряд, и приглашает детей поиграть в игру «Где находится твой дом?». Сначала дети рассматривают улицу, определяют, что на ней находится, замечают, что все жилые дома одинаковые и без номеров. Воспитатель: «Вы будете новоселами. Каждый получил квартиру в одном из этих домов. Вы мысленно, молча выберете себе любой дом, чтобы пока, кроме вас, никто не знал об этом. Мне очень захотелось узнать, как вы устроились на новом месте. Я каждому позвоню по телефону и узнаю, где находятся ваши дома». Педагог берет себе один телефон (игрушку можно заменить изображением мобильника, наклеенным на картон), а другой телефон отдает ребенку. Остальным играющим советует прислушаться к их разговору, чтобы потом определить, правильно ли отгадан дом. Примерный диалог с ребенком: «Добрый день, Леночка! Как устроилась на новом месте? Хочу зайти к тебе и посмотреть на твою новую квартиру. Объясни мне, пожалуйста, как найти твой дом? Расскажи, что находится рядом с твоим домом?» (Если нужно, воспитатель задает вопросы, чтобы уточнить местоположение дома.) Если по ходу игры окажется, что и другой ребенок загадал тот же дом, то воспитатель спрашивает о других объектах возле него.
Например: «Далеко ли от твоего дома аптека? Что находится позади твоего дома?» и др. Делает вывод, что Лена и Юра — соседи, т.к. получили квартиры в одном доме. В конце игры воспитатель говорит, чьи дома ему легче было найти, потому что в телефонном разговоре эти дети правильно указывали их местоположение, т.к. употребляли точные слова: около, между, перед... (дети могут назвать и остальные предлоги, и наречия).
«У кого что получилось»
Цель: упражнять в пространственных ориентировках.
Оборудование. Листы, линованные в клеточку, карандаш.
На листах линованной в клеточку бумаги дети под диктовку воспитателя ведут линию. Если ребенок вел ее правильно, т.е. выполнял указания направления, точно считал клеточки, у него получился рисунок или картинка. Это и является показателем выигрыша.
4.3 Игры на формирование ориентировки "на себе"
Солнышко
Цель: закреплять знания о месте расположения частей лица, умение ориентироваться на собственном теле.
Оборудование: схематическое изображение лица человека.
Содержание: ребятам предлагается схематическое изображение лица человека с ориентиром (нос). Предлагается выложить на нем части лица (глаза, брови, губы). Затем ребенок закрывает глаза и выполняет это задание снова, проговаривая где по отношению друг к другу располагаются все части лица.
Калейдоскоп
Для игры детям предлагается нарисовать орнамент или наклеить готовые формы (геометрические фигуры, вырезанные картинки) и рассказать о своей работе. Для этого воспитателю рационально будет дать тему работы.
Например: «Закладка», «Коврик», «Лоскутное одеяло», «Пасхальное яичко», «Рамка для картины» и другие.
Части тела
Цель. Упражнять детей в умении ориентироваться на собственном теле, при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины. Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука». Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.
Игры на формирование пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.
Доползи до игрушки
Цель: Продолжать учить воспринимать расстояние, показать, что от него зависит результат действий не только в ближнем, но и в дальнем пространстве; обратить внимание на направление движения в пространстве и самостоятельно выбирать это направление.
Оборудование. Разные игрушки.
Ход игры. 1 -й вариант. Педагог сажает детей в ряд на стулья. Напротив на полу на разном расстоянии от стульев лежат две игрушки. Двое детей по сигналу педагога ползут к игрушке: один - к ближней, другой - к дальней. Остальные, наблюдают. Первый ребенок быстрее заканчивает движение, берет игрушку и поднимает ее вверх. Другой это же выполняет позже. Педагог обсуждает с детьми, почему первый взял игрушку раньше, и подводит их к выводу, что одна игрушка лежала далеко, а другая - близко. Игра повторяется с другой парой.
2-й вариант. Игра проводится по тем же правилам, но игрушки раскладываются в разных направлениях: одна - прямо перед стулом, другая - напротив по диагонали, третья - слева или справа. Педагог, вызывая детей, не обращает их внимание на то, где лежат игрушки. Задача каждого ребенка - определить направление, в котором надо ползти.
Куда я спрятался
Цель. Учить понимать, словесно обозначать местоположение объекта, употреблять предлоги: за, из-за, около, от, перед, в, из и т.д.
Игра для всей семьи: ребёнок с одним из родителей прячется, второй родитель ходит, ищет их. Главное в этой игре, постоянно обозначать места, где ищут, например; «В песочнице есть? На скамейке? За деревом? Около куста?» и т.д. Усложнение игры, когда ребенок сам проговаривает места поиска объекта.
Вправо, влево прокати, только мяч не упусти
Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах пространства, развитие ручной моторики.
Оборудование: маленькие мячи или шарики.
Ход игры. Дети садятся вокруг стола. Мяч прокатывается от одного ребенка к другому по инструкции логопеда: «Саша, кати мяч влево (к Диме). Кати мяч вправо (к Оле). Куда надо катить мяч, чтобы он попал к Лене?» Важно удержать мяч на столе.
Внимательно слушай и рисуй
Педагог называет геометрические фигуры с указанием их места на листе. Ребенок должен их изобразить согласно данной инструкции. Например, вверху слева прямоугольник, справа от него квадрат, в центре круг и т. д.
Варианты: разделить лист на четыре части путем сгибания. Ребенку дают инструкции: «В верхнем правом углу нарисуй треугольник, в нижнем правом углу нарисуй...» И т. Д.
Магазин
Цель. Учить понимать пространственные отношения в группе реальных предметов, словесно обозначить местоположение предметов на полках предметно-игровое действие на дифференцировку пространственных отношений.
Ход игры. Ребенок, выступая в роли продавца, на нескольких полках расставляет игрушки и говорит, где и что находится.
Найди магнит
Перед детьми на магнитной доске разнообразные магниты. Каждый из них загадывает, - какой магнит он будет искать с закрытыми (завязанными) глазами. Дети по очереди выходят к доске, чтобы найти «свой» магнит, при этом остальные дети дают подсказки, где искать.
Например, выше, выше, ещё выше, левее, чуть-чуть вниз.
Путешествие по азбуке
Цель: закреплять умение ориентироваться на микроплоскости, формировать образы буквы и слова.
Оборудование: игровое поле с буквами
Содержание: ребенку говорим: Сегодня мы с тобой отправимся в путешествие по волшебной стране, где живут загадки, а азбука поможет тебе их разгадать. Если ты правильно соберешь все буквы, то сможешь узнать отгадку. Педагог загадывает загадку, а затем дается направление движения по игровому полю. Ребенок действует в соответствие с инструкцией, составляет слово - отгадку.
Художник
Цель: умение ориентироваться на плоскости, закреплять умение понимать пространственную терминологию. Оборудование: картинка - фон, предметные картинки. Содержание: Рассказываем ребенку: Представь, что ты - художник, а я - твой помощник. Сейчас мы будем создавать картину. Я буду называть тебе место и изображение, которое ты должен будешь изобразить на этом месте. Ребенок выполняет задание педагога, после чего меняется с ним ролями.
4.4 Игры на ориентировку в пространстве в процессе передвижения
Найди игрушки
Цель: учить детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентира, употреблять в речи пространственную терминологию. Оборудование: разные игрушки Содержание: Детям сообщается, что все игрушки спрятались. Чтобы их найти нужно внимательно слушать "подсказки" (инструкции) и следовать им. После обнаружения игрушки, ребенок рассказывает в каком направлении он шел, в какую сторону поворачивал, где нашел игрушку.
Жмурки с колокольчиком
Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов. Оборудование: темная повязка для глаз, колокольчик. Содержание: среди детей выбирается водящий. Водящему ребенку надевают темную повязку. У остальных детей есть колокольчик, который они могут передавать друг другу. Ребенок с колокольчиком в процессе передвижения звонит им. Водящий идет на звук, пытаясь задеть того, у кого колокольчик.
Где находится твой дом?
Цель: Расширять словарь детей за счет использования в речи предлогов и наречий: около, возле, перед, позади, слева, справа, между при описании местоположения дома. Развивать диалогическую речь. Оборудование. Два игрушечных телефона Содержание. В подготовительной группе в игре используется тот лее наглядный материал, можно добавить еще 1-2 новых здания: школу, почту. Воспитатель может привлечь детей к построению улицы на длинном листе картона. Дополнительным материалом являются маленькие изображения такси, наклеенные на картон. В игре принимает участие четное количество детей (4-6 человек). Воспитатель предлагает им объединиться в пары и объясняет ход и правила игры: «В каждой паре один будет новоселом и мысленно выберет себе любой дом на этой улице, а другой, его друг, захочет узнать, где тот поселился. Он позвонит по телефону и станет спрашивать новосела, где расположен его дом. В своих вопросах и ответах будете употреблять точные слова, обозначающие расположение дома среди других строений и предметов. В конце телефонного разговора новосел приглашает друга к себе на новоселье. Друг возьмет такси и остановит его возле нужного дома». Воспитатель дает первой паре два телефона. А также мо-сет перед игровым действием вспомнить с детьми обстоятельственные наречия и предлоги. По ходу телефонного разговора детей воспитатель, если потребуется, напоминает им некоторые правила: начать разговор с приветствия, затем сообщить, кто говорит, — и о том, как можно закончить разговор. Аналогично другие пары детей ведут телефонные разговоры. Во 2-м коне дети меняются ролями. В конце игры воспитатель оценивает не только точность переговоров, но и манеру разговора — вежливость, приветливость
Незаконченные изображения
Детям предлагают карточки с недорисованными изображениями (у собаки не нарисована правая лапа, у кошки — левое ухо и т. д.) - Предлагают дорисовать, назвать и подписать, используя пространственную терминологию.
4.5 Игры на ориентировку с помощью схем и планов маршрута, планов пространства
Адресное бюро
Цель: учить ориентироваться на карте города, располагать на плане объекты в соответствие с расположением реальных объектов.
Оборудование: карта города, фотографии достопримечательностей.
Содержание: дети по памяти располагают фотографии достопримечательностей на карту города.
Астрономы
Цель: закреплять умение ориентировать по схеме, ориентироваться на микроплоскости (фланелеграфе).
Оборудование: фланелеграф, схемы созвездий, звездочки, колпаки.
Содержание: педагог рассказывает детям: Сегодня ночью был сильный ветер и сдул с неба почти все звездочки. Луне на небе стало очень грустно одной, и она попросила нас ей помочь. Сейчас мы с вами наденем волшебные колпаки и станем астрономами. Луна передала мне фотографию неба до того, как ветер сдул звезды и фотографии тех созвездий, которые здесь располагались. Сейчас вам нужно по фотографиям составить созвездия и вернуть их на наше небо. В процессе работы детей, педагог рассказывает вам легенды о тех созвездиях, которые выкладывают дети.
Где спрятан клад?
Цель. Развивать пространственно ориентировочные реакции.
Оборудование. Можно использовать всевозможные «преграды»: стулья, пуфики, кубики и т.д. Карта с планом пути. Сюрприз. На участке, в комнате взрослый расставляет препятствия: «реки», «горы», «овраги» и т.д.
Инструкция: - Вот перед нами карта, на ней крестиком обозначен клад и есть описание, как его найти. На нашем пути будут встречаться всевозможные препятствия, которые нужно будет преодолевать. И если точно следовать схеме и правильно выполнять задания, обязательно найдём клад. Какой - узнаем, когда его найдём». Примерное описание «карты»: встаньте в указанное на карте место - старт. Сделайте три шага вперёд и сверните вправо, обойдите «гору» с левой стороны. Повернитесь направо и «переплывите» реку. Идите вперед четыре шага. Затем повернитесь налево и сделайте один шаг. Вперёд сделайте два шага ... и т.п. Игра заканчивается после того, как найден ребенком клад-сюрприз.
Давайте дружить
Цель: учить детей ориентироваться в пространстве относительно другого человека. Дети встают парами напротив друг друга. Педагог даёт задания: поздоровайтесь друг с другом правой рукой, погладьте друг друга по голове левой рукой, похлопайте друг друга по левому плечу правой рукой и т. д.
Собери слово
На магнитной доске в разных углах расположены буквы. Педагог даёт инструкцию: например, первой поставьте букву, которая находится в правом нижнем углу, затем - в верхнем левом, затем - в верхнем правом, последняя -справа от буквы Н. Вы узнаете, как зовут мальчика. Аналогично можно расположить на доске разные предметы, придумать для детей задания.
Например, "Угадайте, что в корзинке у Красной шапочки".
4.6 Игры на ориентировку в замкнутом и открытом пространстве
Прятки
Цель: развитие внимания, быстроты реакции, умения ориентироваться в открытом пространстве.
Оборудование: -
Содержание: Все играющие делятся на две команды, которые возглавляют капитаны. По жребию определяют, кто будет прятаться, а кто - разыскивать. Для игры устанавливают место (дерево, стену, дверь и т. п.) - "город", куда должны прибежать игроки. Тех, кто должен прятаться, уводит капитан команды, указывает им места для укрытия, а сам возвращается к команде, которая должна разыскивать спрятавшихся. Капитан ходит, все время выкрикивая: "Мы находимся... (называет местонахождение)!". Это помогает его команде ориентироваться: оставаться в укрытии или бежать завоевывать "город". Если те, кто ищет, заметят хотя бы одного из спрятавшихся, они громко называют его имя и место укрытия, а сами группой бегут в "город". Команда, прибежавшая в "город" раньше другой, получает очко. Команда, которая прячется, может подбежать и завоевать "город" еще до выявления местонахождения соперников или после того, как их увидели.
Дорога в сад.
Цель: развивать умение ориентироваться в открытом пространстве, развивать память, умение составлять схему пути.
Оборудование: лист бумаги, карандаш.
Содержание: Ребенок вспоминает и рассказывает где по дороге в детский сад он видел школу, что было возле нее, в каком направлении надо к ней идти, где сделать поворот и т. д. Затем ребенок составляет схему пути в школу.
Где, чей домик?
Цель. Продолжать учить детей определять пространственные направления: вперед-назад, вверх-вниз, направо-налево
Материал. Картонный лист бумаги (30х20см) в верхней части которого на одинаковом расстоянии друг от друга нарисованы 3 домика красного, синего, зеленого цвета. К ним ведут 3 дороги с поворотами под острым углом, расположенные на одинаковом расстоянии друг от друга. (нар. одной тушью). Дороги пересекаются в нескольких местах. В начале каждой дороги нарисован кружок, соответствующий цвету дома. На каждом повороте дороги-стрелка, указывающая дальнейший путь. Фигурки собачки.
Ход игры Детей рассаживают вокруг стола, на котором расположен материал для игры. Воспитатель объясняет правила: - Перед вами лист бумаги, на котором нарисованы домики разного цвета. В красном домике живет кошка, в синем - собака, в зеленом кролик. Животные эти заблудились и не могут попасть к себе домой. Поможем им? Хорошо. Тогда я вызываю троих из вас: один поможет кошке, другой - собачке, а третий -кролику. Выиграет тот, кто по правильной дороге первым приведет зверюшку в его дом. Педагог раздает играющим фигурки зверей, обращая их внимание на цветные круги в начале дороги, на стрелки на поворотах. По сигналу ведущего (педагога или кого-либо, из детей) начинается игра. Если дети с трудом справляются с игровой задачей, ее можно упростить, раскрасив дороги в цвета, соответствующие домам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование умений в рассказывании у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
Общее недоразвитие речи (ОНР) – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, агра...
Формирование умения ориентироваться в пространстве в соответствии с ФГОС ДО
В статье описываются особенности формирования умения ориентироваться в пространстве в соответствии с ФГОС ДО...
Система дидактических игр и упражнений ,способствующих формированию умений ориентироваться в пространстве.
Умение ориентироваться в пространстве – важнейший навык для каждого человека. Ведь для успешного обучения в школе ребенку важно свободно ориентироваться в пространстве, владе...
Картотека дидактических игр для детей с ОВЗ. Формирование умений ориентироваться в пространстве.
Формирование умений ориентироваться в пространстве....
Варианты игровых упражнений для формирования умений ориентировки в пространстве у дошкольного возраста
Игровые упражнения для формирования умений ориентировки в пространстве у дошкольного возраста...
Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы Тема: «Ориентировка в помещении детского сада» (формирование умений ориентироваться в пространстве: умения «читать» план, проводить маршрут пути)
Тип и название занятия:Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группыТема: «Ориентировка в помещении детского сада»(формирование умений ориентироваться в пространстве: умения &l...
занятия с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения) Тема: «Ориентировка в помещении детского сада» (формирование умений ориентироваться в пространстве: умения «читать» план, проводить маршрут пути)
Занятие направлено на формирование у детей с нарушением зрения умения ориентироваться по плану, проводить маршрут пути от места нахождения до заданной точки, упражнении детей в использовании пространс...