Проект по ФЭМП «Формирование умений ориентироваться в пространстве детей старшего возраста» в подготовительной группе № 4
проект по математике (подготовительная группа)

Новик Анна Владимировна

Проект по ФЭМП «Формирование умений ориентироваться в пространстве детей старшего возраста» в подготовительной группе № 4

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tablitsy_k_proektu_novik_a.v.docx827.33 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение “Отделение дошкольного образования детей”

ГБОУ лицея №329 Невского района Санкт-Петербурга


Проект по ФЭМП
«Формирование умений ориентироваться в пространстве детей старшего возраста»
в подготовительной группе № 4

                                                                              Подготовили воспитатели
                           Новик А.В.

Семенова В.С.


г. Санкт-Петербург 2021 г.

Содержание


1. Паспорт проекта
2.1 Перспективный план работы

3. Содержательная часть

4. Приложение
4.1 Консультация для родителей «Этапы обучения детей ориентировке в пространстве»
4.2 Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двумерном пространстве).
4.3 Игры на формирование ориентировки "на себе"
4.4 Игры на ориентировку в пространстве в процессе передвижения
4.5 Игры на ориентировку с помощью схем и планов маршрута, планов пространства
4.6 Игры на ориентировку в замкнутом и открытом пространстве

  1. Паспорт проекта

Название проекта

Формирование умений ориентироваться в пространстве детей старшего возраста

Авторы проекта

Новик А.В., Семенова В.С.

Вид проекта

Информационно – творческий

Продолжительность проекта

Краткосрочный

Сроки реализации проекта

26.04.2021 – 30.04.2021

Актуальность проекта

Все чаще дети, поступающие в первый класс, не умеют сравнивать предметы по величине и форме; плохо ориентируется в пространственном расположении предметов по отношению к себе и друг к другу (путает правую и левую стороны, ошибается в понимании значений и употреблении предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве). Но ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Поэтому гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве.

Участники проекта

Дети подготовительной к школе группы, их родители, воспитатели.

Цель

Формирование пространственных представлений у старших дошкольников.

Задачи

Расширить пространственные представления;

Учить ориентироваться на листе клетчатой бумаги;

Учить составлять графическое изображение пространственных отношений;

Моделировать пространственные отношения в виде рисунка, чертежа, плана, схем

Этапы реализации проекта

1 этап - подготовительный

- Выбор темы, целей и задач;

- Привлечение в участии родителей;

- Изучение методической литературы;

- Составление перспективного плана;

- Создание развивающей среды;

- Подбор игр и оборудования.

2 этап - основной

Создание проблемной ситуации: появление в группе план карты территории детского сада с прилегающими к ней улицами.

Реализация перспективного плана работы.

Работа с родителями.

Консультация для родителей «Далеко ли, близко ли?»

3 этап – заключительный (итоговый)

Продуктивная деятельность

Картотека графических диктантов;

Буклет «План – карта, дорога из дома в детский сад»

Презентация проекта на педагогическом совете.

Форма проведения итогового мероприятия

Картотека графических диктантов;

Буклет «План – карта, дорога из дома в детский сад»

Предполагаемый результат

Совершенствуется:

 пространственные представления,

 навык ориентирования на листе клетчатой бумаги,

 составление графических изображений,

 моделирование рисунка, чертежа, плана, схем.

Критерии результативности проекта

У детей сформированы пространственные представления.

Работа с детьми

Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двумерном пространстве):

  • Где находится твой дом?
  • «У кого что получилось»

Игры на формирование ориентировки "на себе":

  • Солнышко
  • Калейдоскоп
  • Части тела

Игры на формирование пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко:

  • Доползи до игрушки
  • Куда я спрятался
  • Вправо, влево прокати, только мяч не упусти
  • Внимательно слушай и рисуй
  • Магазин
  • Найди магнит
  • Путешествие по азбуке
  • Художник

Игры на ориентировку в пространстве в процессе передвижения:

  • Найди игрушки
  • Жмурки с колокольчиком
  • Где находится твой дом?
  • Незаконченные изображения

Игры на ориентировку с помощью схем и планов маршрута, планов пространства:

  • Адресное бюро
  • Астрономы
  • Где спрятан клад?
  • Давайте дружить
  • Собери слово

Игры на ориентировку в замкнутом и открытом пространстве:

  • Прятки
  • Дорога в сад.
  • Где, чей домик?

Работа с родителями

Совместное составление планов, чертежей, схем. Изготовление дидактических игр соответствующего содержания

Работа со специалистами

Использование игр с физкультурным руководителем на занятиях.

                                           

3. Содержательная часть

Этапы работы

Подготовительный этап:

  1. Создание проблемной ситуации.

В группе появилась карта детского сада с обозначением улиц вокруг. Дети задают вопросы:

- Ребята, сегодня утром вы спрашивали: что это такое, за чем это, что мы с этим будем делать?

- Это – карта, на ней обозначен наш детский сад и улицы, которые находятся рядом, но нет домой и светофоров, и пешеходов. Вы хотите узнать о том, что окружает наш детский сад и научиться ориентироваться по карте?

- Да.

- Каждый из вас идет в детский сад, а вечером обратно. Вы видите дома и знаки. Что может находиться в этих домах?

- В этих домах: магазины, банки, почта, метро и другое.

- Вы хотите составить карту своего маршрута и рассказать другим детям о нем?

- Да.

- Для того что бы рассказать свой маршрут нужно хорошо ориентироваться: знать лево и право, назад и вперед, определять длину пути. Вы хотите этому научиться?

- Да.

- Тогда мы с вами отправляемся в удивительное путешествие знаний, как ориентироваться на месте.

2. Выбор темы, целей и задач;

3. Привлечение в участии родителей;

4. Изучение методической литературы;

5. Составление перспективного плана;

6. Создание развивающей среды;

7. Подбор игр и оборудования.

Основной этап:

Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двумерном пространстве):

  • Где находится твой дом?
  • «У кого что получилось»

Игры на формирование ориентировки "на себе":

  • Солнышко
  • Калейдоскоп
  • Части тела

Игры на формирование пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко:

  • Доползи до игрушки
  • Куда я спрятался
  • Вправо, влево прокати, только мяч не упусти
  • Внимательно слушай и рисуй
  • Магазин
  • Найди магнит
  • Путешествие по азбуке
  • Художник

Игры на ориентировку в пространстве в процессе передвижения:

  • Найди игрушки
  • Жмурки с колокольчиком
  • Где находится твой дом?
  • Незаконченные изображения

Игры на ориентировку с помощью схем и планов маршрута, планов пространства:

  • Адресное бюро
  • Астрономы
  • Где спрятан клад?
  • Давайте дружить
  • Собери слово

Игры на ориентировку в замкнутом и открытом пространстве:

  • Прятки
  • Дорога в сад.
  • Где, чей домик?

Совместное составление планов, чертежей, схем.

Изготовление дидактических игр соответствующего содержания

Консультация для родителей «Этапы обучения детей ориентировке в пространстве»

Заключительный этап:

  1. Картотека графических диктантов;
  2. Буклет «План – карта, дорога из дома в детский сад»
  3. Презентация проекта на педагогическом совете.

Вывод:

Детям было интересно, у них усовершенствовались:

 пространственные представления,

 навык ориентирования на листе клетчатой бумаги,

 составление графических изображений,

 моделирование рисунка, чертежа, плана, схем.

Родители поддержали проект.

3. Перспективный план работы

Образовательные области

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Познавательное

развитие

Д/и «Части тела»

Д/и «Солнышко»

Д/и «Найди магнит»

Д/и «Астрономы»

Д/и «Где чей домик?»

Речевое развитие

Д/и «Где находится твой дом?»

Д/и «Куда я спрятался?»

Д/и «Путешествие по азбуке»

Д/и «Где находиться твой дом?»

Д/и «Собери слово»

Художественно –

эстетическое

развитие

Д/и «У кого что получилось?» (графический диктант)

Д/и «Калейдоскоп»

Д/и «Внимательно слушай и рисуй»

Д/и «Художник»

Д/и «Незаконченное изображение»

Физическое развитие

П/и «Доползи до игрушки»

П/и «Влево, вправо прокати, только мяч не упусти»

П/и «Найди игрушки»

П/и «Жмурки с колокольчиком»

П/и «Прятки»

Социально –

коммуникативное

развитие

Д/и «Магазин»

Д/и «Адресное бюро»

Д/и «Где спрятан клад?»

Д/и «Давайте дружить»

Д/и «Дорога в сад»

4. Приложение

4.1 Консультация для родителей «Этапы обучения детей ориентировке в пространстве»

«Ориентировка в пространстве – один из разделов программы по развитию у детей элементарных математических представлений». Но это не означает, что тема «Пространственные представления» сугубо математическая.

Овладение пространственным восприятием, представлениями и ориентировкой повышает результативность и качество познавательной деятельности – продуктивно – творческой, трудовой; совершенствуются сенсорные, интеллектуальные способности. Например, качество рисунка определяется композиционным построением, эстетическая выразительность – симметрией, ритмичность – чередованием элементов. А освоение правил дорожного движения совершенно невозможно без элементарных знаний о пространстве.

Элементарные знания о пространстве и элементарные навыки ориентации необходимы для подготовки детей к школе. Формирование в дошкольном возрасте пространственных представлений и понятий – основа географических и геометрических знаний в будущем.

1 ЭТАП. Обучение детей ориентировки на себе.

Здесь идет формирование у детей четких представлений о своем теле и его симметричности. Детей учат различать парно противоположные стороны своего тела. У детей создают представления о пространственном расположении частей тела. На этом этапе дети приобретают навыки практической ориентировки на себе (на своем теле). У детей формируется целостное представление о схеме своего тела.

Используются приемы:

 Зрительно – осязательное обследование ребенком своего тела, дидактической куклы;

 Рассматривание ребенком себя в зеркале;

 Соотнесение ребенком частей своего тела с телом другого ребенка, стоящего рядом, напротив;

 Использование меток (бантики, значки);

 Закрепление через нахождение деталей собственной одежды (карман, рукав, воротник и т.д.)

2 ЭТАП. Учить определять пространственные направления и пространственное расположение окружающих предметов, игрушек, с точкой отсчета «от себя». А также пространственное расположение предметов по отношению друг к другу.

Здесь необходимо создать представление детей о себе, как о пространственном теле, являющемся точкой отсчета при ориентировке в направлениях.

Учить детей ориентироваться в окружающем пространстве, четко дифференцировать основные направления пространства, словесно обозначать их соответствующими терминами (справа –направо, слева – налево).

Развивать умения детей передвигаться в названном направлении по ориентирам и без них, сохранять и изменять направления движения.

Учить понимать и активно использовать в речи обозначения направления движений (вверх, вниз, вперед, назад, налево, направо, между, рядом, напротив, за, перед).

3 ЭТАП. Обучение детей моделированию предметно – пространственных построений.

На этом этапе детей учат анализировать и самостоятельно создавать простейшие пространственные построения из игрушек. С целью подготовки детей к самостоятельному соотношению пространственных построений, детей учат обследовать пространство. Обучение моделированию помещений начинается с совместного обследования, с определенной точки отсчета (от двери, слева – направо). Это дает детям возможность запомнить расположение мебели в помещении. Такое обследование лучше проводить индивидуально и неоднократно.

Для моделирования используют детали конструктора, строительного материала. С помощью педагога дети обследуют детали и выбирают те, формы которых соответствуют форме предметов мебели. Анализируют форму помещения и соотносят с формой стола или листа картона. Форма модели должна соответствовать форме комнаты.

4 ЭТАП. Обучение ориентировке в пространстве с помощью схем. Этап проводится по следующим направлениям:

 Обучение ориентировке по картинке – плану;

 Знакомство детей с условными изображениями предметов;

 Формирование у детей умений соотносить расположение предметов в реальном пространстве со схемой;

 Обучение детей самостоятельному составлению схем.

Используется такой прием «Оживи картинку». Подбираем цветную картинку, на которой ребенок может узнать все узнать, подбираются такие же игрушки и детей учат располагать игрушки на картинке. На всех этапах обучения большое внимание уделяется формированию у детей прочной связи слов, обозначающих пространственные признаки (тут, здесь, там).

Используются специальные приемы. На первых этапах – совместные выполнения действий, неоднократный показ, повтор инструкций, поощрительные слова и словесная коррекция действий ребенка. Используется разнообразный игровой материал. Занятия проводятся в игровой занимательной форме, по возрастающей сложности, с учетом результативности предыдущих занятий, задания могут быть аналогичные, но в других вариантах.

В подготовительной группе «Программа воспитания и обучения в детском саду» обозначает главной задачей: «Учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку». Но это не означает, что работа по задачам предыдущих групп прекращается. В практических ситуациях умения совершенствуются.

«Геометрия плоскости листа» частично уже освоена. Необходимо закреплять приобретенный опыт. С этой целью используют «зрительный диктант», «слуховой диктант». Под диктовку дети размещают геометрический орнамент или отдельные формы, знаки, элементы рисунка. Это сложная задача, но будущий первоклассник должен быть подготовлен к ее решению. Эта работа предупреждает возникновение многочисленных ошибок пространственного характера, которые наблюдаются при усвоении материала на уроках чтения, письма, рисования и других.

В этой группе важно сформировать у детей начальные навыки логического мышления. Переходным этапом к такой форме являются умения выполнять обобщение, умственные действия, выступающие в виде схематизированных образов. Но чтобы у ребенка сформировалась такая форма мышления, нужно систематически, целенаправленно знакомит их с графиками, схемами, моделями.

Работа по ориентировке в пространстве должна вестись не только на занятиях по математике, но и на занятиях по развитию речи, ИЗО, физкультурном и музыкальном.

4.2 Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двумерном пространстве).

Где находится твой дом?

Цель: Расширять словарь детей за счет использования в речи предлогов и наречий: около, возле, перед, позади, слева, справа, между при описании местоположения дома. Развивать диалогическую речь.

Оборудование. Два игрушечных телефона

Содержание: Играют от 4 до 6 детей. Воспитатель заранее «строит» улицу на длинном листе картона, размещая объекты не только в ряд, как в средней группе, но и впереди домов (растения, изгороди, скамейки), добавляет 1-2 высоких здания и деревья, частично видимые из-за домов, расположенных в ряд, и приглашает детей поиграть в игру «Где находится твой дом?». Сначала дети рассматривают улицу, определяют, что на ней находится, замечают, что все жилые дома одинаковые и без номеров. Воспитатель: «Вы будете новоселами. Каждый получил квартиру в одном из этих домов. Вы мысленно, молча выберете себе любой дом, чтобы пока, кроме вас, никто не знал об этом. Мне очень захотелось узнать, как вы устроились на новом месте. Я каждому позвоню по телефону и узнаю, где находятся ваши дома». Педагог берет себе один телефон (игрушку можно заменить изображением мобильника, наклеенным на картон), а другой телефон отдает ребенку. Остальным играющим советует прислушаться к их разговору, чтобы потом определить, правильно ли отгадан дом. Примерный диалог с ребенком: «Добрый день, Леночка! Как устроилась на новом месте? Хочу зайти к тебе и посмотреть на твою новую квартиру. Объясни мне, пожалуйста, как найти твой дом? Расскажи, что находится рядом с твоим домом?» (Если нужно, воспитатель задает вопросы, чтобы уточнить местоположение дома.) Если по ходу игры окажется, что и другой ребенок загадал тот же дом, то воспитатель спрашивает о других объектах возле него.

Например: «Далеко ли от твоего дома аптека? Что находится позади твоего дома?» и др. Делает вывод, что Лена и Юра — соседи, т.к. получили квартиры в одном доме. В конце игры воспитатель говорит, чьи дома ему легче было найти, потому что в телефонном разговоре эти дети правильно указывали их местоположение, т.к. употребляли точные слова: около, между, перед... (дети могут назвать и остальные предлоги, и наречия).

«У кого что получилось»

Цель: упражнять в пространственных ориентировках.

Оборудование. Листы, линованные в клеточку, карандаш.

На листах линованной в клеточку бумаги дети под диктовку воспитателя ведут линию. Если ребенок вел ее правильно, т.е. выполнял указания направления, точно считал клеточки, у него получился рисунок или картинка. Это и является показателем выигрыша.

4.3 Игры на формирование ориентировки "на себе"

Солнышко

Цель: закреплять знания о месте расположения частей лица, умение ориентироваться на собственном теле.

Оборудование: схематическое изображение лица человека.

Содержание: ребятам предлагается схематическое изображение лица человека с ориентиром (нос). Предлагается выложить на нем части лица (глаза, брови, губы). Затем ребенок закрывает глаза и выполняет это задание снова, проговаривая где по отношению друг к другу располагаются все части лица.

Калейдоскоп

Для игры детям предлагается нарисовать орнамент или наклеить готовые формы (геометрические фигуры, вырезанные картинки) и рассказать о своей работе. Для этого воспитателю рационально будет дать тему работы.

Например: «Закладка», «Коврик», «Лоскутное одеяло», «Пасхальное яичко», «Рамка для картины» и другие.

Части тела

Цель. Упражнять детей в умении ориентироваться на собственном теле, при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины. Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука». Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.

Игры на формирование пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.

Доползи до игрушки

Цель: Продолжать учить воспринимать расстояние, показать, что от него зависит результат действий не только в ближнем, но и в дальнем пространстве; обратить внимание на направление движения в пространстве и самостоятельно выбирать это направление.

 Оборудование. Разные игрушки.

Ход игры. 1 -й вариант. Педагог сажает детей в ряд на стулья. Напротив на полу на разном расстоянии от стульев лежат две игрушки. Двое детей по сигналу педагога ползут к игрушке: один - к ближней, другой - к дальней. Остальные, наблюдают. Первый ребенок быстрее заканчивает движение, берет игрушку и поднимает ее вверх. Другой это же выполняет позже. Педагог обсуждает с детьми, почему первый взял игрушку раньше, и подводит их к выводу, что одна игрушка лежала далеко, а другая - близко. Игра повторяется с другой парой.

2-й вариант. Игра проводится по тем же правилам, но игрушки раскладываются в разных направлениях: одна - прямо перед стулом, другая - напротив по диагонали, третья - слева или справа. Педагог, вызывая детей, не обращает их внимание на то, где лежат игрушки. Задача каждого ребенка - определить направление, в котором надо ползти.

Куда я спрятался

Цель. Учить понимать, словесно обозначать местоположение объекта, употреблять предлоги: за, из-за, около, от, перед, в, из и т.д.

Игра для всей семьи: ребёнок с одним из родителей прячется, второй родитель ходит, ищет их. Главное в этой игре, постоянно обозначать места, где ищут, например; «В песочнице есть? На скамейке? За деревом? Около куста?» и т.д. Усложнение игры, когда ребенок сам проговаривает места поиска объекта.

Вправо, влево прокати, только мяч не упусти

Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах пространства, развитие ручной моторики.

Оборудование: маленькие мячи или шарики.

Ход игры. Дети садятся вокруг стола. Мяч прокатывается от одного ребенка к другому по инструкции логопеда: «Саша, кати мяч влево (к Диме). Кати мяч вправо (к Оле). Куда надо катить мяч, чтобы он попал к Лене?» Важно удержать мяч на столе.

Внимательно слушай и рисуй

Педагог называет геометрические фигуры с указанием их места на листе. Ребенок должен их изобразить согласно данной инструкции. Например, вверху слева прямоугольник, справа от него квадрат, в центре круг и т. д.

 Варианты: разделить лист на четыре части путем сгибания. Ребенку дают инструкции: «В верхнем правом углу нарисуй треугольник, в нижнем правом углу нарисуй...» И т. Д.

Магазин

Цель. Учить понимать пространственные отношения в группе реальных предметов, словесно обозначить местоположение предметов на полках предметно-игровое действие на дифференцировку пространственных отношений.

Ход игры. Ребенок, выступая в роли продавца, на нескольких полках расставляет игрушки и говорит, где и что находится.

Найди магнит

Перед детьми на магнитной доске разнообразные магниты. Каждый из них загадывает, - какой магнит он будет искать с закрытыми (завязанными) глазами. Дети по очереди выходят к доске, чтобы найти «свой» магнит, при этом остальные дети дают подсказки, где искать.

Например, выше, выше, ещё выше, левее, чуть-чуть вниз.

Путешествие по азбуке

Цель: закреплять умение ориентироваться на микроплоскости, формировать образы буквы и слова.

Оборудование: игровое поле с буквами

Содержание: ребенку говорим: Сегодня мы с тобой отправимся в путешествие по волшебной стране, где живут загадки, а азбука поможет тебе их разгадать. Если ты правильно соберешь все буквы, то сможешь узнать отгадку. Педагог загадывает загадку, а затем дается направление движения по игровому полю. Ребенок действует в соответствие с инструкцией, составляет слово - отгадку.

Художник

Цель: умение ориентироваться на плоскости, закреплять умение понимать пространственную терминологию. Оборудование: картинка - фон, предметные картинки. Содержание: Рассказываем ребенку: Представь, что ты - художник, а я - твой помощник. Сейчас мы будем создавать картину. Я буду называть тебе место и изображение, которое ты должен будешь изобразить на этом месте. Ребенок выполняет задание педагога, после чего меняется с ним ролями.

4.4 Игры на ориентировку в пространстве в процессе передвижения

Найди игрушки

Цель: учить детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентира, употреблять в речи пространственную терминологию. Оборудование: разные игрушки Содержание: Детям сообщается, что все игрушки спрятались. Чтобы их найти нужно внимательно слушать "подсказки" (инструкции) и следовать им. После обнаружения игрушки, ребенок рассказывает в каком направлении он шел, в какую сторону поворачивал, где нашел игрушку.

Жмурки с колокольчиком

Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов. Оборудование: темная повязка для глаз, колокольчик. Содержание: среди детей выбирается водящий. Водящему ребенку надевают темную повязку. У остальных детей есть колокольчик, который они могут передавать друг другу. Ребенок с колокольчиком в процессе передвижения звонит им. Водящий идет на звук, пытаясь задеть того, у кого колокольчик.

Где находится твой дом?

 Цель: Расширять словарь детей за счет использования в речи предлогов и наречий: около, возле, перед, позади, слева, справа, между при описании местоположения дома. Развивать диалогическую речь. Оборудование. Два игрушечных телефона Содержание. В подготовительной группе в игре используется тот лее наглядный материал, можно добавить еще 1-2 новых здания: школу, почту. Воспитатель может привлечь детей к построению улицы на длинном листе картона. Дополнительным материалом являются маленькие изображения такси, наклеенные на картон. В игре принимает участие четное количество детей (4-6 человек). Воспитатель предлагает им объединиться в пары и объясняет ход и правила игры: «В каждой паре один будет новоселом и мысленно выберет себе любой дом на этой улице, а другой, его друг, захочет узнать, где тот поселился. Он позвонит по телефону и станет спрашивать новосела, где расположен его дом. В своих вопросах и ответах будете употреблять точные слова, обозначающие расположение дома среди других строений и предметов. В конце телефонного разговора новосел приглашает друга к себе на новоселье. Друг возьмет такси и остановит его возле нужного дома». Воспитатель дает первой паре два телефона. А также мо-сет перед игровым действием вспомнить с детьми обстоятельственные наречия и предлоги. По ходу телефонного разговора детей воспитатель, если потребуется, напоминает им некоторые правила: начать разговор с приветствия, затем сообщить, кто говорит, — и о том, как можно закончить разговор. Аналогично другие пары детей ведут телефонные разговоры. Во 2-м коне дети меняются ролями. В конце игры воспитатель оценивает не только точность переговоров, но и манеру разговора — вежливость, приветливость

Незаконченные изображения

Детям предлагают карточки с недорисованными изображениями (у собаки не нарисована правая лапа, у кошки — левое ухо и т. д.) - Предлагают дорисовать, назвать и подписать, используя пространственную терминологию.

4.5 Игры на ориентировку с помощью схем и планов маршрута, планов пространства

Адресное бюро

Цель: учить ориентироваться на карте города, располагать на плане объекты в соответствие с расположением реальных объектов.

Оборудование: карта города, фотографии достопримечательностей.

Содержание: дети по памяти располагают фотографии достопримечательностей на карту города.

Астрономы

Цель: закреплять умение ориентировать по схеме, ориентироваться на микроплоскости (фланелеграфе).

Оборудование: фланелеграф, схемы созвездий, звездочки, колпаки.

Содержание: педагог рассказывает детям: Сегодня ночью был сильный ветер и сдул с неба почти все звездочки. Луне на небе стало очень грустно одной, и она попросила нас ей помочь. Сейчас мы с вами наденем волшебные колпаки и станем астрономами. Луна передала мне фотографию неба до того, как ветер сдул звезды и фотографии тех созвездий, которые здесь располагались. Сейчас вам нужно по фотографиям составить созвездия и вернуть их на наше небо. В процессе работы детей, педагог рассказывает вам легенды о тех созвездиях, которые выкладывают дети.

Где спрятан клад?

Цель. Развивать пространственно ориентировочные реакции.

Оборудование. Можно использовать всевозможные «преграды»: стулья, пуфики, кубики и т.д. Карта с планом пути. Сюрприз. На участке, в комнате взрослый расставляет препятствия: «реки», «горы», «овраги» и т.д.

Инструкция: - Вот перед нами карта, на ней крестиком обозначен клад и есть описание, как его найти. На нашем пути будут встречаться всевозможные препятствия, которые нужно будет преодолевать. И если точно следовать схеме и правильно выполнять задания, обязательно найдём клад. Какой - узнаем, когда его найдём». Примерное описание «карты»: встаньте в указанное на карте место - старт. Сделайте три шага вперёд и сверните вправо, обойдите «гору» с левой стороны. Повернитесь направо и «переплывите» реку. Идите вперед четыре шага. Затем повернитесь налево и сделайте один шаг. Вперёд сделайте два шага ... и т.п. Игра заканчивается после того, как найден ребенком клад-сюрприз.

Давайте дружить

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве относительно другого человека. Дети встают парами напротив друг друга. Педагог даёт задания: поздоровайтесь друг с другом правой рукой, погладьте друг друга по голове левой рукой, похлопайте друг друга по левому плечу правой рукой и т. д.

Собери слово

На магнитной доске в разных углах расположены буквы. Педагог даёт инструкцию: например, первой поставьте букву, которая находится в правом нижнем углу, затем - в верхнем левом, затем - в верхнем правом, последняя -справа от буквы Н. Вы узнаете, как зовут мальчика. Аналогично можно расположить на доске разные предметы, придумать для детей задания.

Например, "Угадайте, что в корзинке у Красной шапочки".

4.6 Игры на ориентировку в замкнутом и открытом пространстве

Прятки

Цель: развитие внимания, быстроты реакции, умения ориентироваться в открытом пространстве.

Оборудование: -

Содержание: Все играющие делятся на две команды, которые возглавляют капитаны. По жребию определяют, кто будет прятаться, а кто - разыскивать. Для игры устанавливают место (дерево, стену, дверь и т. п.) - "город", куда должны прибежать игроки. Тех, кто должен прятаться, уводит капитан команды, указывает им места для укрытия, а сам возвращается к команде, которая должна разыскивать спрятавшихся. Капитан ходит, все время выкрикивая: "Мы находимся... (называет местонахождение)!". Это помогает его команде ориентироваться: оставаться в укрытии или бежать завоевывать "город". Если те, кто ищет, заметят хотя бы одного из спрятавшихся, они громко называют его имя и место укрытия, а сами группой бегут в "город". Команда, прибежавшая в "город" раньше другой, получает очко. Команда, которая прячется, может подбежать и завоевать "город" еще до выявления местонахождения соперников или после того, как их увидели.

Дорога в сад.

Цель: развивать умение ориентироваться в открытом пространстве, развивать память, умение составлять схему пути.

Оборудование: лист бумаги, карандаш.

Содержание: Ребенок вспоминает и рассказывает где по дороге в детский сад он видел школу, что было возле нее, в каком направлении надо к ней идти, где сделать поворот и т. д. Затем ребенок составляет схему пути в школу.

Где, чей домик?

Цель. Продолжать учить детей определять пространственные направления: вперед-назад, вверх-вниз, направо-налево

Материал. Картонный лист бумаги (30х20см) в верхней части которого на одинаковом расстоянии друг от друга нарисованы 3 домика красного, синего, зеленого цвета. К ним ведут 3 дороги с поворотами под острым углом, расположенные на одинаковом расстоянии друг от друга. (нар. одной тушью). Дороги пересекаются в нескольких местах. В начале каждой дороги нарисован кружок, соответствующий цвету дома. На каждом повороте дороги-стрелка, указывающая дальнейший путь. Фигурки собачки.

Ход игры Детей рассаживают вокруг стола, на котором расположен материал для игры. Воспитатель объясняет правила: - Перед вами лист бумаги, на котором нарисованы домики разного цвета. В красном домике живет кошка, в синем - собака, в зеленом кролик. Животные эти заблудились и не могут попасть к себе домой. Поможем им? Хорошо. Тогда я вызываю троих из вас: один поможет кошке, другой - собачке, а третий -кролику. Выиграет тот, кто по правильной дороге первым приведет зверюшку в его дом. Педагог раздает играющим фигурки зверей, обращая их внимание на цветные круги в начале дороги, на стрелки на поворотах. По сигналу ведущего (педагога или кого-либо, из детей) начинается игра. Если дети с трудом справляются с игровой задачей, ее можно упростить, раскрасив дороги в цвета, соответствующие домам.

https://sun9-64.userapi.com/impg/1pTgpxZc7Dr9nSRRPy3UQnZAD9FGi5p96vkipw/BDI40K8o6CM.jpg?size=1600x1200&quality=96&sign=60149a7f3576a6f03b192c378491224d&type=albumhttps://sun9-10.userapi.com/impg/UZIqdmnvrutpfUWKFhEMIFaUBB5xGX30CVF3Sg/w6jQKudfiOc.jpg?size=1600x1200&quality=96&sign=f9abb043b6e64997cfb00642d29d51e4&type=albumhttps://sun9-27.userapi.com/impg/C9JVWs0Fkp0Khb9A8_WlH_ZkrRk3oipihr0rwQ/qO2CfV84KYU.jpg?size=1600x1200&quality=96&sign=c630e72b8433c8030c3fe167825a0150&type=albumhttps://sun9-14.userapi.com/impg/VOV2IIelWTHDminLgudCP_ywW2rlGfBxG8y83Q/VfVQxLbFQ6k.jpg?size=1600x1200&quality=96&sign=1b84f2feabd4de810afc0d7d178803b1&type=albumhttps://sun9-59.userapi.com/impg/XPJKVQQl6AnCog0HPO_ph0QaCYO6Ue7weTBO_w/IdXnqZTk8YQ.jpg?size=1200x1600&quality=96&sign=e8dfb50f97292ebff90f539242ec80be&type=album


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование умений в рассказывании у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Общее недоразвитие речи (ОНР) – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, агра...

Формирование умения ориентироваться в пространстве в соответствии с ФГОС ДО

В статье описываются особенности формирования умения ориентироваться в пространстве в соответствии с ФГОС ДО...

Система дидактических игр и упражнений ,способствующих формированию умений ориентироваться в пространстве.

Умение ориентироваться в пространстве – важнейший навык для каждого человека. Ведь для успешного обучения в школе ребенку важно свободно ориентироваться в пространстве, владе...

Варианты игровых упражнений для формирования умений ориентировки в пространстве у дошкольного возраста

Игровые упражнения для формирования умений ориентировки в пространстве у дошкольного возраста...

Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы Тема: «Ориентировка в помещении детского сада» (формирование умений ориентироваться в пространстве: умения «читать» план, проводить маршрут пути)

Тип и название занятия:Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группыТема: «Ориентировка в помещении детского сада»(формирование умений ориентироваться в пространстве: умения &l...

занятия с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения) Тема: «Ориентировка в помещении детского сада» (формирование умений ориентироваться в пространстве: умения «читать» план, проводить маршрут пути)

Занятие направлено на формирование у детей с нарушением зрения умения ориентироваться по плану, проводить маршрут пути от места нахождения до заданной точки, упражнении детей в использовании пространс...