Конспект специально организованной образовательной деятельности (занятие) по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе "Путешествие по сказкам А.С.Пушкина"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
В процессе организованной деятельности педагог закрепляет у детей представление о понятии величина, время, форма, развивает логическое мышление дошкольников, прививает любовь к художественному слову, обогащает речь детей пословицами: « Книга хоть и не самолет, а за тридевять земель унесет», «Кто со сказкой дружит, тому она и служит», фразеологическими оборотами «крепкий орешек», «орешек не по зубам». Закрепляет представление о декоративной росписи «Гжель», совершенствует умение детей видеть основные элементы росписи: веточки, усики, сеточку, капельки и т.д. Знакомит с фрагментом «Три чуда» из оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане". Формирует представление о достопримечательностях родного города и области: знакомит с памятником А.С.Пушкину и памятником А.Р.Яковлевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_3.doc | 595 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной
деятельности по
«Познавательному развитию»
(название образовательной области)
«Формирование элементарных математических представлений»
(направление образовательной области)
«Повторение»
(тема)
Цель: продолжать знакомить детей с понятием величина.
Педагогический замысел:
- Закреплять умение измерять длину предмета с помощью условной меры. Упражнять в установлении времени на макете часов. Закреплять представление о геометрических фигурах. Развивать логическое мышление.
- Прививать любовь к художественному слову. Обогащать речь детей пословицами: « Книга хоть и не самолет, а за тридевять земель унесет», «Кто со сказкой дружит, тому она и служит», фразеологическими оборотами «крепкий орешек», «орешек не по зубам». Закреплять представление о декоративной росписи «Гжель», совершенствовать умение видеть основные элементы росписи: веточки, усики, сеточку, капельки и т.д. Познакомить с фрагментом «Три чуда» из оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
- Формировать представление о достопримечательностях родного города и области: познакомить с памятником А.С.Пушкину, памятником А.Р.Яковлевой.
- Формировать предпосылки к дальнейшему обучению: умение слышать, слушать, выполнять задания в соответствии со словесной инструкцией.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности, воспитывать уважение к воспитателям, подвести к пониманию того, что мы должны быть благодарны тем людям, которые развивают и воспитывают нас.
Предварительная работа:
- Подобрать демонстрационный материал: портрет А.С Пушкина, А.Р.Яковлевой, Н.А.Римского Корсакова, изображение памятника А.С.Пушкину на площади Искусств (скульптор Михаил Аникушин), изображение памятника А.Р.Яковлевой в Ленинградской области в селе Воскресенское (скульптор Валерий Шевченко). Подготовить диск с музыкальным фрагментом «Белка» из оперы «Царь Салтан» Н.А.Римского Корсакова.
- Рассмотреть с детьми альбомы: «Сказки Пушкина», «Гжель».
- Закреплять представление о геометрических фигурах.
- Совершенствовать умение определять время по часам с точность до 1 часа.
Демонстрационный материал: портрет А.С Пушкина, А.Р.Яковлевой, Н.А.Римского Корсакова, изображение памятника А.С.Пушкину на площади Искусств (скульптор Михаил Аникушин), изображение памятника А.Р.Яковлевой в Ленинградской области в селе Воскресенское (скульптор Валерий Шевченко). Картинки с изображением золотых орехов (5 штук), картинки с изображением букв «А», «Р», «И», «Н», «А». Логическая таблица, диск (с фрагментом «Белка» из оперы «Царь Салтан» Н.А.Римского Корсакова, песней «В гостях у сказки» слова Юлия Кима, музыка Владимира Дашкевича), шапочка «Петушок», книга «Сказки А.С. Пушкина», макет часов.
Раздаточный материал: корзиночки из бумаги, картинки с изображением лесных орехов по 5, логические таблицы, простые карандаши, счетные палочки, полоски бумаги 30*3 см с росписью «Гжель» и условная мера
(белого цвета) 7*3 см, карточки с цифрами, макеты часов.
Примерный ход совместной деятельности
I часть.
Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы очень любите сказки, и каждый раз с нетерпением ждете, когда сказка снова в гости к вам придет. (Звучит песня «В гостях у сказки» слова Юлия Кима, музыка Владимира Дашкевича)
Появляется Кот, который сообщает о том, что в сказочной стране коварный чародей заколдовал сказочных героев и теперь они не могут вспомнить, в каких сказках живут. Кот просит ребят о помощи.
Воспитатель: Поможем коту, ребята? Кот, а сам-то ты помнишь, как называется сказочная страна, в которой ты живешь?
Кот: Нет. Помню только, что если направо пойду – песнь завожу, налево -сказки сказываю.
Воспитатель: Ребята, может, вы знаете, как называется сказочная страна, в которой живет этот кот. (Ответы детей) Как зовут поэта, который придумал страну Лукоморье? (Ответы детей).
Воспитатель: Произведения великого русского поэта А.С.Пушкина любят во всем мире, его сказ
ки поэмы, романы переведены на разные языки мира, а в центре нашего города на площади Искусств установлен памятник великому поэту А.С.Пушкину (скульптор Михаил Аникушин). Давайте рассмотрим памятник: если он отлит из бронзы, значит, это какой памятник? (Бронзовый). Пьедес
тал из гранита, значит, это какой пьедестал? ( Гранитный).
Кот: Спасибо, вам ребята, теперь я знаю, где живу. Я ученый кот и очень люблю логические задачи. Поиграйте со мной.
Выставляю логическую таблицу (Приложение 1), вместе с детьми рассматриваю таблицу и уточняю: «Какой формы туловище у кошек? Какой формы у них голова? Одинаковые ли хвостики у кошек? Одинаковое ли количество усов у кошек? Какой формы будет туловище и голова у кошки в последнем ряду? Сколько у нее усов? Нарисуйте эту кошку».
Дети садятся на свои места, обращаю внимание на осанку, вспоминаем, как правильно нужно держать карандаш, дети рисуют ответ.
Затем озвучиваю правильный ответ, дети проверяют себя, тех, кто выполнил правильно, кот поощряет картинкой с изображением лесного ореха.
Воспитатель: Добрый кот, как же нам попасть в твою страну Лукоморье?
Кот: Книга вам поможет, ведь недаром говорят: «Книга хоть не самолет, а за тридевять земель увезет».
Воспитатель: Верно, так говорят, потому что, читая книгу, человек мысленно путешествует вместе с героями книги и узнает много нового.
Прошу ребенка принести «Сказки» А.С.Пушкина из центра книги.
II часть.
Открываю книгу, читаю фрагмент.
Воспитатель:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила б богатыря.
Воспитатель: Ребята, как называется эта сказка?
Ответы детей.
Какую из трех девиц выбрал царь? Как вы думаете, почему? Кем повелел царь стать другим девицам?
Посмотрите, какое красивое полотно получилось у ткачихи.( Приложение 2) Элементы какой росписи она поместила на полотне? Какие элементы гжельской росписи вы видите?
Сколько рубах можно сшить царю из этого полотна, если отрез на одну рубаху соответствует вот этой условной мере? Как это определить? Что вам понадобится для измерений? Для чего вам нужны карандаш и счетные палочки?
Воспитатель уточняет правила измерения: начинать измерять нужно от начала полотна слева направо; у конца меры следует поставить отметку карандашом и продолжить измерение, приложив меру к отметке и т. д.
Дети измеряют дорожки, считают количество мер и отвечают на вопросы:
«Сколько у вас счетных палочек? Сколько раз мера уложилась в длине полотна? На что указывает это число? Сколько рубах можно сшить из этого полотна?»
Воспитатель предлагает положить карандаши в корзинку, полоски и условные меры в центр стола.
Отправляемся дальше?
III часть.
Физкультминутка
Воспитатель читает стихотворение и вместе с детьми выполняет соответствующие движения:
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы. (Подняться на носки, руки вверх)
Чуть опасность где видна, (Приложить руку к голове, повернуть
Верный сторож как со сна голову вправо, а затем влево)
Шевельнется, встрепенется, (Руки на пояс, повороты туловища
К той сторонке обернется право, влево)
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй, лежа на боку!» (Сложить кисти рук ладонями друг к другу,
поместить под левую щеку, наклонить
голову влево).
IV часть.
Воспитатель: Как называется сказка, в которой петушок охранял границы царства Дадона? («Сказка о золотом петушке»).
Каждый знает, что издавна петухи были в почете на хозяйском подворье. Их часто называли «вестниками утренней зорьки» или «будильниками». А вы, ребята, умеете определять время по часам? Петушок предлагает вам поиграть. Он будет кукарекать, а вы внимательно считайте, затем установите время соответствующее количеству звукоподражаний, воспроизведенных петушком.
Ребенок в шапочке петушка кукарекает сначала четыре раза, затем шесть раз. Дети размещают стрелки на макетах часов на своих местах, каждый раз
озвучивают расположение стрелок.
Воспитатель: А теперь внимание, где будут находиться стрелки на часах, когда пройдет половина часа?
Дети размещают стрелки, озвучивают их расположение.
Еще раз озвучиваю правильный ответ, дети проверяют себя, тех, кто выполнил правильно, поощряю картинкой с изображением лесного ореха.
V часть
Воспитатель: Ребята, как называется сказка, в которой появляются три чуда? Назовите эти три чуда.
Ребята, вы знаете, что такое опера? ( Опера – это история, сыгранная на сцене с помощью музыки.) Кто придумывает музыку? (Композитор).
Сказки Пушкина, ребята, вызывают восхищение не только у художников, но и у композиторов. Предлагаю послушать фрагмент оперы «Царь Салтан» Николая Андреевича Римского- Корсакова (показываю портрет) и определить, о каком из трех чудес ( о Царевне-лебеди, о тридцати трех богатырях и дядьке их морском– Черноморе или о белочке ) с помощью музыки рассказал композитор? Дети слушают фрагмент оперы, отвечают на вопрос.
Показываю мягкую игрушку белку с золотым орехом в лапках. Предлагаю
Вспомнить фрагмент « Сказки о царе Салтане».
Ребенок рассказывает стихи:
Знайте, вот что не безделка:
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет
И орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Вот что чудом-то зовут».
Воспитатель:
Русский язык, ребята, богат и красив. Много в нашем языке метких выражений. Когда человеку не под силу справиться с каким-то делом или решить трудную задачу, говорят, что эта задача - «крепкий орешек» или «орешек не по зубам». Белочка предлагает вам поиграть.
На доске помещены пять картинок с изображением золотых орехов. Белочка предлагает задания, если ребята справляются с ними, считается, что ребята смогли разгрызть орех, картинки с изображением орехов убираются, а под ними появляются изображения букв «А» «Р» «И» «Н» «А».
Задание 1. Сколько ушей у трех мышей?
Задание 2. Назовите соседей числа 5.
Задание 3. Сколько месяцев в году?
Задание 4. Какой месяц год кончает, а зиму начинает?
Задание 5. Не овал я и не круг,
Треугольнику не друг.
Прямоугольнику я брат,
Как зовут меня …
Воспитатель: Ребята, кто может прочитать то, что здесь написано? Кто такая Арина? Как вы думаете, почему Белочка напоминает нам об Арине Родионовне? (Показываю портрет Арины Родионовны Яковлевой.) Ответы детей.
Воспитатель: Арина Родионовна Яковлева – няня Александра Сергеевича Пушкина. Ее необыкновенные сказки, песни и былины слушал он с замиранием сердца, именно ей удалось привить любовь к русскому языку, а тогда, ребята, все говорили и думали по-французски. Люди в благодарность за то, что она воспитала в Пушкине любовь к русскому слову, на ее родине в Ленинградской области в селе Воскресенском установили памятник. (Демонстрирую памятник ребятам).
Воспитатель: Белочка приготовила для самого активного и старательного
сюрприз, посчитайте орехи, которые вы получили за правильные ответы. Ребенку, у которого большее количество орехов, белочка вручает золотой орех, в котором находится изречение «Кто со сказкой дружит – тому она и служит». Выясняем с детьми значение этого изречения.
Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки!
Читайте Пушкина всегда –
Вот вам подсказка,
И пронесете сквозь года
Вы мудрость сказки.
Кот: Спасибо, ребята, за помощь, дружите со сказками, не забывайте про них. Дарит детям сундучок с раскрасками «Сказки А.С. Пушкина».
Предполагаемый результат: закрепляются первоначальные измерительные умения с помощью условной меры. Обогащается опыт взаимодействия с часами. Развивается логическое мышление. Закрепляется представление о геометрических фигурах.
Прививается любовь к художественному слову. Обогащается речь детей пословицами: « Книга хоть и не самолет, а за тридевять земель унесет», «Кто со сказкой дружит, тому она и служит».
Дальнейшая работа: Совершенствовать умение определять время по часам с точность до 1 часа, обогащать представление о времени, закреплять представления о последовательности времен и месяцев года, развивать умение конструировать геометрические фигуры по словесному описанию и
перечислению характерных свойств, упражнять в умении объединять части в целое множество, сравнивать целое и часть множества.
Приложение 1
Приложение 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Познание» по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе. "Волшебная змейка"
Организованная образовательная деятельность, направленная на формирование понятий «круг» и «окружность». ...
Конспект организованной образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Познание» по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе. "Волшебные шарики"
Решение элементарных математических задач в подготовительной к школе группе....
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) в подготовительной к школе группе на тему «Все профессии важны, все профессии нужны»
Организованная образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) с использованием презент...
Непрерывное Непосредствено - Образовательная Деятельность по ФЭМП (Формирование Элементарных Математических Представлений) в подготовительной к школе группе.
Открытое занятие по ФЭМП...
Конспект Непосредственно Образовательной Деятельности области «Познание» (формирование элементарных математических представлений) в подготовительной к школе группе. «Цветик - Семицветик»
Открытое занятие по математики в подготовительной к школе группе....
КОНСПЕКТ ООД ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ) В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МАТЕМАТИКИ» ( С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ)
ЦЕЛЬ: Продолжать формировать у детей интерес к познавательному развитию через формирование элементарных математических представлений....
Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП (формирование элементарных математических представлений)с использованием кинезиологичеческих упражнений в старшей группе «Пять золотых ключей».
Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе познавательной деятельности...