Выступление на педагогическом совете "Формирование пространственных и временных отношений у детей"
консультация по математике

Жарикова Галина Иосифовна

"Формирование пространственных и временных отношений у детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx23.3 КБ
Файл prezentatsiya_k_vystupleniyu.pptx2.01 МБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1. «Формирование пространственных и временных отношений у детей»

Слайд 2. Дайте понятие, что такое пространство?

Слайд 3. Дайте понятие, что такое время?

Слайд 4. Особенности развития представлений о времени.

Слайд 5. Давайте вспомним немного историю. Назовите людей, которые занимались этим вопросом.

Ян Амос Каменский считал, что обучение дошкольников различению времени должно проводиться в виде бесед родителей с детьми, в которых взрослые в понятной форме объясняют, показывают и называют явления окружающего мира.

Слайд 6. Пестоллоци говорил,что усвоение ребенком временных отношений и развитие на той основе его речи одним из важнейших средств  познания и элементарного обучения.

Слайд 7. Фребель считал, что Первые временные представления ребенок должен усвоить в процессе деятельности, в играх и занятиях  с дидактическим материалом.

Слайд 8. Константин Дмитриевич Ушинский подчеркивал необходимость обучения детей «различать  предлоги во времени».  «Детям следует объяснять, что для отличия во времени мы употребляем  названия месяцев, дней недели, считаем часы, числа, годы».  Предлагает знакомить детей 7 года жизни с понятиями: сутки, неделя, месяц, год, а также тысячелетие и понятиями, определяющими возраст людей: младенец, дитя, отрок, юноша, девушка, мужчина, женщина, старик, старуха.  

Слайд 9. Е. И. Водовозова считала, что детям достаточно знать очередность времен года, последовательность дней недели, ее количественный состав, Понимать слова «моложе», «старше».

Предлагая проводить наблюдения за положением солнца, она в этой связи

предлагала дать детям понятия «полдень», «сумерки», познакомить

со сторонами света.

Слайд 10. М. Монтессори указывала, что нужно учить детей понимать

 слова «до», «после», «чаще», «реже», правильно употреблять – «сегодня»,

«завтра», «вчера». Предлагает знакомить  с метром, сантиметром,

а вот необходимость соизмерения временных величин детей дошкольного возраста отрицала.

Слайд 11. Разработанная А. М. Леушиной концепция формирования количественных представлений (40-е гг.) в 60-70-е гг. была существенно дополнена за счет научно-теоретической и методической разработки проблемы развития пространственно- временных представлений у дошкольников. В дальнейшем под ее руководством были разработаны содержание и методы формирования у детей пространственных и временных представлений, обучение измерению объектов, массы тел,  вопросы умственного и  всестороннего  развития детей в процессе освоения ими элементарных математических знаний, усвоения способов практических действий.

Слайд 12. Интересен опыт работы М. И. Васильевой по развитию временных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста (конец 50-х гг. – начало 60-х гг.). Он заслуживает особого внимания потому, что методические находки автора, сформулированные им теоретические положения приняты в качестве исходных некоторыми авторами (в частности – Т. Д. Рихтерман).

Педагог- исследователь Т. Д. Мусейибова в своей работе по данной проблеме указывает, что дошкольный возраст можно характеризовать как начальный этап становления «теоретического» знания ребенком временных ориентировок и формирования единства чувственного и логического отношения времени.

Слайд 13. В конце 70-х гг. исследователь Р.А. Чуднова предлагает систему обучения ориентировки во времени. При формировании знаний о временах года на занятиях автор предлагает широко использовать картинки и словесный материал: рассказы, стихотворения, загадки, пословицы, а также для совершенствования знаний о временах года она разработала наглядные пособия «Времена года». Это символ года и его сезонов. Автор показывает, как постепенно усложняется иллюстративный материал и методы обучения.

Слайд 14. В литературе конца 70-х – начала 80-х гг. интерес представляет

работа исследователя Т. Д. Рихтерман. она раскрывает основные

особенности восприятия детьми времени, уточняет  задачи, предлагает интересные приемы работы. Т. Д.  Рихтерман

 предлагает ознакомление с частями суток на наглядной основе – использование картинок с отражением деятельности детей в различные части суток, а затем предлагает пейзажные картинки, где дети ориентируются по основным природным показателям: цвет неба, положение солнца на небосклоне, степень освещенности дня. Далее она советует перейти на условные обозначения пейзажных картинок с помощью цветовой модели, где каждое время суток обозначается определенным цветом. Она рекомендует интересные приемы работы с использованием этой модели. Интересна также ее работа по ознакомлению с календарем.

Слайд 15.

3-4 года                 ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

- Образовательная программа предлагает учить детей различать пространственные направления от себя: впереди (вперед) — сзади (назад), слева (налево) — справа (направо). Основой различения пространственных направлений служит четкое различение детьми частей своего тела и определение сторон на самом себе. Так, понятие «впереди» у детей связывается с их лицом, а «позади» (сзади) — со спиной.  

- Детей одновременно упражняют в различении парных взаимно-обратных направлений: вверху — внизу, спереди — сзади, слева — справа (левая — правая). Малыши должны назвать, в какой руке они держат ложку, а в какой — хлеб, в какой руке у них карандаш, кисточка, а какой рукой они придерживают бумагу.


-
В процессе обучения различению и называнию правой и левой руки большое внимание уделяют развитию умения определять различные стороны на себе: голова — вверху, ноги — внизу; правая нога, левая нога; правое ухо, левое ухо и т. п.

В младшем возрасте  дети получают первые навыки ориентировки на плоскости листа. На занятиях их учат располагать предметы на листе вверху и внизу, на верхней и нижней полосках, слева и справа, раскладывать предметы в ряд по порядку в направлении слева направо.

                                     ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

- В младшем возрасте уточняют представление детей о таких промежутках времени, как утро, день, вечер и ночь. Части суток малыши различают по изменению содержания их деятельности, а также деятельности окружающих их взрослых в эти отрезки времени. Точный распорядок дня, строго установленное время подъема детей, утренней гимнастики, завтрака, занятия и т. д. создают реальные условия для формирования представления, о частях суток. Педагог называет отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды деятельности детей.

- С детьми рассматривают картинки, фотографии, изображающие деятельность детей и взрослых в разные отрезки времени. Иллюстрации должны быть такими, чтобы на них были явно видны признаки, характерные для данного отрезка времени.

Слайд 16.  4-5 лет        ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

В среднем возрасте ребенок должен научиться определять, где расположен тот или иной предмет по отношению к нему - вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа. Основой различения пространственных направлений служит различение частей тела, определение сторон на самом себе. Большое внимание уделяют упражнениям в различении левой и правой руки, так как ориентировка в левом и правом дается детям данного возраста с известным трудом; закрепляют умение показывать рукой (флажком палочкой) вперед, назад, вверх, вниз, налево, направо.

Определение пространственного расположения предметов относительно себя. Научив детей ориентироваться на себе, указывать направления вперед, назад и т. д., можно перейти к упражнениям в определении расположения предметов от себя (впереди, перед, за, сзади, слева, справа, вверху, внизу).

Обучение умению передвигаться в указанном направлении. 

Формирование представлений «ближе», «дальше», «близко», «далеко». Представления «ближе», «дальше», «близко», «далеко» дети получают, производя те или иные действия с игрушками с предметами.

Развитие ориентировки на листе бумаги, на поверхности стола. С первых занятий детям предлагают найти верхнюю и нижнюю полоски счетной карточки, разложить определенное количество предметов вверху и внизу или слева и справа.

Рассматривают образец в определенном порядке. Сначала дети называют фигуру, расположенную в центре (посередине), а затем вверху и внизу или слева и справа от нее. Используют игры типа «Парные картинки». Ребенок должен сначала описать, как расположены 3 игрушки на карточке, а после найти парную.

Использование жизненных ситуаций для развития ориентировки в пространстве. Для развития ориентировки в пространстве наряду со специальными упражнениями широко используются разнообразные жизненные ситуации.

Слайд 17                       ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

Как и в младшем возрасте, ориентировка во времени развивается у детей 4-5 лет в основном в повседневной жизни.

Педагог уточняет представление детей о частях суток, связывая их названия с тем, что делают дети и близкие им взрослые утром, днем, вечером, ночью.

Временные понятия «сегодня», «завтра»,  «вчера» носят относительный характер. Вопросы к детям: «Когда мы рисовали?», «Что мы видели сегодня?», «Куда пойдем завтра?».

Значение слов быстро-медленно раскрывается на конкретных примерах. Поезд едет быстро, черепаха ползет медленно.

Слайд 18. 5-6 лет

                            ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

- У детей 5-6 лет закрепляют умение различать левую и правую руку, определять направление местонахождения предметов по отношению к себе: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа.  

- Дети упражняются в различении противоположных направлений, но задания усложняют.

- Развитие умения передвигаться в указанном направлении. Большое внимание уделяют закреплению и совершенствованию умения передвигаться в указанном направлении, изменять направление движения во время ходьбы, бега.

- Установление пространственных отношений между предметами. 

- Ориентировка на плоскости. В старшем возрасте дети должны научиться свободно ориентироваться на плоскости, т. е. в двумерном пространстве.
В начале учебного года на занятиях по математике детей учат располагать предметы в указанном направлении: сверху вниз или снизу вверх, слева направо или справа налево.

Дальнейшему развитию ориентировки на плоскости служит обучение детей умению находить середину (центр) листа бумаги или таблицы, верхний и нижний, левый и правый края листа, верхний левый и правый, нижний левый и правый углы листа.

Слайд 19.                      ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

- В начале учебного года у детей 5-6 лет закрепляют и углубляют представление о таких временных отрезках, как утро, день, вечер и ночь. Воспитатель беседует с детьми о том, что, когда и в какой последовательности они и окружающие их взрослые делают в течение дня, о впечатлениях раннего утра, полудня, вечера. Он читает детям стихотворения и рассказы соответствующего содержания. Используют дидактическую игру «Наш день».

- Изменчивость и относительность таких обозначений времени, как «вчера», «сегодня», «завтра», затрудняет усвоение их детьми.  Используют словесные дидактические игры и игровые упражнения, например «Продолжай!» - «На почту мы ходили...» «...вчера», игра «Наоборот» - утро — вечер, завтра — вчера, быстро — медленно, рано — поздно и т. п.

- Для закрепления знания последовательности дней недели может быть использована словесная дидактическая игра «Дни недели».
Наблюдение за сменой дней недели позволяет подвести детей к пониманию периодичности, сменяемости времени, раскрыть идею его движения: идут дни за днями, недели за неделями. Когда дети научатся считать по порядку, название дня недели связывают с его порядковым номером.

Слайд 20. ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

- В начале учебного года у детей 5-6 лет закрепляют и углубляют представление о таких временных отрезках, как утро, день, вечер и ночь. Воспитатель беседует с детьми о том, что, когда и в какой последовательности они и окружающие их взрослые делают в течение дня, о впечатлениях раннего утра, полудня, вечера. Он читает детям стихотворения и рассказы соответствующего содержания. Используют дидактическую игру «Наш день».

- Изменчивость и относительность таких обозначений времени, как «вчера», «сегодня», «завтра», затрудняет усвоение их детьми.  Используют словесные дидактические игры и игровые упражнения, например «Продолжай!» - «На почту мы ходили...» «...вчера», игра «Наоборот» - утро — вечер, завтра — вчера, быстро — медленно, рано — поздно и т. п.

- Для закрепления знания последовательности дней недели может быть использована словесная дидактическая игра «Дни недели».
Наблюдение за сменой дней недели позволяет подвести детей к пониманию периодичности, сменяемости времени, раскрыть идею его движения: идут дни за днями, недели за неделями. Когда дети научатся считать по порядку, название дня недели связывают с его порядковым номером.

Слайд 21.

ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

- Начиная с младшего возраста, у детей развивали ориентировку во времени. В возрасте 6-7 лет у детей закрепляют знания о таких периодах времени, как утро, день, вечер, ночь, неделя, дают представление о месяцах. Дети запоминают их названия. Знание эталонов времени, умение устанавливать временные отношения способствуют осознанию детьми последовательности происходящих событий, причинно-следственных связей между ними.

- Большое значение имеет то, насколько часто дети используют в речи названия периодов времени, мер времени. Продолжают закреплять знания о частях суток и их продолжительности. В начале учебного года необходимо уточнить, что, когда и в какой последовательности дети и окружающие их взрослые делают в течение дня. Полезно при ознакомлении детей с трудом людей разных профессий показать, в какое время суток они работают. Для этого можно использовать непосредственные наблюдения детей.

Слайд 22. Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 14» г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан «Формирование пространственных и временных отношений у детей» Подготовила старший воспитатель Жарикова Г.И.

Слайд 2

Пространственная ориентировка - это восприятие и отражение человеком различных признаков окружающих предметов посредством взаимосвязанной деятельности анализаторной системы.

Слайд 5

Обучение дошкольников различению времени должно проводиться в виде бесед родителей с детьми, в которых взрослые в понятной форме объясняют, показывают и называют явления окружающего мира.

Слайд 6

У своение ребенком в ременных отношений и развитие на той основе его речи одним из важнейших средств п ознания и элементарного обучения.

Слайд 7

П ервые временные представления ребенок должен усвоить в процессе деятельности, в играх и занятиях с дидактическим материалом.

Слайд 8

Подчеркивал необходимость обучения детей «различать предлоги во времени » . «Детям следует объяснять, что для отличия во времени мы употребляем названия месяцев, дней недели, считаем часы, числа, годы». П редлагает знакомить детей 7 года жизни с понятиями: сутки, неделя, месяц, год, а также тысячелетие и понятиями, определяющими возраст людей: младенец, дитя, отрок, юноша, девушка, мужчина, женщина, старик, старуха.

Слайд 9

Е. И. Водовозова считала, что д етям достаточно знать очередность времен года, последовательность дней недели, ее количественный состав, Понимать слова «моложе», «старше». Предлагая проводить наблюдения за положением солнца, она в этой связи предлагала дать детям понятия «полдень», «сумерки», познакомить со сторонами света.

Слайд 10

М. Монтессори указывала, что нужно у чить детей понимать слова «до», «после», «чаще», «реже», правильно употреблять – «сегодня», «завтра», «вчера». Предлагает знакомить с метром, сантиметром, а вот необходимость соизмерения временных величин детей дошкольного возраста отрицала.

Слайд 11

А. М. Леушина Разработанная А. М. Леушиной концепция формирования количественных представлений (40-е гг.) в 60-70-е гг. была существенно дополнена за счет научно-теоретической и методической разработки проблемы развития пространственно- временных представлений у дошкольников. В дальнейшем под ее руководством были разработаны содержание и методы формирования у детей пространственных и временных представлений, обучение измерению объектов, массы тел, вопросы умственного и всестороннего развития детей в процессе освоения ими элементарных математических знаний, усвоения способов практических действий.

Слайд 12

Интересен опыт работы М. И. Васильевой по развитию временных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста (конец 50-х гг. – начало 60-х гг.). Он заслуживает особого внимания потому, что методические находки автора, сформулированные им теоретические положения приняты в качестве исходных некоторыми авторами (в частности – Т. Д. Рихтерман ). Педагог- исследователь Т. Д. Мусейибова в своей работе по данной проблеме указывает, что дошкольный возраст можно характеризовать как начальный этап становления «теоретического» знания ребенком временных ориентировок и формирования единства чувственного и логического отношения времени.

Слайд 13

В конце 70-х гг. исследователь Р.А. Чуднова предлагает систему обучения ориентировки во времени. При формировании знаний о временах года на занятиях автор предлагает широко использовать картинки и словесный материал: рассказы, стихотворения, загадки, пословицы, а также для совершенствования знаний о временах года она разработала наглядные пособия «Времена года». Это символ года и его сезонов. Автор показывает, как постепенно усложняется иллюстративный материал и методы обучения.

Слайд 14

В литературе конца 70-х – начала 80-х гг. интерес представляет работа исследователя Т. Д. Рихтерман . она раскрывает основные особенности восприятия детьми времени, уточняет задачи, предлагает интересные приемы работы. Т. Д. Рихтерман предлагает ознакомление с частями суток на наглядной основе – использование картинок с отражением деятельности детей в различные части суток, а затем предлагает пейзажные картинки, где дети ориентируются по основным природным показателям: цвет неба, положение солнца на небосклоне, степень освещенности дня. Далее она советует перейти на условные обозначения пейзажных картинок с помощью цветовой модели, где каждое время суток обозначается определенным цветом. Она рекомендует интересные приемы работы с использованием этой модели. Интересна также ее работа по ознакомлению с календарем.

Слайд 15

3-4 года ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ - Образовательная программа предлагает учить детей различать пространственные направления от себя: впереди (вперед) — сзади (назад), слева (налево) — справа (направо). Основой различения пространственных направлений служит четкое различение детьми частей своего тела и определение сторон на самом себе. Так, понятие «впереди» у детей связывается с их лицом, а «позади» (сзади) — со спиной. - Детей одновременно упражняют в различении парных взаимно-обратных направлений: вверху — внизу, спереди — сзади, слева — справа (левая — правая). Малыши должны назвать, в какой руке они держат ложку, а в какой — хлеб, в какой руке у них карандаш, кисточка, а какой рукой они придерживают бумагу. - В процессе обучения различению и называнию правой и левой руки большое внимание уделяют развитию умения определять различные стороны на себе: голова — вверху, ноги — внизу; правая нога, левая нога; правое ухо, левое ухо и т. п . В младшем возрасте дети получают первые навыки ориентировки на плоскости листа. На занятиях их учат располагать предметы на листе вверху и внизу, на верхней и нижней полосках, слева и справа, раскладывать предметы в ряд по порядку в направлении слева направо. ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ - В младшем возрасте уточняют представление детей о таких промежутках времени, как утро, день, вечер и ночь. Части суток малыши различают по изменению содержания их деятельности, а также деятельности окружающих их взрослых в эти отрезки времени. Точный распорядок дня, строго установленное время подъема детей, утренней гимнастики, завтрака, занятия и т. д. создают реальные условия для формирования представления, о частях суток. Педагог называет отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды деятельности детей. - С детьми рассматривают картинки, фотографии, изображающие деятельность детей и взрослых в разные отрезки времени. Иллюстрации должны быть такими, чтобы на них были явно видны признаки, характерные для данного отрезка времени.

Слайд 16

4-5 лет ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ В среднем возрасте ребенок должен научиться определять, где расположен тот или иной предмет по отношению к нему - вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа. Основой различения пространственных направлений служит различение частей тела, определение сторон на самом себе. Большое внимание уделяют упражнениям в различении левой и правой руки, так как ориентировка в левом и правом дается детям данного возраста с известным трудом; закрепляют умение показывать рукой (флажком палочкой) вперед, назад, вверх, вниз, налево, направо. Определение пространственного расположения предметов относительно себя. Научив детей ориентироваться на себе, указывать направления вперед, назад и т. д., можно перейти к упражнениям в определении расположения предметов от себя (впереди, перед, за, сзади, слева, справа, вверху, внизу). Обучение умению передвигаться в указанном направлении. Формирование представлений «ближе», «дальше», «близко», «далеко». Представления «ближе», «дальше», «близко», «далеко» дети получают, производя те или иные действия с игрушками с предметами. Развитие ориентировки на листе бумаги, на поверхности стола. С первых занятий детям предлагают найти верхнюю и нижнюю полоски счетной карточки, разложить определенное количество предметов вверху и внизу или слева и справа. Рассматривают образец в определенном порядке. Сначала дети называют фигуру, расположенную в центре (посередине), а затем вверху и внизу или слева и справа от нее. Используют игры типа «Парные картинки». Ребенок должен сначала описать, как расположены 3 игрушки на карточке, а после найти парную. Использование жизненных ситуаций для развития ориентировки в пространстве. Для развития ориентировки в пространстве наряду со специальными упражнениями широко используются разнообразные жизненные ситуации .

Слайд 17

ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ Как и в младшем возрасте, ориентировка во времени развивается у детей 4-5 лет в основном в повседневной жизни. Педагог уточняет представление детей о частях суток, связывая их названия с тем, что делают дети и близкие им взрослые утром, днем, вечером, ночью. Временные понятия «сегодня», «завтра», «вчера» носят относительный характер. Вопросы к детям: «Когда мы рисовали?», «Что мы видели сегодня?», «Куда пойдем завтра?». Значение слов быстро-медленно раскрывается на конкретных примерах. Поезд едет быстро, черепаха ползет медленно.

Слайд 18

5-6 лет ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ - У детей 5-6 лет закрепляют умение различать левую и правую руку, определять направление местонахождения предметов по отношению к себе: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа. - Дети упражняются в различении противоположных направлений, но задания усложняют. - Развитие умения передвигаться в указанном направлении. Большое внимание уделяют закреплению и совершенствованию умения передвигаться в указанном направлении, изменять направление движения во время ходьбы, бега . - Установление пространственных отношений между предметами. - Ориентировка на плоскости. В старшем возрасте дети должны научиться свободно ориентироваться на плоскости, т. е. в двумерном пространстве. В начале учебного года на занятиях по математике детей учат располагать предметы в указанном направлении: сверху вниз или снизу вверх, слева направо или справа налево. Дальнейшему развитию ориентировки на плоскости служит обучение детей умению находить середину (центр) листа бумаги или таблицы, верхний и нижний, левый и правый края листа, верхний левый и правый, нижний левый и правый углы листа.

Слайд 19

ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ - В начале учебного года у детей 5-6 лет закрепляют и углубляют представление о таких временных отрезках, как утро, день, вечер и ночь. Воспитатель беседует с детьми о том, что, когда и в какой последовательности они и окружающие их взрослые делают в течение дня, о впечатлениях раннего утра, полудня, вечера. Он читает детям стихотворения и рассказы соответствующего содержания. Используют дидактическую игру «Наш день». - Изменчивость и относительность таких обозначений времени, как «вчера», «сегодня», «завтра», затрудняет усвоение их детьми . Используют словесные дидактические игры и игровые упражнения, например «Продолжай!» - «На почту мы ходили...» «...вчера», игра «Наоборот» - утро — вечер, завтра — вчера, быстро — медленно, рано — поздно и т. п. - Для закрепления знания последовательности дней недели может быть использована словесная дидактическая игра «Дни недели». Наблюдение за сменой дней недели позволяет подвести детей к пониманию периодичности, сменяемости времени, раскрыть идею его движения: идут дни за днями, недели за неделями. Когда дети научатся считать по порядку, название дня недели связывают с его порядковым номером.

Слайд 20

6-7 лет ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ К моменту поступления в школу дети 6-7 лет должны свободно ориентироваться в направлении движения в пространственных отношениях между ними и предметами, а также между предметами. Большое значение имеет развитие умения ориентироваться на плоскости. Вся работа должна строиться на основе выделения парных противоположных понятий: «налево - направо», «вперед - назад» и т.п. Особенно важно обеспечить действенное овладение детьми пространственной ориентацией. Они должны не только определять направления и отношения между предметами, но и уметь использовать эти знания: передвигаться в указанном направлении, располагать и перемещать предметы и др. Выделенные пространственные связи и отношения должны отражаться в речи с помощью предлогов и наречий: в, на, под, над, перед, за, сзади, впереди, вверху, внизу, выше, ниже, рядом, друг за другом, между, напротив, левая, правая, верхняя, нижняя и др. Для развития умения ориентироваться в ближайшем к детскому саду окружении проводятся специальные упражнения: «Как пройти в магазин (в булочную и пр.)», «Дорога на почту (в аптеку)», «Дорога в школу». Ребят продолжают учить выделять заметные предметные ориентиры, устанавливать пространственные отношения между ними, направление передвижения от одного предмета к другому. Теперь они должны научиться мысленно помещать себя в положение, которое занимает тот или иной предмет. С этой целью дают упражнения на определение направления положения того или иного предмета от самих себя при повороте на 90 и 180° (матрешка была впереди; повернулся ребенок, и она оказалась справа и т. д.). Большое внимание на занятиях по математике уделяют упражнениям в ориентировке на плоскости листа, т. е. в двухмерном пространстве. Закрепляют умение находить середину, центр, верхнюю и нижнюю части листа, правый и левый, верхний и нижний углы, правую и левую сторону листа бумаги.

Слайд 21

ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ - Начиная с младшего возраста, у детей развивали ориентировку во времени. В возрасте 6-7 лет у детей закрепляют знания о таких периодах времени, как утро, день, вечер, ночь, неделя, дают представление о месяцах. Дети запоминают их названия. Знание эталонов времени, умение устанавливать временные отношения способствуют осознанию детьми последовательности происходящих событий, причинно-следственных связей между ними. - Большое значение имеет то, насколько часто дети используют в речи названия периодов времени, мер времени. Продолжают закреплять знания о частях суток и их продолжительности. В начале учебного года необходимо уточнить, что, когда и в какой последовательности дети и окружающие их взрослые делают в течение дня. Полезно при ознакомлении детей с трудом людей разных профессий показать, в какое время суток они работают. Для этого можно использовать непосредственные наблюдения детей.

Слайд 22

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие представлений о пространственно - временных отношениях у детей дошкольного возраста с ДЦП

Особую значимость в настоящее время, на наш взгляд, приобретает исследование проблемы формирования представлений о пространственно-временных отношениях у дошкольников с ДЦП. Это связано тем, что корре...

«Готовим детей к школе: формирование пространственных и временных представлений у детей 6-7 лет».

Рекомендации для педагогов ДОУ  и родителей будущих первоклассников, с перечнем игр и упражнений....

«ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ И ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ»

Формирование пространственных и временных представлений является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе. Их несформированность к концу ...

Формирование временных отношений у детей дошкольного возраста во всех возрастных группах.

Формирование у детей элементарных представлений и понятий о времени педагогика рассматривает как составную часть всестороннего, гармонического и интеллектуального развития....