«Готовим детей к школе: формирование пространственных и временных представлений у детей 6-7 лет».
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Войцех Марина Сергеевна

Рекомендации для педагогов ДОУ  и родителей будущих первоклассников, с перечнем игр и упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Войцех Марина Сергеевна,

учитель-дефектолог,

МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №39».

г. Петропавловск-Камчатский

 «Готовим детей к школе: формирование пространственных и временных представлений у детей 6-7 лет».

Пространственно-временные представления – это представления о пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов.

Для чего необходимо развивать пространственные представления?

Пространственное восприятие является одной из базовой функции человека.

Пространственные представления важны для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и другим предметам, которые основаны на установлении  соотношений  между предметами  и  явлениями,  их последовательности, а значит, их пространственных взаимосвязей.

При изучении математики пространственные представления нам необходимы для:

-понимания отношений сравнения (больше-меньше, ближе-дальше, раньше- позже);

- правильного написания цифр, ориентировки в числовом ряду (какое число стоит до, после, между);

- представления о геометрических фигурах и их положении в пространстве;

- понимания условий задачи.

При изучении  чтения  и  письма пространственные представления необходимы:

- при усвоение образа буквы;

- при фонетическом разборе слова, нужно слышать последовательность звуков.

В возрасте 6-7 лет необходимо обучать детей:

- ориентироваться на бумаге, доске, странице тетради, книги и называть положение предметов (вверху, внизу выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем, правом нижнем углу, перед, за, между, рядом).

- «читать»  простейшую  графическую информацию об отношениях предметов (слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз).

-знать последовательность всех дней недели, месяцев и времён года.

-пользоваться  в  речи  словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.

- определять время по часам с точностью до 1 часа.

Как развивать пространственные представления.

Нейропсихологи утверждают, что формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве (видимом и воображаемом). Наиболее естественной  системой ориентации является схема тела. Пользоваться нужно всем арсеналом внешних опор, маркеров, которые заставили  бы ребёнка буквально убедить в том, что существует правая сторона и левая, верх и низ, и это неизменно.

1-й этап. Освоение телесного пространства

Первый шаг: маркировка левой руки. Таким образом даём опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством.

Второй шаг: выполнение базовых упражнений на закрепление пространственных представлений по направлениям «вверх - вниз», «назад-вперёд», «влево-вправо», «дальше-ближе». Это простой шаг, или прыжок в указанном направлении. С начала со взрослым, затем самостоятельно.

Третий шаг: от движений переходим к показу названного направления рукой или поворотом головы, а затем только взором.

2-й этап. Освоение внешнего пространства

Осознание двигательных возможностей и расширение диапазона движений в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней.

(Игра с мячом, отбиваемым об стенку, Игры-превращения: «Пустыня» - движения в нижней зоне, «Царство животных» - движения в средней зоне, «Царство птиц» - движения в верхней зоне).

3-й этап. Пространственные схемы и диктанты.

-Двигательные диктанты: взрослый диктует, например: один шаг вперёд, два шага на лево…

-Совместное составление схем.

- Графические схемы: взрослый диктует направление движения по клеткам тетрадного листа. Фигуры диктантов должны быть сначала простыми, затем усложняться (орнаменты, фигуры, буквы).

4-ый этап. Конструирование и копирование.

-Упражнения, выполняя которые ребёнок может творчески манипулировать  разнообразными объектами. (Предметы, конструкторы, кубики, «Лего», пазлы, разрезные каринки, мозаики).

Виды конструирования:

-из заданных частей,

-Выкладывание фигур (цифр, букв)  из спичек, счётных палочек, мозаики, крупы.

-Копирование фигур (нарисуй фигуру, лежащей на левом боку, вверх ногами...)

5-ый этап. Логико-грамматические (речевые конструкции).

-Введение в речь пространственных предлогов (на, над, под, перед, в, за...)

-Усвоение сравнительных словесных конструкций.

 (Синонимы-антонимы: дальше-ближе, высокий-длинный, широкий-узкий...)

Для чего необходимо развивать временные представления?

Уровень развития временных представлений является одним из важных показателей интеллектуальной готовности детей к школе.

Как развивать временные представления

Рекомендации проведения упражнений

Время, как объективную реальность представить очень трудно. Ребёнку  необходимо «показать» время. Его меры (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год). Формальное заучивание названий и последовательности частей суток, дней недели или месяцев не даст должного эффекта!!!!

Знакомство дошкольников с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, с опорой на наглядные пособия, дидактические игры. На основе наблюдения за внешними изменениями в окружающем мире, личного опыта, получаемые через действия и эмоциональные переживания, у дошкольников формируются представления о временных интервалах, периодах и других характеристиках, затем эти знания систематизируются и обобщаются.

Игры для развития и уточнения

пространственных представлений у дошкольников 6-7 лет.

«Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку, т.е. к самому себе»

1. Вытянуть в сторону правую руку. Перечислить предметы, находящиеся с этой стороны.

2. Аналогично – слева.

3. Повернуть голову влево, вправо. Наклонить голову к правому плечу, к левому плечу.

4. Перечислить предметы, находящиеся справа от себя, слева от себя.

«Словесное описание пространственных отношений».

(обозначение пространственных отношений с помощью слов и словосочетаний: левый верхний угол и т. д.; за, перед, справа, слева и т. д.)

Взрослый просит расставить фигуры на плоскости листа:

* красный квадрат - в правый верхний угол

* синий - в правый нижний угол

* жёлтый – в левый верхний угол

* белый – в левый нижний угол

«Опиши расположение игрушки»

Взрослый  расставляет на столе игрушки друг за другом  и просит ребёнка назвать игрушку, стоящую впереди (перед заданной), и  стоящую сзади. Затем взрослый выстраивает игрушки в  ряд и просит назвать игрушку стоящую слева от заданной, и стоящую  справа от заданной.

«Диспетчер и самолёт»

При наличии просторного помещения можно попросить ребёнка вообразить себя самолётом, а взрослого – диспетчером, прокладывающим самолёту путь с поворотами.

«Положи ручку…»

Дайте ребёнку два разных предмета,  например, ручку или пенал и предложите положить ручку в, на, под, над, перед, за, слева, справа, от пенала.

«Синонимы и антонимы»

На наглядном материале и в игре с мячом закрепите такие пространственные понятия, как «высокий – длинный», «большой-огромный», «близкий-далёкий», маленький-крохотный», «высокий – низкий», «широкий – узкий», «тонкий-толстый», «рядом-далеко-близко», «впереди-сзади» и.т.д.

«Ряд чисел»

С опорой на числовой ряд от 1 до 10 объясните, что чем левее в ряду стоит число, тем оно меньше, и наоборот. Назовите первое число слева, первое число справа. «Какое из них больше? В каком направлении возрастают числа в ряду?» Затем попросите прочитать ряд в обратном порядке. «Как изменяется величина чисел в обратном направлении?».

«Соседи числа»

Взрослый вместе с ребёнком называет «соседей» любого  числа. Число справа больше заданного, а число слева – меньше. Затем взрослый называет число, а ребёнок показывает числа, стоящие слева (справа), и называет их.

 

Игры для развития и уточнения временных представлений у дошкольников 6-7 лет.

  1. Уточнение понятий об основных единицах времени (части суток, времени года, месяцы, год), наблюдение и определение временной последовательности и закономерности каких-либо действий и событий (после, перед, сейчас, потом и т. д. ).

«Закончи  предложение»                                                                                                          Если сегодня понедельник то завтра будет…                                                       Если сегодня четверг, то завтра будет…                                                   Если сегодня суббота, то завтра будет…                                                         Если сегодня пятница, то вчера была…                                                             Если сегодня вторник, то вчера был…                                                               Если сегодня воскресенье, то вчера была…

«Когда это бывает?»                                                                                     - Тает, снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает?

-Солнце печёт, липа цветёт, рожь поспевает, когда это бывает?

-Пусты поля, мокнет земля, лист опадает, когда это бывает?

-Снег на полях, лёд на реках, иней сверкает, когда это бывает?

«Назови соседей»

-  Назови соседей утра.

-  У части суток-утра соседи-ночь и день, потому что до утра-ночь, а после утра наступает день.

-  Назови соседей ночи.

 «Назови все части суток»

Взрослый называет  одну часть суток, а ребёнок называет все остальные, которые за ней следуют, чтобы получились сутки. День-что дальше! (Вечер). И т.д.

«Определение времени по часам»

Ребёнка, освоившего счёт в первом десятке, нужно познакомить с часами на действующей модели с арабскими цифрами. Вначале введите понятие о минуте как малом промежутке времени. Засеките минуту (например, с помощью секундомера), дайте почувствовать ребёнку, обсудите, что можно сделать за минуту, за две, за пять. Затем аналогично введите понятие о часе и других промежутках времени.

Сколько раз за сутки часовая стрелка обходит циферблат? Почему есть понятия 7 часов утра и 7 часов вечера, 12 часов дня (полдень) и 12 часов ночи (полночь)? Нужно попросить ребёнка показать время на часах, связывая его с определёнными событиями дня: «Ты встаёшь в 7 часов утра, завтракаешь в половине девятого, в 11 часов идёшь гулять» и.т.д. Нужно почаще задавать ему вопрос: «Сколько сейчас времени?»

  1. Формирование и уточнение понятий о периодах человеческого возраста, о взаимоотношениях и ролях в семье (сын, дочь отец, мать, бабушка, дедушка и т.д.).

Ребёнку предлагаются задания.

  • Расскажи про свою семью. Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Перечисли, кто есть в твоей семье? Есть ли у тебя братья и сестры? Как зовут твоих родителей, бабушку, дедушку, сестер, братьев? Кем и где работают твои родители? Есть ли у тебя домашние животные? Твое любимое занятие? Что вы всей семьей любите делать в свободное время?
  • Рассмотри фотографии одного человека, сделанные в разные годы. Теперь он дедушка. Какая фотография сделана раньше других?

                Полезные ссылки:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование логоритмики при формировании пространственных и временных представлений у детей с ОВЗ.

В помощь музыкальным руководителям в  работе с детьми при формироваии простраственных и временных  представлений   у детей с ОВЗ ( ограниченные возможости здоровья  :с нарушен...

Программа кружка « Всезнайки» по формированию пространственных и временных представлений у детей подготовительного к школе возраста

Программа «Развитие пространственно-временных представлений у детей 6-7 лет») является дополнительной общеобразовательной программой общеразвивающего вида социально-педагогической на...

Методика формирования пространственных и временных представлений у детей дошкольного возраста

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ И ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Практическое занятие Игры и упражнения для формирования пространственных и временных представлений у детей дошкольного возраста

Практическое занятие " Игры и упражнения для формирования пространственных и временных представлений у детей дошкольного возраста"...