Занятие в старшей группе "Путешествие в страну математики"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Цель: создание условий для развития логического мышления, сообразительности, внимания, наблюдательности, мыслительных процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие для детей старшей группы | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие
по формированию элементарных математических представлений в старшей группе
«Путешествие в страну Математики»
Возраст: старшая группа ( 5-6 лет)
Приоритетная область: познавательное развитие - формирование элементарных математических представлений.
Цель:
Создание условий для развития логического мышления, сообразительности, внимания, наблюдательности, мыслительных процессов.
Программное содержание:
Задачи:
Образовательные:
- Совершенствовать навыки счета в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
- Закреплять представления детей о геометрических фигурах: умения различать и сравнивать геометрические фигуры по свойствам (по цвету, форме и величине).
- Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).
- Закреплять умение решать простые математические задачи.
- Закрепить умение сравнивать 2 рядом стоящих числа, используя знаки больше, меньше, равно.
Развивающие:
- Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.
- Развивать пространственные представления и умение использовать слова: слева, справа, внизу, над, под, между, рядом.
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию математической речи, умению аргументировать свои высказывания.
- Развивать операции сравнения, синтеза и анализа.
- Развивать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Воспитательные:
- Воспитывать умение работать в коллективе, парами, сопереживать успехам и неудачам товарищей. Вызвать желание помогать друг другу.
- Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Демонстрационный материал: Шар с письмом, картинки с изображением королевы страны Математики, сказочных героев, письма с заданиями, схема с изображением ракеты, карточка с геометрическими фигурами, счетные палочки, цифры, листы с заданиями, медали для награждения детей, музыкальное сопровождение.
Раздаточный материал: геометрические фигуры, счетные палочки, цифры, листы с заданиями, математические знаки, цветные карандаши.
Ход ОД
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на образовательную деятельность.
- Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их и улыбнёмся им.
Сюрпризный момент
- Ребята, я хочу вас пригласить в путешествие, а в какое, вы сейчас узнаете.
В группе летает шар, к ниточке которого привязан конверт. В конверте письмо и разрезная картинка – Королева математики.
- Ребята, посмотрите, что это такое? (обращает внимание детей на воздушный шарик, с привязанным конвертом, который не подписан).
- Давайте откроем конверт и узнаем, от кого мы его получили.
- Что это? Что надо сделать, чтобы узнать, от кого это письмо пришло к нам? (Собрать картинку).
- Это написала нам Королева страны Математики. Нужно скорее прочитать его, может там что-то важное.
Воспитатель читает письмо:
Дорогие ребята. Пишет Вам Королева страны Математики. В моем математическом королевстве случилась беда. Злой волшебник заколдовал всех жителей королевства, все числа перепутались, а геометрические фигуры забыли свои имена. Я наблюдаю за вами, как вы занимаетесь, интересно играете на занятиях по математике. И я думаю, что вы сможете снять колдовские чары и исправить все, что натворил злой волшебник. Помогите мне, пожалуйста, без вас мне никак не справится. Это письмо с заданиями, с каждым выполненным заданием чары злого волшебника будут ослабевать и рушиться. С уважением Королева страны Математики.
Так скажите мне, ребята, куда мы с вами отправимся путешествовать?
2. Основная часть
- Мы с вами прилетели в волшебную страну Математики (Картинка)
Начнем расколдовывать злые чары волшебника.
Посмотрите на стол, на столе у нас конверты?
Как узнать, сколько здесь конвертов? (Сосчитать)
Посчитайте сколько здесь конвертов ? (5)
Эти конверты непростые, их нам прислала Королева страны Математики. И если мы выполним все задания, которые там написаны, то сможем помочь жителям страны, снять колдовские чары злого волшебника.
Игра «Найди свое место»
Ребята, на столе лежат цифры, возьмите цифру и найдите свое место. ( На спинке стула изображена карточка с цифрой. Дети садятся за столы).
1 задание
Я беру самый первый конверт. Какого он цвета?
Слушаем внимательно задание. Это загадка.
Маленькая девочка
По лесу идет.
Бабушке в корзинке
Пирожки несет,
Но не знает девочка,
что опасность ждет.
За кустами прячется
Очень страшный зверь.
Кто же эта девочка?
Отвечай теперь! (Красная шапочка)
Первый житель волшебной страны Математики - Красная Шапочка.
(Воспитатель на доску прикрепляет изображение Красной Шапочки).
Нам надо ее расколдовать, выполнить задание.
- Скажите, пожалуйста, куда пошла Красная Шапочка и что понесла в подарок? (К бабушке; пирожки, горшочек масла).
Правильно, но Красная Шапочка так любила свою бабушку, что принесла ей еще одно угощение – конфеты.
А конфеты были непростые, а разноцветные. ( Воспитатель выкладывает конфеты на доску).
Скажите мне, пожалуйста, сколько всего конфет взяла Красная шапочка?
(Дети отвечают полным ответом. Красная шапочка взяла всего 7 конфет). Давайте пересчитаем конфеты.
Задания:
- Посчитайте конфеты от 4 до 7?
- Посчитайте конфеты со 2 до 5?
- Посчитайте конфеты от 6 до 3?
- На котором по порядку месте находится зеленая, красная, синяя конфета?
- С первым заданием справились. Кому мы помогли? (Красной шапочке)
2 задание Загадка
Взяв для подкрепления
Баночку варенья,
Отправляется в полет
Человечек-вертолёт. ( Карлсон).
Второй заколдованный житель волшебной страны Математики – Карлсон.
Дидактическая игра «Перепутанные цифры»
- Ребята, злой волшебник разбросал все цифры, и теперь они поссорились, не успел их померить Карлсон. Давайте поможем снять колдовские чары с него.
(Дети на местах работают со счётным материалом).
- Ребята, построите числовой ряд от 1 до 10.
Посчитайте от 1 до 10, от 10 до 1
Дидактическая игра «Соседи числа»
- Назовите ( покажите) соседей числа 7, 5, 9.
- А сейчас мы с вами сыграем в игру «Молчанка».
Я вам буду задавать вопросы, а ответ на вопросы вы мне будете показывать карточкой с цифрой. Самое главное условие - говорить в этой игре нельзя, можно только показывать карточку.
- Покажите мне число, которое больше 3 на 1.
- Покажите мне число, которое больше 5 на 1.
- Покажите мне число, которое меньше 7 на 1.
- Я задумала число, оно меньше 9 на одну единицу.
Я задумала число, оно стоит между числам 5 и 7?
Какое число меньше: 5 или 6?
Какое число больше: 9 или 5?
- Сколько ушей у двух мышей?
- Сколько хвостов у трёх котов?
Физкультминутка
- Мы сняли колдовские чары. И Карлсон хочет с нами поиграть.
Карлсон проснулся,
Сонно потянулся,
Руки в стороны развел,
Он варенье не нашёл,
Чтобы нам его достать,
Нужно на носочки встать,
Два хлопка над головой, раз, два,
Два хлопка перед собой, раз, два,
Руки мы за спину спрячем
И на двух ногах поскачем.
Вот какой Карлсон шалунишка!
3 Задание
Слушайте внимательно про следующего жителя.
Деревянным острым носом
Всюду лезет он без спросу:
Даже дырку на картине
Носом сделал … (Буратино)
Буратино забыл названия всех геометрических фигур. Давайте его расколдуем и поможем.
Задание с геометрическими фигурами за столом, работает каждый. Воспитатель читает загадку, затем выкладывает на доске геометрические фигуры, а дети их показывают у себя за столами.
1. Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
Назовите вы меня! (Круг красного цвета).
- Покажите.
2 Он давно знаком со мной,
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
А зовут его… квадрат.
3. Я, как круг, почти как он,
Но приплюснут с двух сторон. (Овал желтого цвета)
4. У меня углы прямые, как и у квадрата,
Но длина у двух сторон разные, ребята,
Знает меня каждый дошкольник,
Называют …. (Прямоугольник зеленого цвета)
5. Три угла, три стороны.
Могут разной быть длины.
Если станешь по углам,
То скорей подскочишь сам! (Треугольник оранжевого цвета)
- Как можно назвать одним словом все, что вы видите на доске? (Геометрические фигуры).
- Сколько всего геометрических фигур ? (5) Они одинаковые или разные
(Форма)
- А по величине они одинаковые или разные? (Одинаковые – большие)
- Назовите фигуры, в которых есть углы?
- Назовите фигуры, в которых нет углов?
Мы справились с заданием.
- Геометрические фигуры мы можем встретить не только в волшебной стране Математики, но и у нас, среди той обстановки, которая нас окружает.
Пальчиковая гимнастика
Но сначала разогреем наши пальчики. Возьмите, пожалуйста, в руки Мячики - ежики ( Су – джок).
Этот шарик не простой:
Весь колючий - Вот такой.
Меж ладонями кладем,
Им ладошки разотрем,
Вверх и вниз его катаем,
Свои руки развиваем!
- Молодцы убираем наш мячики.
У вас на листочке на верхней строчке нарисованы предметы.
Что там нарисовано? ( Шар, дом, часы, солнце)
Вы должны внимательно посмотреть на предметы на верхней строчке и соединить с теми геометрическими фигурами, на которые они похожи.
Берем карандаш и выполняем задание, соединяем предмет с фигурой, на которую он похож.
(Проверка)
Задание на пространственное расположение предметов. Геометрический диктант.
Дети сначала отвечают на вопросы, а затем работают индивидуально за столами.
Разложить фигуры по заданию.
- В верхнем левом углу квадрат.
- В центре – круг.
- В верхнем правом углу – овал.
- В нижнем правом углу – прямоугольник.
- В нижнем левом углу – треугольник.
- Молодцы! Сняли колдовские чары злого волшебника с Буратино.
4 задание
Загадка
Их приглашают с другом Геной
На день рожденья непременно.
И любит каждую букашку
Забавный добрый… Чебурашка
- Кто самый лучший друг у Чебурашки? ( Крокодил Гена)
- Где работает крокодил Гена? (В зоопарке).
Чебурашка очень любит решать задачки, но он их не успел решить, т.к. злой волшебник заколдовал Чебурашку.
Задание. Задачи. Устный счет.
1. На ветке висели 4 яблока,
2 яблока сорвали.
Сколько яблок осталось висеть на ветке? (2)
2. На большом диване в ряд
Куклы Танины сидят:
2 матрёшки, Буратино
И весёлый Чиполлино.
Помогите Танюшке
Сосчитать игрушки. (4)
3. Во дворе гулял павлин,
Подошёл ещё один,
2 павлина за кустами.
Сколько их?
Считайте сами! (4)
4. Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал:
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди? (5)
5 Задание (Конверт желтого цвета)
Загадка
Он не знает ничего,
Вы же знаете его,
Мне ответьте без утайке,
Как зовут его … Незнайка.
(Воспитатель на доску прикрепляет изображение Незнайки)
- Ребята. Мало того, что Незнайка ничего не знает, так его и волшебник заколдовал. Надо ему помочь, снять колдовские чары. Научим его правильно выполнять задания по математике.
Задание: Математические знаки просят помощи. Они забыли, зачем они нужны? Помогите, что показывают эти знаки? Как они называются? (Математические знаки нужны, чтобы сравнивать числа, а называются знаки - больше, меньше, равно) У вас на столах листок с заданиями и математические знаки, вам нужно сравнить числа и поставить в клеточках нужные знаки.
Отлично математические знаки вспомнили своё предназначение - сравнивать и показывать, какое число больше, какое меньше и сообщать о равенстве. Они заняли свои места и тоже благодарят вас за помощь.
- Молодцы! Мы справились с заданием! Сняли колдовские чары с Незнайки. Он нас благодарит за помощь.
- Вот и все, мы выполнили все задания, которые приготовила Королева страны Математики. Злые чары сняты, мы навели порядок в стране Математики и пора нам возвращаться домой.
- А на каком транспорте мы полетим обратно в детский сад?
- Итак, подойдем к нашей ракете, возьмемся за руки, отправляется домой.
Считаем в обратном порядке от 10 до 1.
Рефлексия
- Что в нашем путешествии вам понравилось больше всего?
- Кому мы сегодня помогали?
- Кого расколдовали, каких жителей страны Математики мы расколдовали?
- Какое задание было самым сложным, легким?
Королева страны Математики хочет вас отблагодарить и вручить медали.
Вручение медалей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по математике в старшей группе «Путешествие в страну Математики»
Конспект занятия по областям: конструирование, познание, коммуникация...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в страну Математики
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в страну Математики» Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в страну Математики» «Путешествие в страну Математик...
Конспект итогового занятия по математике в старшей группе "Путешествие в страну математики".
Упражненять в прямом и обратном счёте в пределах 10, в назывании соседей чисел, в нахождении лишней фигуры, в ориентировке на листе бумаги....
Конспект открытого занятия по математике в старшей группе «Путешествие в страну Математики»
Цель:· углубление представлений детей в использование математических знаний в игровой ситуации;Программные задачи:1. Упражнять детей в счете в пределе 10 и обратно. Упражнять в выполнении движен...
Конспект занятия по математике в старшей группе Путешествие в страну Математика
Конспект занятия по математике в старшей группе...
Конспект открытого занятия по математике в старшей группе «Путешествие в страну Математики»
Конспект открытого занятия по математике в старшей группе«Путешествие в страну Математики»...