Цифра 5. Занятие из цикла "Математический театр"
план-конспект занятия по математике (средняя группа)
Занятие из цикла "Математический театр" (программа "Радуга")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsifra_5_matematicheskiy_teatr.docx | 24.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности
«Цифра 5»
(из цикла «Математический театр»)
Автор-разработчик: Бирюкова Екатерина Николаевна, воспитатель ГБДОУ детского сада № 28 Приморского района Санкт-Петербурга
Возрастная адресованность: средняя группа детского сада (4-5 лет).
Длительность мероприятия: 30 мин.
Цель: развитие ассоциативного и абстрактного мышления.
Задачи:
1. Создавать условия для овладения ребенком основными культурными способами познавательно-исследовательской деятельности.
2. Содействовать формированию представлений о цифре и числе пять как существенном признаке явлений окружающего мира: цвет – синий, форма – пятиконечная звезда, цветок незабудки и пр. Развивать умение слышать и выполнять инструкцию, состоящую из трех последовательных действий, вычленять необходимую часть инструкции.
3. Создавать условия для речевой активности детей: рассуждать, делать выводы. Формировать словарь: пятиугольник, пятиконечная звезда, звездочет, органы чувств, незабудка и пр.
4. Вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии сказочных персонажей.
Материалы.
Демонстрационный материал: ширма, куклы из фоармина: царь Единица, Звездочет (молодой человек с вьющимися светлыми волосами, его синий плащ расшит звездами), синий сундучок, 5 звезд из картона белого цвета, 2 листа бумаги формата А3, фломастеры на водной основе, затонированный лист формата А3 с наклеенными желтыми кругами, картинки: морские звезды, незабудка, цветок земляники. Засушенная морская звезда. Демонстрационная доска.
Раздаточный материал: билеты с обозначением ряда (бумажный прямоугольник (≈5х10см) с геометрической фигурой определенного цвета: желтый круг, красный треугольник, зеленый квадрат); круги Ø≈5см из двусторонней синей бумаги (количество кругов больше или равное количеству детей, но обязательно кратное пяти); свисток, трещетка, чеснок, кофе, апельсин, соль, сахар, подушечка, кубик, теплый стакан, холодный стакан.
Предварительная работа: образовательная деятельность по знакомству детей с цифрами и числами 1, 2, 3, 4 из цикла «Математический театр». Просмотр журналов с морскими обитателями.
Примерный ход образовательной деятельности.
Часть 1.
Воспитатель сообщает детям, что сегодня они станут зрителями очередного представления в «Математическом театре». Звенит первый звонок. Детям предлагают взять (случайным образом) билеты с геометрической фигурой (желтый круг, красный треугольник, зеленый квадрат), обозначающей место, на котором им предстоит сидеть (на спинки стульчиков приклеены аналогичные фигуры). Звенит второй звонок. Зрители рассаживаются. Третий звонок.
На «сцене» появляется царь Единица. Царь обращает внимание на то, как дети выбирали себе место. Фигуры на билете и стульчике должны были совпасть. Нужно догадаться, почему именно такие фигуры и именно такого цвета послужили выбором места, и какой герой не оставил свою форму. Приходят к выводу, что это геометрические формы и цвета знакомых жителей Математического царства. Царевна Два не оставила голубую спираль.
Звучит музыка, открывается занавес, появляется Звездочет. Он смотрит на небо и как бы считает звезды. Дотрагивается до одной, и она остается на его посохе.
Звездочет приветствует гостей и представляется. Просит догадаться, почему его так зовут. Предлагает заняться его любимым делом и посчитать лучи у звезды. Их ПЯТЬ. Его число ПЯТЬ. Звездочет предлагает отгадать, какой его любимый цвет? Выясняют, что это синий цвет и вспоминают, что синим бывает небо, море, глаза, рыбы, попугай и т.д. Что-то из названного имеется в сундучке Звездочета, а чем-то позже пополнят его сокровищницу дети.
У братьев и сестер Звездочета есть свои фигуры. Детям предлагают догадаться, какая из этих фигур подходит Звездочету? Выясняют, что это ПЯТИУГОЛЬНИК. У Звездочета появляется второй посох с пятиугольником.
Звездочет предлагает показать руки и определить, чем похожи руки всех людей? Определяют, что на каждой руке пять пальцев.
Часть 2.
Воспитатель обращает внимание детей, что на столах лежат листы бумаги, и фломастеры.
Детям предлагают вспомнить, фигуру, которая была у них на билете. Инструкция: «Если у вас на билете был круг, подойдите к ближнему столу и встаньте вокруг него, если у вас на билете был треугольник или квадрат, подойдите к дальнему столу и встаньте вокруг него».
После выполнения задания дети получают следующую инструкцию: «Приложите руку с растопыренными пальцами к листу и обведите ее фломастером любого цвета». Воспитатель просит детей пересчитать пальцы на своих и чужих отпечатках и сообщает детям, что после занятия они смогут раскрасить свой отпечаток карандашами.
Звездочет сообщает, что звезды есть не только на небе и предлагает детям догадаться, где еще можно увидеть звезды? Выясняют, что в море живут морские звезды. На ширме размещают картинки морских звезд, среди которых есть обладатели СИНЕГО цвета. Считают руки (лучи) морских звезд. Убеждаются, что их ПЯТЬ. Детям предлагают изобразить морскую звезду стоя и лежа (руки – в стороны, ноги – врозь).
Звездочет сообщает детям, что у человека есть разные органы, которые помогают понимать окружающий мир.
Вопрос: «Какой орган помогает нам увидеть звезды и другие предметы вокруг?». Выясняют, что это глаза.
Вопрос: «Какой орган помогает нам ощутить аромат цветов, запах еды?». Выясняют, что это нос.
Вопрос: «Какой орган помогает нам услышать слова, музыку?». Выясняют, что это уши.
Вопрос: «Какой орган помогает нам определить вкус: кислое, сладкое, горькое?». Выясняют, что это язык.
«Какой орган помогает нам определить на ощупь твердый или мягкий предмет, холодный или теплый?» Выясняют, что это кожа.
Делают вывод, что язык, нос, глаза, уши, кожа – органы чувств, которые очень важны.
Воспитатель предлагает детям посчитать, сколько у человека таких важных органов? Воспитатель предлагает девочкам показывать, а мальчикам считать органы чувств. Потом дети меняются ролями. Оказывается органов чувств ПЯТЬ!
Детям предлагают вернуться на стулья.
Проводится игра «Отгадай, что это?».
1. Детям предлагают закрыть глаза и определить, что звучит (свисток, трещетка, хлопки ладоней). Вопрос: «Какой орган нам сейчас помогает?».
2. Детям предлагают закрыть глаза и определить по запаху продукт (чеснок, кофе, апельсин). Вопрос: «Какой орган нам сейчас помогает?».
3. Детям предлагают закрыть глаза и определить на вкус сахар и соль. Вопрос: «Какой орган нам сейчас помогает?».
4. Детям предлагают закрыть глаза и определить на ощупь теплый или холодный, мягкий или твердый предмет. Вопрос: «Какой орган нам сейчас помогает?».
5. Детям предлагают закрыть глаза и определить форму и цвет предмета. Выясняют, что с закрытыми глазами это не возможно.
Дети открывают глаза и видят синий кружок. Вопрос: «Какой орган нам сейчас помогает увидеть цвет и форму фигуры?».
Часть 3.
Звездочет просит детей отгадать, как называются его любимые цветы? Эти цветы синего цвета, с пятью лепестками, о них есть стихотворение:
Их видимо-невидимо,
Не сосчитаешь их!
И кто их только выдумал
Весёлых, голубых?
Должно быть, оторвали
От неба лоскуток,
Чуть-чуть поколдовали
И сделали цветок.
Выясняют, что это незабудка (в случае затруднения детям демонстрируют картинку с изображением незабудки). Вопрос: «Догадайтесь, почему незабудка любимый цветок Звездочета?».
Детям предлагают сделать букет незабудок для Звездочета.
Воспитатель просит детей взять по одному синему кружку и обратить внимание, что на столе выложены круги желтого цвета – это серединки незабудок.
Инструкция: «Вокруг каждой серединки положите свои круги синего цвета так, чтобы лепестков у каждой незабудки оказалось ровно ПЯТЬ. Если будет нужно, запасные лепестки можно взять на столе».
В конце работы детей просят проверить, у всех ли незабудок ровно пять лепестков.
Заключение.
Воспитатель благодарит Звездочета за интересный рассказ. Детей просят вспомнить, какой любимый цвет Звездочета, любимые фигуры, где можно встретить число ПЯТЬ?
Последующая работа.
Пополнение сокровищницы Звездочета. Игры «Что из какого сундучка» на развитие ассоциативного мышления (цифры 1, 2, 3, 4, 5). Образовательная деятельность с использованием «Математического театра».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство с цифрой "8" занятие по математике старшая группа
Знакомство с цифрой "8" занятие по математике старшая группа...
Конспект занятия "Знакомство с театром"
Конспект занятия в театральном кружке "Знакомство с театром" в старшей группе...
Сюжетно-тематическое занятие «ПОХОД В ТЕАТР».
Интегрированная организованная образовательная деятельность в средней группе....
«История вторая (продолжение).Число «два». Цифра 2». занятие по ФЭМП средняя группа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение"Средняя общеобразовательная школа № 6" Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тем...
Презентация «История вторая (продолжение).Число «два». Цифра 2». занятие по ФЭМП средняя группа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение"Средняя общеобразовательная школа № 6" дошкольные группы Презенция к занятию по ФЭМП "Истоия вторая (продолжение)....
Цифра 6. Занятие из цикла "Математич
Занятие из цикла "Математический театр" (программа "Радуга")...
Цифры для занятий ФЭМП
Цифры для занятий ФЭМП...