Конспект открытого занятия по ФЭМП "Путешествие сказку"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Цель: развитие интереса к математике, на основе познавательной активности и любознательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx28.63 КБ
Файл samoanaliz.docx16.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Белек» села Тээли муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун» Республика Тыва

668010, с. Тээли, ул. Карла-Маркса д.41 тел./факс (394)422-12-59 эл. почта: velek02041980@mail.ru

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе на тему «Путешествие в сказку»

Выполнила воспитатель: Хомушку Байырмаа Маадыровна


Цель: развитие интереса к математике, на основе познавательной активности и любознательности.

Задачи:

Образовательные: продолжать закреплять у детей знания о геометрических фигурах: треугольник, квадрат, прямоугольник; знание основных цветов.
- Совершенствовать навыки устного счета в пределах 10 в разных направлениях;
- Совершенствовать умению решать логические упражнения на внимательность.                                                                  Упражнять в умение узнавать в окружающих предметах форму геометрических фигур;

Развивающие: развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве;
- развивать мелкую моторику, любознательность и навыки самооценки;

Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Воспитывать умение сопереживать бедам других, радоваться своим достижениям.

Слова для активного усвоения словарной работы: обувь, сапоги, туфли, ботинки, валенки,  красный, синий, надеваю-кедер, снимаю – уштур, шнурую-шидиир.

Демонстрационный материал: куклы: Машенька, Ванюшка, декорация к сказке «Печка», «Яблоня», «Домик», Баба-Яга, дорожки (следы ног), карточки с цифрами; геометрические фигуры; картинки.

Раздаточный материал: листы бумаги А4, клей, геометрические фигуры (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, круг), звездочки.

Оборудование: музыкальное сопровождение; мобильное устройство.
Методы и приемы: словесный (вопросы к детям, повторение и уточнение, напоминание, поощрение); Наглядно-демонстрационный. Практический (выполнение действий с предметами при решении проблемных задач); Игровой (решение проблемно – игровой ситуации на протяжении всего занятия.); Методы контроля (анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности словом).

Образовательные области: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Тип занятия: интегрированное, изучение нового.

Форма НОД: игра-путешествие.

Форма работы с детьми: групповая, индивидуальная.

Технологии: физкультминутка, фонетическая зарядка.

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

Ход НОД

Деятельность педагога

Деятельность детей

1

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И опять играть начнем.

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.

2

Проблемная ситуация (или мотивация)  и постановка и принятие детьми цели занятия

Воспитатель: Ребята, к нам пришла девочка Машенька. Она сказала что, гуси-лебеди утащили братца-Ванюшку. Поможем Машеньке отыскать братца? Чтобы помочь Машеньке, надо попасть в эту математическую сказку.
Воспитатель: - На чем мы можем отправиться в путешествие?
- Я вам предлагаю отправиться в путешествие математическую сказку на самолете.

Звучит мелодия, под которую дети, стоя распахнув руки как крылья, попадают в сказку.
- Мы попали с вами в сказку Математики. Но кто живет в этом домике?

Дети: Да

Дети: в машине, вертолете, на лошади и т.д.

Ответы детей

3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектирование решений проблемной ситуации,

актуализация знаний,

или начало выполнения действий по задачам НОД

Воспитатель: Если все задания правильно угадаем, цифры нам скажут кто забрал Ваню.  Они так долго готовились к встрече с вами, что совсем перепутали свои места в числовом ряду. Помогите им ребята найти своё место.
Дидактическая игра “Найди место в ряду”

Воспитатель: Ребята, давайте посчитаем до 10, а теперь в обратном порядке. Молодцы.

- Ребята кто забрал мальчика? 

-  Если хотим помочь мальчику мы должны хорошо постараться выполнить все задания. Быть умными, внимательными. Пойдемте по этой дороге и встретимся с яблоней. У нее и спросим. 

Дидактическая игра «Числа-соседи»
Воспитатель:
 - Яблоня, яблоня, скажи куда гуси-лебеди полетели?

Яблоня: Скажу, если выполните мои задания. А вот следующие жители потеряли своих соседей, давайте им поможем найти их. Вам нужно вставить цифры с карточками в пустые окошки.

Яблоня: Какие молодцы! Куда вам дальше идти, подскажет печка.

Воспитатель: Вот печка! Может она подскажет? Печка, печка, скажи куда гуси-лебеди полетели?

Печка: Скажу, но сначала помоги мне. Эти геометрические фигуры – большие озорники, очень любят играть. И хотят с вами поиграть. Вы согласны?
Воспитатель: Алдар, какую геометрическую фигуру ты видишь?

Намзырай, а ты какую фигуру видишь?

Воспитатель: Вот мы сейчас и поиграем игру.
Игровое упражнение «Заметь всё».

-В какой последовательности они расположены?

-Сколько их?

-Какого они цвета?  

Воспитатель: Какие молодцы!

Дети по очереди выходят к домику и выполняют задание. Затем детям предлагается посчитать до десяти прямым и обратным счетом.

Дети: Баба-яга

 Дети вставляют карточки с цифрами в пустые окошки.

Алдар: квадрат

Намзырай: круг

На фланелеграфе выставляются в один ряд карточки с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. Детям предлагают рассмотреть их в течение 10 секунд. Затем карточки закрываются.

4

«Открытие» детьми новых знаний,  способа действий

- А теперь подберите к предметам геометрические фигуры, похожие на них.
- На какую геометрическую фигуру похож телевизор Чаян?

- На какую геометрическую фигуру похожа пирамида? Тимур?

- А солнце? Айрана?
- А шарик? Влад?
- А стол Санчай?
Молодцы, справились!
  

Печка: Вы мне помогли, и я вам помогу. Смотрите, вот там, на лесной опушке, стоит избушка. К ней идите, кого ищите, найдите!

(подходите ко мне, маленькая пауза)
Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте немного отдохнем.

Нас ждет физкультминутка!

Физкультминутка

В понедельник я купался (изображаем плавание)

А во вторник – рисовал (рисуем)

В среду долго умывался (умываются)

А в четверг в футбол играл (бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал (прыжки на месте)

Очень долго танцевал (кружатся на месте)

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал. (садятся на корточки руки под щеку, засыпают)

Воспитатель: Тогда за мною побежали!  До избушки мы дошли.

Чаян: Телевизор похож на квадрат.

Тимур: Пирамида на треугольник.

Айрана: Солнце на круг.

Влад: Шарик похож на овал.

Санчай: Стол на прямоугольник.

Вместе воспитателем выполняют действие

5

Самостоятельное применение нового на практике,

либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

Воспитатель: Ребята Баба-Яга дала нам логическое упражнение на внимательность. Если справимся с этой задачей нам вернуть мальчика Ваню. Их задания самые сложные. Они сейчас попробуют вас запутать, будьте особенно внимательны.
Упражнение «Покажите и расположите геометрические фигуры на листе»

Воспитатель: А сейчас возьмите с края стола листы бумаги и приготовьте для работы геометрические фигуры. Расположите геометрические фигуры на листе бумаги так, как я скажу:

-синий квадрат в левый верхний угол.

-желтый круг в левый нижний угол.  

-зеленый треугольник в центр.

-красный овал в правый верхний угол.

-розовый прямоугольник в правый нижний угол.

Воспитатель: Все вы молодцы, с заданиями справились. Забрала Машенька своего братца. Девочка Машенька благодарит вас за спасение брата. А теперь мы можем отправляться домой.

Дети располагают геометрические фигуры на листе бумаги

6

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия. Систематизация знаний.

Рефлексия

Я приглашаю всех на  самолет, чтобы совершить перелет в наш детский сад. Звучит мелодия, под которую дети, стоя распахнув руки как крылья, попадают в детский сад.
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие.  Какое задание было самым сложным? С каким заданием вы справились быстро?  Вам понравилось путешествие?

А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданиями – пусть возьмет по красной звездочке, а кто считает, что не все у него сегодня получалось – тот пусть возьмет по синей звездочке.

Дети отвечают на поставленные вопросы.



Предварительный просмотр:

Самоанализ НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе на тему «Путешествие в сказку»

Вашему вниманию было представлено занятие – по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы.

На занятии были поставлены следующие цели и задачи:

Цель: развитие интереса к математике, на основе познавательной активности и любознательности.
Задачи:

Образовательные:

- Продолжать закреплять у детей знания о геометрических фигурах: треугольник, квадрат, прямоугольник; знание основных цветов.
- Совершенствовать навыки устного счета в пределах 10 в разных направлениях;
- Совершенствовать умению решать логические упражнения на внимательность.                                                                  Упражнять в умение узнавать в окружающих предметах форму геометрических фигур;
Развивающие:

- развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве;
- развивать мелкую моторику, любознательность и навыки самооценки;
Воспитательные: - воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Воспитывать умение сопереживать бедам других, радоваться своим достижениям.

Тема, цели, задачи занятия соответствуют Программе дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н. Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и требованиям ФГОС.

При организации и проведении занятия соблюдались санитарно - гигиенические нормы и требования Сан ПиН.

Структура и содержание НОД соответствовали поставленным задачам. Занятие построено в логической последовательности и взаимосвязи всех частей.

Все элементы НОД логически объединены между собой общей темой «Путешествие в сказку» и общей целью - формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.

Вводная часть – это организация детей, мотивация к предстоящей деятельности. На организационном этапе НОД был применен проблемно-ситуационный метод. Детям было предложено отправиться в путешествие по сказке, на помощь сказочным героям.

Основная часть НОД представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на развитие познавательных способностей, на формирование умственных и практических действий. Объем учебного материала обеспечивал активность детей и темп работы в течении всего занятия.

В заключительной части НОД Я использовала метод анализа и самооценки детьми своих возможностей. Детям в качестве инструмента для оценки собственной успешности было предложено выбрать звездочку.

Для реализации каждой задачи были подобраны различные методы и приемы, основанные на игровых обучающих ситуациях, которые побуждали детей к активной речевой и мыслительной деятельности. Все это способствовало эффективности НОД, формированию элементарных математических представлений у детей.

Выбранные методы и приёмы соответствуют возрасту детей, уровню их развития, подготовленности и были подобраны с учётом их индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.).  Использовались необходимые наглядные пособия и раздаточный материал.

Применялись следующие формы работы: групповая, индивидуальная, коллективная.

Методы:

1. Словесный (вопросы к детям, повторение и уточнение, напоминание, поощрение);

2. Наглядно-демонстрационный.

3. Практический (выполнение действий с предметами при решении проблемных задач);

4. Игровой (решение проблемно – игровой ситуации на протяжении всего занятия.);

5. Методы контроля (анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности словом).

Считаю, что выбранная форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной, динамичной. Соблюдались нормы педагогической этики и такта. Считаю, что поставленные на занятии задачи были выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "Путешествие по сказке_Маша и Медведь"

Коррекционно-развивающее занятие в старшей группе. Развитие познавательных процессов и др....

Конспект открытого занятия по театрализации сказки "КУРОЧКА РЯБА"

Конспект открытого занятия по театрализации сказки "КУРОЧКА РЯБА"...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ТЕМА: ПЕРЕСКАЗЫВАНИЕ СКАЗКИ А.С. ПУШКИНА «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯТЕМА: ПЕРЕСКАЗЫВАНИЕ СКАЗКИ А.С. ПУШКИНА«СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ «ЗОЛУШКА»

Тема:   «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в обучении с использованием элементов информатики»....

Конспект открытого занятия «Математика в сказке»

Конспект открытого занятия «Математика в сказке» с детьми старшего возраста на методическом объединении воспитателей дошкольных учреждений № 17, 38, 78.Закрепить порядковый счет в пределах 7; состав ч...

Конспект открытого занятия НОД по сказке «Заюшкина избушка»

Программное содержание:Образовательные задачи:• Продолжать учить детей словообразованию;• Учить использовать в ответах сложноподчиненные и простые распространенные предложения.Закреплять умение выполн...

Конспект открытого занятия по мотивам сказки "Кот, петух и лиса".

Цель занятия: Воспитывать в детях общечеловеческие ценности (доброту и отзывчивость), формировать осуждающее отношение к таким недостаткам, как равнодушие, душевная черствость, жестокость....