План по кружковой работе «Весёлая математика»
календарно-тематическое планирование по математике (подготовительная группа)
Пояснительная записка:
В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.
Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность.
Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшиезакономерности. Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.
Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль создать программу по дополнительному образованию "Веселая математика" по овладению детьми старшего дошкольного возраста - умению логически мыслить, анализировать, развивать память, внимание и самое главное правильно выражать свои мысли вслух.
Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.
На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.
Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты
Программа логико- математического развития детей старшего дошкольного возраста разработана на основе авторской программыЕ.В.Колесниковой «Математические ступеньки», учебно-методических пособий: и направлена на развитие мышления и творческих способностей детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_kruzhkovoy.docx | 44.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 «Кежик» города Кызыла Республики Тыва»
УТВЕРЖДАЮ
ДИРЕКТОР МАДОУ
«Д/С №12 «КЕЖИК» РТ»
-------------Сарыг-Донгак Д.Н.
План кружковой работы на тему:
«Весёлая математика»
Составила воспитатель:
Сарыг-Донгак Айзана Эдуардовна
Кызыл – 2020
Содержание:
1.Пояснительная записка----------------------------------------------3-5стр.
2.Практическая значимость и цель программы---------- --------5-9стр.
3.Формы организации НОД и формы подведения итогов------9-11стр.
4.Разделы программы------------------------------------------------------11-13с
5.Тематическое планирование по месяцам-------------------------14-23стр.
6.Приложения
Пояснительная записка:
В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.
Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность.
Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности. Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.
Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль создать программу по дополнительному образованию "Веселая математика" по овладению детьми старшего дошкольного возраста - умению логически мыслить, анализировать, развивать память, внимание и самое главное правильно выражать свои мысли вслух.
Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.
На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.
Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты
Программа логико- математического развития детей старшего дошкольного возраста разработана на основе авторской программы Е.В.Колесниковой «Математические ступеньки», учебно-методических пособий: и направлена на развитие мышления и творческих способностей детей
Практическая значимость программы:
Раскрывается один из показателей подготовки ребёнка к школьному обучению.
Представлен систематизированный материал по развитию математических представлений, памяти, мышления, воображения, мелкой моторики кистей рук с выходом на развитие творческих способностей детей.
Предлагается система разработок игровых упражнений и ситуаций, которые можно использовать в индивидуальной работе с детьми и кружковой работе.
Связь этой программы, уже с существующей состоит в том, что совместная деятельность взрослого с детьми организуется, на основе интересов, потребностей и склонностей детей. Для привлечения внимания детей, поддержания интереса к математике, в педагогической деятельности кружка широко используются имитационные игры, игры-упражнения, сюжетно-ролевые игры, игры с ориентировкой на определение достижения, дидактические игры, проблемные ситуации и развлечения, задачи-шутки, загадки, логические игры
Цель моей работы: создание условий для развития математического мышления дошкольников через кружковую работу.
Достижению поставленной цели способствует решение поставленных задач:
а) создание образовательной среды, способствующей повышению уровня развития математических способностей дошкольников;
б) способствовать формированию мыслительных операций, высокой познавательной мотивации, инициативы в деятельности и в общении;
в) вовлечение родителей в образовательный процесс.
Основные задачи программы:
научить решать логические задачи;
ознакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;
развитие мыслительных умений - сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;
развитие творческих способностей.
закрепление представлений о величине;
развитие способности группировать предметы по цвету и величине;
освоение способов измерения с помощью условной мерки;
развитие количественных представлений, способность различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов;
развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры, силуэты, предметы и другие.
Дать представления о числах и цифрах от 5 до 10 на основе сравнения двух множеств.
Учить считать по образцу и названному числу.
Продолжить учить понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направления счета.
Учить воспроизводить количество движений по названному числу.
Учить записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков и цифр.
Учить составлять числа от 3 до 10 из двух меньших на наглядном материале.
Учить, как из неравенства сделать равенство.
Учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.
Учить решать логические задачи на основе зрительного восприятия.
Продолжать учить решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.
Составление геометрических фигур из палочек и преобразование их.
Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность организуется как интегрированные занятия с применением познавательных игр и требованиями ФГОС, так и в самостоятельной деятельности детей (самостоятельно-исследовательская, индивидуально-творческая деятельность в условиях созданной предметно-развивающей образовательной среды). Новые знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.
Вся НОД проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность НОД и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе НОД используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое.
НОД проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуального -дифференцированного подхода к детям.
Минимальный состав группы -10 человек.
Программа рассчитана на 1 год на детей 6 – 7 лет. Группа работает 1 раза в неделю по 25-30 минут, всего 32 занятия за учебный год. Большую часть программы составляют практические занятия.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НОД:
В процессе НОД используются различные формы:
-Традиционные
-Комбинированные
-Практические
-Игры, конкурсы
Методы:
-Словесный метод (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
-Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
-Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
-Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий)
-Показ мультимедийных материалов
Используемые пособия: палочки Кьюизенера, задачи в стихах, счётные палочки, математический конструктор, цифры, наглядные дидактические игры, лото, логические игры
Мною была создана развивающая математическая среда, в которую вошли:
дидактические игры (сенсорные «Матрёшки», «Найди по указанным признакам», «Подбери узор», «Витрины магазина», «Сравни и подбери»; моделирующего характера «Найди по контуру», «Волшебная дощечка» , «Найди и назови»,и другие);
развивающие игры ( палочки Кюизенера, «Сложи узор, «Точки»);
математические развлечения (игры на плоскостное моделирование - Пифагор, Танграм,; «Колумбово Яйцо», «Волшебный круг» игры-головоломки; задачи – шутки; кроссворды; ребусы; головоломки, шашки, игры-ходилки, математические фокусы).
Задачки на развитие логического мышления.
Эти игры учат действовать «в уме», логически мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает их математические способности.
Формы подведения итогов работы кружка:
- итоговое занятие для педагогов ДОУ и родителей
- фотовыставка для родителей
Итоги моей работы:
Cфомированность поисковой активности к процессу познания математики;
дошкольники самостоятельно находят способы решения познавательных задач;
умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации;
сформированы умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами.
Определение результатов работы не означает её конец. Выявляются новые противоречия, исследуются новые возможности и формы организации работы с воспитанниками и родителями, обеспечивая преемственные связи между всеми ступенями обучения.
Программа распределена по разделам:
Геометрические фигуры
Количество и счёт;
Определение величины;
Ориентировка во времени, пространстве;
Решение логических задач;
В соответствие с разделами планирую свою работу, где определяю содержание, задачи, сроки проведения.
Геометрические фигуры.
В разделе геометрические фигуры закрепляю представления о многоугольниках и их свойствах, развиваю умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.
Игры, помогающие реализовать задачи раздела:
«Назови предметы заданной формы»,
«Что общего и чем различаются фигуры»,
«Найди предмет такой же формы»,
«Подбери фигуры по цвету, размеру, форме»,
«Найди лишнюю фигуру»,
«Конструктор»,
«Почини одеяло»,
«Танграм»,
«Пифагор».
Таким образом, проводимая работа помогает закреплять знание ребенка о геометрических фигурах их свойствах, развивает умение классифицировать их по отдельным признакам и выполнять логические операции с ними, развивает логическое мышление.
Количество и счет.
Цель раздела: развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 10, упражнять в составлении и решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, развивать психические процессы.
внимание, память, логические формы мышления.
Поставленные цели реализую через следующие игры:
«Назови следующее, предыдущее число»
«Назови соседей числа»
«Назови меньше на 1, больше на 1»
«Вверх вниз по числовой лестнице»
«Составь и реши задачу».
Таким образом, данные игры помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления.
Определение величины.
Цель раздела: развивать умение сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
В работе по данному разделу использую игры–эксперименты:
«В каком сосуде больше воды?»
«Что легче, что тяжелее?»
«Что тонет, что плавает?»
«Подбери шарфик для кукол»
«Короче-длиннее»
«Подбери мебель для трех медведей»
В играх у детей есть возможность самостоятельно практическим путём сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнить полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
Данные игры развивают память, внимание, глазомер совершенствуют мыслительную активность.
Ориентировка во времени
В этом разделе развиваю чувство времени, учу определять время по часам, знакомлю с разными видами часов: водными, песочными, механическими, закрепляю представления детей о последовательности дней недели, месяцев года.
В работе использую следующие дидактические игры:
«Вчера, сегодня, завтра»
«Дни недели»
«Мой режим дня по часам»
«Определи время по часам»
«Когда это бывает?»
«Что перепутал художник?»
Используемые игры способствуют развитию ориентировке детей во времени: (последовательностью дней недели, частей суток, месяцев и времен года), совершенствую представления детей о режиме дня, развивают чувство времени, умение определять время по часам.
Особым блоком выделяю логические задачи.
Логические задачи
Основной задачей данного раздела – является развитие у детей приёмов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
Используемые пособия ( палочки Кьюизенера, различные ребус «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», »Колумбово яйцо», «Танграмм», «Монгольская игра», головоломки », Кубик-рубик», «Пифагор», « Лабиринт», кроссворды, задачи в стихах) развивают у дошкольников самостоятельность, активность, произвольное внимание и логическое мышление.
Месяц | Тема занятия | Программное содержание | Кол-во занят | |
Сентябрь | Игра «На что похоже Логическая игра «Колумбово яйцо» | Формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур | 1 | |
Игра «Дровосек | Составление композиции по образцу | 1 | ||
Игра «Подбери фигуру» Логическая игра «Танграм» | Знакомить детей с разными видами углов (острый, тупой, прямой) Моделирование предметов из геометрических фигур по образцу | 1 | ||
Игра «Волшебные палочки» | Анализ формы предметов в целом и отдельных частей, воссоздание сложных по форме предметов из отдельных частей | 1 | ||
О | Игра «Посчитаем с гномами» | Счет в пределах десяти. Порядковые числительные. Понятия: первый, последний, сложение, вычитание. | 1 | |
Конус. Игра «Волшебный мешочек». Игра «В гостях у Петрушки» | Формировать представление о конусе, умение распознавать конус в предметах окружающей обстановки. Формировать умение составлять группы предметов по общему свойству. | 1 | ||
Игра «Фигурки спрятались» | Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему», закреплять навыки порядкового счета | 1 | ||
Игра «Состав чисел из единиц», «Путешествие на поезде» | Учить отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию, составлять числа из единиц, развивать глазомер. Закреплять понятия: который по счету. Учить ориентироваться в пространстве. | 1 | ||
Н | Решение примеров в тетради в клетку. Игра «рассеянный художник». Игра «Сколько, какой?» | Развитие наблюдательности и счета пределах десяти. Порядковые числительные. Понятия: первый, последний, сложение, вычитание. | 1 | |
Призма и пирамида. Игра «найди фигуру». Игра «Волшебный мешочек». | Формировать представление о призме и пирамиде на основе сравнения с цилиндром и конусом. Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы призмы и пирамиды. | 1 | ||
Игра «Архитекторы» | Учить выбирать необходимый строительный материал, учить строить объекты детской площадки. | 1 | ||
Игра «Как узнать номера домов?», «Как разговаривают числа?» | Учить составлять число из двух меньших. Учить оперировать числовыми значениями цветных полосок. Познакомить с понятиями:больше, меньше. , со знаками <, >. | 1 | ||
Д | Решение примеров в тетради в клетку. Игра «художник». Игра «Какой по счету?» | Развитие наблюдательности и счет до шести. Порядковые числительные. Понятия: первый, последний, сложение, вычитание. | 1 | |
Игра-головоломка «Пифагор» | Закреплять умения составлять фигуры из частей. | 1 | ||
Игра «измерь дорожки шагами», «О чем говорят числа?» | Учить определять значение цветных палочек. Учить устанавливать логические связи и закономерности. Развивать зрительный глазомер. | 1 | ||
Игра «Украсим елку бусами» | Развивать способности к логическим действиям и операциям, умение декодировать (расшиф) информацию, изобр-ю на карточке, умение действовать последовательно. | 1 | ||
Я | Игра «Сравни и заполни» | Умение осуществлять зрительно мысленный анализ способа расположения фигур, закрепление представлений о геом. Фигурах. | 1 | |
Цилиндр. Игра «Паспортный стол». | Формировать представление о цилиндре, умение распознавать цилиндр в предметах окружающей обстановки. | 1 | ||
Игра «Волшебные круги» | Закреплять умение задавать вопросы, выделять свойства | 1 | ||
Игра «Узнай длину ленты» | Учить: понимать количественные отношения между числами первого десятка, находить связь между длиной предмета, размером мерки и результатами измерения, устанавливать логические связи измерения. | 1 | ||
Ф | Игра «Танграм» Игра «Логический поезд» | Закреплять умения составлять фигуры из частей. Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему», закреплять навыки порядкового счета | 1 | |
Игра «Палочки можно складывать» | Учить ориентироваться в пространстве, развивать количественные представления, учить находить полоски, по сумме равные двум данными. | 1 | ||
Игра «Мозайка цифр» | Развитие способностей декодировать информацию. Умение выбирать блоки по заданным свойствам. Закреплять навыки вычисления. | 1 | ||
Игра «Состав чисел из единиц», «Путешествие на поезде» | Учить отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию, составлять числа из единиц, развивать глазомер. Закреплять понятия: который по счету. Учить ориентироваться в пространстве. | 1 | ||
М | Игра «Логические кубики» | Закреплять умение задавать вопросы, выделять свойства | 1 | |
Математические задачки | Закрепить навыки ориентировки в пространстве (справа, слева); количественного и порядкового счета, сложения и вычитания в пределах 10. | 1 | ||
Игра «Архитекторы» | Учить выбирать необходимый строительный материал, учить строить объекты детской площадки. | 1 | ||
Игра «Как узнать номера домов?», «Как разговаривают числа?» | Учить составлять число из двух меньших. Учить оперировать числовыми значениями цветных полосок. Познакомить с понятиями: больше, меньше. , со знаками <, >. | 1 | ||
А | Математические задачки | Закрепить навыки ориентировки в пространстве (справа, слева); количественного и порядкового счета, сложения и вычитания в пределах 10. Развивать логическое мышление | 1 | |
Игра «В стране геометрических фигур». Игра «Найди фигуру». | Познакомить с понятием таблицы (строка, столбец), учить пользоваться простейшими таблицами. Закреплять представления о геометрических фигурах, умение сравнивать фигуры по свойствам и находить закономерность в их расположении. | 1 | ||
Логическая задача на цветовую последовательность | Учить решать логич. задачи на основе зрительного восприятия. Учить понимать предложенную задачу и решать ее самостоятельно. | 1 | ||
Игра «Построй предметы» | Развивать способности к логическим действиям и операциям, умение декодировать (расшиф) информацию, изобр-ю на карточке, умение действовать последовательно. | 1 | ||
М й | Игра «Цвет и число», «Число и цвет» | Учить отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию. Развивать представления о ширине, умение подбирать палочки по размеру, развивать глазомер. | 1 | |
Математические задачки в стихах | Закрепить навыки ориентировки в пространстве (справа, слева); количественного и порядкового счета, сложения и вычитания в пределах 10. | 1 | ||
Игра «Раздели фигуры» | Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, рассуждать, аргументировать свой выбор. | 1 | ||
Логическая задача «Детская железная дорога» | Учить решать логич. задачи на основе зрительного восприятия. Учить понимать предложенную задачу и решать ее самостоятельно. | 1 | ||
ИТОГО | 32 |
Литература:
1. КолесниковаЕ.В. Программа «Математические ступеньки» Творческий центр,-М2007г
2. Колягин Ю.М. Учись решать задачи, - М., 2007г.
3. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, - М., 1990г.
4. Носова В.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников, - «Детство-пресс» 2007г.
5. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка, - М., 2004г.
6. Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей, - «Детство-пресс» 2010г.
7. Карточное планирование в ДОУ. ФЭМП. Автор-составитель: Н. А. Мурченко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ "ВЕСЁЛЫЕ КАРАНДАШИ"
Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев. В.А.Сухомлинский В современном образо...
Перспективный план кружковой работы по математике в средней группе
Материал содержит перспективный план для дошкольников средней группы....
Перспективный план кружковой работы "Весёлые ниточки" в старшей группе
Кружковую работу провожу с целью повышения развития тонкой моторики, и как следствие, развития речи детей дошкольного возраста. Предлагаю перспективный план работы кружка на год....
Конспект нод по кружковой работе по математике " Путешествие в страну математики"
Конспект для старшей группы по кружковой работе....
План кружковой работы "Весёлые пальчики"
Ребенку уже в раннем возрасте необходимы гимнастика рук и пальчиковые игры, они в сопровождении стихов разовьют речь и умение слушать. Дошкольник научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм ...
План кружковой работы «Занимательная математика»
Знакомство с математикой не должно стать скучным занятием для детей. Ведь, как известно, память ребёнка избирательна. Ребёнок запомнит лишь то, что ему интересно, что его удивило, вызвало какие-л...
Перспективный план кружковой работы «Весёлые ладошки»
Перспективный план кружковой работы«Весёлые ладошки»Содержание:Титульный лист…………………………………&helli...