Палочки Кюизенера
проект по математике
Мастер-класс "Палочки Кюизенера" помогут педагогам ДОУ и родителям в использовании материала на занятиях по математике и в свободной деятельности в детском саду и дома
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
madou_no_83_proekt_razvivaem_intellekt_s_detstva.docx | 25.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад № 83
(МАДОУ № 83)
Проект
(Номинация «Грани профессионализма»)
Авторы: старший воспитатель Русан Татьяна Семёновна,
воспитатель Казакевич Ольга Александровна
Томск - 2015
Проект «Развиваем интеллект с детства»
Пояснительная записка
Актуальность проекта. Мы живем в мире технического и интелектуального прогресса. Динамический прогресс во всех сферах жизнедеятельности человека вызываает как позитивные изменения, так и определенные трудности при организации образовательного процесса в детском саду и в школе. В связи с такими изменениями в жизни людей, меняентся и стандарт образования, где большая часть учебного материала остаётся детям на понимание и самостоятельноен изучение. Чтобы хорошо и правильно во всем этом разобраться, современный ребенок должен быть разносторонне развитым и иметь хорошее логическое мышление.
Из этого следует, что одна из важнейших задач воспитания дошкольника – развитие его ума, формирование такого интеллектуального потенциала и развитие способностей, которые позволяют осваивать новое.
Образовательная деятельность по ФГОС предпологает такое взаимодействие педагога с детьми, которое осущеставляется как увлекательная, игровая и проблемно-познавательная деятельность, направленная на решение интересных детям практических и умственных задач. (О.В.Дыбина, З.А.Михайлова и др.)
В связи с этим, актуальным является использование в образовательном процессе нестандартных дидактических средств, среди которых особой популярностью у наших педагогов пользуются такие игры логико-математического содержания (ИЛМС), как: цветные палочки Кюизенера, блоки Дъенеша, кубики Никитина, квадрат Воскобовича и т.д
С помощью применения в учебном процессе ИЛМС, решаются следущие проблемы: развитие высших психических функций (мышление, восприятие, память, речь) а также развитие связанной речи, сенсорики, творческое воображение, логического мышления и смысловой памяти.
В МАДОУ № 83 имеется практика распространения опыта работы по данному направлению на уровне города Томска, Томской области в рамках курсов повышения квалификации педагогов в Томском областном институте повышения квалификации работников образования (ТОИПКРО).
Новизна проекта в диссименации опыта работы инициативной группой педагогов ДОУ по дошкольным учреждениям города Томска и Томской области. В рамках проекта планируются выездные семинары в детские сады Томской области, в следующие населенные пункты: Парабель, Каргосок, Асино с целью распространения опыта в применении ИЛМС в работе с детьми дошкольного возраста.
Из беседы с руководителями ДОО названных населенных пунктов, выявленно, что данные ДОО не испульзуют в своей работе методику ИЛМС, по следующим причинам: отсутствие знаний, опыта, материальной базы (дидактического и методического оснащения).
Встречи с педагогами проходят в различных формах подачи информации: семинары, мастер-классы, тренинги. Мероприятия проводятся интерактивном режиме с использованием интерактивных технологий:
- Теоретическая часть с использованием презентации в Power Point, видео Movie maker.
- Практическая часть с использованием Блоков Дьенеша, Палочек Кюизенера, альбомов, дидактического и раздаточного материалов.
- Рефлексия в виде «круглого стола», анкетирования слушателей и безвозмездного дарения комплектов Блоков Дьенеша и Палочек Кюизенера.
Результаты проекта.
Количественные результаты в цифрах:
- Будет проведено 6 семинаров, 6 мастер-классов и 6 тренингов для педагогов детских дошкольных образовательных учреждений;
- Охват педагогов составит от 100 до 150 человек;
- По итогам проекта будут выпущены методические рекомендации.
Качественные результаты:
- У педагогов появится уверенность в использовании игр логико-математического содержания (ИЛМС);
- Дошкольники научаться пользоваться ИЛМС, что будет способствовать улучшению навыков речевого взаимодействия между детьми и взрослыми;
- Для детей с ОВЗ образовательный процесс станет более комфортным;
- Активизируется взаимодействие родителей со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.
Долгосрочные результаты:
В дальнейшем работа над проектом будет способствовать успешности обучения воспитанников в школе, росту профессиональной компетентности педагогов. Организаторы проекта планируют освоить ИЛМС «Квадрат Воскобовича», «Геоконт» и др. с целью обучения и мотивации к профессиональному росту молодых специалистов, педагогов города Томска и Томской области.
Востребованность и актуальность мероприятий со всеми участниками образовательного процесса будет отражена через отзывы, предложения участников семинаров.
Содержательная часть.
Основная идея нашего проекта: обучить и наглядно показать педагогам Томской области, как с минимальными материальными затратами можно получить высокие результаты развития и подготовки детей к успешному обучению в школе.
В рамках проекта предусмотрено знакомство родителей с данными учебно-игровыми пособиями.
Чем замечательны игры логико-математического содержания? Играя с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера, минуя компьютерные игры, ребенок знакомится с такими понятиями: «больше - меньше», «больше -меньше на...»; «деление целое на части» и «измерение объектов условными мерками». Ребенок осваивает в процессе этой практической деятельности некоторые простейшие виды функциональной зависимости, упражняется в запоминании состава чисел из единиц и меньших чисел, вплотную подходит к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел, выведения алгебраических и геометрических формул.
Цель: развитие интеллектуальных способностей и связанной речи детей дошкольного возраста через использование игр логико-математического содержания (ИЛМС).
Задачи:
- Сформировать предпосылки УУД дошкольников;
- Создавать условия для развития интереса и познавательной активности детей к ИЛМС;
- Научить решать проблемные ситуации, используя логическое мышление, внимание, смысловую память;
- Развивать мелкую и крупную моторику, как необходимого элемента в формировании интеллектуального потенциала и развития связанной речи детей дошкольного возраста;
- Способствовать повышению развития вербального и невербального компонентов интеллекта (познавательных процессов восприятия, внимания, памяти, мышления);
- Развивать связанную речь дошкольников через применение ИЛМС;
- Повысить профессиональную компетентность педагогов в широком применении ИЛМС в работе с детьми дошкольного возраста;
- Научить педагогов использовать работу с ИЛМС во всех образовательных областях (в соответствии с ФГОС).
Цели и задачи проекта.
Цель Проекта: внедрение и использование педагогами игр логико-математического содержания и учебно-игровых пособий в работе с дошкольниками Томской области для повышения качества дошкольного образования.
Задачи Проекта:
1. Обучение педагогов города Томска, Каргасокского и Парабельского муниципалитетов алгоритмам включения игр логико-математического содержания в образовательный процесс;
2. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников (формирование уверенности в своих силах, развитие всех сфер личности ребенка и связанной речи);
3. Выявление и поддержка детской одаренности, психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих особые образовательные потребности;
4. Привлечение родителей к совместной досуговой деятельности с детьми, включение их в образовательный процесс.
5. Развитие мелкой и крупной моторики, как необходимого элемента в формировании интеллектуального потенциала и развития связанной речи детей дошкольного возраста;
6. Повышение уровня развития вербального и невербального компонентов интеллекта (познавательных процессов восприятия, внимания, памяти, мышления).
Целевая группа проекта: педагоги города Томска, Каргасокского и Парабельского муниципалитетов.
План-график реализации проекта.
Мероприятия/Виды работ | Дата/сроки | Ответственный/исполнитель |
Создание проблемно-творческой группы педагогов | январь-февраль | Антонова В.М. /Русан Т.С. |
Консультации со специалистами в области дошкольного образования города Томска (ТОИПКРО, ИМЦ) | январь-февраль | Азбукина Е.Ю./Русан Т.С. |
Изучение потребности удаленных муниципалитетов (Каргасокского и Парабельского) | январь-февраль | Антонова В.М. /Русан Т.С. |
Разработка плана проведения и содержания семинаров | январь-февраль | Азбукина Е.Ю./Русан Т.С., Казакевич О.А. |
Приобретение необходимого материала (игры, пособия) | январь- февраль | Антонова В.М. /Русан Т.С. |
Подготовка видеоматериалов по использованию игр в работе с детьми участниками проблемно-творческой группы | январь- февраль | Антонова В.М. /Русан Т.С., Казакевич О.А. |
Включение родителей и детей с особыми образовательными потребностями в образовательные мероприятия | февраль- ноябрь | Антонова В.М. /Русан Т.С., Казакевич О.А. |
Проведение выездных образовательных мероприятий с педагогами отдаленных муниципалитетов и в г. Томске | март-октябрь | Антонова В.М. /Русан Т.С., Казакевич О.А. |
Разработка плана и сопровождение процесса внедрения игр в образовательный процесс. | март-октябрь | Антонова В.М. /Русан Т.С., Казакевич О.А. |
Проведение мониторинга динамики изменений участников проекта (детей, педагогов) | март-октябрь | Антонова В.М. /Русан Т.С., Казакевич О.А. |
Анализ деятельности педагогов проблемно-творческой группы | февраль- ноябрь | Антонова В.М. /Русан Т.С., Казакевич О.А. |
Обобщение и тиражирование опыта внедрения игр | март-ноябрь | Антонова В.М. /Русан Т.С., Казакевич О.А. |
Подготовка публикаций совместно с участниками семинаров | март-ноябрь | Антонова В.М. /Русан Т.С., Казакевич О.А. |
Участие в конференциях и представление результатов деятельности | март-ноябрь | педагоги дошкольных образовательных организаций (проблемно-творческой группы, удаленных муниципалитетов, г. Томска) |
Исполнители проекта:
№ | Ф.И.О. членов проектной команды | Основное место работы и занимаемая должность | Должность в проекте | Основные обязанности по проекту |
1. | Антонова Вера Михайловна | МАДОУ № 83 г.Томска, заведующий | руководитель | контроль за исполнением |
2. | Азбукина Елена Юрьевна | ТОИПКРО, заведующий кафедрой начального и дошкольного обучения | научный руководитель | методическое сопровождение работы по проекту |
3. | Казакевич Ольга Александровна | МАДОУ № 83 г.Томска, воспитатель | автор- исполнитель | проведение семинаров, мастер- классов, тренингов |
4. | Коваленко Алена Игоревна | ЦБ КДО, бухгалтер | бухгалтер | ведение отчетно-расчетной документации |
5. | Русан Татьяна Семеновна | МАДОУ № 83 г.Томска, старший воспитатель | автор- исполнитель | проведение семинаров, мастер- классов, тренингов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие с старшей группе по ФЭМП с использованием палочек Кюизенера "Простая геометрия с цветными палочками"
Закрепить знания детей о числовом значении палочек Кюизенера в пределах 10; упражнять в количественном и порядковом счёте; активизировать знания о геометрических фигурах; закрепить знания цифр, числов...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С ЦВЕТНЫМИ СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ЦВЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ – МОГУТ БЫТЬ ЦИФРАМИ»
Цель:Ø Развитие логического мышления.Задачи:Ø учить пересчитывать в различных направлениях, пользуясь порядковыми числителями мужского и женского рода, употреблять порядковые и количественные числител...
Палочки Кюизенера. Игры и упражнения для детей с ОВЗ младшего дошкольного возраста по развитию логико –математических способностей с использованием дидактического материала «Палочки Кюизенера»
Сентябрь:Знакомство с палочками Кюизенера.Игровая деятельность «Волшебный сундучок» Цель: развивать познавательную деятельность, закреплять сенсорные навыки; развивать интерес к палоч...
Палочки Кюизенера. Методическая разработка по развитию логико – математических способностей с использованием дидактического материала «Палочки Кюизенера» для детей с ОВЗ 5-6 лет.
Сентябрь:Игровая деятельность по схеме №1 Цель: учить правильно, подбирать по длине палочки, развивать зрительный контроль, развивать умение правильно называть цвет и соответствующее число.Упражн...
ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ВОЛШЕБНЫМИ ПАЛОЧКАМИ
ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ВОЛШЕБНЫМИ ПАЛОЧКАМИ 1. Знакомимся с палочками. Вместе с ребенком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины....
Конспект занятия с цветными счетными палочками Кюизенера младшая группа «Знакомство с палочками Кюизенера»
laquo;Знакомство с палочками Кюизенера»...
Конспект занятия с цветными счетными палочками Кюизенера «Знакомство с палочками Кюизенера» (младший дошкольный возраст)
Конспект занятия с цветными счетными палочками Кюизенера «Знакомство с палочками Кюизенера» (младший дошкольный возраст) Цель: Знакомство с палочками Кюизенера Задачи:1. Поз...