Формирование математической культуры дошкольников через игровую деятельность
презентация к уроку по математике (старшая группа)
Актуальность ткмы обусловлена тем, что Концепция по дошкоьному обркзованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
marafon_trek_25.02_fadeeva_o.s.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Атемарский детский сад №1 «Теремок» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ:
«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРУ»
ПОДГОТОВИЛА:
ФАДЕЕВА О.С. - восп. высш. кв. кат.
Атемар 2021г
Актуальность темы обусловлена тем, что Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС ДО пониманию. Слайд 3.
Работая по этой теме я поставила перед собой цель:
- обеспечение целостности образовательного процесса через организацию занятий в форме упражнений игрового характера;
- содействие лучшему математической сущности вопроса, уточнение и формирование математических знаний у дошкольников;
- создание благоприятных условий для развития математических способностей;
- развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте. Слайд 4.
Работая по этой теме, я определила для себя следующие задачи:
1. Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
2. Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме. Слайд 5.
Я не стремлюсь к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи, а развиваем их способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения «конструировать» предметами, знаками и словами.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, я как воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель – в самой игре, то для меня как для, организующего игру, есть и другая цель – развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:
- Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
- Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.
- Все психологические новообразования берут начало в игре
- Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.
- Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов. Слайд 6.
Но игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний у детей. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
Игры, способствующие развитию математических наклонностей . Слайд 7
Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами;
2. Игры путешествия во времени;
3. Игры на ориентировку в пространстве;
4. Игры с геометрическими фигурами;
5. Игры на логическое мышление.
Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.
1. К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, я знакомлю детей с образованием чисел , путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Такие дидактические игры как «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Какая цифра пропущена», «Назови и сосчитай», «Покажи столько же», «Назови соседей», дети учатся свободно оперировать числами и сопровождать словами свои действия, развивают у детей внимание, память, мышление. Слайд 8.
2. Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени) . Они служат для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью. С детьми проводятся такие игры, как «Волшебные часы», «Путешествие во времени». Слайд 9.
3. В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Моя задача - научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Применяются игры: «Что где находится», «Пройди к домику», «Дойди до цели» Слайд 10.
4. Знакомить детей с миром геометрических фигур можно также с помощью развивающих игр, использовать которые можно как на занятиях, так и в свободное время. К таким играм относятся «Найди свою фигуру», «Геометрическая дорожка», «Сложи фигуру из счетных палочек», «Лишняя фигура». Слайд 11.
5. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели, тем самым развивая логическое мышление. В работе применяются игры: «Найди варианты», «Ассоциации». Слайд 12.
Работая в данном направлении, я всегда помню, что в дидактической игре математического направления моя роль-роль воспитателя несравненно большая, чем в играх другой направленности. Именно Я- ввожу детей в ту или иную игру и знакомлю их с методом ее ведения. Участвую в ней, веду ее так, чтобы использовать для достижения возможно большее число дидактических задач.
В заключении хочу сказать что обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений, я со своими воспитанниками «играю» в математику. Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики. Слайд 13.
Используя различные развивающие игры и упражнения в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремилась к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения а уже в старшем дошкольном возрасте мои дети сами проявляют большой интерес к освоению математических представлений. Учение должно быть радостным!
Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями. «Учиться можно только весело…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование экологической культуры дошкольников через игровую деятельность"
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безгра...
Тема: «Развитие математических способностей дошкольника через игровую деятельность».
Сегодня я хочу представить вам свой мастер класс по теме самообразования «Развитие математических способностей дошкольника через игровую деятельность».Развитие умственных способностей дете...
План по самообразованию на тему: «Развитие математических способностей дошкольников через игровую деятельность»
План по самообразованию на тему: «Развитие математических способностей дошкольников через игровую деятельность»...
Обобщение опыта по теме: "Формирование элементарных математических представлений дошкольников через игровую деятельность"
Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей....
«Формирование экологической культуры дошкольников через исследовательскую деятельность в ведение дошкольников в мир проблемных ситуаций». ( для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет)
Цель: Формировать экологическую культуры дошкольников через исследовательскую деятельность.Задачи: Учить наблюдать, видеть причинно - следственные связи, ставить цель, выдвигать гипотезы, находить реш...
Опыт работы по теме "Развитие математических способностей дошкольников через игровую деятельность"
https://disk.yandex.ru/i/YGIrzxdLWs_7xw...
Консультация для воспитателей «Формирование звуковой культуры речи через игровую деятельность»
Консультация для воспитателей «Формирование звуковой культуры речи через игровую деятельность»...