Проект «Математический Знайка»
проект по математике

Зотова Елена Александровна

Проект направлен на решение вопросов развития интереса к игре и к математике в соответствии с  требованиями (ФГОС).

Помимо интересных форм работы с детьми, в проекте предложены описание продуктов творческой деятельности и критерии оценки уровня развития ребёнка в процессе реализации поставленных задач. Работа над проектом позволяет осуществить интеграцию различных образовательных областей для достижения наиболее эффективных результатов развития ребёнка, тем самым, обеспечив дошкольникам возможность организовать свою самостоятельную деятельность, используя полученные знания о математических понятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_matematicheskiy_znayka.doc287.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Математический Знайка»

                                                                                                                                                     «Математика  порядок, симметрию определенность.

                                                                                                                                                      А это важнейшие виды прекрасного».

                                                                                                                                                                                                                           (Аристотель)

Продолжительность проекта – 3 года (2015 – 2018г.г.)

Возраст детей: от 4 до 7 лет (средняя, старшая и подготовительная группы)

Участники проекта: дети дошкольного возраста, педагоги ДО, родители (законные представители).

Форма участия в проекте: коллективная

Доминирующая деятельность в проекте: познавательно-творческая

Аннотация проекта:

Проект направлен на решение вопросов развития интереса к игре и к математике в соответствии с новыми требованиями (ФГОС).

Помимо интересных форм работы с детьми, в проекте предложены описание продуктов творческой деятельности и критерии оценки уровня развития ребёнка в процессе реализации поставленных задач. Работа над проектом позволяет осуществить интеграцию различных образовательных областей для достижения наиболее эффективных результатов развития ребёнка, тем самым, обеспечив дошкольникам возможность организовать свою самостоятельную деятельность, используя полученные знания о математических понятиях.

Обоснование необходимости проекта:

Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Все эти качества личности в дошкольном возрасте можно сформировать при помощи разнообразных игр через проектную деятельность.

Цель проекта: повышение у детей интереса к математике посредством создания условий исследовательской деятельности, развития творческих способностей, навыков и умений детей.

Задачи проекта:

  1. Формирование у детей представления  о творческой деятельности как способе познания окружающего мира.
  2. Формирование умения самостоятельно использовать полученные знания, вовлекать сверстников в совместную деятельность.
  3. Поддерживать интерес к познанию, созданию нового, необычного.

Ожидаемые результаты:

  1. Проект позволит детям расширить математические знания о геометрических фигурах, телах, цифрах и разнообразных линиях, сформировать умения использовать эти знания в самостоятельной деятельности. Проектная деятельность будет стимулировать у детей развитие логического мышления, воображения, повысит мотивацию к исследовательской деятельности. У родителей сформируется стойкий интерес к творчеству, совместно с детьми.

  1. Дети получат ответы на интересующие вопросы и сделают выводы, что математика очень интересная наука. Математические понятия можно не только изучать и знакомиться с ними. Используя их в исследованиях, создавая много нового и интересного, можно играть в разные игры.

План работы над проектом образовательной области «Познание»

(Формирование элементарных математических представлений) в средней группе МБДОУ д\с «Солнышко»

Тема

Программное  содержание

( задачи)

Развивающая среда

Планируемые результаты

Предметно – пространственная среда (материалы и оборудование; литературно-музыкальное сопровождение)

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Сентябрь

1-2.Вводное занятие

3. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник

4. Геометрические формы (прямоугольник).

Выявление у детей уровня знаний, умений, навыков по  формированию элементарных математических представлений

Уметь находить предметы в форме круга, квадрата, треугольника; учить вырезать круг из квадрата.

Познакомить с прямоугольником; учить различать квадрат и прямоугольник; упражнять в ориентировке в пространстве на листе бумаги;

1.Набор геометрических фигур разной величины и цвета

2.  Картинки с изображением частей суток

Счетные палочки; треугольники, квадраты из картона, рисунки с геометрическими фигурами

Три обруча, большие фигуры:  треугольник, квадрат,  круг,  бубен; большие и маленькие круги,  треугольники, квадраты на каждого ребенка.

1. Беседа (счет)

2. Наблюдение (знание геометрических фигур)

3.Дидактическая игра « Разложи правильно»

1.        Познавательно-исследовательская:

•        складывание квадрата из палочек; превращение квадрата в треугольник; составление квадрата из треугольников; превращение квадрата в круг; упражнение «Расположи фигуры».

2.        Продуктивная. Задание «Дорисуй фигуру».

3.        Игровая:

•        раскрашивание  фигур по заданию;

•        игра «Чудесный мешочек»

1.        Игровая:

•        игра «Не ошибись»;

2.        Познавательно-исследовательская:

•        знакомство с прямоугольником;

• задание «Расположи фигуры»

Выявили  знания, умения и навыки, как отдельных детей, так и всей группы в целом.

Имеет элементарное представление о геометрических фигурах; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15-20 минут;

Октябрь

5.Числа 1, 2 Геометрические фигуры

6. Геометрическая фигура «овал». Счет

до 2.

7. Счет до 2. Порядковые

числительные

геометрические

фигуры

8. Образова- ние числа 3;

цифра 3;

порядковый

счет до 2.

Познакомить с цифрами 1, 2; учить считать до 2, сравнивать предметы; способствовать запоминанию геометрических фигур , умению называть и узнавать их (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник)

Познакомить с геометрической фигурой «овал»; учить считать до 2;

Упражнять в счете до 2; познакомить с порядковыми числительными «пер-

вый», «второй»;

учить различать

геометрические фигуры.

Познакомить с образова-

нием числа 3 и цифрой 3;

упражнять в назывании

числительных «первый»,

 «второй», в прыжках

разного вида;

Карточки с цифрами 1,2; кубики разного цвета, обручи, предметы разной формы

Картинки с изображением недорисованных геометрических фигур для штриховки, муляжи овощей, 2 маленьких мячика; карточки с цифрами и изображением овощей: одного или двух

Изображения круга,

квадрата, треугольника,

овала, круглых и овальных

фруктов; муляжи фруктов

Кубики, карточки с

цифрами 1, 2, 3 для

каждого ребенка

1. Коммуникативная. Проговаривание считалки:

Говорят, на заре собрались на горе

Голубь, гусь и галка. Вот и вся считалка!

2. Познавательно-исследовательская:

• знакомство с цифрами 1, 2;

• закрепление знания о геометрических

 фигурах.

3. Игровая:

• игра «Не ошибись!»;

  1. Продуктивная

Задание «Дорисуй фигуры».

2.        Игровая:

•        игра «Что похоже на овал»;

•        подвижная игра «Боулинг с овощами»;

3.        Познавательно-исследовательская.

1. Познавательно-исследовательская:

• рассматривание изображений геометри- ческих форм и фруктов разной формы,

сравнение их по форме;

2. Игровая:

• игры «Кто больше?», «Сбор яблок»;

1. Познавательно-исследовательская:

• ознакомление с порядковыми числитель-

ными «первый», «второй»;

• упражнение на ориентировку в простран-

стве.

2. Игровая:

• подвижно-речевые игры «Разминка»,

«Семья»;

Имеет элементарное представление о -

порядковом счете до 2, о геометрических фигурах;

удерживает в памяти при выполнении

математических

действий нужное условие

и сосредоточенно действует

в течение 15-20 минут;

с интересом участвует в подвижно-речевых играх

Ноябрь

9. Куб. Счет

в пределах 3.

10. Счет

в пределах 3.

11. Шар.

Порядковый счет до З

.

12. Число

и цифра 4. Порядковый счет до З

Геометрические

Познакомить с геометрическим телом «куб»; упражнять в счете в пределах 3;

Упражнять в назывании и нахождении предметов разной формы; упражнять в счете до 3;

Познакомить с гео-

метрической фигу-

рой «шар»; порядко-

вым числительным

«третий»; тренировать в счете до3;

Познакомить с циф-

рой 4, учить считать до 4; упражнять в порядковом

-счете до 3, в нахожде-

нии и назывании гео-

метрических фигур;

Кубики, карандаши, картинки с изображением одного, двух, трех предметов; листочки с контурным изображением кубов и квадратов, геометрические фигуры, платок

Картинки с изображением геометрических фигур, карточки с цифрами от 1 до 3, мешочек, кубики

Геометрические фигуры

, сюжетная картинка,

на которой изображены

предметы -

прямоугольной формы;

картинка с изображением предметов разной формы: шар, куб;

Карточки с цифра-

ми 1, 2, 3; картинки с изображением

одного, двух, трех

предметов, картин-

ка с изображением

предметов разной формы;

1.        Познавательно-исследовательская:

•        ознакомление с геометрической фигурой «куб»;

•        задание: на индивидуальной картинке дети закрашивают кубы красным карандашом, а

квадраты - зеленым;

2.        Игровая:

•        игра «Кто быстрей?»;

•        подвижно-речевые игры «В темном лесу есть избушка», «Хорошо гулять в лесу», «Листопад»;

1.        Игровая:

•        развивающие игры: «Какой фигуры не хватает?», «Чудесный мешочек», «Что бывает такой формы?», «Слушай внимательно»;

•        подвижная игра «Не ошибись».

2.        Познавательно-исследовательская.

1. Познавательно-исследовательская:

• задания: назвать геометрические фигуры;

на сюжетной картинке найти предметы пря моугольной формы; сделать елочку из треугольников

2. Чтение. Прочтение стихотворения «Шар».

3. Игровая:

• упражнения «Найди шар», «Пересчитай листья»;

•        игра «Что катится?»;

•        комплекс упражнений «Деревья»;

 4. Продуктивная. Раскрашивание силуэтов деревьев

1. Познавательно-исследовательская:

с цифрой и числом;

•        задание «Дорисуй» (дети дорисовывают столько предметов, чтобы их было 4).

2. Игровая:

•        подвижные игры «Мы устали, засиделись»

Имеет элементарное представление о составе числа 3; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15-20 минут;

Имеет элементарное представление о геометрических

фигурах и составе числа до трех; удерживает в памяти

при выполнении математических действий нужное условие -

и сосредоточенно действует в течение 15-20 минут;

Имеет элементарное представление о геометрических фигурах, о порядковом счете до 4;

удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15-20 минут

Декабрь

13. Счет в пределах 4. Порядковый счет до 4. Геометрические фигуры.

14. Геометрические фигуры. Счет

до 4.

15. Геометрические фигуры. Ориентирование в пространстве. Счет до 4.

16. Геометрические фигуры. Цифра 5. Подвижные игры

Упражнять в счете до 4, учить порядковому счету до 4; закрепить названия геометрических фигур;

Упражнять в нахождении геометрических форм, в счете до 4; учить порядковому счету до 4; .

Упражнять в счете до 4, в ориентировке в пространстве, в нахождении геометрических фигур;

Упражнять в нахождении геометрических фигур в формах предметов; познакомить с числом и цифрой 5;

Картинки с изображением предметов разной формы, с изображением разного количества предметов (от 1 до 4)

Геометрические фигуры, карточки с цифрами; картинки с изображением четырех одинаковых предметов, два колокольчика, кубики, цилиндры (пенечки)

Части геометрических фигур, фишки круглые и квадратные, карточки с цифрами, картинки с изображением транспорта, мольберт

Карточки с цифрами от 1 до 5, с изображением предметов в количестве от одного до пяти;

1.        Познавательно-исследовательская, игровая:

•        определение формы предметов: игра «Чудесный мешочек»;

•        комплексы упражнений «Тучи дождевые», «Дождь», «Под елочкой».

2.Игровая. Подвижные игры «Солнышко»

1.        Познавательно-исследовательская:

•        задания «Найди лишнюю фигуру в каждом прямоугольнике», «Найди пару»;

2. Игровая. Подвижные игры «Пожарные»

1.        Познавательно-исследовательская:

•        упражнение с геометрическими фигурами: дети складывают геометрические фигуры из частей, называют их;

•        задания на развитие умения ориентироваться в пространстве;

  1. Продуктивная. Раскрашивание рисунков
    машин.

1. Познавательно-исследовательская:

•        упражнение на закрепление геометрических фигур: дети называют и показывают геометрические фигуры на рисунке;

•        счет до 4 по карточкам с цифрами, порядковый счет

•        ознакомление с цифрой 5;

•        задание «Раскрасьте столько предметов, сколько обозначено цифрой».

2. Игровая. Подвижные игры «Самолетики и тучи», «Ракета», «Самолеты»

Имеет элементарное представление о геометрических фигурах, порядковом счете до 4; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15-20 минут;

Имеет элементарное представление о геометрических фигурах и порядковом счете до 4; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15-20 минут;

Имеет элементарное представление о геометрических фигурах, ориентируется в пространстве (справа, слева), о составе числа 4; при выполнении математических действий удерживает в памяти нужное и сосредоточенно действует в течение 15-20 минут;

Январь

17. Геометрические фигуры. Счет до 5. Цифра 5.

18. Счет до 5. Понятия: низкий – высокий, длинный – короткий.

19. Счет до 5. Порядковый счет до 5.Сравнение предметов по ширине и длине.

Упражнять в нахождении геометрических фигур в предметах, в счете до 5;

.

Упражнять в нахожде-

нии и определении

 геометрических

фигур, в счете до 5;

учить сравнивать

предметы по высоте

и длине

Упражнять в счете

до 5; познакомить

с порядковым счетом

до 5;учить

сравнивать предметы

по длине и ширине;

Картинки с предметами треугольной, круглой, квадратной формы, карточки с цифрами от 1 до  5

Изображения геометрических

фигур; грибов; низких и

высоких, длинных и коротких

предметов; индивидуальные

рисунки с изображением длинных и коротких фигур

Рисунок или аппликация

с изображением двух домов

и одинаковых дорожек к ним;

силуэтные рисунки

с изображением шарфов

разной длины и ширины

; 7 кубиков;

1.        Познавательно-исследовательская:

•        упражнения на закрепление знания геометрических фигур;

•        задания «Посчитай ульи», «Соедини картинки с нужными цифрами», «Дорисуй бусинки».

2.Игровая. Подвижные игры «Будь внимателен»

1. Познавательно-исследовательская:

• упражнения на закрепление знаний геометрических фигур;

• задания по рисункам;

2. Игровая. Подвижные игры «Два Мороза», «Ледяные палочки»

1. Познавательно-исследовательская:

• сравнение предметов по длине и ширине;

2. Игровая. Подвижные игры «Снег

летит», «Два Мороза»

        

Имеет элементарное представление о геометрических фигурах, о составе числа 5; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15-20 минут; с интересом участвует в подвижных играх

Февраль

20. Геометрические фигуры. Порядковый счет до 5. Понятия: тоньше – толще.

21. Счет до 5. Геометрические фигуры. Понятия: больше – меньше, короче – длиннее.

22. Геометрические фигуры.

23. Геометрические фигуры. Счет до 5. Выше – ниже.

24. Геометрические фигуры. Длинный – короткий, выше – ниже. Счет до 5.

Упражнять в нахождении геометрических фигур, в по

рядковом счете до 5; учить сравнивать предметы по толщине;

Упражнять в счете до 5, нахождении геометрических фигур в изображении предметов, сравнении предметов по длине и размеру

Учить сравнивать предметы по высоте и длине, находить предметы разных геометрических форм; познакомить с полукругом

Упражнять в счете до 5; учить сравнивать предметы по высоте, повторить названия геометрических фигур;

Упражнять в нахождении геометрических фигур, в счете до 5; учить сравнивать предметы по длине;

Картинки с изображением нескольких круглых и двух овальных предметов; рисунки, изображающие толстые и тонкие доски, бревна; полоски бумаги, разные по ширине;

Картинки с изображением предметов разной формы;

Картинка с изображением предметов разной формы, длины и высоты, предметов, имеющих форму полукруга

Части и образцы геометрических фигур; картинка с двумя разными домами,' карточки с цифрами от 1 до 5, с изображением животных в количестве от 1 до 5

Картинки с геометрическими фигурами, предметами разной длины, карточки с цифрами от 1 до

1.        Игровая:

•        развивающая игра «Что лишнее?»;

•        игры на закрепление счета до 5: «Постройся по порядку», «Сколько предметов»;

•        подвижные игры «Снежки», «По следу», «Эстафета в валенках».

2.        Познавательно-исследовательская:

•        определение понятий «толще - тоньше» с использованием полосок бумаги разной ширины;

1. Познавательно-исследовательская:

•        задание на сравнение предметов с геометрическими фигурами; нахождение и сравнение предметов по форме; сравнение предметов по величине и длине;

• порядковый счет вылепленных шариков.

2.        Продуктивная. Лепка шариков разного цвета
и размера

1.        Познавательно-исследовательская:

•        повторение названий геометрических фигур (дети называют форму предметов);

•        знакомство с полукругом;

•        сравнение предметов по длине и высоте;

•        ориентирование в пространстве.

2.        Игровая:

•        игра «Найди и покажи»;

1.Познавательно-исследовательская:

•        складывание геометрических фигур из частей;

•        рассматривание и сравнение домов, изображенных на картинке;

•        счет до 5 по картинкам с изображением цифр и животных.

1.        Познавательно-исследовательская:

•        определение геометрических фигур: рассмотреть и назвать геометрические фигуры;

•        задание «Найди недостающую фигуру»;

•        сравнение предметов по длине;

2.Игровая. Подвижные игры «Козлик, козлик, не косись!»

Имеет элементарное представление о геометрических фигурах, о порядковом счете до 5; умеет сравнивать предметы (тоньше - толще); удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15-20 минут; с интересом участвует в подвижных играх

Имеет элементарное представление о порядковом счете до 5, о геометрических фигурах; умеет сравнивать предметы (больше - меньше, короче - длиннее); удерживает в памяти при математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15-20 минут;

Март

25. Сравнение предметов по ширине и длине. Счет до 5.

26. Геометрические фигуры. Счет до 5.

27. Геометрические фигуры. Ориентирование в пространстве. Счет до 5.

28. Геометрические фигуры. Счет до 5. Ориентирование в пространстве.

Учить сравнивать предметы по длине и ширине, называть геометрические фигуры в рисунке, упражнять в счете до 5

Учить находить лишнее в группе предметов, одинаковые фигуры, выполнять задания на счет до 5;

Упражнять в нахождении геометрических фигур, в счете до 5; учить ориентироваться в пространстве;

Упражнять в счете до 5, в пространственном ориентировании;

Картинки с изображением карандашей разной длины, домашних птиц разной величины, предметов разной формы, карточки с изображением предметов в количестве от 1 до 5

Картинки с цифрами, картинки с изображением геометрических фигур и предметов

Геометрические фигуры, изображение фигур из точек, нескольких вариантов размещения круга и квадрата по отношению друг к другу; картинки с изображением предметов от 1 до 5

Цветные карандаши, изображение геометрических фигур в клетках: геометрические фигуры разного цвета; картинки с изображением разного количества предметов, карточки с цифрами от 1 до 5; полоски бумаги с изображенными в ряд предметами

1.        Познавательно-исследовательская:

•        рассматривание картинки с изображением геометрических форм;

•        задание на сравнение предметов по длине и величине

2.        Игровая:

•        игра «Найди столько же»;

1.        Игровая:

•        Игра «Что лишнее?»;

2.        Познавательно-исследовательская:

•        Задание «Найди одинаковые круги».

Познавательно-исследовательская:

•        повторение названий геометрических фигур при выполнении заданий;

  1. Познавательно-исследовательская:

 • упражнения на восприятие геометрических фигур: рассматривание окружающих предметов, сравнение их по форме; выкладывание геометрических фигур разного цвета в определенном порядке;

• счет до 5 по картинкам и карточкам с цифрами

Имеет элементарное представление о геометрических фигурах, о составе числа 5; умеет сравнивать предметы по ширине и длине; умеет сравнивать предметы по ширине и длине; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15-20 минут;

Имеет элементарное представление о геометрических фигурах о счете до 5;

Имеет элементарное представление о геометрических фигурах, о составе числа 5; ориентируется в пространстве;

удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15-20 мину

Апрель

29. Геометрические фигуры. Счет до 5.

30. Геометрические фигуры. Счет до 5. Конус.

31. Геометрические фигуры. Конус.

32. Геометрическая фигура цилиндр. Сравнение предметов по ширине.

Упражнять в нахождении геометрических фигур; развивать внимание; тренировать в счете до5

Упражнять в счете до 5, в нахождении геометрических фигур, в изображении предметов;

Учить узнавать конус в предметах; упражнять в счете до 5;

Учить сравнивать предметы по ширине, познакомить с геометрической фигурой «цилиндр», упражнять в счете до 5;

Цветные карандаши, карточки с цифрами от 1 до 5, бумажные цветы, доска, мелки

конус, треугольник; карточки с цифрами; орехи, яблоки, сливы (муляжи или натуральные

Рисунки с изображением геометрических фигур; картинки с изображением насекомых, птиц, пчел; карточки, в верхней части которых изображены бабочки, а в нижней - цветы;

Цилиндры из строительного материала, цилиндры из бумаги; две книги, два листочка из гербария разной ширины; 5 обручей, 5 любых предметов, карточки с цифрами от 1 до 5 и

.        Познавательно-исследовательская:

•        сравнение геометрических фигур и предметов: дети определяют, на какую фигуру похож тот или иной предмет;

•        задание: определить, из каких геометрических фигур состоит рисунок.

Познавательно-исследовательская:

•        соотнесение геометрических форм и предметов;

•        ознакомление с конусом;

Познавательно-исследовательская:

•        задания на закрепление знаний о геометрических фигурах: закрасить фигуры, у которых три угла; закрасить только конусы;

•        счет до 5 по картинкам.

Познавательно-исследовательская:

•        знакомство с геометрической фигурой «цилиндр»;

•        игра «Найди предметы такой же формы»;

•        сравнение предметов по ширине: книги, листочки, полоски разной ширины; широкий и узкий цилиндры;

Имеет элементарное представление о геометрических фигурах и счете до 5; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15-20 минут;

Имеет элементарное представление о геометрических фигурах, о счете до 5; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15-20 минут;

Имеет элементарное представление о геометрических фигурах; умеет считать до 5;

33. Геометрические фигуры. Сравнивание предметов по ширине и высоте.  

Учить сравнивать

предметы по шири-

не, познакомить

с геометрической

фигурой «цилиндр»,

упражнять в счете

до 5;

Картинки с предметами

разной формы,

широкие и узкие

ленты, линейки,

высокие и низкие

фигурки елочек,

пирамидки, рисунки

с изображением

цветов в количестве

от 1 до 5, карточки

с цифрами от 1 до 5

и точками от 1 до 5

Познавательно-исследовательская:

• соотнесение формы предметов и геометрических

 фигур;

• сравнение предметов по ширине и высоте:

широкие и узкие ленты, линейки, высокие

и низкие елочки, пирамидки;

• счет до 5 по картинкам.

Имеет элементарное пред-

ставление о геометричес-ких фигурах;

удерживает в памяти

при выполнении математических действий

нужное условие и

сосредоточенно работает

 в течение 15-20 минут;

Май

34. Пирамида. Время суток.

35. Итоговое мероприятие

36 – 37 Мониторинг

Оформление  панно « Веселая математика» (коллективная работа)

Упражнять в узнавании геометрических фигур среди изображенных предметов, в счете до 5; учить сравнивать предметы по высоте и ширине

Упражнять в соотношении формы предметов и геометрических фигур, в счете до 5; расширять представления детей о частях суток;

1. Выявление навыков счета, знаний цифр, умение  отсчитывать  количество предметов.

2. Выявление умения соотносить  количество предметов с цифрой

3. Выявление знаний порядкового и количественного счета.

4. Выявление знаний геометрических фигур

5. Выявление умения ориентироваться в пространстве, во времени.

6. Выявление знаний частей суток.

Предметы разной формы, макет пирамиды; рисунок с различными геометрическими фигурами; предметы для сравнения по длине, величине, ширине; иллюстрации, изображающие части суток;

Все пособия, которыми пользовались  в течение  года  в образовательной деятельности и в  свободной  деятельности

Познавательно-исследовательская:

•        соотнесение предметов разной формы и геометрических фигур;

•        ознакомление с пирамидой;

•        сравнение предметов;

•        ознакомление с частями суток;

Познавательно-исследовательская:

•        соотношение формы предметов и геометрических фигур;

•        счет до 5 с предметом и карточками с цифрами;

1.Беседа, наблюдение, опрос,

2. Дидактические игры

-Запомни и отсчитай.

-Отсчитай и обозначь цифрой

-Сколько?,  какой по счету?

-Разложи по порядку (части суток)

-Где, что находится

 ( ориентировка  в  пространстве)

- Когда это бывало (вчера, сегодня, завтра)

Имеет элементарное представление о геометрических фигурах; ориентируется в пространстве (утро, день, вечер, ночь), сравнивают предметы по их длине, ширине, величине; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно работает в течение 15-20 минут;

Имеет элементарное представление о геометрических фигурах; может ориентироваться в пространстве, определять части суток; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно работает в течение 15-20 минут;

Диагностика детей

План работы над проектом образовательной области «Познание»

(Формирование элементарных математических представлений) в старшей группе МБДОУ д\с «Солнышко»

Тема

Задачи

Мероприятия

Взаимодействие с семьей

Октябрь

«Геометрические фигуры»

Закрепить  знания о геометрических фигурах

ФЭМП: Познакомить с геометрическими фигурами, телами

Познавательное развитие: Расширить знания детей; умение находить заданные предметы в окружающей действительности, в предметах ближайшего окружения, в природе.

Развитие речи: Учить описывать геометрические фигуры и тела, составлять рассказы и сказки  о фигурах: "История, о которой не написано в книге" (ТРИЗ)

Ознакомление с худ. литературой: Чтение сказок: «Колобок», «Город геометрических фигур». Придумывание историй о прямоугольнике, квадрате, треугольнике…

Физ. воспитание:        Закрепить математические понятия через использование предметов определенных форм.

Изо-деятельность: Аппликация из геометрических фигур, из кругов.

Игровая деятельность: «Что общего и чем отличаются», «Подбери по форме», «Найди, что лишнее», "Угадай картинку, закрепленную на доске" (ТРИЗ), «Угадай по описанию» (ТРИЗ), «Найди  плоскую геометрическую фигуру определенного цвета» (ТРИЗ), Собери фигуру из счетных палочек или верёвочки.

Исследовательская деятельность: сравнение: Прямоугольник с квадратом, шар с кубом, цилиндр с кубом и шаром.

1.«Удивительные возможности игры»

Цель: ознакомить родителей с разнообразием совместных  игр со своим ребенком с помощью дидактических игр математического содержания.

Ноябрь

Длинный -  короткий; высокий – низкий.

Закрепить понятие «длинный», «короткий», «высокий»,  «низкий»; умение подбирать полоски разной длинны.

ФЭМП: Закрепить понятие длинный, короткий, высокий низкий

Познавательное развитие: умение находить заданные предметы в окружающей действительности, в предметах ближайшего окружения, в природе «Найди самый длинный, короткий…», «Самое высокое дерево»

Развитие речи: составление рассказов и сказок о длинных и коротких человечках

Ознакомление с худ. литературой: «Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост», развивающая сказка: «Длинный, короткий».

Изо-деятельность: «Длинный и короткий  мост»,  рисование по сказке «Длинные и короткие человечки», «Украсим коврик».

Физ. воспитание: Закрепить математические понятия через подвижные игры, игры-соревнования, прыжки на длинной и короткой скакалке. Физминутка «Дуб»

Игровая деятельность: "Угадай предмет и определи по величине" (ТРИЗ), "Угадай предмет и определи по высоте" (ТРИЗ),  «Длинное, короткое»,  «Соберем бусы», «Подбери дорожки к домикам»,  «Мостики для зайчат», «Найди одинаковые полоски»

Исследовательская деятельность:  Восприятие длины (сравнение двух лент – длинной и короткой)

Декабрь

Величина предмета

Закрепить с детьми понятие о величине предметов, о геометрических фигурах.

ФЭМП: Уточнить  знания детей о понятиях «высокий», «низкий», «выше», «ниже», «шире», «короче».

Познавательное развитие: рассматривание иллюстраций,  нахождение заданных предметов в окружающей действительности, в природе.

Развитие речи: Составление описательных рассказов о предметах заданной формы.

Ознакомление с худ. литературой: чтение стихов, загадок

Изо-деятельность: рисование «Зимний лес», «Большие и маленькие дома» лепка «Глубокие и мелкие тарелки».

Физ. воспитание: Физминутки: «Когда я буду маленький», «Великаны и гномы», «У медведя», использование на занятиях больших и маленьких кубов, шаров, мячей.

Игровая деятельность: "Угадай картинку, закрепленную на доске" (ТРИЗ),         "Угадай предмет и определи по величине" (ТИЗ), «Близкие по значению», «Три

квадрата», «Кому какая форма».

.«Что делать с почемучками?»

Цель: ознакомить родителей с методами работы с любознательными детьми.

Январь

Сравнение

Учить сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки.

ФЭМП: Учить детей делить предметы на две и более группы.

Познавательное развитие: нахождение заданных групп предметов в окружающей действительности, в группе, в природе.

Развитие речи: использование в речи большой – более/менее большой, маленький – меньше, короткий – короче,

Изо-деятельность: лепка двух разных групп предметов, рисование «Такие разные четырехугольники», «Продолжи закономерность».

Игровая деятельность: «Сколько всего», «Цепочка» (ТРИЗ),  «Каких фигур недостаёт?», «Раздели на группы», «Одинаковые или разные», «Что выше (шире)», «Веселые матрешки», «Лабиринты: кто кому звонит?», «Разбей фигуры по признаку».

Исследовательская деятельность:  учить сравнивать группы предметов по разным признакам

Февраль

Время

Расширять представления о частях суток и уточнение понятия «сутки». Формировать представления о последовательности дней недели, времен года

ФЭМП: Познакомить с днями недели

Познавательное развитие: наблюдение за сменой частей суток, дней недели, времен года, рассматривание картин

Развитие речи: составление сказок, использование в речи таких понятий как «утро», «вечер», «день», «ночь»

Ознакомление с худ. литературой: «Старик - годовик», чтение стихов о частях суток, о днях недели, временах года.

Изо-деятельность: рисование «Осень», «Зима»,  «Вечер в кругу семьи»

Физ. воспитание: Утренняя гимнастика обращать внимание детей, на то в какой день недели у нас физкультурные занятия.

Игровая деятельность: "Машина времени" (ТРИЗ), "Зеркало времени" (ТРИЗ), "Необычное время" (ТРИЗ), «Что сначала, что потом»,  «Наш день», Игра-развлечение. «Веселая неделя», «Соедини предметы».

.«5 друзей открыли счёт»

Цель: ознакомить родителей, как в домашних условиях знакомить детей с математикой, как разнообразить совместную деятельность со своим ребенком.

Март

Пространство

Упражнять детей в нахождении местоположения: «впереди», «сзади», «слева», «справа», «перед», «за».

ФЭМП:  Закрепить знания детей о понятиях «слева», «справа», «между»

Познавательное развитие: Рассматривание картин и иллюстраций «Найди загаданный предмет»

Развитие речи: учить при составлении рассказов и сказок использовать в речи

Изо-деятельность: рисование «Наша группа», «Дорисуй»

Физ. воспитание: перестроения, упражнять детей в нахождении местоположения: «впереди», «сзади», «слева», «справа», «перед», «за».

Игровая деятельность:  "Угадай, где спряталась игрушка» (ТРИЗ), "Зеркальная "Да – нет" (ТРИЗ), (ТИЗ), «Близкие по значению»,

«По законам логики»

Цель: обмен опытом родителей о развитии логического мышления старшими дошкольниками.

Апрель

Счет

Закрепить количественный счет, умение соотносить число с количеством предметов.

ФЭМП: Закрепить представления детей о порядковых числительных в пределах 10

Познавательное развитие

Развитие речи:

Ознакомление с худ. литературой: «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Теремок», "Про козленка, который умел считать до десяти" стихи и загадки о цифрах.

Изо-деятельность: Изготовление образов цифр способом обрывания бумаги, превращение цифр в предметы: «На что похожи»

Физ. воспитание: Физминутка: «Раз, два, три»,

Игровая деятельность: Игра "Да – нет" (ТРИЗ), Игра "Путаница" (ТРИЗ), «Математические круги" (ТРИЗ), «Что сначала, что потом», «Обведи правильную цифру», «Распредели числа в домики»,

Исследовательская деятельность: 

«Учим математике»

Цель: практические рекомендации для родителей, направленные на развитие логического мышления.

Май

Задачи на смекалку

Упражнять детей в решении задач, в разгадывании лабиринтов, в решении задач на логическое мышление.

ФЭМП: Задачи-шутки, головоломки, задания на сообразительность.

Познавательное развитие: самостоятельное составление детьми логических задач

Ознакомление с худ. литературой: Задачи-шутки в стихах.

Изо-деятельность: Рисование по задачкам

Игровая деятельность: "Путешествие в страну Математики" (ТРИЗ), «Каких фигур недостаёт?», «Угадай-ка», «Лабиринты», «Найди отличия».

План работы над проектом образовательной области «Познание»

(Формирование элементарных математических представлений) в подготовительной группе МБДОУ д\с «Солнышко»

Задачи

Средства

Самостоятельная деятельность

Совместная деятельность

СЕНТЯБРЬ

Учить детей работать в парах.

Предлагать детям вдвоем (учить договариваться).

Закрепить название геометрических фигур: «треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «четырехугольник», учить классифицировать фигуры по разным признакам.

Фигуры разной величины, формы, цвета.

Раскладывание фигур по разным признакам.

«Сложи узор»,

«Найди пару».

Познакомить детей с многоугольником, его признаками, со способами рисования в тетради.

Развивающая игра «Закрой окошко».

Упражнять в счете в пределах 10, учить отсчитывать по предложенной цифре, соотносить цифру с количеством.

Комплекты цифр, набор мелких игрушек.

Рассматривать книги, игра «Чудесный мешочек».

«Назови соседей», «Точечки».

Счет на ощупь.

Познакомить детей с тетрадью и ее назначением, знаками: «>», «<», «=», «≠»; учить записывать и «читать» записи (3<4); учить увеличивать и уменьшать число на 1.

Тетради, карандаши, знаки «>», «<», «=», «≠».

Работа в тетради.

Словарная игра

«Назови число».

Развивать ориентировку в пространстве, закрепить временные представления, названия дней недели.

Работа с календарем в уголке «Природа».

Игра с мячом «Что, где?», «Живая неделя».

Развивать произвольную память, внимание, воображение

Знакомство с игрой «Внимание».

Развивать речь.

Игры «Наоборот», «Отгадай, что такое»,

«Назови пропущенное слово»

Задачи

Средства

Самостоятельная деятельность

Совместная деятельность

ОКТЯБРЬ

Работа детей в парах.

Игра в парах

«Какой цифры не стало».

Познакомить детей с составом числа три, четыре, пять; учить составлять число из двух меньших чисел; продолжать учить понимать количественные отношения между числами первого десятка и учить «записывать» это при помощи цифр и знаков; упражнять в счете по осязанию, в прямом и обратном счете в пределах 10. Учить считать по заданной мере.

Карточки с разноцветными кружками на составление чисел из двух меньших.

«Математический набор». Плоские яблоки из материала, внутри каждого яблока от 5 до 10 фасолей.

Переселить в две норы семейство «белок» и «лисиц»…

Счет на ощупь.

Развивающая игра

«В какой руке сколько».

«Считай – не ошибись».

«Игра с кубом».

Учить классифицировать фигуры по разным признакам: величине, форме, цвету: учить составлять фигуры из счетных палочек, а затем преображать их; учить составлять предмет из 8 треугольников.

Фигуры;

счетные палочки.

Развивающая игра «Сложи из треугольников». Выкладывание фигур из счетных палочек.

«Кто больше заполнит».

Учить измерять с помощью условных мер длину предмета;  учить  1/5, 2/5; познакомить детей с деньгами, их предназначением; упражнять в ориентировании на листе бумаги; упражнять в окружающем пространстве.

Полоски 15 х 2 см, мерка 3 х 2 см другого цвета, карандаш, ножницы. Деньги (монеты, купюры).

Изготовление полотенец для кукол.

Рассматривание, обследование.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

«Найди спрятанную игрушку».

Закрепить временные представления

Иллюстрации с изображения осени, книги.

Разучивание стихов.

Способствовать развитию мышления.

«Отгадай-ка».

Задания из книги «Ложка для малышей».

Задачи

Средства

Самостоятельная деятельность

Совместная деятельность

НОЯБРЬ

Учить детей составлять число: шесть, семь, восемь из двух меньших чисел; упражнять в счете в пределах 10; учить пользоваться цифрами и знаками; учить называть «соседей» данного числа; продолжать учить увеличивать и уменьшать числа на 1; познакомить со знаками: плюс («+»), минус («–»).

Карточки с цифрами счетные палочки.

Карточки со знаками «+, «–».

Игра «В какой руке сколько».

Игра в парах «Увеличь число».

Игра «Найди соседа».

Закрепить знания о геометрических фигурах (многоугольники); учить составлять силуэты различных предметов из 8 треугольников.

Разнообразные предметы, имеющие разную форму (коробки, пуговицы и т.д.)

Развивающие игры «Сложи треугольник», «Сложи квадрат», «Сложи из треугольников».

Игра «Назови предмет».

Учить детей измерять одно и то же количество крупы мерками разной величины, понимать зависимость полученного результата от величины мерки.

Крупа, мерки разной величины.

Педагог дает задание, дети выполняют и делают выводы.

На занятиях.

Учить ориентироваться на листе бумаги; упражнять в ориентировании в пространстве, при  определении положения. Упражнять пользоваться словами «слева», «справа», «впереди», «сзади».

Работа в тетради.

Развивающая игра «Кукольная комната».

«Где звенит колокольчик».

Развивать у детей наблюдательность, умение сравнивать.

Таблицы «Найди отличие».

Развивать произвольное внимание, память, самооценку. Способствовать развитию мышления.

Ставить себе оценку: за правильный рисунок «+», за неправильный «–».

Игра «Внимание».

«Шашки».

Задачи

Средства

Самостоятельная деятельность

Совместная деятельность

ДЕКАБРЬ

Учить детей составлять числа девять, десять из двух меньших чисел; упражнять в счете по составленной мерке. Познакомить детей с составом, образованием  и записью каждого из чисел второго десятка; учить считать до 20.

«Математический набор».

Игра «В какой руке сколько».

Развивающая игра «Пятнашки».

Игра «Покажи».

«Кто знает – пусть дальше считает».

Закрепить названия геометрических фигур: треугольник, квадрат, ромб, трапеция.

Пластилин, счетные палочки. Набор геометрических фигур.

Лепка фигур, выкладывание фигур.

Игра «Отвечай быстро».

Учить детей с помощью условных мерок определять объем жидкости.

Измерение жидкости на занятиях.

Закрепить названия дней недели, названия месяцев.

Работа с календарем.

«Лови, бросай, дни недели называй».

Познакомить детей с часами и их назначением; упражнять в определении времени по часам с точностью до часа.

Модель «Часы».

Развивающая игра «Дроби».

Развивать память, внимание, умение видеть закономерности в изображении предметов.

Познакомить с новой игрой «Внимание, угадай!».

Развить речь детей (называть слова, противоположности по смыслу).

Игра «Наоборот».


Задачи

Средства

Самостоятельная деятельность

Совместная деятельность

ЯНВАРЬ

Продолжить учить считать до 20 и составлять число по заданному количеству десятков и единиц; упражнять в увеличении и уменьшении числа на единицу.

Счетные палочки, камешки, ракушки и др.

Выкладывать в ряд цифр до 20. Игра в парах «Найди ошибку».

По заданию воспитателя составлять число из счетных палочек, «записывают» его.

Игра «Назови скорей».

Закрепить названия геометрических фигур: «трапеция», «прямоугольник», «треугольник»; учить составлять силуэт из восьми равнобедренных треугольников; развивать воображение.

Развивающая игра «Сложи из треугольников».

«Кто куда убежал».

Упражнять детей ориентировании в пространстве на ограниченной плоскости, используя слова: «слева», «справа», «между», «вверху», «вниз».

Развивающая игра «Маша – растеряша».

Развивающая игра «Кукольная комната».

«Найди игрушку».

Закрепить названия месяцев, знать, что 12 месяцев составляют год. Учить определять время по часам с точностью до получаса.

Развивающая игра «Часы».

Игра «Двенадцать месяцев».

Познакомить развитию логического решения.

Песочные часы, настенные и др.

Игра «шашки». Развивающая игра «крестики и нолики».

Работа в книге «Ложно малышам.

Задачи

Средства

Самостоятельная деятельность

Совместная деятельность

ФЕВРАЛЬ

Работа детей в командах. Учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10 на наглядной основе; учить «записывать» задачи, используя знаки «+», «–», «=».

Игра «Учись считать».

Книга «Раз, два, три…»

Составление примеров.

Работа с книгой.

Игра «Посмотри вокруг».

Игра «Считай двойками».

Учить детей считать двойками. Упражнять в счете в пределах 20, уметь называть «соседей» заданного числа.

Счетные палочки.

Игра «Назови соседей».

Упражнять детей в делении квадрата на восемь равных частей; учить показывать одну часть из восьми, а также 2/8, 5/8, 8/8, учить составлять силуэт предметов из 8 равнобедренных треугольников.

Квадраты разных размеров, клей, ножницы.

Развивающая игра «Сложи квадрат». Развивающая игра «Танграм». Развивающая игра «Сложи из треугольников».

Упражнять в ориентировании на плоскости, используя слова: «между», «рядом», «сбоку»…

Развивающая игра «Маша – растеряша».

Упражнять в измерении длины разными мерками.

Карандаши, ленты, полоски разной длины.

Закрепить названия дней недели; уметь определять время по часам; закрепить названия месяцев.

Модель «Часы». Картинки с изображением электрических приборов с часами (телевизор, стиральная машина и др.)

Развивающая игра «Часы».

Игра «круглый год».

Задачи

Средства

Самостоятельная деятельность

Совместная деятельность

МАРТ

Работа детей в парах, в командах.

Задания на соревнования.

Упражнять в счете в пределе 20; в умении составлять число из двух меньших чисел; учить детей считать тройками; познакомить детей с четными и нечетными числами и учить их различать. Продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи по числовому примеру.

Набор цифр, карточки с кружками.

Игра «Считай двойками»

Игра «Ручеек».

«Считай тройками».

Игра «Чет-нечет».

Учит квалифицировать геометрические фигуры по разным признакам.

Набор «Геометрические фигуры».

Развивающая игра «сложи узор».

Развивающая игра «Уникуб».

Познакомить детей с единицей длины – сантиметром; познакомить с линейкой и ее назначением. Учить чертить отрезки и измерять их; упражнять в измерении с помощью составной меры.

Линейки, карандаши.

Измерение предметов.

Упражнять в ориентировании на листе бумаги.

Развивающая игра «Маша – растеряша». Работа в тетради.

Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие. Развивать мышление.

Игра «Волшебные веревочки».

Игра-занятие «Ушные кисточки».

Игры – головоломки. Развивающая игра «Четвертый лишний».

Задачи

Средства

Самостоятельная деятельность

Совместная деятельность

АПРЕЛЬ

Продолжать учить составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание в пределах 20; закрепить знания о четных и нечетных числах.

Кубики с цифрами и знаками.

Книга «Заниматика»

Развивающая игра «Учись считать». Рассматривание и работа с книгой. Составлять и решать задачи.

Игры по желанию детей.

Учить из треугольников образовывать новые многоугольники.

Картинки с изображениями разных домов.

Наблюдение.

«Архитекторы».

Упражнять в измерении жидкости; рассказать, что такое литр, пол литра.

Упражнять в ориентировании в пространстве; учить выполнять задания, которые дают сами дети, учить читать диктант по готовому рисунку (ориентировка на листе бумаги в клетку).

Образцы графических диктантов.

Игра-занятие «Ушные кисточки».

Работа в тетради.

Игра «Встань, где я скажу».

Упражнять в названии дней недели; продолжать закреплять временные представления.

Кубики на гранях, которых картинка с изображениями времен года.

Модель «Часы».

Развивать внимание, связную речь, мышление.

Раздаточный материал к играм.

Игра «Повторяй за мной».

Развивающая игра «Четвертый лишний». «Что и где изменилось».

ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ.

Задачи

Средства

Самостоятельная деятельность

Совместная деятельность

МАЙ

ПОВТОРЕНИЕ.

Упражнять детей в счете в пределах 20; учить увеличивать и уменьшать число на единицу; продолжить учить определять количественные отношения между числами в пределах 20, делать соответствующие «записи» при помощи цифр и знаков.

Математический набор.

Счетный материал.

Развивающая игра «Точечки».

По желанию детей. Работа по результатам диагностики.

Учить составлять фигуру из счетных палочек; закрепить названия геометрических фигур.

Счетные палочки.

Составление фигур. Развивающая игра «Составь круг», «Танграм» и др.

Учить чертить отрезки заданной длины.

Линейки, карандаши.

Работа в тетради.

Закрепить названия дней недели, месяцев.

Развивать мышление, творчество.

Игры – головоломки. Развивающая игра «Уникуб».

«Отгадай-ка».

Методическое обеспечение:

  1. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Изд. 3-е, доп.иперераб. – М.: Издательство «Ювента», 2008.
  2. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька… Математика для дошкольников (ч. 1, 2). («Школа 2000…»).
  3. «Школа 2000…». Математика для каждого: концепция, программы, опыт работы/ Под ред. Г.В. Дорофеева. – М.: УМЦ «Школа 2000…», 2000.
  4. Е.В. Колесникова «Математика для дошкольников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Математический знайка"

Проект направленный на развитие познавательных интересов дошкольников по математике...

Проект "Математический знайка»

Данный проект направлен на развитие и формирование математических представлений у детей среднего  дошкольного возраста....

Проект "Математический Знайка"

Развивающая программа по формированию элементарных математических представлений направлена на всестороннее развитие ребенка: эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое. Дети овла...

Окружной проект "Математический знайка". Сценарий музыкального досуга для детей с родителями "Осенняя ярмарка "Царица Математика".

В рамках окружного проекта "Математический знайка", мною был разработан сценарий музыкального праздника "Осенняя ярмарка "Царика Математика". В гости к детям пришла сама царица Математика и играла с д...

Проект "Математический знайка"

Проект "Математический знайка" для детей средей группы...

Дидактические игры для дошкольников к проекту "Математический Знайка"

Описание работы: данный материал рекомендован воспитателям дошкольных учреждений, которые работают с детьми среднего дошкольного возраста, а также родителям. Данная игра может быть использована в...