Математический досуг
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Занятие предназначено для закрепления пройденного материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskiy_dosug.docx | 31.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Путешествие в страну «Заниматика».
Цель: привлечение внимания родителей к развитию математических представлений необходимых будущему первокласснику
Задачи: познакомить родителей с умением детей:
- пользоваться количественным и порядковым счётом.
- оперировать составом числа в пределах 10.
- выделять условие и вопрос задачи
- решать задачи путём сложения и вычитания однозначных чисел.
- ориентироваться в геометрических фигурах.
- видеть последовательность дней недели, времён года, месяцев года.
- ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Предварительная работа: решение простых арифметических задач, решение логических задач, совместные математические игры детей и родителей дома и в детском саду
Оборудование: название станций, мяч, поезд из геометрических фигур, картинки к задачам, картинки- раскраски.
Подготовка к занятию: мини-выставка математических игр в группе
Ход занятия.
- Сегодня к нам в гости пришли папы и мамы. Вместе с нами они отправиться в удивительное путешествие в страну, в которой дети повторяют и закрепляют все знания, которые они получили. Эта страна, в которой правит очень важная и занимательная наука. Подумайте и скажите, как зовут эту науку? ( ответы детей) Правильно! А страна, в которой живет математика называется «Заниматика»!
Без математики, друзья, никак нам не прожить.
Ничто не сможем посчитать, и цифры не сравнить.
Нам математика дана уж много сотен лет,
Ведь даже мамонтов считал древнейший человек.
- А на чём мы с вами можем отправиться в этустрану? ( ответы детей)
- Ребята, мы отправимся в путешествие на поезде. И для того, чтобы оно стало увлекательнее, мы будем останавливаться на станциях, где нужно будет правильно выполнять задания.
- Ну что приготовились? Поехали!( звучит музыка)
1 остановка «Математическая разминка»
Какая по счету станция? ( 1)
1. Вспомнить порядковый счёт от 3 до 9.
2. Вспомнить порядковый счёт от 6 до 10
3. Назовите соседей числа 3, 5, 7, 9.
4. Угадайте число, живущее между числами 5 и 7, 4 и 6, 9 и 7, 5 и 3.
5. Назовите предыдущее число чисел 3, 6, 8.
6. Назовите последующее число чисел 2, 5, 9.
Молодцы! Справились с первым заданием. Поехали дальше (звучит музыка)
2 остановка «Сосчитай-ка»
Какая по счёту у нас остановка? (вторая)
Дети, посмотрите, где мы с вами очутились? ( ответы детей). Посмотрите на эту прекрасную поляну, кого вы здесь видите?
- Сколько бабочек?
- Сколько стрекоз?
- Кого меньше?
- Кого меньше?
- Что нужно сделать, чтобы стало поровну?
- Как это можно проверить?
- Молодцы! Поехали дальше. (музыка)
3 остановка « Не зевай, быстрее отвечай»
- Какая по счёту остановка? (третья)
-Не зевай, быстро отвечай на вопросы отвечай (бросаю мяч)
1. Какой сегодня день недели? (среда)
2. Сколько всего дней в неделе? (семь)
3. Какой день идёт после четверга? (пятница)
4. Какой день идёт перед вторником? (понедельник)
5. Как называется пятый день недели? (пятница)
6. Про какие дни недели мы говорим «рабочие дни?»
7. Как называются выходные дни недели? Молодцы! Поехали дальше. (музыка)
4 остановка «Отдыхай-ка»
- Какая по счёту остановка? (четвёртая)
Быстро встаньте, улыбнитесь
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Руками коленей коснулись
Сели-встали, сели-встали
И на месте побежали.
- Немножко отдохнули. Продолжаем наше путешествие. (музыка)
5 остановка «Порешай-ка»
- Ребята, какая по счету станция ( пятая). Мы с вами научились составлять и решать задачи. Что должно быть обязательно в задаче? (условие задачи и вопрос) Сейчас внимательно послушай задачу.
- У Кати было 6 яблок, 2 яблока она съела. Сколько яблок осталось у Кати?
- Где здесь условия задачи?
- А какой вопрос в задаче?
- А теперь решите эту задачу. Какой ответ у этой задачи? (4)
- А вот ещё одна задача.
Вот задумал ёж друзей пригласить на юбилей.
Пригласил двух медвежат, трех зайчат и пять бельчат.
Посчитайте поскорей, сколько у ежа друзей?
2+3+5=10 (зв.)
- Есть ли условие в этой задаче?
- А какой вопрос?
- Скажите, пожалуйста, чем отличаются эти две задачи?
- Что общего?
Далее детям даются карточки, при помощи которых они придумывают свои задачи
Едем дальше ( звучит музыка)
6 остановка «Геометрика»
- Какая по счету остановка? (6, дети садятся за столы, на доске выложен паровоз из различных геометрических фигур)
- Посмотрите внимательно на наш паровоз и скажите из каких геометрических фигур он состоит. (сколько кругов, сколько овалов, квадратов, треугольников, прямоугольников)
Молодцы (музыка)
7 остановка «Угадай-ка»
- Какая по счету? (7)
Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Карандаш вот так держу
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Дети, у вас в тетрадочке у каждого стоит красная точка. От этой точке мы будем работать дальше.
- 2 клетки вправо,1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 3 клетки вниз, 4 клетки вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 5 вниз клеток, 2 клетки влево, 2 клетки вверх, 3 клетки влево, 2 клетки вниз, 2 клетки влево, 4 клетки вверх, 2 клетки влево, 1 клетка вверх.
- Кто у нас с вами получился? (собачка) Молодцы!
- Ребята, это была последняя наша остановка, путешествие подходит к концу, а значит нам пора возвращаться обратно ( музыка)
- В какой стране мы сегодня путешествовали?
- На каких станциях мы останавливались?
- Что вам больше всего понравилось?
- Страна «Заниматика» приготовила для вас призы за ваши знания, которые вы показали ( воспитатель раздае детям картинки- раскраски) дома вы сможете красиво раскрасить эти картинки. Молодцы! Я вами очень довольна.
Беседа с родителями
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы с Вами поговорим о роли математики в развитии логического мышления будущего первоклассника. Вы посмотрели непосредственно образовательную деятельность, увидели как занимаются Ваши дети, чему уже научились, над чем придётся поработать.
Обратите внимание, что детям нравится заниматься математикой. Задания математического характера не вызывают у детей страха при неудачах, особых затруднениях. Математический материал даётся так, чтобы он вызывал у детей интерес, любознательность, превратился в занимательную науку.
Ещё К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игры в серьёзный учебный труд детей. Многие выдающиеся педагоги смотрели на игру, не как на развлечение или забаву, а видели в ней большой труд детей. Игру они считали самым точным показателем проявления детских способностей, возможностей.
Обучение детей дошкольного возраста немыслимо без использования математических игр, задач, развлечений. При этом сложность материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать, увлечь детей, развивать умственные способности, расширять, углублять, математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.
Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решений, который ведёт к результату. В том числе, когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что стимулирует мыслительную активность. Ребёнку интересна конечная цель: сложить, найти фигуру, преобразовать, которая увлекает его.
Занимательные задачи, игры на составление фигур-силуэтов, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность и умение анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы её решения, планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за ними и соотносить их с условием, оценивать полученный результат. Выполнение практических действий вырабатывает у ребят умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведёт к появлению у детей творчества /придумывание новых вариантов логических задач, головоломок с палочками, фигур-силуэтов из специальных наборов «Танграм», «Колумбово яйцо» и др./
Дети начинают осознавать, что в каждой из заинтересованных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать её невозможно без сосредоточенности, напряжённого обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.
Занимательные развивающие игры, задачи интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения. Поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.
Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логика мысли. Рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений. Особо важным следует считать развитие у детей умения догадываться о решении на определённом этапе анализа занимательной задачи, поисковых действий практического и мыслительного характера. Догадка в этом случае свидетельствует о глубине понимания задачи, высоком уровне поисковых действий, мобилизации прошлого опыта, переносе усвоенных способов решения в совершенно новые условия. Решение различных математических головоломок и задач является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточенности внимания на проблеме. Из многообразия математических игр наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки и задачи – шутки.
В загадках математического содержания анализируется предмет с количественным, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие математические отношения.
Задачи-шутки – это заинтересованные игровые задачи с математическим смыслом. Для решения их надо в большей мере проявлять находчивость, смекалку, понимание юмора. Нежели познания в математике. Построение, содержание, вопросы в этих задачах необычны. Они лишь косвенно напоминают математику. Например:
- Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? /Двое/
- Сколько концов у палки? /Два/
- У какой фигуры нет ни начала, ни конца и другие.
В домашней игротеке можно иметь и развивающие игры семьи Никитиных. Это такие игры, как «Сложи узор», «Уникуб», «Сложи квадрат», «Кубики для всех» и другие. Эти игры просты и полезны для развития ваших детей. Используйте в развитии ребёнка и занимательные вопросы, и логические концовки, и загадки, считалки. Пословицы, поговорки, задачи в стихотворной форме, различные головоломки, математические игры.
ПОМНИТЕ! Без нашей помощи ребёнку очень трудно. Следует приложить все свои силы и знания для развития вашего малыша.
.
Итак, игры в сочетании с занятиями по математике являются важным эффективным средством, способствующим овладению элементарными математическими знаниями и умениями, которые будут способствовать дальнейшему умственному развитию детей и подготовке их к успешному обучению в школе.
Каждое общение ребёнка со взрослым должно не только давать ему знания, представления и способы познания, но и вселять уверенность в собственных силах, показывать, что он может достигнуть положительных результатов при обучении математике, испытать удовольствие от процесса интеллектуальной деятельности.
Мы надеемся, что сегодня встреча прошла с пользой для Вас, Ваших детей и для нас, педагогов дошкольного учреждения!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект математического досуга по формированию математических представлений в средней группе «Все профессии важны».
Данный досуг направлен на закрепление представлений о геометрических фигурах, объёмных фигурах, умение детей видеть форму окружающих предметов, развитие навыков ориентировки в пространстве...
Сценарий математического досуга в средней группе "На арене математического цирка"
Этот досуг провожу в апреле; он помогает провести мониторинг усвоенного материала, закрепить его и развлечь детей.Использование игрушек-марионеток из шаров и кубиков, анимационных картинок в пре...
Конспект физкультурно-математического досуга во второй младшей группе «Математические приключения»
Цель: Развитие у детей математических способностей через физическое развитие. Задачи: Обучающие: Расширять умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке. Продолжать учить ...
Конспект математического досуга «Математический город» подготовительная группа.
Формирование у детей дошкольного возраста интереса к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием....
Математический досуг "Математическое королевство"
Конспект математического досуга "Математическое королевство"...
Конспект математического досуга по формированию математических представлений в средней группе «Все профессии важны».
Конспект математического досуга по формированию математических представлений в средней группе «Все профессии важны»....
Семинар-практикум для педагогов «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.» Математический досуг « Математические приключения».
Семинар-практикум для педагогов «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.»Математический досуг « Математические прик...