Технологические карты
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
ФЭМП (11.02.2020 г., Средняя группа "В")
Математика по системе М. Монтессори (08.02.2021 г., Старшая группа "В")
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
непосредственно-образовательной деятельности «Счет движений в пределах 5»
воспитателя: Богун Ольги Владимировны
Образовательная область | Познание (ФЭМП) | ||||
Возраст детей, группа | 4-5 лет, Средняя группа «В» | ||||
Тип НОД | Открытие нового знания | ||||
Тема НОД | «Счет движений в пределах 5» | ||||
Цель: | С помощью робототехники создать персонажей – роботов для постановки театрализованной сказки «Волк и семеро козлят» | ||||
Задачи: | Обучающие: - учить считать движения в пределах 5; - упражнять в умении ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления относительно себя словами: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади; - учить сравнивать 4-5 предметов по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результат сравнения соответствующими словами: широкий, уже, самый узкий, узкий шире, самый широкий; - сформировать опыт способа действий «если что-то, не знаю, узнаю у взрослого (воспитателя), посмотрю в интернете, в энциклопедии…», «если что-то не получается, спрошу у воспитателя, внимательно посмотрю в схеме по сборке…». Развивающие: - развивать пространственное мышление; - развивать математическую речь, память, внимание, воображение, творческие способности, инициативность, мелкую моторику рук; - развивать общение и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками. Воспитательные: - воспитывать интерес к изучению нового материала; - развивать социально – трудовые компетенции: самостоятельность, умение доводить начатое до конца; - воспитывать нравственные качества: отзывчивость, желание прийти на помощь, помогать друг другу; - подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности. | ||||
Материал: | Демонстрационный материал: - числовые карточки с кругами (от 1 до 5 кругов); - ворота разной ширины (4 штуки) - 4 мяча разной величины; Раздаточный материал: - ленты разной ширины и одинаковой длины (по 5 штук на каждого ребенка); - наборы игрушек (кукла, машина, шарик, кегля) | ||||
Предполагаемый результат: | - ребёнок обладает интересом к робото-конструированию; - ребенок умеет «читать» схему, проявляет самостоятельность в технической деятельности; - ребёнок способен выбирать технические решения; - ребенок умеет действовать в ситуации «Если что-то не знаю …»; - ребёнок знаком с обыгрыванием персонажа-робота в театральной игре. | ||||
Этапы технологии «Ситуация» | Деятельность воспитателя | Методы, приемы | Деятельность воспитанника | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов действия |
I. Введение в ситуацию | Воспитатель собирает детей около себя и предлагает познакомиться. - Ребята меня зовут Ольга Николаевна, я воспитатель. Я вам предлагаю сегодня со мной позаниматься. А сначала давайте познакомимся. Я протягиваю к вам ладошку, а вы свои ладошки по очереди кладёте на мою и называете своё имя. «Утро настало, солнышко встало, дружно вместе мы пойдём и занятие начнём» У воспитателя приходит сообщение на телефон. - Ребята, мне на телефон пришло видео сообщение, давайте посмотрим его на интерактивной доске. Становитесь удобней за кружочками. (включается видео сообщение) - «Здравствуйте ребята! Я очень рад нашей встречи. Меня зовут Денис Николаевич, я режиссер-постановщик кукольного театра. Завтра состоится премьера театрализованной постановки «Волк и семеро козлят». Но в театр приехал только волк, а коза и козлята задержались в пути. Я не знаю, что мне делать, придут ребята из разных детских садов нашего города, а постановка не состоится так - как нет персонажей – козы и семи козлят. Мне посоветовали обратиться к вам за помощью. Если сможете, создайте персонажей. Спасибо ребята, очень рад был с вами познакомиться. До свидания!» - Ребята, какая неприятность произошла с режиссером. Вы хотите ему помочь и сделать персонажей – козу с козлятами? (Ответы детей) - А сможете? - А я и не сомневалась в вас, я знаю, что у вас все получиться! | Словесные методы, мотивация, использование средств ТСО | В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы, принимают решение вместе с педагогом, «детская» цель. | Познавательная мотивация (эмоциональная вовлеченность ребенка, целенаправленность деятельности, степень инициативности ребенка) | |
Этапные (дидактические) задачи:
|
II. Актуализация знаний | Воспитатель включает игру. -Ребята, режиссер попросил сделать персонажей, как вы думаете, из какого материала мы сможем их создать? (Ответы детей) Дидактическая игра «Из чего сделано?» - Посмотрите, человек создает разных персонажей и из разных материалов. - Имя ребенка, покажи, пожалуйста, из какого материала сделана баба Яга? - Имя ребенка, покажи, пожалуйста, из какого материала сделаны зайчики? - Имя ребенка, покажи, пожалуйста, из какого материала человек сделал медведя? | Вопросы, наглядный метод | Дети садятся напротив интерактивной доски, перед ними дидактическая игра «Из чего сделано?» Участвуют в диалоге, работают с доской. | Планирование сотрудничества с воспитателем и сверстниками; наличие устойчивых познавательных интересов, целенаправленность деятельности, степень инициативности ребенка. Организуется деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируется мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания. | Наблюдение за процессом деятельности детей | |
Этапные (дидактические) задачи: 1) развивать представления об окружающем мире; 2) развивать психофизические качества детей: память, внимание, речь; 3) развивать общение и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками. | ||||||
III. Затруднение в игровой ситуации | Фиксация затруднения: - А из чего мы сегодня сможем сделать персонажей – козу и козлят? (Дети предлагают разные варианты) – Идите, делайте. Дети проходят за столы, где ни чего нет. Воспитатель выдерживает паузу. – Вы смогли сделать персонажей для сказки? (Ответы детей) - Почему не смогли? (Ответы детей) Выявление причины затруднения: - Нет материала, из чего смогли бы сделать? (Ответы детей) Выход из затруднения: - Что же нам теперь делать? (Ответы детей)
- Ребята, если мы что-то не знаем, к кому мы можем обратиться и где мы можем посмотреть? (посмотреть в интернете, в энциклопедии, спросить у воспитателя, у взрослых) - Спрашивайте! | Словесный, наглядный метод | Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя. Помогают воспитателю найти выход «Из чего же мы сможем создать?» Дети сталкиваются с затруднением: из чего делать персонажей козу и козлят | Планирование сотрудничества с воспитателем и сверстниками; удерживания цели деятельности; умение фиксировать затруднение в деятельности, выявлять его причины, умения выбирать способы преодоления затруднения, самостоятельное нахождение способов выполнения практических и познавательных задач. | Наблюдение в процессе работы за детьми | |
Этапные (дидактические) задачи: 1) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания; 2) развивать общение и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками. | ||||||
IV. Открытие нового знания | Ой, ребята я совсем забыла, Денис Николаевич вам передал конструктор. - Ребята, а как вы думаете, сможем мы сделать персонажей из конструктора? (Ответы детей) - Давайте попробуем создать персонажей из конструктора NUNA. - NUNA – это конструктор, из которого мы сможем создать персонажей – роботов. - Но не просто создать, а сконструировать по схеме. - Давайте пройдем за столы (Дети с воспитателем проходят за столы) - Ребята, перед вами конструктор NUNA и схемы для каждого. - Обратите внимание на схему. Рассмотрите ее. Воспитатель проговаривает и показывает детям схему. - Посмотрите, какого цвета, и какой формы, вам необходимы детали для создания персонажей. Посмотрите внимательно, как они между собой соединяются. Для правильного соединения деталей между собой необходимо посчитать, сколько отверстий отступить вправо или влево, вверх или вниз. Еще я вам хочу показать метод, который вы сможете использовать при сборке. - Берете нужную деталь и прикладываете ее к схеме, вот так (воспитатель показывает на доске), это поможет вам правильно разместить и соединить детали. – Ребята, если у кого - то при сборке возникнет затруднение, обращайтесь за помощью ко мне. Дети конструируют при помощи схемы. | Словесный, наглядный, игровой метод Метод демонстрации: использование ТСО | Участвуют в диалоге. Дети в ходе беседы знакомятся со схемой конструктора NUNA, с деталями и их соединением. Знакомятся с методом «приложения» | Эмоциональная вовлеченность ребенка, целенаправленность деятельности ребенка, самостоятельный поиск и открытие для себя новых знаний, которые решают возникший ранее вопрос проблемного характера. | Наблюдение за процессом деятельности (умеют работать со схемой, находить нужные детали, правильно и последовательно их соединять между собой) | |
Этапные (дидактические) задачи: 1) учить конструировать персонажей сказки «Волк и семеро козлят» используя основные приемы сборки по схеме образовательной робототехники HUNA линейки FUN S BOT; 2) познакомить с методом «приложения». | ||||||
V. Включение нового знания в систему знаний ребенка | - Ребята, я тоже очень хотела помочь режиссеру и изготовила атрибуты к спектаклю, теперь у козы и козлят есть дом. Как в сказке говориться: «Ой, козлятушки, мои ребятушки, проходите, и дверь за собой заприте, и серому волку не открывайте!» - Ребята, мы ведь тоже с вами чужим людям дверь не открываем. Ставьте сюда своих персонажей, пусть они отдохнут перед спектаклем. Дидактическая игра «Найди персонажей из конструктора» – Ой, ребята, посмотрите на столе много разных персонажей сделанных из разного материала, что-то все персонажи на перепутались. - А вот теперь, когда вы уже познакомились с конструктором, я вам предлагаю выбрать только тех персонажей из сказок, которые сделаны из конструктора HUNA. Давайте посмотрим, какие персонажи сделаны из этого конструктора. Со всеми персонажами можно играть в театр, поэтому я вам сегодня подарю на группу вот такие книжки-малышки с русскими народными сказками и вы сможете с воспитателями конструировать персонажей и разыгрывать в театре сказку. | Словесный, наглядный, игровой метод Метод демонстрации: использование ТСО Наглядный метод, вопросы, индивидуальная работа | Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя.
Дети работают со SMART доской: выходят по одному и передвигают только тех персонажей, которые сделаны из конструктора HUNA | Целенаправленность деятельности, овладение общими способами действий; степень инициативности ребенка. | ||
Этапные (дидактические) задачи: 1) закрепить знания детей о материалах, из которых можно сделать персонажей для театра; 2) воспитывать интерес к техническим видам творчества; 3) развивать социально – трудовую компетенцию: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое до конца; 4) воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам. | ||||||
VI. Осмысление (итог) | - Ребята, мы сегодня смогли помочь режиссеру спектакля? - Да! - А что мы делали? (Мы делали персонажей к театральной постановке: козу и козлят) - С помощью чего? (С помощью конструктора и схемы) - Вот здорово! Все жители нашего города увидят спектакль «Волк и семеро козлят» | Словесный метод | Дети собираются около воспитателя, отвечают на вопросы воспитателя. | Умение получать и оценивать результат выполненных собственных действий. Фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели. | Анализ высказываний | |
Этапные (дидактические) задачи: 1) провести рефлексию деятельности на занятии; 2) создать ситуацию успеха. | ||||||
Комментарий Дети должны прийти к выводу, что им удалось помочь режиссеру, потому, что они научились пользоваться схемой и конструировать персонажей к сказке «Волк и семеро козлят» |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» г. Надыма»
МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма»
Непосредственно образовательная деятельность
в Средней группе «В»
по системе М. Монтессори на тему:
«Знакомство с «Золотым материалом»»
Выполнила: Богун О.В., воспитатель
МДОУ «Детский сад «Родничок»
г. Надыма»
г. Надым
2021 г.
Технологическая карта
непосредственно - образовательной деятельности по теме: «Знакомство с «Золотым материалом» по системе М. Монтессори»
воспитатель: Богун Ольга Владимировна
Образовательная область | Познание (ФЭМП) | ||||
Возраст детей, группа | 5-6 лет, Старшая группа «В» | ||||
Тип НОД | Открытие нового знания | ||||
Тема НОД | «Знакомство с «Золотым материалом» по системе М.Монтессори» | ||||
Цель: | С помощью «Золотого материала» дать детям первичное понятие числовых разрядов в математике | ||||
Задачи: | Обучающие: - учить различать числовые разряды (единицы, десятки, сотни, тысячи); - упражнять в умении ориентироваться в зоне Монтессори, соблюдая правила работы с материалом; - повторить знания состава числа в пределах 10 и знания геометрических форм предметов; - закрепить умение выкладывать возрастающую и убывающую последовательности с помощь красных и разноцветных штанг, обозначая результат сравнения соответствующими словами: низкий, ниже, самый низкий, выше, высокий, еще выше, самый высокий. Развивающие: - развивать пространственное мышление; - развивать математическую речь, память, внимание, воображение, творческие способности, инициативность, мелкую моторику рук; - развивать общение и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками. Воспитательные: - воспитывать интерес к изучению нового материала; - развивать социально – трудовые компетенции: самостоятельность, умение доводить начатое до конца; - воспитывать нравственные качества: отзывчивость, желание прийти на помощь, помогать друг другу; - подвести детей к пониманию необходимости соблюдения мер предосторожности при работе в зоне Монтессори. | ||||
Материал: | Демонстрационный материал: - «Золотой материал», «Деревянный материал»; - красные и разноцветные штанги; - набор бусин для повторения состава числа в пределах 10; Раздаточный материал: - листы с шаблонами цифр (по 1 штуке на каждого ребенка); - различный материал для работы в зоне Монтессори. | ||||
Предполагаемый результат: | - ребёнок обладает интересом к изучению числовых разрядов; - ребенок умеет составлять и «читать» числа с единицами, десятками, сотнями и тысячами, проявляет самостоятельность при выполнении заданий; - ребёнок способен выбирать математические решения задач на состав числа в пределах 10; - ребенок умеет работать в зоне Монтессори; - ребёнок знаком с составлением четырехзначных чисел. | ||||
Этапы технологии «Ситуация» | Деятельность воспитателя | Методы, приемы | Деятельность воспитанника | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов действия |
I. Введение в ситуацию | Ребята расстилают коврики в зоне Моттессори по определенному правилу. Воспитатель собирает детей в круг, дети держатся за руки. - Ребята, давайте повторим правила поведения в зоне Монтессори (ответы детей). - А теперь давайте вспомним, какой сегодня день недели, какое число, месяц, год (ответы детей). - Мы с вами закончили изучение десятка. Давайте повторим счет до 10 в возрастающей последовательности и в обратном порядке (ответы детей). - Ребята, а вы хотите знать, что дальше происходит с нашим десятком и почему в математике существует несколько систем счисления, но самая большая – это десятичная система счисления? (ответы детей) | Словесные методы, мотивация, использование материала Монтессори. | В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы, принимают решение вместе с педагогом, «детская» цель. | Познавательная мотивация (эмоциональная вовлеченность ребенка, целенаправленность деятельности, степень инициативности ребенка) | |
Этапные (дидактические) задачи:
|
II. Актуализация знаний | Воспитатель проводит трехступенчатый урок по теме: «Знакомство с «Золотым материалом»» Презентация: - У меня в руке бусинка. Какой она формы? Назовите геометрическую фигуру, на которую эта бусинка похожа (ответы детей); - У меня в руке стержень из (дети считают количество бусин) 10 бусин – это десяток. Назовите геометрическую форму стержня (ответы детей); - У меня в руке сотня. Какой она геометрической формы? Сколько в ней десятков? (ответы детей); -У меня в руке тысяча. Какой она геометрической формы? Сколько в ней сотен? (ответы детей); - Это числовые разряды: единиц, десятки, сотни, тысячи. - Имя ребенка, покажи мне, пожалуйста, 2 единицы; - Имя ребенка, дай мне в руку 4 десятка; - Имя ребенка, возьми в правую руку 2 сотни; - Имя ребенка, положи на коврик 3 тысячи. - Имя ребенка, какой геометрической формы сотня? - Имя ребенка, какой геометрической формы, десяток? - Имя ребенка, какой геометрической формы единица? - Имя ребенка, какой геометрической формы тысяча? Физкультминутка «Волк, заяц, коза, корова, бык»: Дети показывают правой и левой рукой одновременно различные пары. Например: левая рука – бык, правая заяц и т.д. | Вопросы, наглядный метод | Дети садятся напротив воспитателя, участвуют в диалоге, работают с материалом. | Планирование сотрудничества с воспитателем и сверстниками; наличие устойчивых познавательных интересов, целенаправленность деятельности, степень инициативности ребенка. Организуется деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируется мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания. | Наблюдение за процессом деятельности детей | |
Этапные (дидактические) задачи: 1) развивать представления о числовых разрядах; 2) развивать психофизические качества детей: память, внимание, речь; 3) развивать общение и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками. | ||||||
III. Затруднение в работе с материалом Монтессори | Фиксация затруднения: - при работе с разноцветными бусинками (закрепление состава числа в пределах 10) (Дети предлагают разные варианты) - при работе с шершавыми числами (соотношение карточек и приписных цифр) (Дети проходят за столы и работают в «Прописях») - при работе с красными и цветными штангами (закрепление последовательностей убывающей и возрастающей) (Дети объясняют принцип проверки правильности составления убывающей и возрастающей последовательностей при помощи проверочной штанги) | Словесный, наглядный метод | Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя; сами предлагают воспитателю пути решения задачи Дети сталкиваются с затруднением: почему нужно складывать все последовательности, начиная с красного отрезка? | Планирование сотрудничества с воспитателем и сверстниками; удерживание цели деятельности; умение фиксировать затруднение в деятельности, выявлять его причины, умение выбирать способы преодоления затруднения, самостоятельное нахождение способов выполнения практических и познавательных задач. | Наблюдение в процессе работы за детьми | |
Этапные (дидактические) задачи: 1) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания; 2) развивать общение и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками. | ||||||
IV. Включение нового знания в систему знаний ребенка | Воспитатель находит «Деревянный материал» и предлагает детям сравнить его с «золотым материалом»: - Ребята, давайте сравним эти два материала: в чем отличия и чем они похожи? (ответы детей) Дидактическая игра «Составь число» - Ребята, если у нас появился дополнительный материал, мы сможем составить число, которое будет обозначать наш год – 2021, наш век – 21, наше число – 8 и т.д. (работа детей). - А вот теперь, когда вы уже познакомились с некоторыми разрядами, давайте вы сами придумаете и составите любое число (работа детей). | Словесный, наглядный, игровой метод Метод демонстрации материала Монтессори Наглядный метод, вопросы, индивидуальная работа. | Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя.
Дети работают с «Золотым» и «Деревянным» материалами: по одному и составляют на коврике придуманное число. | Целенаправленность деятельности, овладение общими способами действий; степень инициативности ребенка. | ||
Этапные (дидактические) задачи: 1) закрепить знания детей о материалах, из которых можно сделать персонажей для театра; 2) воспитывать интерес к техническим видам творчества; 3) развивать социально – трудовую компетенцию: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое до конца; 4) воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам. | ||||||
V. Осмысление (итог) | - Ребята, мы сегодня на занятии с чем познакомились? (ответы детей) - Теперь мы знаем, что происходит с нашим десятком, как он растет? (ответы детей) - Мы научились составлять большие числа? (ответы детей) - Какие числовые разряды мы теперь знаем? (ответы детей) - Молодцы! Я хочу отметить работу детей (имена детей, награждение «Звездочками») | Словесный метод | Дети собираются около воспитателя, отвечают на вопросы воспитателя, собирают коврики. | Умение получать и оценивать результат выполненных действий. Фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели. | Анализ высказываний | |
Этапные (дидактические) задачи: 1) провести рефлексию деятельности на занятии; 2) создать ситуацию успеха. | ||||||
Комментарий: Дети должны прийти к выводу, что им удалось узнать «движение» десятка в числовом луче, потому, что они научились считать до 10, и хотят научиться считать десятками, сотнями и тысячами. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» г. Надыма»
МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма»
Методические рекомендации по созданию развивающей среды
совместно с родителями воспитанников Старшей группы «В»
Выполнила: Богун О.В., воспитатель
МДОУ «Детский сад «Родничок»
г. Надыма»
г. Надым
2020 г.
В настоящее время в дошкольных учреждениях особое внимание уделяется организации предметно – развивающей среды. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта.
Образовательная среда оказывает огромное влияние на развитие и формирование ребенка.
В формировании материальной среды ориентирами выступают:
- требования СанПиН, направленные на обеспечение безопасности и здоровья детей;
- собственные представления руководителя и педагогов о красоте и функциональности этой среды;
- возрастные особенности детей;
- традиционные и инновационные компоненты.
Она должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Целенаправленно организованная предметно – развивающая среда играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка, вызывает у детей эмоционально – положительное отношение к детскому саду, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
При построении развивающей среды необходимо придерживаться определенных принципов:
- принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
- принцип активности;
- принцип стабильности и динамичности;
- принцип комфортности и эмоционального благополучия ребенка.
Очень важно, что родители наших воспитанников с пониманием относятся к образованию и развитию своих детей. Так, в начале этого учебного года они пополнили наш «Спортивный уголок» интересным материалом для занятий с детьми. Наряду со спортивным инвентарем фабричного производства (скакалки, мячи, клюшки, обручи) в нашем уголке появились флажки, ленты, мешочки, набитые песком, платочки, «косы», которые сделали родители воспитанников. Так же родители изготовили спецоборудование для индивидуальных упражнений с детьми по предотвращению плоскостопия (массажная дорожка со стопами, в которых зашита фасоль, гречка, горох, рис), массажер «Подвижные шарики» и «Колючий деревянный валик».
Книжный уголок у нас тоже не остался без внимания. Дети вместе с родителями подарили рассказы о животных и растениях, Энциклопедию «Все обо всем», иллюстрированный сборник стихов о зиме, рассказы Н.Носова.
Наш Центр экспериментальной деятельности при участии родителей воспитанников пополнился разнообразными ракушками, морскими камушками, пробирками, защитной одеждой для экспериментирования, всевозможными трубочками и пинцетами. В центре экспериментирования дошкольники проводят простые опыты, что развивает логическое мышление ребят и стимулирует познавательную активность.
В Уголок природы родители принесли семена кедра и луковицы цветов, гербарий, комнатные растения.
Ежедневное наблюдение за растениями, участие в уходе за ними развивает чувство эмпатии детей к природе, создает более благоприятную атмосферу в группе и повышает психологический комфорт воспитанников.
Только насыщенная предметно – развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Такая среда становится основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» г. Надыма»
Непосредственно образовательная деятельность
в Подготовительной группе «В» - комбинированной
по Речевому развитию
«Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»
Выполнила: Богун О.В., воспитатель
МДОУ «Детский сад «Родничок»
г. Надыма»
г. Надым
2022 г.
Технологическая карта
непосредственно - образовательной деятельности по теме: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»
воспитатель: Богун Ольга Владимировна
Образовательная область | Речевое развитие | ||||
Возраст детей, группа | 6-7 лет, Подготовительная группа «В» - комбинированная | ||||
Тип НОД | Открытие нового знания | ||||
Тема НОД | «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте» | ||||
Цель: | Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие; учить детей делить слова с открытыми слогами на части. | ||||
Задачи: | Обучающие: - учить дифференцировать звуки «Л», «ЛЬ» - упражнять в умении составлять слова из букв и слогов; - продолжать обучать детей делить слова на слоги, используя схему слова; - повторить знания о гласных и согласных звуках; - закрепить знания различать твердые и мягкие согласные звуки; - закрепить умение строить простое распространенное предложение; - формировать интерес к речевой деятельности. Развивающие: - обогащать связную речь воспитанников; - развивать слуховую и зрительную память, внимание, воображение, инициативность, мелкую моторику рук; - развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослым и сверстниками. Воспитательные: - воспитывать интерес к изучению нового материала; - развивать социально – трудовые компетенции: самостоятельность, умение доводить начатое до конца; - воспитывать нравственные качества: отзывчивость, желание прийти на помощь, помогать друг другу; - подвести детей к пониманию необходимости учить буквы. | ||||
Материал: | Демонстрационный материал: - «Слоги», «Буквы»; - презентация по теме занятия; - предметные картинки; Раздаточный материал: - набор букв для составления слов; - тетради с печатной основой. | ||||
Предполагаемый результат: | - ребёнок обладает интересом к изучению материала; - ребенок умеет составлять и читать слова с открытыми и закрытыми слогами, проявляет самостоятельность при выполнении заданий; - ребёнок способен различать слова с твердыми и мягкими согласными; - ребенок умеет работать в тетради с печатной основой; - ребёнок знаком с составлением слов из слогов. | ||||
Этапы технологии «Ситуация» | Деятельность воспитателя | Методы, приемы | Деятельность воспитанника | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов действия |
I. Введение в ситуацию | Ребята приветствую гостей. Присаживаются на ковер. Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что случилось с нашим Солнышком? Почему оно плачет? (ответы детей) - Наше Солнышко стало звучать по-другому – «СоНышко». Раньше оно всех будило, а теперь все ложатся спать, когда оно всходит. Все думают, что пришел сон. Вот Солнышко и расстроилось. - Что нужно сделать, чтобы помочь Солнышку звучать, как прежде? (ответы детей) - Ребята, давайте отправимся с вами в Страну Звуков (дети отправляются за столы).
| Словесные методы, мотивация, использование материала Монтессори. | В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы, принимают решение вместе с педагогом, «детская» цель. | Познавательная мотивация (эмоциональная вовлеченность ребенка, целенаправленность деятельности, степень инициативности ребенка) | |
Этапные (дидактические) задачи:
|
II. Актуализация знаний | - Звуки не любят, когда их неправильно произносят. А что нужно сделать, чтобы правильно произносить все звуки русского языка? (ответы детей) Что мы должны тренировать? (язык и губы). Вы готовы сейчас сделать со мной зарядку для языка? (ответы детей) Артикуляционная гимнастика «Игра с язычком»: Жил - был язычок (высунуть язык). Решил язычок погулять, сел на коня и поскакал (пощелкать языком, как лошадки). Скакал, скакал язычок и встретил змейку (высунуть острый язык и убрать): - Давай играть вместе, - сказала змейка языку. И решили они покататься на качелях («Качели»). Потом они взяли лопатки и пошли в песочницу («Лопатка») и стали копать (поднять язык вверх, удерживать 2 сек., повторить несколько раз). Поиграли в футбол (упираемся языком в щеки поочередно). Посмотрели на часы – пора домой («Часики»). Набрали корзину грибов (удерживать язык к небу) и поскакали домой (пощелкать языком). - Какие вы молодцы! Вот теперь нам ничего не страшно, мы натренировали свой язык, губки и теперь смело можем отправляться в Страну Звуков. Чтобы помочь нашему СоНышку, мы должны выполнить несколько заданий. Работаем? (ответы детей).
Дифференциация звуков Л – ЛЬ «Назови слова на слайде» (ИКТ «Колибри») - Какой звук есть во всех этих словах? Назовите его (ответы детей). Смотрите, у нашего СоНышка исчезла одна слезинка. Молодцы! Вы нашли пропавший звук. Назовите слово с новым звуком (ответы детей). - Я хочу вам раскрыть небольшой секрет: у буквы Л есть брат – ЛЬ. | Вопросы, наглядный метод | Дети садятся напротив воспитателя, участвуют в диалоге, работают с материалом. | Планирование сотрудничества с воспитателем и сверстниками; наличие устойчивых познавательных интересов, целенаправленность деятельности, степень инициативности ребенка. Организуется деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируется мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания. | Наблюдение за процессом деятельности детей | |
Этапные (дидактические) задачи: 1) развивать представления о числовых разрядах; 2) развивать психофизические качества детей: память, внимание, речь; 3) развивать общение и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками. | ||||||
III. Затруднение в работе со звуками | Фиксация затруднения: Дидактическая игра «Назови звук»: - Ребята, я сейчас буду вам называть слова, а вы должны мне назвать мягкий или твердый звук Л (ответы детей). - А что еще можно сказать об этих звуках? (ответы детей – согласный, звонкий). Дидактическая игра «Узнай звук» (на ковре): - Команды собирают лучики для Солнышка (дети произносят слова со звуками Л и ЛЬ, выкладывают лучики к Солнышку). - при работе с разноцветными бусинками (закрепление состава числа в пределах 10) (Дети предлагают разные варианты) - при работе с шершавыми числами (соотношение карточек и приписных цифр) (Дети проходят за столы и работают в «Прописях») - при работе с красными и цветными штангами (закрепление последовательностей убывающей и возрастающей) (Дети объясняют принцип проверки правильности составления убывающей и возрастающей последовательностей при помощи проверочной штанги) | Словесный, наглядный метод | Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя; сами предлагают воспитателю пути решения задачи Дети сталкиваются с затруднением: почему нужно складывать все последовательности, начиная с красного отрезка? | Планирование сотрудничества с воспитателем и сверстниками; удерживание цели деятельности; умение фиксировать затруднение в деятельности, выявлять его причины, умение выбирать способы преодоления затруднения, самостоятельное нахождение способов выполнения практических и познавательных задач. | Наблюдение в процессе работы за детьми | |
Этапные (дидактические) задачи: 1) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания; 2) развивать общение и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками. | ||||||
IV. Включение нового знания в систему знаний ребенка | Дидактическая игра «Найди место звука в слове»: - Назовите картинки, выделяя звук Л - ЛЬ, Найдите слова, в которых эти звуки стоят в начале, в середине и в конце слова. - Ребята, через месяц закончится зима и наступит… (ответы детей). Травка зеленеет, Солнышко блестит, Ласточка с весною В сени к нам летит. - Ребята, назовите все слова со звуком Л - ЛЬ (ответы детей). Дидактическая игра «Посчитай слоги»: Дети делят слова (названия предметов) на слоги и соединяют линией с цифрой, которая обозначает количество слогов в слове. Воспитатель: - Молодцы! Справились почти все. У нашего СоНышка высохла слезинка!
| Словесный, наглядный, игровой метод Метод демонстрации материала Монтессори Наглядный метод, вопросы, индивидуальная работа. | Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя.
Дети работают с «Золотым» и «Деревянным» материалами: по одному и составляют на коврике придуманное число. | Целенаправленность деятельности, овладение общими способами действий; степень инициативности ребенка. | ||
Этапные (дидактические) задачи: 1) закрепить знания детей о материалах, из которых можно сделать персонажей для театра; 2) воспитывать интерес к техническим видам творчества; 3) развивать социально – трудовую компетенцию: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое до конца; 4) воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам. | ||||||
V. Осмысление (итог) | - Я очень вами довольна сегодня! Напомните мне, пожалуйста, какой звук мы сегодня искали? (ответы детей) - Мы помогли Солнышку? (ответы детей) - Посмотрите, какое оно теперь счастливое и благодарное. - О каких звуках мы сегодня говорили? (ответы детей) - Мы справились со всеми заданиями? (ответы детей). - Молодцы! Я хочу отметить работу детей (имена детей, награждение «Звездочками») | Словесный метод | Дети собираются около воспитателя, отвечают на вопросы воспитателя, собирают коврики. | Умение получать и оценивать результат выполненных действий. Фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели. | Анализ высказываний | |
Этапные (дидактические) задачи: 1) провести рефлексию деятельности на занятии; 2) создать ситуацию успеха. | ||||||
Комментарий: Дети должны прийти к выводу, что им удалось узнать «движение» десятка в числовом луче, потому, что они научились считать до 10, и хотят научиться считать десятками, сотнями и тысячами. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» г. Надыма»
Непосредственно образовательная деятельность
в Подготовительной группе «В» - комбинированной
по Речевому развитию
«Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»
Выполнила: Богун О.В., воспитатель
МДОУ «Детский сад «Родничок»
г. Надыма»
г. Надым
2022 г.
Технологическая карта
непосредственно - образовательной деятельности по теме: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»
воспитатель: Богун Ольга Владимировна
Образовательная область | Речевое развитие | ||||
Возраст детей, группа | 6-7 лет, Подготовительная группа «В» - комбинированная | ||||
Тип НОД | Открытие нового знания | ||||
Тема НОД | «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте» | ||||
Цель: | Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие; учить детей делить слова с открытыми слогами на части. | ||||
Задачи: | Обучающие: - учить дифференцировать звуки «Л», «ЛЬ» - упражнять в умении составлять слова из букв и слогов; - продолжать обучать детей делить слова на слоги, используя схему слова; - повторить знания о гласных и согласных звуках; - закрепить знания различать твердые и мягкие согласные звуки; - закрепить умение строить простое распространенное предложение; - формировать интерес к речевой деятельности. Развивающие: - обогащать связную речь воспитанников; - развивать слуховую и зрительную память, внимание, воображение, инициативность, мелкую моторику рук; - развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослым и сверстниками. Воспитательные: - воспитывать интерес к изучению нового материала; - развивать социально – трудовые компетенции: самостоятельность, умение доводить начатое до конца; - воспитывать нравственные качества: отзывчивость, желание прийти на помощь, помогать друг другу; - подвести детей к пониманию необходимости учить буквы. | ||||
Материал: | Демонстрационный материал: - «Слоги», «Буквы»; - презентация по теме занятия; - предметные картинки; Раздаточный материал: - набор букв для составления слов; - тетради с печатной основой; - «Шершавые буквы» (Монтессори – материал) | ||||
Предполагаемый результат: | - ребёнок обладает интересом к изучению материала; - ребенок умеет составлять и читать слова с открытыми и закрытыми слогами, проявляет самостоятельность при выполнении заданий; - ребёнок способен различать слова с твердыми и мягкими согласными; - ребенок умеет работать в тетради с печатной основой; - ребёнок знаком с составлением слов из слогов. | ||||
Этапы технологии «Ситуация» | Деятельность воспитателя | Методы, приемы | Деятельность воспитанника | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов действия |
I. Введение в ситуацию | Ребята приветствую гостей. Присаживаются на ковер. Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что случилось с нашим Солнышком? Почему оно плачет? (ответы детей) - Наше Солнышко стало звучать по-другому – «СоНышко». Раньше оно всех будило, а теперь все ложатся спать, когда оно всходит. Все думают, что пришел сон. Вот Солнышко и расстроилось. - Что нужно сделать, чтобы помочь Солнышку звучать, как прежде? (ответы детей) - Ребята, давайте отправимся с вами в Страну Звуков (дети отправляются за столы).
| Словесные методы, мотивация, использование материала Монтессори. | В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы, принимают решение вместе с педагогом, «детская» цель. | Познавательная мотивация (эмоциональная вовлеченность ребенка, целенаправленность деятельности, степень инициативности ребенка) | |
Этапные (дидактические) задачи:
|
II. Актуализация знаний | - Звуки не любят, когда их неправильно произносят. А что нужно сделать, чтобы правильно произносить все звуки русского языка? (ответы детей) Что мы должны тренировать? (язык и губы). Вы готовы сейчас сделать со мной зарядку для языка? (ответы детей) Артикуляционная гимнастика «Игра с язычком»: Жил - был язычок (высунуть язык). Решил язычок погулять, сел на коня и поскакал (пощелкать языком, как лошадки). Скакал, скакал язычок и встретил змейку (высунуть острый язык и убрать): - Давай играть вместе, - сказала змейка языку. И решили они покататься на качелях («Качели»). Потом они взяли лопатки и пошли в песочницу («Лопатка») и стали копать (поднять язык вверх, удерживать 2 сек., повторить несколько раз). Поиграли в футбол (упираемся языком в щеки поочередно). Посмотрели на часы – пора домой («Часики»). Набрали корзину грибов (удерживать язык к небу) и поскакали домой (пощелкать языком). - Какие вы молодцы! Вот теперь нам ничего не страшно, мы натренировали свой язык, губки и теперь смело можем отправляться в Страну Звуков. Чтобы помочь нашему СоНышку, мы должны выполнить несколько заданий. Работаем? (ответы детей).
Дифференциация звуков Л – ЛЬ «Назови слова на слайде» (ИКТ «Колибри») - Какой звук есть во всех этих словах? Назовите его (ответы детей). Смотрите, у нашего СоНышка исчезла одна слезинка. Молодцы! Вы нашли пропавший звук. Назовите слово с новым звуком (ответы детей). - Я хочу вам раскрыть небольшой секрет: у буквы Л есть брат – ЛЬ. | Вопросы, наглядный метод | Дети садятся напротив воспитателя, участвуют в диалоге, работают с материалом. | Планирование сотрудничества с воспитателем и сверстниками; наличие устойчивых познавательных интересов, целенаправленность деятельности, степень инициативности ребенка. Организуется деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируется мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания. | Наблюдение за процессом деятельности детей | |
Этапные (дидактические) задачи: 1) развивать представления о числовых разрядах; 2) развивать психофизические качества детей: память, внимание, речь; 3) развивать общение и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками. | ||||||
III. Затруднение в работе со звуками | Фиксация затруднения: Дидактическая игра «Назови звук»: - Ребята, я сейчас буду вам называть слова, а вы должны мне назвать мягкий или твердый звук Л (ответы детей). - А что еще можно сказать об этих звуках? (ответы детей – согласный, звонкий). Дидактическая игра «Узнай звук» (на ковре): - Команды собирают лучики для Солнышка (дети произносят слова со звуками Л и ЛЬ, выкладывают лучики к Солнышку). - при работе с разноцветными бусинками (закрепление состава числа в пределах 10) (Дети предлагают разные варианты) - при работе с шершавыми числами (соотношение карточек и приписных цифр) (Дети проходят за столы и работают в «Прописях») - при работе с красными и цветными штангами (закрепление последовательностей убывающей и возрастающей) (Дети объясняют принцип проверки правильности составления убывающей и возрастающей последовательностей при помощи проверочной штанги) | Словесный, наглядный метод | Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя; сами предлагают воспитателю пути решения задачи Дети сталкиваются с затруднением: почему нужно складывать все последовательности, начиная с красного отрезка? | Планирование сотрудничества с воспитателем и сверстниками; удерживание цели деятельности; умение фиксировать затруднение в деятельности, выявлять его причины, умение выбирать способы преодоления затруднения, самостоятельное нахождение способов выполнения практических и познавательных задач. | Наблюдение в процессе работы за детьми | |
Этапные (дидактические) задачи: 1) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания; 2) развивать общение и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками. | ||||||
IV. Включение нового знания в систему знаний ребенка | Дидактическая игра «Найди место звука в слове»: - Назовите картинки, выделяя звук Л - ЛЬ, Найдите слова, в которых эти звуки стоят в начале, в середине и в конце слова. - Ребята, через месяц закончится зима и наступит… (ответы детей). Травка зеленеет, Солнышко блестит, Ласточка с весною В сени к нам летит. - Ребята, назовите все слова со звуком Л - ЛЬ (ответы детей). Дидактическая игра «Посчитай слоги»: Дети делят слова (названия предметов) на слоги и соединяют линией с цифрой, которая обозначает количество слогов в слове. Воспитатель: - Молодцы! Справились почти все. У нашего СоНышка высохла слезинка!
| Словесный, наглядный, игровой метод Метод демонстрации материала Монтессори Наглядный метод, вопросы, индивидуальная работа. | Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя.
Дети работают с «Шершавыми буквами»: выкладывают слоги с буквой Л | Целенаправленность деятельности, овладение общими способами действий; степень инициативности ребенка. | ||
Этапные (дидактические) задачи: 1) закрепить знания детей о материалах, из которых можно сделать персонажей для театра; 2) воспитывать интерес к техническим видам творчества; 3) развивать социально – трудовую компетенцию: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое до конца; 4) воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам. | ||||||
V. Осмысление (итог) | - Я очень вами довольна сегодня! Напомните мне, пожалуйста, какой звук мы сегодня искали? (ответы детей) - Мы помогли Солнышку? (ответы детей) - Посмотрите, какое оно теперь счастливое и благодарное. - О каких звуках мы сегодня говорили? (ответы детей) - Мы справились со всеми заданиями? (ответы детей). - Молодцы! Я хочу отметить работу детей (имена детей, награждение «Звездочками») | Словесный метод | Дети собираются около воспитателя, отвечают на вопросы воспитателя, собирают коврики. | Умение получать и оценивать результат выполненных действий. Фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели. | Анализ высказываний | |
Этапные (дидактические) задачи: 1) провести рефлексию деятельности на занятии; 2) создать ситуацию успеха. | ||||||
Комментарий: Дети должны прийти к выводу, что им удалось найти потерянный звук, изменить слово потому, что они научились различать твердый и мягкий звук Л, и хотят научиться читать по слогам и целыми словами |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: « Кем я хочу быть»
Технологическая карта по теме: « Кем я хочу быть»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Мама – самый верный друг»
Технологическая карта по теме: «Мама – самый верный друг»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Профессия - военный»
Технологическая карта по теме: «Профессия - военный»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Праздник вежливости»
Технологическая карта по теме: «Праздник вежливости»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Дружат люди всей земли…..»
Технологическая карта по теме: «Дружат люди всей земли…..»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Как содержать книги в чистоте и порядке» (исследовательская деятельность)
Технологическая карта по теме: «Как содержать книги в чистоте и порядке» (исследовательская деятельность)...
Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"
Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"...