Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе комбинированной направленности
план-конспект занятия по математике (средняя группа)
Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений
в средней группе комбинированной направленности
Воспитатель: Чулкова Ирина Валерьевна
Образовательные области | Приоритетная: познавательное развитие. В интеграции: речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие. |
Тема | Количественный счёт |
Возрастная группа | Средняя. |
Цель | Создание условий для формирования умения определять численность предметов, когда предметы в группах находятся на различном расстоянии друг от друга, расположены не в ряд, а в виде любой другой фигуры у детей средней группы, в том числе детей с ОВЗ. |
Задачи | Обучающие задачи: познакомить со способом счёта предметов, когда предметы в группах находятся на различном расстоянии друг от друга, расположены не в ряд; продолжить формировать умение соотносить порядковый счёт с количеством предметов; совершенствовать умение подбирать обобщающее слово; Коррекционно-развивающие задачи: создать условия для развития внимания, памяти, умения ориентироваться в пространстве и на изображении; формировать умение видеть в картине целое изображение и выделять детали, развивать способность визуально объединять предметы в группы по внешним признакам. Вовлечь в познавательную деятельность, создать условия для полноценного усвоения информации. Воспитательные задачи: воспитывать способность к взаимопомощи; личным примером воспитывать дисциплинированность, аккуратность, старательность. |
Планируемый результат | Дети узнали способы определения численности предметов, когда предметы в группах находятся на различном расстоянии друг от друга, расположены не в ряд, а в виде любой другой фигуры: считать рядами, по кругу или перемещать предметы по одному, выставляя их в ряд. |
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений
в средней группе комбинированной направленности
Воспитатель: Чулкова Ирина Валерьевна
Образовательные области | Приоритетная: познавательное развитие. В интеграции: речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие. | ||||||
Тема | Количественный счёт | ||||||
Возрастная группа | Средняя. | ||||||
Цель | Создание условий для формирования умения определять численность предметов, когда предметы в группах находятся на различном расстоянии друг от друга, расположены не в ряд, а в виде любой другой фигуры у детей средней группы, в том числе детей с ОВЗ. | ||||||
Задачи | Обучающие задачи: познакомить со способом счёта предметов, когда предметы в группах находятся на различном расстоянии друг от друга, расположены не в ряд; продолжить формировать умение соотносить порядковый счёт с количеством предметов; совершенствовать умение подбирать обобщающее слово; Коррекционно-развивающие задачи: создать условия для развития внимания, памяти, умения ориентироваться в пространстве и на изображении; формировать умение видеть в картине целое изображение и выделять детали, развивать способность визуально объединять предметы в группы по внешним признакам. Вовлечь в познавательную деятельность, создать условия для полноценного усвоения информации. Воспитательные задачи: воспитывать способность к взаимопомощи; личным примером воспитывать дисциплинированность, аккуратность, старательность. | ||||||
Планируемый результат | Дети узнали способы определения численности предметов, когда предметы в группах находятся на различном расстоянии друг от друга, расположены не в ряд, а в виде любой другой фигуры: считать рядами, по кругу или перемещать предметы по одному, выставляя их в ряд. | ||||||
Предварительная работа. | Порядковый счёт в пределах 7. Упражнения на соотношение порядкового счёта с количеством предметов. Знакомство с картиной «Дети играют» по методу социо-игровой технологии «Блуждание по картине», тема: «Кто во что одет». Перед занятием воспитатель размещает картину «Дети играют» в неожиданном месте. | ||||||
Материалы и оборудование | Картина «Дети играют», игрушки в игровых центрах группы, коробка для посылки, надувной гелиевый шар, конверт с письмом. | ||||||
Форма организации | Групповая. | ||||||
Технологии, методы, приёмы | Технология проблемного обучения: методы - диалогический, монологический, эвристический. Технология развивающего обучения: приёмы – создание ситуаций, которые способствуют введению образовательной задачи, создание познавательных и речевых трудностей; использование специально отобранного материала. Социо-игровая технология: метод - «Блуждание по картине» Здоровьесберегающая технология: проведение занятия в динамичной деятельности, обеспечивающей двигательную активность детей. Игровая технология: построение занятия в игровой форме. Методы: словесный (беседа, вопросы, проблемные ситуации и вопросы, рассказ воспитателя, напоминание, инструкция, обсуждение); наглядный (рассматривание, демонстрация); практический (игровые задания, решение проблемной ситуации, создание игровых ситуаций, сюрпризный момент). | ||||||
Характеристика группы | 8 детей, в том числе 4 ребёнка с ОВЗ. | ||||||
Краткая характеристика детей с ОВЗ | 2 ребёнка с ОНР 2 уровня, 1 ребёнок с ОНР 3 уровня. | ||||||
№ | Этапы, Продолжительность Задачи этапа | Деятельность педагога | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты | |||
1 | Организационно – мотивационный этап 2 минуты Задачи: Привлечь внимание. Создать благоприятную атмосферу. Вызвать интерес и настроить на предстоящую деятельность. Развивать мелкую моторику. | Приходит в игровой центр во время свободной деятельности детей и садится на ковёр. Приглашает детей присоединиться. Загадывает загадку: Малыши с утра идут, Вопросы:
Гимнастика для развития мелкой моторики. Есть у нас в саду игрушки: Барабаны, погремушки Кубики, машины, Мячик из резины Слоник мягкий меховой Я люблю играть с тобой. | Отвечают на вопросы. Размышляют, предлагают варианты ответа на загадку, Проявляют желание участвовать в совместной деятельности. | Создана благоприятная атмосфера. Привлечено внимание детей. Дети заинтересованы в совместной игре. | |||
2 | Основной этап | ||||||
2.1 | Этап постановки проблемы 2 минуты Задачи: Подвести к восприятию новой темы. Создать ситуацию поиска новой информации, ориентировать детей на исследование проблемы. Организовать детей на решение задачи. Формировать умение выбирать способы действия, адекватные поставленной задаче. Создать условия для исследования детьми всего пространства группы. | Сюрпризный момент: в дверь влетел воздушный шарик с письмом на нитке. Воспитатель «замечает» шарик только когда на него укажут дети. Удивляется. Читает письмо: «Ребятам из детского сада «Теремок. От ребят из детского сада «Ромашка». Дорогие ребята, в нашем детском саду произошла беда: сильный ветер влетел в окно и унёс игрушки. Теперь мы не можем играть так же весело как раньше. Помогите нам, пожалуйста. Пришлите нам игрушки. А какие именно, вы увидите на картине, на которой изображена девочка в жёлтом платье». Повторяет инструкцию ещё раз (для детей с ОВЗ) Поможем им? Как мы им поможем? Предметы, которые им нужны нарисованы на нашей картине. Но где же картина? Давайте сначала найдём картину? Начинает динамичный обход группы, увлекая за собой детей. Побуждает детей комментировать поиск: «А это что? А тут что изображено? А что здесь находится?» | Замечают воздушный шар. Обращают внимание на письмо. Воспринимают инструкцию. Вместе с воспитателем обходят группу. Отвечают на вопросы воспитателя. Находят картину. | Дети заинтересованы событием и совместной деятельностью. Осознают, запоминают полученную информацию. Вовлечены в поисковую деятельность. Упражняются в ориентации в пространстве группы. | |||
2.2 | Этап «Блуждание по картине: что ты видишь?» 4 минуты Задачи: Привлечь и заострить внимание детей на том, что изображено на картине, продолжать формировать умение видеть целое изображение и умение описывать его одним предложением, умение видеть и отмечать детали изображения. Закрепить умение подбирать обобщающее слова. Продолжать формировать умение отвечать на вопрос полным предложением.
С детьми ОНР: Слово «конус» повторить, акцентировать звук С. Развивать чёткость дикции и артикуляции, речевые умения. Повторить названия объёмных геометрических фигур (куб, конус), цвета. | Привлекает внимание детей к изображению на картине. Задаёт вопросы: Кто изображён на картине? Как их назвать одним словом? Чем они занимаются? Акцентирует внимание на предметах, изображённых на картине: Какими предметами играют? Какого цвета? Где находится предмет? Как назвать эти предметы одним словом? | Рассматривают картину. Описывают картину по вопросам воспитателя. Отвечают на вопросы. Рассматривают и отмечают детали изображения. | Дети включились в совместную деятельность, закрепили навык описания по вопросам, сконцентрировали внимание на деталях изображения. Речевая активность повысилась. | |||
2.3 | Этап практического решения проблемы. «Блуждание по картине: найди то, что увидел на картине». 2 минуты Задачи: Организовать детей на решение задачи. Создать условия для двигательной активности, предупреждения переутомления, развития общей моторики, снятия мышечного напряжения. Развивать коммуникативные навыки. Развивать память, внимание. | Предлагает найти в группе такие же предметы, какие изображены на картине. Задаёт уточняющие вопросы, побуждающие детей к самопроверке. | Включаются в поисковую деятельность. Перемещаются по группе, находят игрушки. Проверяют свои действия: сравнивают предметы с теми, что изображены на картине. | Развивается внимание, зрительная память детей. Формируется навык самопроверки своих действий. | |||
2.4 | Этап формирования новых умений (реализация цели занятия) «Блуждание по картине: сравни и проверь». 7 минут Задачи: Познакомить на практике со способом счёта предметов, которые расположены не в ряд. Продолжать формировать умение соотносить порядковый счёт с количеством предметов. Упражнять в счёте и отсчёте предметов. Закрепить порядковый счёт в пределах 4 с детьми с ОВЗ. | Предлагает сравнить игрушки которые принесли дети теми, что изображены на картине: - Грузовик есть на картине? сколько? Показывает способы счёта предметов расположенных не в ряд. Упражняет детей в соотношении порядкового счёта с количеством предметов. - Что в грузовике? Какие? Сколько маленьких кубиков? - Что ещё кладём в посылку? - Сколько? Давайте сосчитаем. Сколько больших кубиков на картине на полу? А сколько вы принесли больших? Давайте отсчитаем 7 больших кубиков. Побуждает детей с ОВЗ к ответам, помогает ребёнку с ОНР 1 ст. ориентироваться на картине при счёте, показывая, как можно сосчитать предметы, если они расположены не в ряд. Предлагает пересчитывать кубики на столе, перед тем, как положить в посылку. | Отвечают на вопросы воспитателя. Практикуются в счёте и отсчёте предметов расположенных не в ряд. Считают игрушки на картине индивидуально и все вместе. Считают игрушки на столе и сравнивают их количество с теми, что на картине. | Закрепили навык порядкового счёта, узнали способ определения количества предметов расположенных не в ряд. У детей совершенствуется умение соотносить порядковый счёт с количеством предметов. | |||
3. | Заключительный этап 3 минуты Задачи: Создать условия для обобщения новых знаний. Способствовать формированию навыка анализа и самоанализа | Предлагает отправить посылку с помощью младшего воспитателя. Просит ребёнка с ОНР обратиться к посыльному с этой просьбой. Помогает сделать вывод о усвоении и применении полученных знаний при помощи вопросов: с чем познакомились, что важного узнали, чему научились, что самое интересное было на занятии, где могут пригодиться эти знания? Что получилось, что не получилось, почему? Кто как работал, почему? Способствует закреплению материала. | Слушают, Отвечают на вопросы. рассматривают, оценивают, высказываются. Связывают полученные знания с жизненными ситуациями. | Осознают то, чему научились, что узнали. |
Используемая литература
- Атемаскина Ю. В. Богословец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ.- Санкт-Петербург: Изд-во «Детство-Пресс». - 2015.
- Давыдов В. В. «Проблемы развивающего обучения» Москва, «Просвещение», 2011 г.
- Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. - 2012. - №5.
- Кудрявцева В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: Знание, 2015.
- Морозова И., Пушкарева М., «Развитие элементарных математических представлений» – М.: «Мозаика-Синтез», 2009.
- Тихомирова Л.Ф., Басов А.В., Развитие логического мышления детей – Ярославль: ТОО «Тринго», 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе с использованием дидактических игр. «Прогулка с зайчишкой»
Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группес использованием дидактических игр. «Прогулка с зайчишкой»...
Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе с использованием дидактических игр.
Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группес использованием дидактических игр....
Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе
Тема: « Внутри», «Снаружи».Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развит...
Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада «День рождения квадрата»
Материал предназначен для проведения образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада....
Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Задачки хитрой Лисицы»
Конспект образовательной деятельности разработан с использованием игровых, здоровьесберегающих технологий....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе комбинированной направленности Тема : «Путешествие по сказке «Три поросенка»».
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе комбинированной направленностиТема : «Путеше...
Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе комбинированной направленности «Красная шапочка» Тема: «Часы»
Формирование элементарных математических представлений у детей...