ООД по ФЭМП "Тайна волшебного сундука"
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

Вовченко Екатерина Александровна

Конспект ООД с детьми подготовительной группы "Тайна волшебного сундука" с использованием аторского математического бизиборда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp_v_podgotovitelnoy_gruppe_vovchenko.docx32.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Радуга»

городского округа Судак

Открытое интегрированное занятие по формированию элементарных математических представлений

в подготовительной группе

(с использованием ИКТ и авторского математического бизиборда)

«Тайна волшебного сундука»

Подготовила:

воспитатель

Вовченко Е.А.

Судак, 2021 г.

Интегрированное занятие в подготовительной группе по ФЭМП «Тайна волшебного сундука».

Роли: воспитатель – Профессор, (сюрпризный момент) герой – Снежная Королева. Дети - путешественники.

Интеграция образовательных областей. Основная - «Познавательное развитие», интеграция с областями: «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: Формирование элементарных математических представлений, путем решения проблемной ситуации в занятии-путешествии. 

Задачи:
- совершенствовать счётные навыки в пределах 10;

- закрепить умение детей составлять и решать простые, арифметические задачи, на сложение и вычитание в пределах 10 и правильно выбирать арифметическое действие при решении задач;

- закрепить умение различать понятия: низкий - высокий, длинный – короткий, узкий – широкий, мягкий – твёрдый, лёгкий – тяжёлый, горячий – холодный, чистый – грязный, пустой – полный;

- закрепить знания о последовательности чисел, дней недели, зимних месяцев;

- закрепить умение работать с интерактивной доской и математическим бизибордом;

- закрепить умение выделять, из предложенных цветов, и называть цвета радуги; 

- формировать навыки определения времени по часам;

- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;

- развивать логическое мышление, любознательность, наблюдательность, мелкую моторику рук;

- развивать навыки общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками;

- воспитывать слуховое и зрительное внимание;

- воспитывать интерес и желание трудиться, помогать другим.
Предварительная работа: разучивание физкультминутки, «Минутки настроения», дидактических игр, изучение времени с точностью до минут, работа с бизибордом.

Методические приёмы:
Игровая ситуация-путешествие; сюрпризный момент-Снежная Королева, сундук с тайной; постановка проблемы-беседа-диалог; дидактическая игра «Наоборот», «Математическая разминка», «Сосчитай фигуры», «Устные задачки»; малоподвижная игра «По порядку становись!»; физкультминутка «Считай и делай»; показ слайдов и игр к заданиям с помощью ИКТ, подведение итогов.
Материалы и оборудование: оформление зала: снежинки, льдинки, стойка для сундука, сундук с ячейками для цифр-кода, слайды для мультимедийной доски, математический бизиборд, музыкальное сопровождение, интерактивная доска для игры «Ёлочные шары», ноутбук, конфеты, медали, волшебная палочка.

Ход занятия:

(Выходят воспитанники друг за другом, становятся полукругом, лицом к гостям.)

Вводная часть.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости. Давайте вместе поздороваемся с ними.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Молодцы. Посмотрите вокруг. Везде снежинки, льдинки, сугробы. Какое время года это символизирует?

Дети: Зиму.

Воспитатель: Правильно. Зиму. Может вы напомните мне зимние месяцы?

Дети: Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: Какой сейчас месяц? Может кто-то вспомнит день недели? Какой по счёту этот день? Какой будет завтра? Какой был вчера?

(Дети отвечают)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Отлично справились. Наверное, вы заметили, что мы сегодня все нарядные, красивые и необычные. Как вы думаете, что бы это значило?

Дети: Наверное, мы отправимся в какое-нибудь путешествие? Может мы будем помогать кому-то? Может будем узнавать что-то новое? (Предположения детей)

Воспитатель: Думаю, что все вы правы. Мы сегодня отправимся в путешествие в удивительную страну, а какую вы догадаетесь, отгадав загадку.

Она – царица всех наук.

Без неё мы – как без рук.

Научит думать и решать,

И много действий совершать. (Математика)

Воспитатель: Молодцы! Вы совершенно правы. Это страна математических знаний. Давайте с вами станем в круг и настроимся на наше путешествие.

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём налево,

А потом пойдём на право.

В центре круга соберёмся

И на место все вернёмся.

Улыбнёмся, подмигнём,

Заниматься все начнём.

(Проводится «Минутка настроения»)

Воспитатель: Вот теперь я вижу, что вы настроились на встречу с новыми знаниями! Готовы? (Дети: Да!)

Воспитатель: Отлично! Тогда, вперёд! Закрывайте глазки, а я произнесу волшебные слова:

Если мы глаза закроем

И подсматривать не будем,

Мы волшебный мир откроем

О котором не забудем!

Раз, два, три, четыре, пять

Глазки можно открывать.

(Во время проговаривания слов, воспитатель надевает шапку профессора (конфедератку) и завозит сундук, накрытый платком. На экране-дворец Математики.)

Основная часть.

Профессор: Ребята, посмотрите куда мы попали.

Дети: Это же дворец Математики.

Профессор: А как вы догадались?

Дети: Здесь есть цифры, фигуры, предметы для счёта, математические знаки и т.д.

Профессор: Какие вы догадливые. Молодцы! Смотрите, здесь есть мяч. Какой он формы? Цвета? На какую фигуру похож? Эта фигура плоская или объёмная? (Дети отвечают)

Профессор: Давайте поиграем в игру «Наоборот». Я вам называю слово, а вы мне говорите его наоборот. Только слушайте внимательно!

Низкий - высокий, длинный – короткий, узкий – широкий, мягкий – твёрдый, лёгкий – тяжёлый, горячий – холодный, чистый – грязный, пустой – полный.

(Проводится игра «Наоборот» с мячом)

Профессор: Молодцы! Никак вас не запутать. Вы, наверное, уже заметили, что на ваших красивых нарядах тоже написаны цифры. Только они расположены не по порядку, а все перемешались. По моей команде вам нужно построится таким образом, чтобы все числа шли друг за другом по порядку.

(Проводится игра «По порядку становись!»)

Профессор: И с этим вы справились. А хорошо ли вы помните сами числа, их соседей и числа предыдущие и последующие? Сейчас мы это проверим.

(Проводится игра «Математическая разминка». Ребята называют числа-соседи; числа, стоящие после и перед загаданным числом; число, стоящее между названными; какое число больше/меньше)

- Назовите числа-соседи, числа 5; 8; 12.

- Назовите предыдущее число числа 2; 9; 7.

- Назовите последующее число числа 3; 6; 10.

- Назовите число, стоящее между 6 и 8; 10 и 12; 0 и 2.

- Какое число больше/меньше 7 или 9; 3 или 13; 10 или 11.

Профессор: Молодцы! Отлично справились. А пока мы с вами решали разные задания, я заметила в углу какой-то таинственный предмет, очень интересно что бы это могло быть? Хотите посмотреть? Дети: Да!

(Профессор подходит к стойке с сундуком и снимает платок.)

Профессор: Это же сундук. Наверное, там есть сокровища? Как вы думаете? (Дети высказывают свои предположения. Звучит вьюга, в зале появляется Снежная Королева)

Снежная Королева:

Я Королева нежная, красивая и снежная.

Я Королева из страны, где нет ни солнца, ни весны.

Где круглый год метель метет, где всюду только снег и лёд.

Кто посмел забрать мой волшебный сундук?

Профессор: Здравствуй, Снежная Королева. Мы с ребятами не хотели тебя тревожить. Да и сундук твой нам не нужен.

Снежная Королева: Зачем тогда вы сюда пожаловали?

Профессор: Мы просто путешествуем по стране математических знаний, чтобы узнать что-то новое и интересное. Мы подумали, что в сундуке есть задание для нас...

Снежная Королева: В сундуке находится тайна, которую разгадать будет совсем не просто. И только лишь смелые, умные и находчивые смогут его открыть.

Профессор: Как же это сделать?

Снежная Королева: Только правильные три цифры помогут открыть сундук. Какие? Решать вам. Главное помните, что ровно в 12 часов-всё исчезнет и вы вернётесь в свой детский сад ни с чем.

(Снежная Королева уходит)

Профессор: Что ж, ребята, вы готовы к тяжёлым испытаниям? (Отвечают) А есть ли среди вас смелые, умные и находчивые?

Дети: Да!

Профессор: Тогда будем вместе отгадывать загадку Снежной Королевы и доберёмся до тайны волшебного сундука.

Профессор: Отлично, я приглашаю вас сесть за свои парты. У вас на столах лежат математические доски (бизиборды). Что вы на них видите?

Дети: На них есть часы, цифры, геометрические фигуры, счётные бусины, разноцветные ленты, кармашек с заданием от Совёнка.

Профессор: Правильно. Молодцы. Смотрите, ребята. На большой доске появилось какое-то задание.

(На доске появляется изображение с первым заданием)

Профессор: Нужно торопиться, Снежная Королева говорила, что нужно успеть до 12. Как вы думаете, что нужно сделать?

Дети: Нужно решить задание, выставить правильное время на часах.

Профессор: Хорошо. Давайте тогда попробуем. На часах какое время? (9.00) На доске время электронное, а часы у нас механические, со стрелками. Как их правильно выставить?

Дети: Нужно маленькую, часовую стрелку поставить на цифру 9, а большую, минутную, на 12. Это значит ровно 9.00.

Профессор: Хорошо, молодцы, ребята. Выставьте, пожалуйста, верное время на своих часах. (Выставляют) А задание, которое нам надо выполнить, называется «Сосчитай фигуры».

(Игра «Сосчитай фигуры» заключается в том, что детям нужно сосчитать верное количество кругов, треугольников, квадратов и т.д. Правильное количество кругов будет ответом на загадку и первой цифрой для открытия сундука)

Профессор: Ребята, сколько треугольников на картинке? Сколько квадратов? Сколько кругов у вас получилось? (Семь) Найдите это число и вставьте его в первую ячейку сундука.

(Дети берут цифру «7» и вставляют в первую ячейку на сундуке)

Профессор: Отлично! Вы прекрасно справились с этим заданием. Скажите, ребята, может быть кто-то из вас помнит где встречается это число?

Дети: В сказке «Белоснежка и 7 гномов», 7 дней в неделе, в пословице 7 раз отмерь, один раз отрежь, в пословице семеро одного не ждут, в сказке «Семеро козлят», «Семь Симеонов», «Цветик Семицветик», в музыке 7 нот, в космосе 7 основных планет, 7 цветов в радуге.

Профессор: Молодцы! Я вам предлагаю вспомнить все цвета радуги и выбрать их из предложенных лент на бизиборде.

(Воспитанники выбирают из цветных лент на бизиборде цвета радуги. Называют те, которые выбрали)

Профессор: И с этим заданием вы справились. Молодцы! А нам нужно двигаться дальше. Ребята, смотрите на доске появилось следующее задание.

(На доске появляется изображение со вторым заданием)

Профессор: Это задание мне кажется ещё сложнее, чем предыдущее. Как вы думаете, что нужно сделать?

Дети: Нужно выставить время на часах, правильно решить задачу.

Профессор: Верно. Мы с вами уже хорошо умеем решать задачи, но прежде чем выполнить задание на экране, давайте потренируемся. Я зачитываю вам задачу, а вы внимательно слушаете и, подняв руку, отвечаете.

(Проводится игра «Устные задачки». Задачи на устный счёт)

  1. Под кустами у реки

Жили майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать -

Кто их сможет сосчитать? (Четыре жука)

  1. Шесть веселых поросят

У корытца в ряд стоят.

Тут один улегся спать,

Поросят осталось… (Пять)

  1. Высоко задравши нос,

Заяц пять морковок нес.

Вдруг споткнулся и упал-

Две морковки потерял,

Сколько морковок у зайца осталось?   (Три)

  1. Два щенка-баловника

Бегают, резвятся,

К шалунишкам три дружка

С громким лаем мчатся-

Вместе будет веселей

Сколько же всего друзей?  (Пятеро)

5. Я беру карандаши.
Ты считай, но не спеши.
Вот смотри, не будь разиней:
Красный, черный,
Желтый, синий.
Отвечай - в руке моей
Сколько всех карандашей? (4 карандаша)

6. В класс вошла Марина,
А за ней - Ирина,
А потом пришел Игнат.
Сколько стало всех ребят?
(Три)

Профессор: Отлично справились с задачками, а мы возвращаемся к нашему заданию. Какое время нужно выставить на часах?

Дети: 10.30.

Профессор: Как нужно поставить стрелки? Почему?

Дети: Маленькую, часовую, стрелку нужно поставить на цифру 10, а большую, минутную, на цифру 6.

(Дети обосновывают свои действия, объясняют почему выставили так стрелки)

Профессор: Молодцы, ребята. Есть ли у нас ещё время? Успеем до 12 часов?

Дети: Да!

Профессор: Хорошо. Нам ещё нужно решить задачу, а её ответ и будет следующим числом в коде. Достаньте, пожалуйста цифры из ячейки своей математической доски (бизиборда) и составьте решение с ответом для задачи.

Задача. На варежку Серёже упало 8 снежинок. 6 из них растаяло. Сколько снежинок осталось у Серёжи на варежке?

(Профессор зачитывает условие задачи на вычитание, дети на партах выкладывают её решение при помощи чисел. 8-6=2)

Профессор: Сколько у вас получилось? (Два) Сколько снежинок было? Сколько растаяло? Какой знак вы поставили между числами? Почему?

(Ответ задачи, цифру «2» дети вставляют во вторую ячейку сундука)

Профессор: И с этим заданием мы с вами справились. Давайте немного отдохнём и поиграем в игру «Считай и делай».

(Воспитанники выходят на середину ковра. Проводится физкультминутка «Считай и делай»)

 «Считай и делай»

Ты подпрыгни столько раз,

Сколько бабочек у нас. (3)

Сколько елочек зеленых,

Столько выполним наклонов. (2)

На картинке одни брюки,

Столько раз поднимем руки. (1)

Давай присядем столько раз

Сколько ёжиков у нас. (4)

Сколько зайчиков у нас,

Столько мы подпрыгнем раз. (5)

Профессор: Отлично отдохнули! Присаживайтесь на свои места. Впереди у нас третье последнее задание. Внимание на доску. А вот и задание. Что нам нужно сделать?

Дети: Нужно выставить время, выполнить задание на доске.

Профессор: Какое время нужно выставить на часах? Как мы расположим стрелки? Почему?

Дети: Время 11.50. Маленькая, часовая, стрелка на цифре 11, а большая, минутная, на 10.

(Дети обосновывают свой ответ, рассказывают почему минутная стрелка ставится на 10)

Профессор: Ребята, скажите, мы успеваем до 12.00? Сколько минут осталось до 12 часов? Почему? Как расположатся стрелки, когда будет ровно 12?

(Отвечают)

Профессор: Хорошо. Молодцы, а у нас с вами задание на доске. Ответ на это задание и будет последней цифрой для того, чтобы открыть сундук и наконец разгадать его тайну. Совсем недавно прошел всеми любимый праздник Новый год. Новогодняя ёлочка радовала всех нас своей красотой, огнями, шарами и гирляндами. Но наступило время эту ёлочку разрядить и разложить все новогодние шары в коробки до следующего года. Для выполнения этого задания нам нужны будут цифры из математической доски, а ответ нужно будет записать мелом.

Задача. С новогодней ёлочки в коробки убрали 3 синих и 2 красных шара. Сколько всего новогодних шаров висело на ёлочке?

(Задание проводится на интерактивной доске. Дети складывают шары двух цветов в коробки и составляют решение на парте из предложенных чисел. Ответ записывают мелом на математическом бизиборде 3+2=5)

Профессор: Сколько у вас получилось? (Пять) Сколько было синих шаров? Сколько красных? Что нужно было сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? Какой знак поставили между числами? Почему? Запишите свой ответ мелом на математической доске.

(Выполнив задание дети вставляют цифру «5» в последнюю ячейку на сундуке. Звучит вьюга, на экране часы с картинкой часов - 12.00, в зале снова появляется Снежная Королева)

Профессор: Справились мы, Снежная Королева, со всеми заданиями и выполнить их вовремя успели. Теперь можно и сундук с тайной открыть.

Снежная Королева: Не бывать этому! Эй, подруга моя, вьюга,

Закружи и заверти, их в сугробы преврати!

Дети: Ты не злись так, Королева Снежная,
Холодом и злобой не страши.
Мы же знаем, то добром и дружбою,
Правда непременно победит!

Профессор: Оставайся лучше с нами, и мы вместе посмотрим какую тайну скрывает волшебный сундук.

(Профессор открывает сундук и достаёт волшебную палочку для Снежной Королевы, показывает детям содержимое сундука медали и сладости)

Снежная Королева: Моя волшебная палочка. Спасибо! Вы меня простите, ребята. Я теперь поняла, что нужно быть доброй и дружной, как вы. И тогда всем вместе можно будет разгадать любую тайну. А нам с вами пора прощаться. Ваше время в стране математических наук вышло. Буду очень рада видеть вас всех вместе в следующий раз.

Профессор: До свидания, Снежная Королева!

(Дети прощаются со Снежной Королевой, закрывают глаза, и Профессор произносит волшебные слова. Профессор снимает шапочку профессора (конфедератку) и превращается в воспитателя)

Снова мы глаза закроем

И подсматривать не будем.

В детский садик мы вернёмся,

Мир волшебный не забудем!

Раз, два, три, четыре, пять

Глазки можно открывать.

Заключительная часть.

Профессор: Вот и вернулись мы снова в наш детский сад. Скажите, чем запомнилось вам путешествие? Что понравилось больше всего? Какие задания мы выполняли?

(Дети отвечают)

Профессор: Вы большие молодцы. Отлично поработали и разгадали тайну волшебного сундука. Мне очень понравилось путешествовать вместе с вами. И хоть мы уже не в волшебной стране, но мы останемся дружными и добрыми ребятами. Правда? (Отвечают) Давайте попрощаемся с нашими гостями.

Дети: До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий выпускного праздника "Волшебный сундук Василисы"

Выпускной праздник в подготовительной логопедической группе. Дети с удовольствием выполняют задания Василисы, и помогают ей расколдовать замки....

Конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию "ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУК"

Конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию во второй младшей - средней группе  "ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУК"презентация к нему...

Волшебный сундук Василисы.

Праздничный утренник, посвящённый выпуску детей в школу....

Волшебный сундук.

Обогатить словарный запас детей через ознакомление бытом и искусством татарского народа....

Сценарий новогоднего праздника "Волшебный сундук" подготовительная группа

Сценарий новогоднего праздника "Волшебный сундук"  для детей подготовительной группы....