Образовательная ситуация «Математическая Олимпиада»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Наталья Владимировна Денисова

Образовательная ситуация - это форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач возрастом детей, текущей темой и др., которая соединяет обучающую функцию и совместную деятельность, но процесс обучения остается.

Образовательные ситуации по формированию элементарных математических представлений у детей, строятся с учетом общедидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, наглядности, связи с жизнью, индивидуального подхода к детям и др. Количество занятий определено в учебном плане и сетке занятий на неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_situatsiya_matematicheskaya_olimpiada.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      Образовательная ситуация «Математическая Олимпиада»

Цель: создание условий для закрепления математических знаний

Задачи:

Образовательная: закрепить названия геометрических фигур, умение классифицировать фигуры по разным признакам: величине цвету, форме, упражнять в счете в пределах 10, называть четные и нечетные числа, закрепить умение составлять геометрические фигуры из частей.

Развивающая: развивать память, логическое мышление, внимание, умение ориентироваться на листе бумаги.

Воспитательная: воспитывать активную любознательность.

Словарная работа: Олимпиада, факел, олипийский огонь

Демонстрационный материал:олипийский огонь

Методы и приёмы ТРИЗ: дидактическая игра «Что будет, если…» (Приложение 10)

Этапы

Задачи этапов

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемый результат каждого этапа

1.

Организационно-мотивационный

Вызвать интерес у детей. Настроить на работу.

Воспитатель обращает внимание детей на событие, проходившее в нашей стране (олимпиаду).

 Задает вопросы: «В каком городе проходила Олимпиада в России? Что такое Олимпиада?» Воспитатель предлагает отправиться в город Сочи и спрашивает, на каком виде транспорта это можно сделать. Предлагает самый быстрый способ – самолет.

Организационно-мотивационный

Дети внимательно слушают 

Дети рассказывают об Олимпиаде, повторяют виды транспорта, изображают полет на самолете в город Сочи на Олимпиаду.

Подготовить к  деятельности, вызвать  интерес у детей

Сформирована мотивация. Созданы условия для формирования умения слушать воспитателя.

2.

Основной этап

2.1

Этап постановки проблемы

Повторить знакомый материал. Создать проблемную ситуацию Развивать умение выделять цели образовательной деятельности .

Дидактическая игра «Математическая Олимпиада»

Воспитатель предлагает детям помочь геометрическим фигурам подготовиться к участию в соревнованиях. Задает вопросы: «По какому признаку разделились фигуры на команды? Кто с кем соревнуется?» Предлагает помочь судье проверить, правильно ли поданы заявки от команд. Объясняет детям, что по правилам соревнований команды принимаются к участию только тогда, когда количество участников в них одинаковое. Задает вопросы: «Можно ли допускать к соревнованиям команды кругов и квадратов? Как это доказать? Как вы покажете на рисунке, что составили пару? С помощью какого знака обозначить равенство?» Просит детей записать знак в пустой клетке. Просит рассмотреть другие две команды. Задает вопросы: «Можно ли допускать к соревнованиям команды прямоугольников и овалов? Как доказать судье, что 4 не равно 2? Какой знак нужно поставить?»
Воспитатель делает вывод: сравнить группы предметов по количеству можно пересчетом или составлением пар: если всем предметам в группах хватило пары, то количество предметов в них равно, а если есть предметы, которые остались без пары, - то не равно; равенство и неравенство обозначают с помощью соответствующих знаков.

Метод беседы

Дети участвуют в диалоге с воспитателем

Дети помогают геометрическим фигурам подготовиться к соревнованиям.
Отвечают на вопросы воспитателя, соотносят количество предметов с цифрой, составляют пары, делают выводы о равенстве или неравенстве количества предметов в группах, ставят соответствующие знаки

Принятие и понимание условий игры.

Актуализирован способ сравнения групп предметов по количеству с помощью составления пар, умение распознавать и называть форму геометрических фигур. Закреплено умение использовать соответствующий знак для обозначения «равенства» - «неравенства»

2.2

Этап ознакомления с новым материалом.

Ознакомление с новым материалом.

Дидактическая игра «Что будет, если…»

Воспитатель задает вопросы: «Что нужно делать, когда что-то не знаешь, но хочешь узнать? Как интереснее? Давайте попробуем?»
Воспитатель предлагает детям сосчитать, сколько прямоугольников осталось без пары.
Задает вопросы: «Что будет, если эти 2 прямоугольника убрать? Значит, на сколько прямоугольников больше, чем овалов? А на сколько овалов меньше, чем прямоугольников?»
Делает вывод: чтобы узнать, на сколько больше или меньше, нужно составить пары и посмотреть, сколько предметов осталось без пары.
Воспитатель обводит прямоугольники, которым хватило пары, красной линией. Задает вопрос: «Что надо сделать, чтобы членов команды было поровну?»
Воспитатель хвалит детей за то, что они смогли помочь прямоугольникам и овалам принять участие в соревнованиях

Метод рассказа

Дети участвуют в диалоге с воспитателем

Дети формулируют способы открытия нового знания: спросить у того, кто знает, у взрослого или придумать самим.
Дети отвечают на вопросы воспитателя, говорят, что 2 прямоугольника остались без пары; если убрать эти прямоугольники, то членов команды будет поровну, прямоугольников больше, чем овалов на 2, а овалов меньше, чем прямоугольников тоже на 2.
Дети повторяют способы уравнивания групп предметов: пригласить 2 овала, убрать 2 прямоугольника или 1 прямоугольник

 поместить в команду овалов.

Получить новые умения  - играть в новую игру

Сформированы представления о том, что оставшиеся без пары предметы показывают, на сколько одних предметов больше, чем других.
Сформирован опыт самостоятельного преодоления затруднения.

2.3

Этап практического решения проблемы

Практическое применение полученных знаний

Воспитатель предлагает детям самим поучаствовать в соревнованиях. Просит разделиться на 2 команды по какому – либо признаку.
Воспитатель задает вопросы: «Как узнать, поровну ли мальчиков и девочек? Кого больше? Как вы догадались? Как уравнять количество членов в командах?»
Воспитатель предлагает детям построиться по росту. Выигрывает та команда, которая сделает это быстрее.

Дети принимают активное участие в диалоге

Дети делятся на две команды: мальчики девочки.
Дети строятся парами. Выясняют, что девочек больше, проговаривают способы уравнивания количества (добавить, убрать, перевести из одной команды в другую). Выбирают третий способ и переводят одну девочку в команду мальчиков
Дети в командах строятся по росту (при необходимости одна команда помогает другой)

Непосредственная игра

Участие в игре, анализ собственных возможностей

Развитие мышления, логики рассуждения, интеграция знаний из различных областей

3.

Заключительный этап.

Подведение итога занятия.

Восстановить в памяти детей то, что они делали и

узнали в процессе занятия, создать ситуацию успеха.

Дети собираются около воспитателя:

Игра  «Сделай, как я»

-Ребята я попрошу всех встать   в шеренгу. Я буду выполняет определенные упражнения, а вы  постарайтесь  воспроизвести все в точности.

А теперь выберем другого ведущего.

Игра-рефлексия “Волшебный круг”

Реята, садитесь в круг. Посмотрите, что у меня в руках? Да, вы правы. Сейчас   я предлагаю вам вспомнить чем мы сегодня занимали, каки задания были в нашей олимпиаде, все ли нам удалось.

Спасибо, ребята, сегодня мнне очень понравилась ваша работа.

Беседа с детьми

Обобщение

Рефлексия

Дети играют

Факел, Олимпийский огонь.

Дети высказыватся по очереди передавая друг-другу факел.

Подведение итога занятия

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная ситуация по разделу «Развитие математических представлений» в средней группе по программе «Детство». Тема «Магазин».

Учить различать понятия «утро, день, вечер, ночь». Освоение приёмов мнемотехники. Развивать умения выявлять и абстрагировать свойства. Развивать умения рассуждать, аргументировать свой выбор. Ра...

Конспект образовательной ситуации по реализации образовательной области «Познание» по разделу: «Математическое развитие» на тему: «Геометрические фигуры» в подготовительной к школе группе с использованием технологии проблемно-диалогового обучения.

Программное содержание:  Закрепить знания детей о геометрических фигурах и их свойствах. Упражнять детей в определение геометрических фигур на основе словесного описания и зрительного ...

Конспект ОД во второй младшей группе по математическому развитию Образовательная ситуация: «Математическое путешествие».

Конспект ОД во второй младшей группепо математическому развитиюОбразовательная ситуация: «Математическое путешествие»....

Перспективно-тематический план образовательной ситуации: Математическое и сенсорное развитие

Перспективно-тематический план образовательной ситуации: Математическое и сенсорное развитие...

Конспект образовательной деятельности по математическому развитию во II младшей группе Образовательная ситуация: «– мало – много». Подготовила: воспитатель Шашкова С.Г. МАДОУ ЦРР –д/с №14 г. Кропоткин

Конспект образовательной деятельностипо математическому развитию во II младшей группеОбразовательная ситуация: «– мало – много». Подготовила:воспитатель Шашков...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по формированию математических представлений «Математическая Олимпиада» в подготовительной группе

Конспект  Непосредственной образовательной деятельности            по формированию математических представлений    «Математическа...