Логические задачи в ДОО
консультация по математике (старшая группа)
Различные загадки на логику способствуют активизации мыслительного процесса, побуждают думать, рассуждать, анализировать, делать собственные умозаключения. Расшифровка каждой задачи — это возможность развивать смекалку и усидчивость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primery_logicheskih_zadach.docx | 118.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Задания каких типов нравятся детям:
Дети дошкольного возраста предпочитают решать головоломки с набором красочных картин, аппликаций, с продуманной системой мотивации (если правильно отгадал, то открывается новая фишка или слово).
Для каждого возраста задачи разделены по степени сложности, наличию цветового окраса, с одним ответом или несколькими. Задания могут быть однотипные, как череда дополняющих головоломок, или же содержать разный логический подтекст.
Популярные варианты:
- поиск второй половинки;
- установление соответствия — правда или ложь;
- сложение геометрических фигур;
- простые алгоритмы;
- задачи на пространственное мышление;
- вопрос на логику и смекалку;
- задания на взвешивание и переливание.
Также это могут быть шахматные турниры, логические нестандартные задания и текстовые головоломки.
Поиск лишнего предмета
Занимательная игра для дошкольников в картинках предполагает выбор лишнего предмета или слова.
Задача 1
Нарисовано: диван, шкаф, лампа, стол. Нужно определить, какой признак объединяет предметы и почему один из представленных объектов лишний.
Ответ: лампа, т. к. она используется для декора интерьер, другие же предметы относятся к мебели.
Аналогичные варианты:
- волк, лиса, кот, медведь;
- лето, утро, зима, весна;
- малина, брусника, калина, слива;
- грузовик, велосипед, машина, скутер.
Задача 2: «четвертый лишний».
Изображено 4 фигуры: квадрат, треугольник, ромб и круг. Нужно выбрать лишнюю.
Ответ: круг, т. к. остальные фигуры имеют углы.
Простые загадки на логику
Вариантов логических задач для дошкольного и школьного возраста множество.
Популярные:
- На грядке сидят 5 сорок. К ним прилетели еще 3. Кот подкрался и схватил одну сороку. Сколько птиц осталось сидеть на грядке? (Ответ: все улетели)
- Когда цапля стоит на одной ноге, то весит 5 кг. Сколько она будет весить, если встанет на обе ноги? (Вес не изменится)
- На столе лежало 5 яблок. Одно разрезали на 4 части. Сколько яблок осталось? (5)
- На столе стояло 3 стакана. Ваня подошел и выпил из одного. Сколько стаканов осталось? (3)
- Шапка без головы, а нога без сапога — что это? (Гриб)
- Под каким деревом прячется заяц в дождь? (Под мокрым)
- Шел человек в лес, а навстречу ему 2 знакомых. Сколько человек пошло в лес? (Один, другие пошли в противоположную сторону)
- Разрезали батон на 3 части. Сколько разрезов сделали? (2)
- Если белый платок опустить в Красное море, то каким он будет? (Мокрым)
- У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (Круг, овал)
- Шел турист к озеру, дошел до перекрестка, где было указано четыре пути: направо, налево, к озеру и обратно. Там сидели двое парней, один из них говорил всегда правду, а другой обманывал. На все поставленные вопросы они отвечали «да» либо «нет». Туристу было сложно понять, кто же говорит правду. И тут он что-то сказал одному из парней, по ответу которого узнал, какая дорога ведет к озеру. Что это были за слова? (Эта дорога ведет к озеру?)
Такие загадки открывают ребенку неопознанный мир, тренируют произвольное внимание, развивают сообразительность. Решать подобные задачи весело.
Поиск закономерности
Задачи на поиск закономерностей учат сравнивать, рассуждать, классифицировать, делать собственные выводы и фантазировать.
Примеры задач по математике:
- восстановить закономерность — 0,10,110….11110 (1110);
- продолжить цифровой ряд: 23, 23, 21, 25, 19, 27 (17 и 29 — на 2 меньше и на 2 больше).
Также могут быть задачи с выбором представленных вариантов ответа, из которых нужно найти верный результат.
Например, продолжить ряд чисел: 29, 28, 26, 23.
Варианты ответов:
- 20, 17, 14…
- 19, 14, 8…
- 26, 28, 29…
- 16, 10, 4…
Важно установить соответствие с закономерностью.
Еще одна задача:
3 | 12 | 6 |
4 | 16 | 8 |
5 | 20 |
Нужно вписать в поле ответ. Результат: 10.
Арифметические ребусы
Цифровые, арифметические, буквенные, математические ребусы — занимательная игра для детей от 5 лет. Разгадывание шифров способствует развитию внимания, усидчивости, целеустремленности у ребенка. Это путь к получению новых знаний.
Даже простые задачи на сложение и вычитание тренируют логику и развивают скорость мышления.
На картинке изображено: 3 (круг) 1 (квадрат) 2 (круг) 3 = 5. Задание: какой знак спрятан в круге? Ответ: 3+1-2+3=5
При решении арифметических ребусов важно уметь вести нить логических умозаключений и осуществлять арифметические действия.
Пространственное мышление
Игры и тесты на пространственное мышление рассчитаны на детей старше 4-5 лет. Такие задачи учат ребенка распознавать предметы в пространстве, определять их размер в зависимости от расположения к наблюдателю, вычислять ориентированность объектов по их направлению, находить объемные/плоские фигуры.
Варианты задач:
- Справа-слева. На картинке расположены рыбки, нужно раскрасить только те, которые плывут налево, а также посчитать их.
- Расставь правильно. Дать ребенку различные предметы и предложить расставить их по указаниям: ближе, дальше, вперед, назад, влево, вправо.
- Рисунок на спине. Рисовать на спине у ребенка различные предметы (рукой), а после спросить, что изображено.
- Мешок. Сложить в непрозрачный пакет различные фигурки и попросить ребенка на ощупь угадать, что там лежит.
- Самодельные кубики. Дать ребенку склеить кубики из готовых выкроек на бланках, а после сложить геометрическую фигуру.
- Кубик. Складывать каждую стенку фигуры по цветам, предварительно смешав их.
- Окно. На предложенных картинках ребенок ищет правильный вариант: вид окна изнутри, глядя при этом на дом снаружи.
- Распечатать и играть. Предлагается макет самолета, где каждая часть представлена в двух вариантах — вид сбоку и сверху. Нужно правильно собрать и раскрасить поделку.
Рекомендуется играть с ребенком в шашки, шахматы, домино, предлагая различные комбинации и требуя от него нестандартные варианты решения.
Упражнения на логику можно практиковать с 2 лет. Это отличный способ создать индивидуальный стиль мышления, активизировать воображение, раскрыть потенциал личности.
Задача родителей — помочь ребенку освоить азы, сделать процесс поиска решения легким, веселым, интересным и захватывающим, развивая гармоничную и целеустремленную личность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские логические задачи в стихотворной форме как способ развития логического мышления и счетных навыков у детей
Материал поможет формировать и развивать у детей первые математические представления и определенные операции логического мышления. Он содержит стихотвор...
Решение логических задач – один из приемов развития у детей логического мышления
В статье излагается материал из опыта работы по обучению детей решению логических задач...
Непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе. Тема: «Число 20, решение примеров, задачи, логические задачи, объемные фигуры».
закрепить знания детей о соседях чисел, предыдущем и последующем числе;развивать внимательность и закрепить названия объемных фигур;познакомить с образованием числа 20 и с новой счетной единицей...
Презентация "Учимся мыслить логично". Цель работы - развить логическое мышление дошкольников. Данные логические задачи доступны детям 4-7 лет.
В основу данной презентации положено пособие «Учимся мыслить логично» автора Зак А.З., психолога, который много лет изучает мышление детей....
Логические задачи, задачи-шутки, задания на сообразительность для старших дошкольников.
Дорогие мамы и папы предлагаю вам подборку логических задач. Они помогут вам развить в ребенке любознательность и вместе с пользой провести время. Желаю успехов!...
Логические задачи, задачи по математике.
Логические задачки...
Сборник "Задачи в стихах. Логические задачи"
В сборнике собраны за математические задачи для использования их на занятиях и в совместной деятельости по формированию элементарных математических представлений....