Занимательная математика.
статья по математике (средняя группа)
«Приохотить ученика к учению - гораздо более достойная задача учителя, чем приневолить его». К. Д. Ушинский
Математика всегда остается для учеников трудным предметом в шко-ле. А как же дошкольники? Они не знают, что математика трудная дисци-плина. И никогда не должны узнать об этом. Наша задача, как педагогов, дать ребенку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное - познать радость при преодолении трудности.
В словаре 5-6 летних детей наиболее часто употребляемое слово, «по-чему». С этого слова начинается открытие мира. Дошкольника можно сравнить с исследователем, первооткрывателем. Привычные для взрослого вещи, понятые ему и обыденные для него явления в глазах ребенка явля-ются значительным и заманчивым. Оберегая ребенка от необходимости осмысливать окружающий мир,мы наносим непоправимый ущерб: спо-собствуем развитию у них интеллектуальной пассивности. Взрослые порой поражаются, как быстро ребенок усваивает довольно сложные математи-ческие представления: легко запоминает трехзначный номер автобуса, двузначный номер квартиры, ориентируется в «нулях» на денежных ку-пюрах, умеет называть числительные по порядку в пределах 100, 1000, 10000. Но ответить на элементарный вопрос, дети затрудняются.
Содержание элементарных математических представлений, которые усваивают дети дошкольного возраста, вытекает из основ самой науки, ее первоначальных, основополагающих понятий. А вот обучать всем этим премудростям можно по-разному.
Познавательная деятельность организуется с учетом индивидуального темпа продвижения ребенка. В дошкольном возрасте у ребенка создается круг представлений «обо всем понемногу» на понятном ему уровне. Сфера деятельности постепенно расширяется, информационный багаж пополня-ется. Занятия, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми легче, чем те, которые сопряжены долгими «бездушными» упраж-нениями. При этом важно использовать игры так, чтобы сохранялись эле-менты познавательного, учебного и игрового общения. Однако эффектив-ным это средство становится в том случае, если применяется «в нужном месте, в нужное время и в необходимых дозах». Самые сложные вещи можно преподнести ребенку в такой увлекательной форме, что он будет просить еще и еще.
Существует очень много математических игр. С их помощью уточня-ются и закрепляются представления детей о числах, об отношении между ними, о геометрических фигурах, о временных и пространственных отно-шениях. Игры так же способствуют развитию наблюдательности, внима-ния, памяти, мышления, речи. Они могут видоизменяться по мере услож-нения программного содержания, а использование наглядного материала позволяет не только разнообразить игру, но и сделать ее привлекательной для детей.
При обучении математике хорошо использовать не только настольные игры, но и словесные.Например: «Наоборот», «Летает-не летает», «Быва-ет-не бывает», «Назови числа больше (меньше) этого», «Кто знает, пусть дальше считает», «Посмотри вокруг», «Что далеко, что близко» и другие.
А вот игра «Да или нет» дает возможность выполнить очень много разнообразных заданий.Правила игры таковы: ведущий задает вопрос, на который можно ответить только «да» или «нет». В игре используются во-просы-ловушки,на которых нельзя ответить утвердительно или отрица-тельно: в этом случае играющий может промолчать.
Например: Пять груш больше, чем пять яблок? У стола могут быть три ножки? У чайника могут быть два носика? У рубашки три рукава? У моркови один корешок? У петуха две ноги? У Чупа-Чупс од-на ножка? У гитары семи клавиш? Сколько пальцев на руке? У курицы два хвоста? У кота Матроскина две коровы? Дождик может быть без грома? Бывает небо под ногами? Какая фигура с тремя углами? Земля круглая? Можно левой рукой достать правое ухо? В темных оч-ках два стекла? Сколько голов у трех котов? Десять- это один или де-сяток? У пятиугольника шесть углов? Есть числа больше ста? Солн-це встает днем? Неделя начинается со вторника? Может быть семь пятниц на неделе? Один больше, чем много? Может мама иметь двух сыновей? Как называет бабушка дочку своей дочери? Что защищает от дождя? Вы знаете, Степашку? У восьми собак восемь хвостов? Можно зимой ходить в трусах? Летом на лыжах кататься? Без тру-да вынешь рыбку из пруда? Можно играть на барабане кулаком? Можно пить из пустой чашки? Может быть у клоуна грустный вид? Вы можете спеть сразу две песни? У большого льва четыре лапы? А сколько лап у маленького львенка? На чем спала Принцесса-на-горошине? Ноль меньше пяти? Градусником измеряют расстояние? Кошка может быть меньше мышки? Бегемот тоньше, чем змея? Ру-чей шире речки? Роза цветет летом? Сколько лап медведь в берлоге сосет? В группе одно окно? У тебя два уха? А сколько левых ног? Ты сегодня ехал на троллейбусе? и т. д.
В результате математического образования дошкольники не только совершенствуют счетную и измерительную деятельность, получают эле-ментарные математические представления, но и становятся сообразитель-нее, увереннее в рассуждениях, в комбинации различных способов реше-нии нестандартных задач. Задачи на сообразительность, задачи-шутки, за-дачи-ловушки используются не для развлечения, но в большей степени для обучения. Они развивают гибкость ума, дают возможность упражняться в применении своих знаний. Выполнение таких задач требуют смекалки, внимания, воображения.
Вот несколько примеров: В реке плавали пять щук. Они нырнули за мелкими рыбками в глубину. Сколько щук плавают в реке? (Пять щук, только они нырнули в глубину)
Четыре мальчика и один дворник расчистили по одной дорожке в саду. Сколько дорожек расчистили мальчики? 9Четыре дорожки)
У Славы одна сестра и два брата. У Тани две сестры и один брат. Сколько детей в каждой семье? (По четыре ребенка в каждой семье)
В доме четыре этажа. На каком этаже живет Аня, если ее сосе-дом сверху является Петя, снизу- Вера, а на последнем четвертом, этаже живет Вася? (на втором)
Гусеница за час проползла расстояние, равное пяти Мишиным шагам. Какое расстояние гусеница проползет за два часа? (расстояние равное 10 Мишиным шагам) и т. д.
«Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре раз-виваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива» - так писала выдающийся советский педагог Н. К. Крупская.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Занимательная математика" (конспект занятия по математике в средней группе)
занятие по математике для следней группы детского сада...
Конспект НОД по математике «Занимательная математика» в старшей группе
Конспект НОД по математике «Занимательная математика» в старшей группеПрограммные задачи:-- закреплять у детей навык ориентировки в тетради по клеточкам;-- продолжать учить детей составлять и решать а...
Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе «Занимательная математика»
Математика...
"Занимательная математика" (конспект занятия по математике в средней группе)
Задачи: закрепить умение детей считать до 5; формировать представление о равенстве и неравенстве 2-х групп предметов на основе счета; закрепить умение различать шар, куб, цилиндр; закрепить умение раз...
Занятие по математике "Занимательная математика"
Конспект итогового занятия по математике в подготовительной группе...
Занятие по математике в старшей группе "Занимательная математика"
Итоговое занятие по математике для старшей группы....
Лэпбук по использованию занимательного математического материала в развитии познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста « Занимательная математика»
« Занимательная математика»Cоздание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежит...