Мастер-класс для педагогов "Логические блоки Дьенеша"
материал по математике
Данный материал предназначен для ознакомления педагогов с вариантами применения блоков Дьенеша на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_bloki_denesha.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию
Администрации Городского округа Подольск
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 13 «Золотая рыбка»
Мастер-класс для педагогов
«Логические блоки Дьенеша»
Подготовила:
воспитатель
МАДОУ детского сада комбинированного вида
№ 13 «Золотая рыбка»
Пистунова Оксана Васильевна
2018г.
Тема: Ознакомление педагогов с дидактическим материалом «Логические Блоки Дьенеша».
Цель: Продемонстрировать использование в играх с дошкольниками логических блоков Дьенеша по математическому развитию дошкольников.
Задачи:
1. Донести до осознания педагогов необходимость работать с блоками Дьенеша.
2. Познакомить с вариантами применения данного дидактического материала на практике.
3. Создать предпосылки для профессионального совершенствования воспитателей.
Материал: блоки Дьенеша, игрушки медведь и заяц, схемы, символы свойств, 4 обруча, презентация, методическая литература.
Ход мастер-класса:
Уважаемые коллеги! Умение верно улавливать причинно-следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия успеха в профессиональной и личностной сфере, а значит, развитие логического математического мышления – залог будущей жизненной успешности наших детей. Для решения этой задачи как нельзя лучше подходят блоки Дьенеша, всемирно-известного венгерского профессора, математика, специалиста по психологии, создателя прогрессивной авторской методики обучения детей – «Новая математика»..
Использование в совместной деятельности педагога и дошкольников логических блоков Дьенеша имеет большое значение для всестороннего развития детей:
- Блоки Дьенеша знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине.
- Блоки Дьенеша способствуют развитию у малышей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.
- Блоки Дьенеша помогают развить у дошкольников умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам.
- Блоки Дьенеша дают детям первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции.
- Блоки Дьенеша способствуют развитию речи: малыши строят фразы с союзами "и", "или", частицей "не" и т.д.
- Блоки Дьенеша помогают развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, воображение и интеллект.
- Блоки Дьенеша развивают творческое воображение и учат детей креативно мыслить.
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя свойствами – цветом, формой, величиной и толщиной.
Сегодня я познакомлю вас с некоторыми методами работы с логическими блоками и предлагаю вам работать командами.
Работу с блоками Дьенеша следует начинать с младшей группы.
Для начала предлагаются самые простые игры, цель которых освоение свойств, освоение таких выражений, как «Такой же», «Не такой». Давайте представим, что вы дети 3-4 лет.
1. Покажите блок такого же цвета как этот.
2. Найди блок такой же формы .
3. Усложняем задание: Найди такой же блок по цвету и форме.
4. Найди не такой блок по цвету; по форме; по цвету и форме.
5. Более сложный вариант: Найди такой же как этот по цвету и форме, но другого размера.
6. Можно использовать и задания с игрушкам. Предлагаем детям разделить, чтобы у Мишки все фигуры были красные, у зайца –желтые и т. д. В конце игры дети должны ответить на вопрос: «Какие фигурки у Мишки?», «Какие фигуры у зайца?» и т. д.
7. В этом же возрасте начинается работа по схемам. Предлагаются самые легкие.
Вот мы с вами разобрали несколько игр для детей младшей группы.
Теперь представим, что вы дети 4-5 лет, т. е. средняя группа.
В данном возрасте дети знакомятся с символами свойств. И глядя на модель, выполняют задание: покажи фигуру такую же по цвету.
Усложняем: Покажи такую же фигуру по цвету и форме; по цвету, форме и размеру.
Знакомятся с понятием «НЕ». Покажи фигуру по моделям (используется модель с «НЕ»).
Усложняется работа по схемам по стрелочкам. Постройте цепочку
по схеме.
В этом возрасте дети, кроме работы по готовым схемам, должны
работать по указанию педагога. Например, игра «Цепочка»: постройте цепочку, чтобы рядом не было блоков одинаковой формы.
Цель: ребенок должен построить цепочку как можно длиннее.
В этом возрасте ребенок манипулирует двумя свойствами: например, Чебурашка не любит красные игрушки и не хочет играть с круглыми. Какую он возьмет?
Коллеги, мы с вами разобрали игры с младшими и средними дошкольниками, а как вы думаете, какие игры можно проводить с детьми старшего возраста?
Для детей старшей и подготовительной группы все задания усложняются. Самое главное, что в этом возрасте дети должны выполнять игровую задачу быстро и качественно. А также ребенок в этом возрасте уже умеет описать свойства любого блока с противоположной стороны. Например: Что можно рассказать о желтом прямоугольнике? (ответы присутствующих). Ответ: он не красный, не синий, не круглый, не треугольный, не квадратный, не толстый, не маленький. Что можно сказать о красном треугольнике?
А сейчас я вам предлагаю, немного подвигаться. Проведем подвижную игру с блоками Дьенеша. «Посадим красивую клумбу»
Материал: набор блоков Дьенеша, 4 обруча нейтрального цвета, карточки с обозначениями признаков фигур и отрицанием признаков.
Ход игры: В одном обруче размещаются 24 фигуры блоков Дьенеша – это рассада. На другом краю зала размещаются три обруча так, чтобы они пересекали друг друга. В каждый обруч кладется карточка с обозначением признака: цвет, форма, величина, Дети берут по одному блоку и «сажают в ту «клумбу», карточка на которой соответствует признаку этого блока, если у блока совпадают два признака, то его помещают в пересечение 2 обручей, а если совпали все три признака, то в пересечение 3 обручей. Если же фигура не соответствует ни одному признаку, то её помещают вне обручей. За каждый правильно размещенный блок ребенок получает очко, выигрывает тот, кто наберет больше очков.
Вот и посмотрели мы с вами работу с логическими блоками Дьенеша. А теперь я предлагаю поделиться на две команды и использовать полученные знания на практике. (Устраивается соревнование с использованием игр из приложения № 1).
Скажите мне пожалуйста, где мы можем использовать эти блоки, в каких играх?
1) В подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов).
2) Как настольно-печатные игры (Изготовление карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломка»).
3) В сюжетно-ролевых играх: «Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товарах обозначаются кодовыми карточками).
«Почта» (адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике – кодовыми карточками, аналогично:
«Поезд» (билеты, места).
Вариативность игр и блоков обеспечивает возможность использовать их практически в любой режимный момент. А так же позволяет реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий.
Рефлексия: Какие трудности вы испытали выполняя задания? Игры с логическими блоками у детей вызывают живой интерес. А вам интересно было играть? А как вы считаете, какими мыслительными операциями овладевают дети в подобных играх? Так незаметно, в игре дети овладевают и сложными мыслительными операциями и получают знания элементарных математических представлений. Методика Дьенеша на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению более сложных логических задач, возбуждает у ребенка живой интерес к обучению, расширяет его словарный запас и способствует интеллектуальному развитию ребенка
Литература
1. А.А.Столяр «Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет», М., Просвещение, 1991 г.
2.«Давайте вместе поиграем» Комплект игр с блоками Дьенеша. (Под ред. Б.б.Финкельштейн. Санкт-Петербург. ООО «Корвет» 2001 год).
3.Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая «Логика и математика для дошкольников», СПб, М., Акцидент, 1997 г.
4. .«Логические блоки Дьенеша». Развивающая игра для детей в возрасте от 3 до 7лет. ООО «Корвет» Россия, Санкт-Петербург.
5. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. «Развитие логического мышления детей», Ярославль, «Академия развития», 1996
6. М.Фидлер «Математика уже в детском саду», М., "Просвещение», 1991г
7.Альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких»
8.google.ru
Приложение № 1
Логические игры с использованием блоков Дьенеша
- Выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, потом одна исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами.
- Все фигуры складываются в мешок. Необходимо на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).
- Все фигуры снова складываются в мешок. Желающий достает одну из них из мешка и характеризует по одному или нескольким признакам либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка. Команда должна догадаться – какая это фигура.
- Выкладываются три фигуры. Нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (цвет, форма, размер или толщина).
- Надо найти все фигуры, не такие, как эта по цвету (размеру, форме, толщине).
- Надо найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.
- Следует продолжить цепочку, чередуя детали по цвету: красная, желтая, красная, желтая (по форме, размеру и толщине).
- Надо выложить фигуры так, чтобы последующая отличалась от предыдущей одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.
- Надо выложить цепочку, чтобы рядом не было фигур, одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и т.д.).
- Надо выложить цепочку, чтобы рядом были одинаковые по размеру, но разные по форме фигуры и т.д.
- Надо выложить цепочку, чтобы рядом оказались фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
- Каждому блоку нужно найти пару, например: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д.
- Перед участниками выкладывают восемь блоков, под одним из них прячут «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Участникам надо задавать наводящие вопросы, а отвечать можно только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком?» – «Нет», «Под красным?» – «Нет» (ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину). Затем клад прячет желающий, а остальные задают наводящие вопросы.
- По аналогии с предыдущей игрой в коробку можно спрятать одну из фигур, желающий будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что лежит в коробке.
- С одной стороны выкладывается три фигуры, с другой четыре. Где блоков больше и как их уравнять?
- Выкладываем в ряд пять –шесть любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера).
- Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами, нужно подобрать недостающие блоки.
- Из блоков можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по теме "Логические блоки Дьенеша"
Дидактические игры с использованием блоков Дьенеша...
МАСТЕР – КЛАСС ПО ТЕМЕ: «Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»
Конспект мастер - класса...
Мастер-класс на тему: «Логические блоки Дьенеша в развитии интеллектуальных способностей дошкольников»
Здесь представлен мастер-класс по повышению профессионального мастерства педагогов.Задачами мастер-класса являются донесение до сознания педагогов необходимости работать с блоками Дье...
Мастер класс для воспитателей логические блоки Дьенеша
Задачи мастер–класса:1. Сформировать у педагогов – участников мастер-класса представление об игровой технологии.2. Познакомить участников мастер-класса с применением развивающих игр ...
Мастер – класс для родителей «Логические блоки Дьенеша».
Цель: ознакомление родителей с логическими блоками «Дьенеша» и их использовании в развитии детей дошкольного возраста.Задачи:Способствовать повышению педагогической грамотности родит...
Мастер класс для родителей Логические блоки Дьенеша
Мастер класс для родителей Логические блоки Дьенеша...
Мастер - класс для воспитателей ДОУ "Блоки Дьенеша в работе с детьми"
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных способностей, которые позволят ему легко усваивать новое. В решении этой задачи поможет ...