Конспект НОД по ФЭМП с использованием ТРИЗ технологии "Наш друг - домовенок".
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Сычева Елена Васильевна

Закрепление математических знаний, умений, навыков, расширение математического кругозора посредством игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ФЭМП с использованием ТРИЗ технологии в подготовительной группе «Наш друг — домовенок».

Цель: Закрепление математических знаний, умений, навыков, расширение математического кругозора посредством игр.

Задачи:

  • Совершенствовать умения составлять число 10 из двух меньших единиц, раскладывать его на два меньших числа, закреплять умения определять предыдущее и последующее число, пропущенное к названному или обозначенному цифрой в пределах 10.
  • Совершенствовать умения измерять величину с помощью условной меры. Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания. Развивать связную речь, моторику, память, воображение; способствовать формированию мыслительных операций, умение аргументировать свои высказывания.
  • Совершенствовать умения различать и называть знакомые геометрические фигуры.
  • Воспитывать самостоятельность, дружеские взаимоотношения; развивать умение действовать в экстренных ситуациях, воспитывать интерес к математике.

Оборудование: мяч, письма с заданиями, елочка, украшенная геометрическими фигурами; карточки с цифрами, сыпучие изделия, 2 миски, стакан, линейка, ложечка, веревочка, карточки с цифрами, коврик, простой карандаш, условная мерка, счетные палочки на каждого ребенка, игрушка домовенок, пирожки.

Организационный момент:

Воспитатель:

Доброе утро ребята!

Слушайте внимательно!

Вы к занятию все готовы?

Здравствуй математика!

Воспитатель: Ребята, сегодня я получила посылку, которая адресована вам. Хотите узнать, что в ней? (воспитатель открывает посылку). В посылке лежат открытки с заданиями и письмо.

Воспитатель: Вы догадались, кто прислал вам посылку? Я вам загадаю загадку, и вы сразу догадаетесь кто это.

Загадка:

 Он живет под печкой, 

В ночь выходит на крылечко

Днем он мелкий как букашка

А вообще очаровашка.                                                                                                               Носит круглые очки     

Вяжет теплые носки

За печной живет трубой

Добродушный он такой (кто же это).

Дети: Домовенок.

Воспитатель читает письмо:

«Здравствуйте ребята, я уже был у вас в гостях, и мы с вами познакомились, я узнал какие вы воспитанные, вежливые, аккуратные, трудолюбивые дети. А еще я узнал, что вы очень любите математику и оказалось, что это одно из моих любимых увлечений, но с некоторыми заданиями у меня возникли трудности, не могли бы вы мне помочь решить их».

Воспитатель: Ну что ребята поможем решить эти задания?

Дети: Да.

I Часть. Повторение и закрепление изученного.

Игровое упражнение «Назови число».

«Мы собрались поиграть,

Ну, кому же начинать

1, 2, 3 начинаешь - ты».

Дети стоят в кругу, в руках мяч. Воспитатель предлагает посчитать до 15 и обратно (от 10 до 1). Воспитатель уточняет, что такое прямой счет и обратный. Далее спрашивает, какое число называется предыдущим, и какое последующее. Воспитатель бросает мяч детям и просит назвать предыдущие числа (1-3, 5-8, 8-10).

Воспитатель предлагает детям сесть за столы.

II Часть. Игровое упражнение «Телефоны экстренной помощи». (Детям раздаются карточки с цифрами).

1.Загорелся кошкин дом:

Пламя. Искры. Дым столбом.

Мяу, мяу – из окошка.

- Помогите, - просит кошка.

Позвонить при виде

Дыма «01» необходимо.

Воспитатель предлагает детям показать цифрами номер телефона пожарной службы. Дети выполняют задание.

      2.Если вы в беду попали

Телефон «02» набрали.

К вам полиция приедет

Всем поможет

Всех спасет.

Дети выкладывают номер телефона полиции.

3.Если мама заболеет

Не волнуйся и не плачь

Если что-нибудь случится,

Помощь скорая примчится.

Дети показывают номер телефона скорой помощи.

III Часть. Игровое упражнение учимся измерять. На столе лежат 6 кубиков и банка с рисом.

Воспитатель: «Как узнать, сколько здесь кубиков?                                                                                                                                   Дети: (Посчитать).

Воспитатель: Как узнать, сколько риса в банке? Выслушиваются ответы детей, воспитатель подводит их к выводу, что пересчитывать зернышки очень долго: «Можно измерить крупу в банке. Чем можно измерить количество крупы?». После ответов детей выкладывает на стол ложку, стакан, линейку, шнурок и спрашивает: «Чем удобней измерить крупу?» (стаканом или ложкой). То, чем мы, что-то измеряем, называется условной мерой. Воспитатель предлагает измерить крупу при помощи стакана, показывая приемы измерения. Она насыпает полный стакан крупы, обращая внимание на то, что крупа насыпана до краев стакана и пересыпает в миску. Ребенок ставит на стол кубик. По окончании измерения дети считают кубики и называют количество. Воспитатель уточняет: «Количество кубиков и показывает, сколько стаканов риса в банке».

IV часть. Повторение пройденного материала

Детям предлагается измерить длину коврика, с помощью короткой полоски. Предварительно воспитатель уточняет правила измерения: «Начинаем от начала коврика, конец меры зажимаем пальчиком и ставим метку (черточку) карандашом». В ходе измерения воспитатель использует слова: мерили, измерили, мера и как называется эта мера (условная мера).

Физкультминутка «Любопытная варвара»

Любопытная варвара

Смотрит влево, смотрит вправо (повороты вправо, влево,

Смотрит вверх (поднимают голову верх,

Смотрит вниз (опускают голову вниз,

Чуть присела на карниз (приседают,

А потом упала вниз (имитируют движение, как она упала).

Игровое упражнение «Выложи фигуру.»

Воспитатель предлагает детям отсчитать 6 счетных палочек и выложить из них домик. Предлагает отсчитать 5 счетных палочек, чтобы получилось 2 треугольников. Далее воспитатель предлагает отсчитать 7 счетных палочек и выложить 2 квадрата (развитие смекалки).

Игровое упражнение «Елочки»

Воспитатель обращает внимание, что домовенок пришел к ним не с пустыми руками, он принес для вас ёлочку, ведь скоро новый год. Посмотрите, как необычно украшена ёлочка - геометрическими фигурами».

Воспитатель: - Назовите все геометрические фигуры, которые вы увидели на елочке. Ответ детей.

  • Сколько треугольников на елочке и какого они цвета? Дети кладут на стол карточку с цифрой 8.
  • Сколько кругов на елочке? Дети кладут на стол карточку с цифрой 5. Сравнивают количество фигур (дети кладут нужный знак,).
  • Сколько квадратов и какого они цвета (4?
  • Сколько овалов и какого они цвета (7? Сравните (4 и 7 или 7 и 4).
  • Сколько ромбов и какого они цвета (3?
  • Сколько прямоугольников и какого они цвета (3). Сравните их (3=3).

Воспитатель: «Молодцы много знаете, отлично справились с заданием.

Игровое упражнение «Разложи правильно».

Воспитатель: «Домовенок прислал 10 пирожков (круги)» и предлагает их разложить на 2 тарелочки. Вместе с детьми обсуждает, как разложить число 10 на 2 меньших числа, и записывает возможные варианты при помощи цифр (9 и 1, 8 и 2, 7 и 3, 6 и 4, 5 и 5, 4 и 6, 3 и 7, 2 и 8, 1 и 9).

Игровая ситуация «Самый сообразительный». Дети показывают нужную цифру.

Воспитатель читает задачи:

  1. «Вот 8 зайчат по дорожке идут

За ними вдогонку 2 бегут

Так сколько же всего по дорожке лесной

Торопятся в школу зайчишек зимой»? (10)

  1. «Вот медведица идет

Медвежат своих ведет

Сколько здесь всего зверей

Сосчитай-ка поскорей» (3)

  1. «Под кустами у реки

Живут майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать

Ты их можешь сосчитать»? (4)

  1. «Вот хромой идет жучок,

Он ранил ножку о сучок,

Прежде на своих шести,

Очень быстро мог ползти.

На скольких ножках ползет жучок?» (5)

V часть. Итог занятия

Воспитатель: Понравилось ли вам занятие?

Какие задания вам понравились, а какие вызвали затруднение?

     Вы запомнили номера экстренных служб?

Раздается шуршание. Появляется домовенок: «Мне очень все понравилось. Я теперь знаю, что вы не только хорошо воспитанные дети, но и настоящие умники-разумники. Спасибо вам. До новых встреч!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс. Конспект НОД по ФЭМП с использованием ТРИЗ технологии в подготовительной группе по теме «Наш друг - домовенок»

Методика (НОД), которая использована на данном занятии, легко поможет детям усвоить материал, т.к. все задания представлены в виде игровых упражнений. Дети свободно общаются и перемещаются во время де...

Конспект НОД по ФЭМП с использованием ТРИЗ технологии в подготовительной группе по теме «Наш друг - домовенок»

Закрепление математических знаний, умений, навыков, расширение математического кругозора посредством игр....

Конспект открытого занятия в средней группе по ФЭМП с использованием ТРИЗ технологии на тему: "Стоит в поле теремок"

Дети принимают участие во всех играх с использованием ТРИЗ технологии, очень заинтересованы. Очень хорошо, что занятие построено в игровой форме, что вызывает у детей большее желание узнавать что-то н...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область «Познавательное развитие» (ФЭМП с использованием ТРИЗ технологии) Тема: «Поможем Мальвине» Возрастная группа старшая

Тема: «Поможем Мальвине»Образовательная область «Познавательное развитие» (ФЭМП с использованием ТРИЗ технологии)Программные задачи:Обучающие:- упражнять в прямом и обратном сч...

Конспект по ФЭМП С использованием ТРИЗ технологии в старшей группе.

Закрепление математических знаний, умений, навыков, расширение математического кругозора посредством игр...

Мастер класс. Конспект НОД по ФЭМП с использованием ТРИЗ технологии в подготовительной группе по теме «Наш друг - домовенок»

Закрепление математических знаний, умений, навыков, расширение математического кругозора посредством игр....