НОД в образовательной области познавательное развитие (ФЭМП) на тему «Путешествие в сказочную страну»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Конспект НОД  (ФЭМП) на тему "Путешествие в сказочную страну в подготовительной группе с использованием палочек Кюизинера

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 43 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Конспект непрерывной образовательной деятельности

в образовательной области познавательное развитие (ФЭМП)

на тему «Путешествие в сказочную страну»

в подготовительной к школе группе № 5

Составитель: Коршева Елена Ивановна.

2020 год.

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе с помощью палочек Кюизенера и Блоков Дьенеша.

Задачи.

Обучаюшие:

- закреплять умение устанавливать соотношение между цветной палочкой Кюизенера, числом и цифрой

- закреплять умение детей составлять число 8 из двух меньших чисел с использованием палочек Кюизенера;

- закреплять умение решать примеры на сложение и вычитание в пределах 7;

- закреплять пространственные представления, умение обозначать словами «между», «справа», «слева», «над», месторасположение палочек на листе бумаги;

- совершенствовать умение группировать предметы по нескольким свойствам: форма, цвет, размер, толщина (блоки Дьенеша).

Развивающие:

- развивать познавательный интерес, память, зрительное и слуховое внимание, логическое мышление, сообразительность через занимательные игры;

-  развивать способность декодировать информацию со знаком отрицания;

- развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;

- развивать коммуникативные навыки: выполнять задания в подгруппе сверстников, активно действовать в условиях простой проблемной ситуации.

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, трудолюбие и аккуратность при выполнении заданий.

- воспитывать навык культуры поведения и общения со сверстниками, проявлять доброжелательное отношение друг другу, взаимопомощь и взаимовыручку.

- поддерживать интерес воспитанников к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявлять настойчивость, целеустремлённость.

Технологии.

- Здоровье – сберегающие технологии: гимнастика для глаз, физминутка;

- технология проектирования: составление фигуры из палочек Кюзинера, составление дома из блоков Дьенеша по знакам – символам;

- информационно-коммуникационные: рассматривание таблицы трехэтажного дома;

 - личностно - ориентированные, игровые.

Методические приемы: проблемная ситуация, сюрпризный момент, художественное слово, игровые, наглядные приемы, физминутка, индивидуальная работа, вопросы.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Оснащение педагогического процесса:

Демонстрационный: магнитная доска, сюжетные иллюстрации и плоскостные цветные изображения персонажей по сказке, корзинка с письмом, плоскостные цветные палочки Кюзинера, плакат из 9 квадратов с изображением персонажей сказки, морфотаблица трехэтажного дома, 2 цветных обруча, карточки с примерами

Раздаточный: наборы палочек Кюзинера и блоков Дьенеша, листы в клетку со знаками: +, =, кодированные карточки на каждого ребенка со знаками – символами, плоскостные цветные палочки Кюзинера на каждого ребенка.

Ход непрерывной образовательной деятельности.

Организационный момент.

Дети входят в группу и здороваются.

«Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Ты мой друг и я твой друг.

Дружат все друзья вокруг».

Воспитатель:

- Улыбнитесь и подарите хорошее настроение друг другу и нашим гостям.

- С таким хорошим настроением я приглашаю в путешествие по сказке, а в какую сказку мы с вами попадем – вы узнаете, когда отгадаете загадку.

С этим хорошим настроением мы отправимся в путешествие.

- Хотите узнать куда?

Загадка.

Он в Италии родился,

Он своей семьёй гордился.

Он не просто мальчик - лук,

Он надёжный, верный друг.      

                                                   (Чипполино).

Звук колокольчика (открывается «дверь в сказку» - иллюстрация по сказке «Приключения Чипполино).

Воспитатель:

- Это большая и удивительная страна «Овощей и фруктов». Ребята, я вижу корзинку, а в ней послание от Чипполино: «Ребята, с нами приключилась беда. Меня и моих друзей посадили в подземелье замка. Нам могут помочь умные, находчивые и сообразительные дети, умеющие хорошо считать, решать примеры, сравнивать, рассуждать. А чтобы показать свои знания, вам нужно выполнить задания».

- Вы готовы помочь Чипполино и его друзьям?

Дети: да.

1-е задание – помочь Синьору Помидору погрузить овощи в вагончики.

Воспитатель:

- Это синьор Помидор (картинка синьора Помидора). Ему приказали привезти собранные на огороде овощи в замок. В каждый вагончик надо погрузить по 8 овощей, но синьор Помидор не силен в математике, не умеет считать до 8.  Давайте ему поможем.

- Возьмите палочку, которая обозначает число 8.

- Какого цвета эта палочка? (бордовая).

- Это «вагончик», мы будем загружать его «овощами», в каждый ряд поместить по 2 палочки, равные по длине бордовой.

(Дети составляют число 8 из 2-х разных палочек).

- Давайте назовем, из каких меньших чисел состоит число 8: это 7 и 1, 6 и 2, 5 и 3.

(Дети называют числа и показывают на соответствующие палочки).

2-е задание: Помогите Вишенке расшифровать любимое слово графинь Вишенок (картинка графинь Вишенок). 

(Воспитатель на доске поочередно выкладывает карточки с примерами, дети на листе бумаги в клеточку выкладывают из цветных палочек, соответствующих цифрам. Ребенок у доски выкладывает карточку с цифрой -  ответом).

2 + 2 = 4 (Н)

5 + 1 = 6 (Е)

7 - 1 = 6 (Л)

3 + 1 = 4 (Ь)

7 - 3 = 4 (З)

1 + 5 = 6 (Я).

Воспитатель переворачивает цифры, дети читают слово: НЕЛЬЗЯ.

1-я аудиозапись полет пчелы.

Воспитатель:

- Пока мы решали примеры, в замок залетела пчела на сладкий аромат. Жители замка перепугались и разбежались по своим комнатам.

(воспитатель выставляет плакат из 9 квадратов, в каждом квадрате персонаж сказки).

Гимнастика для глаз.

- Представьте: пчела села на банку варенья, полетела вверх, вправо, вниз, влево. К кому в комнату залетела пчела? (К принцу Лимону). Повторить 2 – 3 раза.

(Открывается иллюстрация – дверь подземелья).

Воспитатель:

- Посмотрите ребята, вот мы у подземелья, в котором находятся Чипполино и его друзья. Но ключа нет, принц Лимон приказал его сломать.

3-е задание: выложить ключ из цветных палочек Кюзинера.

Воспитатель:

- У Вишенки есть подсказка, как самим можно сделать этот ключ.

- Взять синюю палочку, положить ее вертикально, розовую - справа вниз к синей палочке горизонтально, на розовую - белую палочку, сверху еще одну розовую. На синюю палочку сверху положить розовую - горизонтально, справа и слева от розовой палочки, вертикально положить голубые палочки. Между ними вверху розовую палочку горизонтально.

- Давайте проверим, похож ли ключ (показать образец ключа).

- Молодцы, правильно собрали ключик.

Воспитатель:

- Принц Лимон очень жестокий, приказал разрушить ступеньки в подземелье.

(На магнитной доске картинка принца Лимона и хаотично разложенные плоскостные палочки Кюзинера).

 4-е задание: сложить лесенку от самой короткой до самой высокой.

(Дети строят числовую лесенку на магнитной доске по очереди)

- Давайте отдохнем, посчитаем ступеньки по порядку.

Физминутка «Числовая песенка - лесенка»

(цветные палочки Кюизенера)

Мы по лесенке шагаем

И ступеньки все считаем.      (дети шагают на месте)

Все ступеньки до одной

Знаем в песенке цветной.       (дети хлопают в ладоши)

Первая - белый листок,            (дети рисуют в воздухе двумя пальцами квадрат)

Вторая - розовый лепесток,     (дети подносят ладошки к носу и делают вдох)

Третья - голубой океан,            (дети делают движения руками, как прыжки дельфинов)

Четвёртая - словно красный тюльпан, (дети складывают ладошки вместе с локтями)

Пятая - жёлтый солнечный свет,  (круговые движения руками)

Шестая - сиреневый яркий букет,  (дети соединяют руки кольцом и чуть наклоняются вперёд)

Седьмая - чёрный пушистый кот,          (дети показывают движение кошачьих лапок)

Восьмая - вкусный вишнёвый торт,  (ладони вытянуты вперёд, держим торт и дуем на свечи)

Девятая - синий лимузин,    (ладони соединяются шариком движение подбросили и поймали)

Десятая - оранжевый апельсин.   (кончики пальцев обеих рук соединить и округлить).

Воспитатель:

- Мы все задания правильно выполнили, а дверь в подземелье не открывается. Ребята, подождите, оказывается, мы не все задания выполнили. У графа Вишенки был мечта, он хотел посадить цветы. Но графини на все его просьбы отвечали одним словом - НЕЛЬЗЯ.

5- е задание: помочь Вишенке посадить цветы на клумбе.

Игра с двумя обручами и блоками Дьенеша.

(На полу два обруча: синий и красный, обручи пересекаются, имеют общую часть).

Дети делятся на три команды. Воспитатель дает задание каждой команде.

1-я команда - внутри синего обруча выложить фигуры круглой формы, большие и толстые;

2-я команда -  внутри красного обруча расположить фигуры красного цвета треугольной формы, тонкие, но не маленькие;

3 –я команда – внутри обоих обручей – фигуры круглой формы, маленькие тонкие, только не синего цвета.

(Дети выполняют задание и рассказывают о выполненной работе).

6-е задание: построить просторный домик для дядюшки Тыквы.

(Воспитатель выставляет морфотаблицу трехэтажного дома, раздает детям карточки со знаками – символами, по ним дети подбирают фигуры и составляют домик из блоков, рассказывают о выполненном задании).

- Какой красивый и просторный дом у кума Тыквы, теперь друзья будут приходить в гости.

2-я аудиозапись звук открывающейся двери.

- Молодцы, ребята! Все задания выполнили правильно, и друзья на свободе.

- Нам пора возвращаться в детский сад. Чтобы быстрее добраться, скажем, волшебные слова.

Закройте глаза и повторяйте за мной.

- Все мы дружные ребята,

Мы – ребята дошколята.

Из любого положенья

Выход мы всегда найдем,

Фантазировать умеем

И нигде не пропадем.

- Вот мы с вами и вернулись в детский сад. Кому понравилось наше путешествие, улыбнитесь, а если нет – нахмурьтесь.

Рефлексия.

- Что больше всего вам понравилось?

- А какое было самое трудное задание?

- Какое задание было самым интересным?

- Какое задание было самым лёгким?

- Какое задание вам показалось самым сложным?

- А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями?

- Молодцы! Если ещё раз позовут нас на помощь, мы всегда поможем.

- Чипполино на память подарил вам подарки, закладки пригодятся для учебников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по образовательной области «Познавательное развитие ФЭМП» на тему: «Путешествие в страну математика» во II младшей группе.

Конспектпо образовательной области «Познавательное развитие ФЭМП» на тему:«Путешествие в страну математика» во II младшей группе....

КОНСПЕКТ по образовательной области познавательное развитие (ФЭМП) на тему: «Путешествие по стране Математика» в подготовительной к школе группе

КОНСПЕКТ по образовательной областипознавательное развитие (ФЭМП)на тему: «Путешествие по стране Математика»в подготовительной к школе группе...

Конспект образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" (ФЭМП) по теме "Путешествие в сказку" в старшей группе

Конспект занятия способствует развитию познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе проблемно- диалогического общения....

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по реализации образовательной области «Познавательное развитие». ФЭМП на тему: «По островам страны Математики»

Конспект непрерывной образовательной деятельности  с детьми подготовительной к школе группы  по реализации образовательной области «Познавательное развитие». ФЭМП на тему: ...

Нод в образовательной области познавательное развитие (ФЭМП) на тему «Путешествие в сказочную страну»

Формирование элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе через игровые упражнения и игровые задания с помощью палочек Кюизинера и блоко Дьенеша....