Занимательные игры по математике
проект по математике (средняя группа)

Першина Наталья Витальевна

Актуальность проблемы Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника. Интеллектуальное развитие - это развитие операционных структур интеллекта, в ходе которых мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: скоординированность, обратимость, автоматизированность. Гипотеза Приступая к проведению проекта, я исходила из предположения о том, что ведущими условиями интеллектуального развития дошкольников в процессе формирования первичных математических представлений являются: - наличие четко обоснованных целей и содержания образовательного процесса, направленных на интеллектуальное развитие дошкольников в процессе формирования первичных математических представлений; - учет особенностей детей в процессе формирования математических представлений; - систематичность работы путем активизации игр и игровых приемов, вызывающих интерес детей к занятиям; - вариативность применения программ дошкольного образовательного учреждения, стимулирующих интеллектуальное развитие дошкольников; - гуманизация образовательного процесса как условие интеллектуального развития дошкольников. Цель проекта: интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, развитие математических способностей, логического мышления, творческого воображения посредством внедрения инновационных технологий. Задачи: * Развитие основных мыслительных операций (сравнение, классификация). * Развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения. * Развитие творческих способностей. * Развитие мелкой моторики и зрительно - двигательной координации. * Развитие математических способностей и склонностей. * Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от полученных новых знаний через логические игры. * Закрепление знаний, полученных в ходе непосредственно образовательной деятельности, упражнять в назывании фигур, цвета, закреплять навыки счета. Вид проекта: * познавательно - исследовательский * групповой, краткосрочный Сроки реализации проекта: октрябрь - ноябрь Участники проекта: дети средней группы, воспитатель: Першина. Н. В Остапенко.Т.В Предполагаемые результаты : К концу проекта дети должны знать: * Счёт в пределах 5, пользуясь правильными приемами счета (называть числительные по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд; согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным). * Соотносить цифру с количеством предметов. * Отгадывать математические загадки. * Знать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. * Определять положение предмета по отношению к другому, формирование пространственных представлений: «справа», «слева», «между» . * Понимать задание и выполнять его самостоятельно. * Развить логические способности соответствующие данному возрасту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zanimatelnaya_matimatika.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад комбинированного вида № 6

140180 г.о. Жуковский Московской области

ул. Серова, д. 2

тел.: (48) 4-32-32; (48) 0-07-77ОГРН 1075013000985,  ИНН/КПП

5013054997/504001001

Краткосрочный познавательно-исследовательский-проект в средней группе

на тему:

«Занимательная математика»

Провели воспитатели:

Першина.Н.В

Остапенко.Т.В

г. Жуковский 2020г.

Актуальность проблемы

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника. Интеллектуальное развитие - это развитие операционных структур интеллекта, в ходе которых мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: скоординированность, обратимость, автоматизированность.

Гипотеза

Приступая к проведению проекта, я исходила из предположения о том, что ведущими условиями интеллектуального развития дошкольников в процессе формирования первичных математических представлений являются:

- наличие четко обоснованных целей и содержания образовательного процесса, направленных на интеллектуальное развитие дошкольников в процессе формирования первичных математических представлений;

- учет особенностей детей в процессе формирования математических представлений;

- систематичность работы путем активизации игр и игровых приемов, вызывающих интерес детей к занятиям;

- вариативность применения программ дошкольного образовательного учреждения, стимулирующих интеллектуальное развитие дошкольников;

- гуманизация образовательного процесса как условие интеллектуального развития дошкольников.

Цель проекта: интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, развитие математических способностей, логического мышления, творческого воображения посредством внедрения инновационных технологий.

Задачи:

* Развитие основных мыслительных операций (сравнение, классификация).

* Развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения.

* Развитие творческих способностей.

* Развитие мелкой моторики и зрительно - двигательной координации.

* Развитие математических способностей и склонностей.

* Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от полученных новых знаний через логические игры.

* Закрепление знаний, полученных в ходе непосредственно образовательной деятельности, упражнять в назывании фигур, цвета, закреплять навыки счета.

Вид проекта:

* познавательно - исследовательский

* групповой, краткосрочный

Сроки реализации проекта: октрябрь - ноябрь

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель: Першина. Н. В Остапенко.Т.В

Предполагаемые результаты :

К концу проекта дети должны знать:

* Счёт в пределах 5, пользуясь правильными приемами счета (называть числительные по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд; согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным).

* Соотносить цифру с количеством предметов.

* Отгадывать математические загадки.

* Знать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

* Определять положение предмета по отношению к другому,

формирование пространственных представлений: «справа», «слева», «между» .

* Понимать задание и выполнять его самостоятельно.

* Развить логические способности соответствующие данному возрасту.

Организационный этап:

Подбор дидактического материала.

Практический этап:

Использование логических игр, дидактических.

Заключительный этап:

Консультация для родителей

Игры, используемые для осуществления проекта

Раздел математики «Количество и счёт»

«Забавные котята»

Цель: закрепление порядкового счёта в пределах 5; развитие памяти, глазомера.

Материал: набор палочек Кюизенера (цветные полоски); рисунок с изображением котёнка или его условное изображение.

Вариант 1.

Игровые действия: педагог предлагает составить «лесенку». Затем сообщает, что к ним в группу прибежали котята, которые решили посчитать, сколько ступенек на лесенке, но всё перепутали и просят помощи. Педагог ставит на любую «ступеньку» «котёнка» и спрашивает: «На какой по счёту ступеньке находится котёнок?» (Для каждого ребёнка местонахождение «котёнка» меняется.) Педагог предлагает взять «котёнка» и «пройтись» с ним по всем «ступенькам» по порядку (считая вслух), чтобы «котёнок» больше ничего не путал.

Вариант 2.

Игровые действия: педагог предлагает каждому ребёнку поставить «котёнка» на разные ступеньки (вторую, четвертую и т.д.) и «прогуляться» с ним вверх, считая ступеньки по порядку, например, вниз; от первой до четвертой; от пятой до второй и т.д.

«Едем на поезде»

Цель: закрепление порядкового счёта и понятия, которое обозначает синтаксическая конструкция «который, по счету…»; развитие внимания, глазомера, речи.

Материал: набор палочек Кюизенера (цветные полоски).

Игровые действия: педагог предлагает детям отправиться в путешествие. Для этого необходимо составить поезд из палочек-«вагонов» от самой короткой до самой длинной, цепляя каждый «вагон» слева направо. Затем предлагает сосчитать «вагоны» по порядку. Уточняет какой по счёту красный «вагон» (чёрный, фиолетовый и т.д.); «вагон» какого цвета стоит шестым (вторым, седьмым и т.д.); какой по счёту «вагон» стоит между розовым и красным? и т.д.

Раздел математики «Величина»

«Мосты через реку»

Цель: развитие представления о ширине (широкий, узкий) и длине (длинный, короткий), умения сравнивать предметы этим признакам; выполнять задания согласно правилам; развитие глазомера; воспитание самостоятельности.

Материал: палочки голубого, красного, жёлтого цветов; схематическое изображение извилистой реки.

Игровые действия: педагог показывает детям схематическое изображение извилистой реки и совместно с ними определяет самое узкое место и самое широкое.

Затем просит «построить» мосты через реку: длинные и широкие, короткие и узкие. Ребята «строят» соответствующие мосты, самостоятельно подбирая палочки нужного цвета и размера. После выполнения задания педагог предлагает детям показать и рассказать, какие мосты они «построили», чем они отличаются.

«Коврики для котят»

Цель: развитие представления о ширине (широкий, узкий) и длине (длинны», короткий), умения сравнивать предметы по двум признакам: ширине и длине; глазомера; воспитание самостоятельности.

Материал: палочки синего, красного и жёлтого цветов.

Вариант 1.

Игровые действия. Педагог предлагает сложить коврики для котят, разные по ширине и длине: самый узкий и короткий, широкий и длинный, самый широкий и длинный.

После выполнения задания предлагает показать и рассказать, какие коврики были сложены и чем они отличаются.

Раздел математики «Пространство»

Дидактическая игра "Сложи фигуры».

Цель: развивать умение различать геометрические фигуры, определять их цвет, анализировать положение предметов в пространстве; закреплять знание основных цветов, умение сравнивать геометрические фигуры по размеру; развивать внимание, мыслительные операции.

Оборудование: фланелеграф или большие карточки с геометрическим узором (фигурой), набор геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники и т.д.).

Игровое правило: брать только одну карту и геометрические фигуры к ней.

Ход игры:

1. Воспитатель предлагает детям рассмотреть большую карточку.

2. Если ребенок хорошо справляется, то можно попросить его выполнить такой же узор по памяти.

3. Можно предложить ребенку составить свой узор и ответить на вопрос: "Из каких геометрических фигур составлен узор на образце?". Затем дети определяют - какого цвета фигуры и где они расположены. После этого ребенок выбирает нужные геометрические фигуры и выкладывает точно такой же узор.

Дидактическая игра «Подбери фигуру» 

 

Цель: Pазвитие внимания, логического мышления и зpительного воспpиятия у детей 2-4 лет. Закpeпление умения находить геометpическую фигуpу опpеделенного pазмеpа.

 Задачи:

Обучающие:

- учить детей подбирать соответствующие фигуры по фоpме и цвету


- pазвивать у детей логическое мышление


- pазвивать внимание


- фоpмировать пpедставление о геометрических фигурах (круг, овал, треугольник, квадрат, пpямоугольник)

- закрепить умение различать геометрические фигуры

- упражнять в отборе нужных геометрических фигуp  

Развивающие: Развивать внимание, память, логическое мышление, зрительное восприятие, умение анализировать и сравнивать,  развивать мелкую моторику рук, словарный запас, цветовое восприятие, закрепить знания цвета.

Игровой материал: разноцветные карточки с пустыми «окошками»,набор геометрических фигур

Игровое действие: найти недостающую часть по форме и цвету.

Дидактическая игра с счетными палочками:

ЦЕЛИ: развитие мелкой моторики; развитие навыков конструирования; учить детей манипулировать с предметами по образцу; знакомство и закрепление геометрических фигур и счета.

ОБОРУДОВАНИЕ: счетные палочки разных цветов.

Начинаем с простых геометрических фигур, постепенно увеличивая сложность заданий. Лучше всего игру сопровождать заучиванием стишков-малышек.

Квадрат.

Четыре палочки сложили,
И квадратик получили.

Прямоугольник.

Прямоугольник квадрата длиннее.
Фигура простая, рисуем смелее.

Треугольник.

У треугольника три стороны,
И они могут быть разной длины.

Создания уголка: «Веселая математика».

Результаты проекта

В ходе проекта дети научились:

• Считать в пределах 5, пользуясь правильными приемами счета (называть числительные по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд; согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным).

• Соотносить цифру с количеством предметов.

• Устанавливать равенство и неравенство групп предметов.

• Различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

• Решать логические задачи на сравнение, классификацию.

• Понимать задание и выполняют его самостоятельно.

• Определять положение предмета по отношению к другому, формирование пространственных представлений: «справа», «слева», «между».

Консультация для родителей

Математика в повседневной жизни ребенка

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, который он впитывает как губка, например, научить ребенка считать до 100, до 1000 и. т. д, не овладев полным знанием в пределах 10. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему скучно?

Основное усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Важно воспитать и привить интерес к математике.

Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен.

Вместе с тем принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира. Не допустить вербализма, формальности, знаний ребенка. Весь процесс обучения должен быть настроен на как можно более раннее возникновение «почему?». Это возникновение интереса к процессу, к причине, первые «открытия», горящие глаза, и желание узнать «еще и еще». Здесь закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности, формируется познавательный интерес, желание узнать что-то новое.

Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по математиков детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходите вы, родители ребенка. Здесь ваша помощь неоценима, помощь родителей, которые желают внести свою лепту в дело развития и воспитания собственного ребенка. Совместный поиск решения проблем, помогает организовать обучение детей и взрослых, которое не только способствует лучшему усвоению математики, но и обогащает духовный мир ребенка, устанавливает связи между старшими и младшими, необходимые им в дальнейшем для решения жизненных проблем.

Мамам и папам, бабушкам и дедушкам хочу напомнить, что принудительное обучение бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?».

Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда малыш не очень возбужден и не занят каким - либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра - дело добровольное!

Пожертвуйте ребенку немного своего времени по дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке и даже в магазине, когда одеваетесь на прогулку и. т. д, ведь в программе по ФЭМП для детских садов выделены основные темы «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве и времени». Согласитесь, всем этим понятиям вы можете уделить внимание и в повседневной жизни.

Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые. Для старших: спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет. Выбери предмет похожий по форме на ту или иную фигуру. Спросите: чего у них по два: две руки, две ноги, два уха, два глаза, две ступни, два локтя, пусть ребенок покажет их. И чего по одному. математика дошкольник игра память

Поставьте чашки, спросите, сколько нужно поставить тарелок, положить ложек, вилок, если будут обедать 3 или 4 человека. С какой стороны должна лежать ложка, вилка. Принесли домой фрукты, яблоки и груши. Спросите, чего больше? Что для этого нужно сделать. Напоминаем, что это можно сделать без счета, путем попарного сопоставления. Если пересчитать, то можно сравнить числа (груш больше, их 5, а яблок меньше, их 4.) Варите суп, спросите, какое количество овощей пошло, какой они формы, величины. Построил ваш ребенок 2 башенки, домики, спросите какой выше, ниже.

По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше-ниже, толще-тоньше). Рисует ваш ребенок. Спросите его о длине карандашей, сравните их по длине, чтоб ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова как длинный-короткий, широкий - узкий (шарфики, полотенца, например), высокий-низкий (шкаф, стол, стул, диван); толще-тоньше (колбаса, сосиска, палка). Используйте игрушки разной величины (матрешки, куклы, машины), различной длины и толщины палочки, карандаши, куски веревок, ниток, полоски бумаги, ленточки... Важно чтобы эти слова были в лексиконе у детей, а то все больше, до школы, употребляют большой-маленький. Ребенок должен к школе пользоваться правильными словами для сравнения по величине.

Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные особенности животных (у зайца - длинные уши, короткий хвост; у коровы - четыре ноги, у козы рога меньше, чем у оленя). Сравнивайте все вокруг по величине.

Дети знакомятся с цифрами. Обращайте внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях, например, на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины.

Предложите ребенку вместе с вами рассмотреть цифры на телефоне, назвать их сначала в прямом, а потом в обратном порядке, сказать номер своего телефона; поинтересоваться, есть ли в номере одинаковые цифры. Попросите отсчитать столько предметов(любых), сколько показывает цифра, или покажи ту цифру, сколько предметов (сколько у тебя пуговиц на кофточке).

Приобретите ребенку игру с цифрами, любую, например. «Пятнашки». Предложите разложить цифры по порядку, как идут числа при счете.

Поиграйте в игру «Кто больше найдет цифр в окружении?» вы или ребенок. Предложите поиграть в игру «Какое число пропущено?» Ребенок закрывает глаза, а вы в этот момент убираете одну из карточек с цифрой, соединив так, чтоб получился непрерывный ряд. Ребенок должен сказать, какой карточки нет, и где она стояла.

Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди-сзади. Обращайте внимание на то, когда происходит те или иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было вчера и что будет завтра). Называйте день недели, спрашивайте его; а какой был вчера, будет завтра. Называйте текущий месяц, если есть в этом месяце праздники или знаменательные даты, обратите на это внимание. Поиграйте в игру «Найди игрушку». Спрячьте игрушку, «Раз, два, три - ищи!» - говорит взрослый. Ребенок ищет, найдя, он говорит, где она находилась, используя слова «на», «за», «между», «в».

Обратите внимание детей на часы в вашем доме, особенно на те, что установлены в электроприборах, например, в телевизоре, магнитофоне, стиральной машине. Объясните, для чего они. Обращайте внимание ребенка на то, сколько минут он убирает постель, одевается, спросите, что можно сделать за 3 или 5 минут.

Познакомьте детей с деньгами, монетками. Чтоб ребенок знал, сколько рублей содержится в той или иной монете, цифра на монете обозначает количество рублей, что количество монет не соответствует количеству рублей (денег).

В непосредственной обстановке, на кухне, вы можете ребенка познакомить с объемом (вместимостью сосудов), сравнив по вместимости разные кастрюли и чашки.

Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.

Список используемой литературы

1. Венгер А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста-М., 1999

2. Волонина В.В. Занимательная математика С - Петербург, 1996

3. Ерофеева Т.И. Дошкольник изучает математику - М., 2005

4. Ерофеева Е. Математика глазами детей, родителей и педагогов// Ребенок в детском саду - 2002 - №6

5. Новикова. Математика в детском саду - М., 2002

6. Синицына Е. Логические игры и задачи - М., 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на ГМО на тему: «Занимательные игры по математике».

Мастер-класс на ГМО на тему: «Занимательные игры по математике»...

Текст к презентации "Занимательные игры по математике"

Использование занимательных игр по математике дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме наиболее доступной детям...

"Занимательные игры по математике"

для детей старшего дошкольного возраста...

Занимательные игры по математике для дошкольников 4-6 лет

Математические игры на тренировку навыков счёта, моторики, сравнению чисел....

Занимательные игры по математике

Занимательные задания по математике в картинках для детей старшего дошкольного возраста в период дистанционного обучения....

Занимательные игры по математике

Подборка игр по математике для детей дошкольного возраста....