Методические рекомендации для педагогов по проведению занятий с детьми по ФЭМП
методическая разработка по математике
Рекомендации для педагогов по проведению занятий в ДОУ по формированию элементарных математических представлений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_po_provedeniyu_zanyatiy_s_detm1.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для воспитателей по проведению занятий с детьми
в детском саду по формированию элементарных математических представлений
Для того что бы достичь максимального педагогический эффекта на занятиях с детьми дошкольного возраст воспитателю следует соблюдать следующие организационно-педагогические требования:
- любое занятие с детьми будь то фронтальное или индивидуальное должно организовываться при условии положительного эмоционального настроя ребенка к обучению
- создавать доброжелательную атмосферу общения педагога с детьми (никаких упреков, резких высказываний в адрес ребенка за то, что он меньше других знает, хуже что-то делать либо не успевает за другими детьми), детей между собой и с воспитателем;
- обеспечить каждому ребенку близкую и понятную мотивацию деятельности (ради достижения желаемой цели старшие дошкольники могут выполнять работу, не вызывающую у них интереса);
- использовать на занятиях (особенно на тех занятиях, где дети испытывают большие трудности) игровые приемы обучения, сюрпризные моменты, игры - соревнования, дидактические игры, с целью создания и поддержания интереса к процессу деятельности, а так же получению заданного результата.
На каждом занятии ребенок должен пережить радость от преодоленной трудности, для этого от занятия к занятию для каждого ребенка необходимо специально планировать постепенное усложнение заданий, подбирать индивидуально ориентированную программу. Поддерживать и поощрять любое проявление детской пытливости и инициативы.
Педагог должен, научить детей удивляться, видеть необычное в ближайшем окружении, вызвать у ребенка желание понять и стремиться найти объяснение непонятному. Ни один из детских вопросов не должен оставаться без внимания педагога.
И тогда вы обязательно достигните желаемого результата!
Методика математики в детском саду
Основная методика обучения математики в детском саду - обучение детей на занятиях. Занятия по математике в детском саду проводят с начала учебного года, т. е. с 1 сентября. В сентябре занятия целесообразно проводить с подгруппами (по 6-8 человек), но при этом охватить всех детей данной возрастной группы. С октября в определенный день недели занимаются сразу со всеми детьми.
Для того чтобы занятия дали ожидаемый эффект, их надо правильно организовать. Новые знания даются детям постепенно, с учетом того, что они уже знают и умеют делать. Определяя объем работы, важно не допустить недооценки или переоценки возможностей детей, так как и то и другое неизбежно привело бы к бездействию их на занятии.
Прочное усвоение знаний обеспечивается неоднократным повторением однотипных упражнений, при этом меняется наглядный материал, варьируются приемы работы, так как однообразные действия быстро утомляют детей.
Поддерживать активность и предупреждать утомление детей позволяет смена характера их деятельности: дети слушают педагога, следя за его действиями, сами совершают какие-либо действия, участвуют в общей игре. Им предлагают не более 2- 3 однородных заданий. На одном занятии дают от 2 до 4 разных заданий. Каждое повторяется не более 2-3 раз.
Когда дети знакомятся с новым материалом, продолжительность занятия может быть 10-12 минут, так как усвоение нового требует от малыша значительного напряжения; занятия, посвященные повторным упражнениям, можно продлить до 15 мин. Педагог следит за поведением детей на занятии и при появлении у них признаков утомления (частое отвлечение, ошибки в ответах на вопросы, повышенная возбудимость и пр.) прекращает занятие. Следить за состоянием детей во время занятий очень важно, так как утомление может привести к потере интереса детей к занятиям.
Продолжительность и интенсивность занятий на протяжении всего года увеличивается постепенно. В случаях, когда ребенок не готов к продолжительному восприятию материала, педагог может разделить содержание занятия на несколько частей. При этом необходимо соблюдать последовательность изучения материала. Новые знания даются детям постепенно, небольшими частями, с учетом того, что они уже знают и умеют делать. Определяя объем работы, важно адекватно оценивать возможности детей. Прочное усвоение математических представлений обеспечивается неоднократным повторением вариативных заданий и упражнений на занятиях, а также широким использованием практических и житейских ситуаций для применения и закрепления математических представлений. Это является полезным и важным для обогащения, накопления жизненного опыта детей, преодоления его ограниченности и несостоятельности. При этом меняется наглядный материал, варьируются приемы работы.
Содержание учебного материала должно включать в себя формирование
математических представлений и понятий; знакомство с зависимостями и отношениями, а также обучение математическим действиям в разных видах деятельности ребенка.
Объем учебного материала должен обеспечить познавательную активность детей и работу в течении времени, утвержденного СанПиН в доступном темпе.
Методы и приемы работы занятий должны иметь адекватное обоснование (отвечать возрастным особенностям детей, помогать усвоению новых знаний или закреплению поученных, применяться с учетом индивидуального и дифференцированного подхода).
Педагог должен постоянно следить за качеством усвоения знаний, формированием умений и навыков, вносить коррективы в ход организованной и неорганизованной образовательной деятельности ребенка в зависимости от выявленных особенностей формирования математических представлений (упростить или усложнить задание, вынести часть задания на прогулку, закрепить математическое представление в изобразительной деятельности и т. д.).
Подбор адекватных средств под тот или ной вид организованной образовательной деятельности ( атрибуты для игр в «Магазин», наглядные математические пособия, дидактический материал и пр.). следует отметить, что одновременно должно демонстрироваться не более 1-2 наглядных пособий.
Организационная четкость комплексных и интегрированных занятий: ясная цель каждой структурной части занятий и подчиненность их главной дидактической цели занятия, четкое планирование занятий и правильное распределение времени между каждой структурной частью. Комплексные занятия должны реализовывать задачи из разных образовательных областей в равной степени. Интегрированные занятия включают в себя другие виды деятельности ребенка, но не предъявляются требования к качеству их овладения, преследуя основную цель математического развития.
Структурные части занятий:
Организация детей на занятии;
Повторение изученного, а предыдущих занятиях;
Актуализация чувственного опыта и опорных знаний с целью повторения пройденного и подведение к восприятию новых знаний;
Сообщение нового материала воспитателем, восприятие и первичное осознание его детьми;
Повторение, обобщение и систематизация имеющихся знаний детей под руководством воспитателя и самостоятельной деятельности:
Подведение итогов занятия.
Взаимосвязь м6ежду видами образовательной деятельности в течении всего периода обучения (концентрический принцип).
Владение методикой организации математической деятельности, умение давать четкие лаконичные инструкции, сохраняя доброжелательное отношение к детям.
Развитие культуры познания, интереса к математическим фактам и явлениям.
Переключение видов деятельности, проведение физкультминутки, динамических пауз, целесообразное распределение учебных материалов и видов работы.
Таким образом, основными требованиями к организации математического развития в ДОУ на данный момент являются:
Развивающий характер образовательной деятельности, направлен на развитие познавательной активности и раскрытие математических способностей ребенка;
Комплексно – тематическая модель организации математической деятельности;
В содержании образовательной деятельности должны быть представлены разные виды деятельности, развертывающиеся во всей своей структуре: мотив, цель, выбор средств, нахождение способов, выполнение, контроль.
Организация методической работы с воспитателями
Эффективность методического руководства работой педагогов по формированию элементарных математических представлений зависит от реализации следующих условий.
1. Плановость. Содержание методической работы вытекает из конкретных задач дошкольного учреждения и предусматривается в годовом и месячных планах. В комплексе всех мероприятий методическое руководство работой по формированию элементарных математических представлений будет составлять какую-то определенную часть.
Вместе с тем плановость предполагает возможность комплексного решения задач повышения методического уровня педагогов с целью улучшения качества воспитательно-образовательной работы в целом.
2. Целенаправленность. Цели и задачи методического руководства должны быть неразрывно связаны с целями и задачами воспитательно-образовательного процесса. Постановка цели — первоначальный и важнейший этап осуществления любого мероприятия. Известно, что одни и те же формы методической работы могут проводиться с разной целью. Цель определяет содержание работы, предусматривает конечный результат..
3. Систематичность. Методическое руководство будет по-настоящему эффективным, если намеченные в плане мероприятия будут составлять единую, связанную с общей целью систему воздействия на коллектив воспитателей.
4. Дифференцированный подход. Мастерство педагога, его отношение к делу, конкретные успехи или недостатки в работе составляют основные показатели, которые помогают руководителю определять конкретные цели и выбирать наиболее рациональные формы и приемы методической помощи воспитателю.
5. Проверка исполнения. Эффективность конкретных видов и форм методической работы должна проявляться в деятельности каждого педагога и как конечный результат в знаниях и умениях детей. Необходимо систематически проверять, как воспитатели реализуют в своей работе рекомендации руководителя. Контроль и проверка исполнения способствуют оперативному устранению имеющихся и возникающих недостатков и порождающих их причин.
6. Координированное. Согласованность в работе заведующего, старшего воспитателя и общественных организаций особенно необходима в организации контроля за учебно-воспитательным процессом. Обеспечение координационных действий в работе определяется правильным планированием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по подготовке к проведению занятий по Формированию элементарных математических представлений с детьми с задержкой психического развития.
Методические рекомендации по подготовке к проведению занятий по Формированию элементарных математических представлений с детьми с задержкой психического развития.1. При проведении любо...
Методические рекомендации по организации и проведению занятий по развитию связной речи у детей дошкольного возраста
Для повышения эффективности работы в ДОУ по развитию связной речи детей дошкольного возраста можно предложить следующие рекомендации: 1. При планировании работы по развитию речи необх...
Методические рекомендации для педагогов по проведению утреннего сбора (групповой круг)
Методические рекомендации по проведению утреннего сбора (групповой круг)...
Методические рекомендации по организации и проведению прогулок с детьми дошкольного возраста в зимний период"
Искрящийся на солнце снег, сугробы, сосульки ледяные глыбы не только необыкновенно красивы, но и очень интересны. Сколько занимательных веселых игр предлагает зима! И при этом дарит здоровье и хорошее...
Методические рекомендации для педагогов о проведении праздников
Методические рекомендации по подготовке и проведении праздников и вечеров развлечений в детском саду...
Методические рекомендации для педагогов при проведении массажных гимнастик с детьми дошкольного возраста в детском саду
Методические рекомендации для педагогов при проведении массажных гимнастик с детьми дошкольного возраста в детском саду...
Методические рекомендации для педагогов при проведении гимнастик после дневного сна с детьми дошкольного возраста в детском саду
Методика проведения гимнастики после дневного сна...