Методические рекомендации по организации и проведению занятий по развитию связной речи у детей дошкольного возраста
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Для повышения эффективности работы в ДОУ по развитию связной речи детей дошкольного возраста можно предложить следующие рекомендации:
1. При планировании работы по развитию речи необходимо учитывать принцип тематической взаимосвязи, предусматривающий сочетание занятий по различным видам рассказывания в пределах той или иной тематики в соответствии с программой обучения и воспитания детей;
2. На занятиях и во время режимных моментов нужно расширять представления детей об окружающем мире, развивать лексический и грамматический строй речи, необходимый для оформления связных высказываний в соответствии с нормами родного языка;
3. Занятия необходимо проводить с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Учитывать, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, применять игровые приемы и упражнения;
4. Нужно помнить , что для каждого занятия выбор методов и приёмов, игровой материал осуществлять с учетом целей и задач обучения детей;
5. Для каждого вида обучения рассказыванию использовать конкретную структуру занятий и методические приёмы;
6. При проведении занятий особое внимание необходимо уделять организационному и заключительному этапам. На организационном этапе формировать положительную установку детей на участие в занятии; на заключительном этапе, в процессе оценки учебной деятельности детей, формировать мотивацию к следующему занятию.
7. При проведении всех занятий по обучению детей рассказыванию нужно уделять большое внимание подготовительной работе:
- подготовка к восприятию и предварительный разбор содержания текста или представленного на картине сюжета, с выделением важных смысловых звеньев, последовательности событий;
- специальный языковый разбор текста; речевые - лексические и грамматические упражнения, игровые приёмы, активизирующие внимание, зрительное и вербальное восприятие, память и воображение ребёнка;
8. Необходимо формировать установку на активное использование фразовой речи при ответах на вопросы педагога, закреплять навыки в составлении ответов на вопросы в виде развёрнутых предложений;
9. При составлении рассказов по картине, по серии картин нужно учитывать структуру повествования: завязка (вступление), кульминация (основная часть), развязка (заключение);
10. На занятиях по формированию связной речи детей необходимо широко использовать средства наглядности;
11. Обучать детей навыкам планирования высказывания. Для этого нужно использовать следующие приёмы: рассказывание по цепочке, по опорным вопросам, по предваряющему плану-схеме, моделирование сюжета с помощью условной наглядной схемы и т.д.;
12. На занятиях использовать приёмы повышения мотивации речевой деятельности: игровые приёмы и упражнения, соревновательные элементы, оценку деятельности детей (поощрить старание, отметить положительные моменты и недостатки, внимательность детей при слушании ответа товарища;оценить полноту пересказа, отметить самостоятельность, использование различных интонаций, темпа речи и др.);
13. Необходимо активно привлекать родителей к работе по развитию речи детей:
- проводить тематические консультации для родителей по развитию связной речи;
- довести до сведения родителей тематический план работы по развитию речи детей в группе;
- приглашать родителей на открытые занятия по развитию речи.
- использовать приём «домашнее задание»;
Все перечисленные рекомендации достаточно просты и доступны для практической работы с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_1.odt | 21.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по организации и проведению занятий по развитию связной речи у детей дошкольного возраста
Для повышения эффективности работы в ДОУ по развитию связной речи детей дошкольного возраста можно предложить следующие рекомендации:
1. При планировании работы по развитию речи необходимо учитывать принцип тематической взаимосвязи, предусматривающий сочетание занятий по различным видам рассказывания в пределах той или иной тематики в соответствии с программой обучения и воспитания детей;
2. На занятиях и во время режимных моментов нужно расширять представления детей об окружающем мире, развивать лексический и грамматический строй речи, необходимый для оформления связных высказываний в соответствии с нормами родного языка;
3. Занятия необходимо проводить с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Учитывать, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, применять игровые приемы и упражнения;
4. Нужно помнить , что для каждого занятия выбор методов и приёмов, игровой материал осуществлять с учетом целей и задач обучения детей;
5. Для каждого вида обучения рассказыванию использовать конкретную структуру занятий и методические приёмы;
6. При проведении занятий особое внимание необходимо уделять организационному и заключительному этапам. На организационном этапе формировать положительную установку детей на участие в занятии; на заключительном этапе, в процессе оценки учебной деятельности детей, формировать мотивацию к следующему занятию.
7. При проведении всех занятий по обучению детей рассказыванию нужно уделять большое внимание подготовительной работе:
- подготовка к восприятию и предварительный разбор содержания текста или представленного на картине сюжета, с выделением важных смысловых звеньев, последовательности событий;
- специальный языковый разбор текста; речевые - лексические и грамматические упражнения, игровые приёмы, активизирующие внимание, зрительное и вербальное восприятие, память и воображение ребёнка;
8. Необходимо формировать установку на активное использование фразовой речи при ответах на вопросы педагога, закреплять навыки в составлении ответов на вопросы в виде развёрнутых предложений;
9. При составлении рассказов по картине, по серии картин нужно учитывать структуру повествования: завязка (вступление), кульминация (основная часть), развязка (заключение);
10. На занятиях по формированию связной речи детей необходимо широко использовать средства наглядности;
11. Обучать детей навыкам планирования высказывания. Для этого нужно использовать следующие приёмы: рассказывание по цепочке, по опорным вопросам, по предваряющему плану-схеме, моделирование сюжета с помощью условной наглядной схемы и т.д.;
12. На занятиях использовать приёмы повышения мотивации речевой деятельности: игровые приёмы и упражнения, соревновательные элементы, оценку деятельности детей (поощрить старание, отметить положительные моменты и недостатки, внимательность детей при слушании ответа товарища;оценить полноту пересказа, отметить самостоятельность, использование различных интонаций, темпа речи и др.);
13. Необходимо активно привлекать родителей к работе по развитию речи детей:
- проводить тематические консультации для родителей по развитию связной речи;
- довести до сведения родителей тематический план работы по развитию речи детей в группе;
- приглашать родителей на открытые занятия по развитию речи.
- использовать приём «домашнее задание»;
Все перечисленные рекомендации достаточно просты и доступны для практической работы с детьми дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по развитию связной речи у детей дошкольного возраста
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение. Р...
План-конспект занятия по развитию связной речи у детей дошкольного возраста для педагогического совета
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНАМУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД № 5 «УЛЫБКА» Педагогический совет«Развитие свя...
Методические рекомендации "Организация и проведение занятий, направленных на профилактику плоскостопия у детей дошкольного возраста"
Занятия рассчитаны на детей 5-7 лет, продолжительность занятий 20 минут, проводятся 2 раза в неделю, состоят из трех частей. Количество детей – 10 человек. Дозировка упражнений зависит от возраст...
Рекомендации по развитию связной речи у детей дошкольного возраста
Рекомендации по развитию связной речи у детей дошкольного возраста...
Рекомендации по развитию связной речи у детей дошкольного возраста
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста возможно только в условиях целенаправленного обучения. Это одна из основных задач речевого развития дошкольников в плане их подготовки к началу ...
Методические рекомендации: «Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»
Методические рекомендации: «Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»...
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня речевого развития" Выступление с сообщением на Городском методическом объединении учителей-логопедов
От того, насколько точно, четко, лаконично в соответствии с конкретной речевой ситуацией ребенок умеет выражать свои мысли, зависит успех и эффективность процесса общения. Развитая связная речь р...