Программа "Ментальная арифметика"
рабочая программа по математике (средняя группа)
Дополнительная общеобразовательная программа – познавательной направленности относится к программам естественнонаучной направленности и ориентирована на развитие универсальных и предметных навыков обучающихся детей для освоения быстрого счета в уме по необычной методике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mentalnaya_arifmetika._programma_mitryukova.docx | 50.71 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка
- Календарно – тематическое планирование по ментальной арифметике на 2020-2021уч.г для детей 4-5лет.
- Содержание изучаемого курса
- Организационно-методическое обеспечение программы
- Список группы
- Формы взаимодействия с семьей
- Таблица индивидуального мониторинга освоения программы
- Организация развивающей предметно-пространственной среды
- Целевые ориентиры на этапе завершения реализации программы.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа – познавательной направленности относится к программам естественнонаучной направленности и ориентирована на развитие универсальных и предметных навыков обучающихся детей для освоения быстрого счета в уме по необычной методике.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена важностью создания условий для формирования у дошкольников навыков абстрактного (пространственного) мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка, а также необходимости повышения скорости мышления и умения обрабатывать большой объем информации. Мы живем в век информационного цунами, когда количество информации постоянно растет. И очень важно уметь грамотно «пропускать» огромные ее объемы через себя.
Ментальная арифметика уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала ребенка.
Задача ментальной арифметики – сделать так, чтобы мозг принимал участие в образовательном процессе полностью. Это достигается посредством выполнения математических операций с использованием абакуса обеими руками. В результате ментальная арифметика способствует освоению способности к быстрому счету и развитию аналитических навыков. Известно, что изучение нового стимулирует работу головного мозга. Чем больше мы тренируем свой мозг, тем активнее работают нейронные связи между правым и левым полушариями. И тогда то, что прежде казалось трудным или даже невозможным, становится простым и понятным.
Актуальность программы по ментальной арифметике – представляет собой систему развития детей средствами математических вычислений, специальных упражнений по синхронизации полушарий мозга, развитию восприятия, внимания, мышления, памяти, речи. Согласно данным научных исследований, наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит у детей с рождения до десяти лет. Навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро и легко усваиваются и сохраняются на долгие годы.
Дети, которые не интересуются точными науками или неуверенно чувствуют себя, решая примеры по математике, найдут в занятиях ментальной арифметикой творческое начало, которое поможет им заинтересоваться учебой и проявить себя. Специфическое умение считать в уме необычным способом придает уверенности и смелости, помогает справляться с трудностями в учебе. А еще активное развитие мышления поможет ребенку повысить успеваемость в школе и стать усидчивее.
Преимуществами занятий по ментальной арифметике являются включение видеоматериалов и интеллектуальных игр, развивающих внимательность и творческие способности, а также групповых и индивидуальных упражнений, направленных на полноценную работу правого и левого полушарий мозга. Каждое занятие наполнено арифметическими заданиями занимательного характера, играми. Также занятия направлены на использование на практике приемов мыслительной деятельности.
Главное преимущество ментальной арифметики в том, что дети не просто заучивают определенные числа и примеры, а запоминают цифры в виде картинок. Это не только помогает ребенку считать как гениальный математик, но и развивает его память и образное мышление. С другой стороны, изучение основных принципов быстрого счета, послужит хорошей почвой для последующего освоения более сложного материала на занятиях.
Обучение по данной программе позволяет ребенку добиться небывалых успехов в области математики. Детки, прошедшие курс, с легкостью смогут складывать и вычитать как однозначные, двузначные, так и трехзначные числа. Но стоит сказать о том, что и это не является главной целью подобного обучения. Счет представляет собой лишь способ, с помощью которого развиваются умственные способности человека.
Цель: Развитие интеллектуальных и познавательных способностей, вычислительных навыков детей, возможностей восприятия и обработки информации посредством обучения счету на абакусе.
Задачи:
- дать представление о ментальной арифметике и основах системы счета на соробане;
- развивать пространственное воображение обучающихся, абстрактное, логическое мышление;
- Развивать умение применять навыки арифметического счета при решении практических задач;
- развитие навыков воображения, восприятия, умения работать и отдыхать, переключаясь на другое задание;
- развивать скорость мышления и скорость обработки информации;
- развивать концентрацию зрительного и слухового внимания;
- обогащать словарный запас;
- формирование коммуникативных умений, развитие навыков сотрудничества.
Календарно – тематическое планирование
по ментальной арифметике на 2020-2021уч.г
для детей 4-5лет.
№ | Содержание | Сроки | |
1 | Знакомство обучающихся с педагогом. Выявление уровня первичной подготовки детей. | 1 неделя | 1-5 октября |
2 | Знакомство с ментальной арифметикой (счет в воображении) | 1 неделя | 8-12 октября |
3 | Знакомство с абакусом. Набор чисел на абакусе | 1 неделя | 15-19 октября |
4 | Набор чисел первого разряда на абакусе | 1 неделя | 22-26 октября |
5 | Учимся считать на абакусе. Набор чисел, использование пальцев, пятерка. | 2 недели | 29 октября 2-9 ноября |
6 | Набор чисел, использование пальцев, пятерка. | 2,5 недели | 12-26 ноября |
7 | Повторение: отображение чисел, набор чисел на счетах | 1 занятие | 30 ноября |
8 | Знакомство с флеш-картами | 1 занятие | 3 декабря |
9 | Знакомство с ментальными картами | 1 занятие | 7 декабря |
10 | Простое сложение на счётах и ментальной карте | 1 неделя | 10-14 декабря |
11 | Простое вычитание на счётах и ментальной карте | 1 неделя | 17-21 декабря |
12 | Сложение «Помощь брата». Формулы добавления чисел 1-4. Базовые упражнения на сложение с 5. Решение примеров на сложение методом «Помощь брата». | 1 неделя | 24-28 декабря |
13 | Итоговое занятие | 1неделя | 31 декабря |
14 | Вычитание «Помощь брата». Формулы вычитания чисел 1-4. Базовые упражнения на вычитание с 5. Выполнение примеров методом «Помощь брата». | 1,5недели | 11-18 января |
15 | Сравнение групп предметов по количеству | 2 недели | 21-28 января 1 февраля |
17 | Сложение и вычитание на счётах и ментальной карте. | 1неделя | 4-8 февраля |
18 | Смешанные операции на прямое сложение и вычитание без перехода через разряд | 1 неделя | 11-15 февраля |
19 | Решение примеров на сложение и вычитание с 5- методом «Помощь брата» | 2 недели | 18-25 февраля 1 марта |
20 | Знакомство с двухзначными числами | 2 неделя | 4-18 марта |
20 | Числа от 10 до 20 | 2неделя | 22-29 марта 1 апреля |
21 | Сложение с двухзначных чисел | 1,5 недели | 5-12 апреля |
22 | Вычитание с двухзначных чисел | 1,5 недели | 15-22 апреля |
23 | Сложение с двухзначных чисел | 2 недели | 26-29 апреля 3 мая |
24 | Вычитание с двухзначных чисел | 2 недели | 6-13 мая |
25 | Набор десятков на абакусе | 2 неделя | 17-20 мая |
26 | Набор десятков на абакусе. Числа от 20 до 99. | 1 неделя | 24-27 мая |
27 | Итоговое занятие. (Открытое) | 1 неделя | 31 мая |
Содержание изучаемого курса
1.Тема: Вводное занятие. Знакомство обучающихся с педагогом. Выявление уровня первичной подготовки детей. Инструктаж по технике безопасности. Диагностика.
2.Тема: «Знакомство с ментальной арифметикой (счет в воображении)»
Теория: Понятие «ментальная арифметика». История возникновения ментальной арифметики в Японии и Китае. Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Рассматривание абакуса. Игры со счётами.
3. Тема «Знакомство с абакусом»
Теория: Строение абакуса.
Практика. Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Перекладывание косточек.
4. Тема: Учимся считать на абакусе. Набор чисел, использование пальцев, пятерка.
Теория: Что такое пятёрка на счётах. Как складывать пальцы при передвижении косточек.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Набор чисел на абакусе.
5. Тема: Повторение отображения чисел.
Теория: Строение абакуса. Что такое пятёрка на счётах. Как складывать пальцы при передвижении косточек.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Чтение загадки про числа. Набор чисел на абакусе.
6. Тема: Знакомство с флеш-картами.
Теория: Что такое флеш-карта и ими пользоваться. Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Набор чисел на абакусе с использованием флеш-карт.
7. Тема: Ментальная карта и как с ней работать.
Теория: Что такое ментальная карта. Способы работы с ментальной картой. Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Загадка про счёт в уме. Выполнение заданий в рабочей тетради.
8. Тема: Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1, +\- 5, когда не требуются правила)
Теория: Правильная постановка пальцев при простом сложении и вычитании. Обнуление.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Простое сложение и вычитание на счётах и ментальной карте. Выполнение заданий в рабочей тетради.
9. Тема: Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1, 2, +\- 5, когда не требуются правила)
Теория: Правильная постановка пальцев при простом сложении и вычитании. Обнуление.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Простое сложение и вычитание на счётах и ментальной карте.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
10. Тема: Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1,2, 3, +\- 5, когда не требуются правила)
Теория: Правильная постановка пальцев при простом сложении и вычитании. Обнуление.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Простое сложение и вычитание на счётах и ментальной карте. Выполнение заданий в рабочей тетради.
11. Тема: Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1,2, 3, 4 +\- 5, когда не требуются правила)
Теория: Правильная постановка пальцев при простом сложении и вычитании. Обнуление.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Простое сложение и вычитание на счётах и ментальной карте. Выполнение заданий в рабочей тетради.
12.Тема: Сложение с 5 методом «Помощь брата».
Теория: Термины и понятия: пятерка – старший брат, другой разряд – друзья. Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Набор чисел на абакусе.
13.Тема: Вычитание с 5 методом «Помощь брата».
Теория: Термины и понятия: пятерка – старший брат, другой разряд – друзья. Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Набор чисел на абакусе.
14. Тема: Повторение: отображение чисел, набор чисел на счетах.
Теория: Повторение набора чисел на абакусе. Числа на флешкартах.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Упражнения для глаз. Отображение чисел, набор чисел на счетах. Выполнение заданий в рабочей тетради.
15. Тема: Повторение: счеты, отображение и набор, сложение и вычитание без правил.
Теория: Строение абакуса. Отображение и набор чисел.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Простое сложение и вычитание на счётах и ментальной карте. Выполнение заданий в рабочей тетради.
17. Открытое занятие.
18. Тема: Знакомство с двухзначными числами. Состав числа 10.
Теория: Состав числа 10.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Сложение и вычитание на счётах и ментальной карте с применением известных правил. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.
19. Тема Числа от 10 до 20.
Теория: Двузначные числа на абакусе, на флеш-картах.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Упражнения для глаз. Отображение чисел, набор чисел на счетах. Сложение и вычитание на счётах и ментальной карте с применением новых правил. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.
20. Тема Сложение с двухзначных чисел.
Теория: Отображение и набор чисел на абакусе.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Сложение на абакусе и ментальной карте с применением новых правил. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.
21. Тема: Вычитание с двухзначных чисел.
Теория: Отображение и набор чисел на абакусе.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Упражнения для глаз. Математические загадки. Вычитание на счётах и ментальной карте с применением новых правил. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.
22. Тема: Набор десятков на абакусе.
Теория: Знакомство со счётом с новыми правилами.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Сложение при помощи правила на абакусе и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.
23. Тема: Набор десятков на абакусе. Числа от 20 до 99.
Теория: Знакомство со счётом с новыми правилами.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Сложение и вычитание при помощи правил на абакусе и ментальной карте.
Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.
24. Итоговое занятие. (Открытое занятие)
Организационно-методическое обеспечение программы
Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 25 минут с перерывом 5-10 минут между подгруппами.
Занятия проводятся в кабинете, оборудованном согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей". Наполняемость группы: 7 человек. Возраст обучающихся: 4-5 лет.
Процесс обучения является воспитывающим, учащийся не только приобретает знания и нарабатывает навыки, но и развивает свои способности, умственные и моральные качества. В процессе обучения все действия, которые отрабатывает учащийся, должны быть обоснованы. Нужно учить критически осмысливать и оценивать факты, делая выводы, разрешать все сомнения с тем, чтобы процесс усвоения и наработки необходимых навыков происходили сознательно, с полной убежденностью в правильности обучения. Активность в обучении предполагает самостоятельность, которая достигается хорошей теоретической и практической подготовкой и работой педагога. Учебный материал дается по определенной системе и в логической последовательности с целью лучшего его освоения. Качество обучения зависит от того, насколько прочно закрепляются знания, умения и навыки учащихся. Непрочные знания и навыки обычно являются причинами неуверенности и ошибок. Поэтому закрепление умений и навыков должно достигаться неоднократным целенаправленным повторением и тренировкой. В процессе обучения педагог исходит из индивидуальных особенностей детей (уравновешенный, неуравновешенный, с хорошей памятью или не очень, с устойчивым вниманием или рассеянный, с хорошей или замедленной реакцией, и т.д.) и опираясь на сильные стороны ребенка, доводит его подготовленность до уровня общих требований.
Программа предназначена для развития логики, формирования структурированного мышления, применения математических знаний на практике. Каждое занятие составляется в зависимости от темы и конкретных задач, которые предусмотрены программой, с учетом возрастных особенностей детей, их индивидуальной подготовленности, и состоит из теоретической и практической части.
СПИСОК ГРУППЫ
1 ПОДГРУППА:
- С. Михаил;
- И. Мария;
- М. Виктория;
- М. Елизавета;
- Т. Максим;
- Б. Михаил;
- М. Степан.
2 ПОДГРУППА:
- В. Варвара;
- С. Варвара;
- Л. Софья;
- М. Илья;
- К. Святослав;
- Ф. Матвей;
- С. Виктория.
Формы взаимодействия с семьей
В ходе дополнительного образования по программе особое значение уделяется работе с родителями. Ведь для овладения особыми навыками просто необходима развивающая среда, которая создает зону комфортности для развития познавательных процессов не только на занятиях, но и в домашних условия. Родители являются неотъемлемой частью реализации данной программой.
Задача педагога:
- Развить у родителей интерес и желание помочь своему ребёнку (дать рекомендации в помощи выполнения домашнего задания).
- Формировать психолого-педагогические компетенции у родителей в области обучения арифметике.
- Познакомить с приемами развития у детей навыков контроля и самоконтроля.
Задача родителей:
- поддержать своего ребенка в обучении;
- создать психологически комфортную атмосферу в семье.
Планирование взаимодействия с семьей
Месяц | Формы взаимодействия |
Сентябрь | Анкетирование «Что такое ментальная арифметика» |
Октябрь | Выступление на родительском собрании о целях и задачах дополнительного образования «Ментальная арифметика» |
Ноябрь | Консультация «Занимательная математика» |
Декабрь | Папка-передвижка «Учим детей считать на абакусе» |
Январь | Консультация «Игры по математике» |
Февраль | Памятка «Как правильно заниматься в прописях» |
Март | Буклет «Развиваем память» |
Апрель | Показ открытого занятия |
Май | Выступление на родительском собрании об итогах работы |
Таблица индивидуального мониторинга освоение программы
Система отслеживания, контроля и оценки результатов процесса обучения по данной программе имеет три основных элемента:
- Определение начального уровня знаний, умений и навыков обучающихся.
- Текущий контроль в течение учебного года.
- Итоговый контроль.
Входной контроль осуществляется в начале обучения, имеет своей целью выявить исходный уровень подготовки обучающихся.
Текущий контроль проводится в течение курса. Цель текущего контроля – определить степень и скорость усвоения каждым ребенком материала и скорректировать программу обучения, если это требуется. Критерий текущего контроля – степень усвоения обучающимися содержания конкретного занятия. На каждом занятии преподаватель наблюдает и фиксирует:
- детей, легко справившихся с содержанием занятия;
- детей, отстающих в темпе или выполняющих задания с ошибками, недочетами;
- детей, совсем не справившихся с содержанием занятия.
Итоговый контроль проводится в конце каждого блока обучения. Во время итогового контроля определяется фактическое состояние уровня знаний, умений, навыков ребенка, степень освоения материала по каждому изученному разделу и всей программе объединения.
Методическое обеспечение программы
- Х. Шен. «Менар. Абакус1,2,3,4,5,6»
- Малушева А., Сырланова С.Т. Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения устному счёту дошкольников // Международный научный журнал «Символ науки» №12-2/2016. С. 221-
- Малушева А., Сырланова С.Т. Ментальная арифметика как 7..Учебник по ментальной арифметике
- Малушева А., Сырланова С.Т. Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения устному счёту дошкольников // Международный научный журнал «Символ науки» №12-2/2016. С. 221-225.
- Ментальная арифметика. Изучение арифметики с помощью абакуса. Д. Вендланд (часть1)
- Ментальная арифметика. Изучение арифметики с помощью абакуса. Д. Вендланд (часть 2)
- Книга Малсан Би «Ментальная арифметика. Для всех»
- Цаплина О.В. Ребенок в мире позитива // Детский сад от А до Я. 2015. № 5 (77). С. 53-59.
- Цаплина О.В. Технология развития познавательной активности дошкольника // Детский сад от А до Я. 2016. №1. С. 44-53.
- YouTube «Ментальная арифметика для каждого
- Онлайн-тренажер «Абакус»
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Рабочие тетради;
Методическая литература;
Индивидуальное рабочее место;
Ментальные карты
Флеш- карты
Индивидуальные счёты Абакус
Демонстрационные (большие счеты) Абакус
Канцелярские принадлежности;
Ноутбук;
Проектор;
Игры на развитие внимания, памяти, мышления:
Дидактическая игра «Найди ошибку»
Дидактическая игра «Найди отличия и сходство»
Дидактическая игра «Назови картинки и повтори»
Дидактическая игра «Да и нет не говорить»…
Игры для одновременной работы обоих полушарий мозга, сосредоточенности, скорости принятия решений.
Игра «Фрукты-овощи»
Игра «Сено-солома»
Игра «2 города и имя»…
Пальчиковая гимнастика:
«Замок»
«Помощники»
«Удивительно»
«Белка»…
Целевые ориентиры на этапе завершения реализации программы
Планируемые результаты:
Дошкольники получат возможность знать:
- Правила работы на инструменте абакус;
- Правила сложения и вычитания однозначных чисел на абакусе;
- Правила набора однозначных и двухзначных чисел на абакусе;
- Правила техники безопасности при работе в группе.
Овладение:
- Ребенок умеет работать на Абакусе, считая двумя руками одновременно.
- Освоил прием ментального счета.
- Знает понятия: цифра, число, разряд, сложение, вычитание.
- Научился держать в уме цепочку из 10 чисел, совершать действия с ними по очереди.
- Умеет работать в тетради (постановка руки при написании цифр)
- Ребенок эмоционально вовлекся в работу на занятии
- Знает арифметические знаки (числа от 1 до 100, знак «+», «-»)
- Умеет совершать арифметические действия на абакусе и ментально.
Развитие:
- Развитие навыков воображения, восприятия, умения работать и отдыхать, переключаясь на другое задание.
- Развитие скорости мышления и скорость обработки информации;
- Развитие концентрации зрительного и слухового внимания;
- Развитие наблюдательности, самостоятельности, находчивости, сообразительности.
В конечном итоге повышается общая успеваемость ребёнка, появляется уверенность в себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
“Арифметик мәсьәләләр, мисаллар чишү, зурлык, логик мисал, кәгазь битендә ориентлашу, шакмаклы дәфтәрдә эшләү”
Максатлар:- арифметик мәсьәләләр чишүне дәвам итү;- мисаллар чишүне дәвам итү;- линейка белән эшләү;- логик мисал чишү;- карточкалар белән эш;- кәгазь битендә ориентлашуны дәвам итү;- шакмаклы д...
Презентация "Забавная арифметика"
с помощью этой презентации вы сможите закрепить навыик счета у детей в интересной и занимательной форме....
Весёлая арифметика.
Забавные считалки, рекомендации....
Педагогический проект "Арифметика добра".
Никто, наверное, из нас, сегодняшних взрослых, не хотел в детстве быть похожим на Карабаса Барабаса. Мой проект о том, как воспитывать маленьких Мальвин и Буратино, как научить ребенка быть неравнодуш...
Игра как арифметика
Игра как арифметика социальных отношений...
Презентация : "Арифметика в стихах "
Арифметика в стихах для младшей группе....
ООД по ментальной арифметике в старшей группе "Знакомство с ментальной арифметикой"
ООД по ментальной арифметике в старшей группе...