программа кружка "Развивалочка" Блоки Дьенеша
учебно-методический материал по математике (младшая группа)

Шарапова Александра Валерьевна

программа Блоки Дьенеша

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_bloki_denesha.docx30.05 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад «Лесная поляна»

ПРИНЯТО на заседании                                                                                                                                               Утверждаю

педагогического совета №1                                                                                                                                          заведующий д/с «Лесная поляна»

 от 31.08.2017г.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           _                                                                                                                                                                                       _______ Машанова Н. А.

                                                                                                                                                                                         Приказ №   от 31.08.2017

 

Кружок «Развивалочка для малышей»

для детей 3-4 лет

Руководитель: воспитатель

                                                                                                                                     высшей категории

                                                                                                                                Шарапова А. В.

Новый Уоян

2017г

1. Пояснительная записка.

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне - развитой личности. Ребенок по своей природе - исследователь, экспериментатор, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Его «Почему? Как? Где?» порой ставит в тупик неискушенных взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией. Удовлетворять естественные потребности ребят в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогают игры – исследования. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить взаимодействие с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме.

В настоящее время в практике дошкольных образовательных учреждений можно встретить рекомендации по использованию палочек известного бельгийского математика Кюизенера и логических блоков бельгийского математика и психолога Золтана Дьенеша для обучения детей основам математики и конструирования.

Проанализировав различные материалы, авторские разработки, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами – практиками, меня заинтересовала возможность применения универсальных технологий – цветных палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша в игровой деятельности и в самостоятельных играх детей раннего возраста в детском саду для формирования математического мышления и развития творческого воображения.

Основными особенностями палочек Кюизенера является абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудием профессионального труда педагога и инструментом учебно-познавательной деятельности ребенка.

Игры с блоками Дьенеша доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером. Основная цель логических блоков – научить ребенка решать логические задачи, классифицируя геометрические фигуры по свойствам.

Благодаря играм с цветными палочками Кюизенера и с блоками Дьенеша у детей развиваются все психические процессы, мыслительные операции (умение сравнивать, анализировать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения); способности к моделированию и конструированию, что в свою очередь способствует развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи. Также эти интеллектуальные игры способствуют развитию творческих способностей: фантазии, воображения, наглядно – действенного мышления, пространственного ориентирования, внимания.

На практике эти задачи реализуются мной через организацию деятельности кружка «Развивалочка для малышей». В рамках кружковой деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к игре с палочками. Деятельность кружка не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

2. Цели и задачи программы:

Цель: развитие умственных и речевых способностей в процессе игры в благоприятной среде на основе сотрудничества детей и воспитателя.

Задачи:

Обучающие:

1. Познакомить детей с оттенками (розовый, голубой, фиолетовый, вишневый).

2. Формировать умение следовать устным инструкциям.

3. Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, угол, сторона, высота, длина, длиннее – короче, больше – меньше, выше - ниже, толще – тоньше.

Развивающие:

Развивать у детей

- мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение);

- познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение);

- мелкую моторику рук и глазомер;

- творческие способности и фантазию;

- способности к моделированию и конструированию.

Воспитательные: Воспитывать интерес к интеллектуальным играм.

Формировать стремление доводить дело до конца.

Принципы, лежащие в основе программы:

- доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).

- наглядность (наличие дидактических материалов).

- сотрудничество и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей).

- научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы).

- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий).

Программа позволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более сильным детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным – работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.

В процессе работы по программе кружка дети усваивают цвета и их оттенки; названия и отличительные признаки геометрических фигур (в стихотворной форме, обогащают словарный запас, учатся работать по схемам, сравнивать и обобщать предметы по определенному признаку (цвету, длине, форме и т. д.).

3. Организационно-методическое обеспечение программы.

Программа рассчитана на учебный год по 1 занятию в неделю, длительностью 15 минут.

Численность детей в кружке – 10 человек делятся на 2 подгруппы, для более качественного усвоения программы. Возраст детей 3-4 года.

4. Формы и методы занятий.

В процессе игровых занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия с использованием сюрпризных моментов, подвижных и малоподвижных игра, физкультурных пауз.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно - иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию).

- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).

-частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).

-исследовательский (самостоятельная творческая работа).

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:

- фронтальный (одновременно со всей подгруппой).

- индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).

- групповой (работа в парах).

- индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).

5. Техническое оснащение занятий.

Для игровых занятий необходимо иметь:

- «наборы палочек Кюизенера» - 1 коробка на 2 детей.

- «блоки Дьенеша» - 1 коробка на 3 детей.

- Б. Б. Финкельштейн «Волшебные дорожки». Альбом-игра (Палочки Кюизенера)

- Б. Б. Финкельштейн «На золотом крыльце». Альбом-игра (Палочки Кюизенера)

- Борисенкова Е. Ю. «Маленькие логики» Альбом-игра (блоки Дьенеша)

- карточки с символами свойств - 1 на всех детей

- Схемы для накладывания палочек при составлений

трудных иллюстраций - по 1 на каждого ребенка.

- Схемы для составления изображения

с помощью блоков Дьенеша. - по 1на каждого ребенка.

Для закрепления полученных знаний включаю в последнюю часть в занятия с палочками Кюизенера дидактическую игру «цвет и форма», где дети находят предметы того оттенка, с которым познакомились. Эту же игру (её II вариант) использую для занятий с блоками Дьенеша, где дети подбирают предметы, похожие на геометрические формы и тела.

6. Перспективный план работы интеллектуально-развивающего кружка «Развивалочка для малышей» для детей

младшего дошкольного возраста.

Ноябрь 1. Введение. Знакомство с палочками Кюизенера.

Игра: «По синей дорожке спешит сороконожка». - Знакомство с дидактическим материалом и правилом его использования. Учить различать и показывать цвет палочек (синий).

2. Игра: «На желтой дорожке угадай, чьи ножки». -Учить различать и показывать цвет палочек (желтый).

3. Игра «На разноцветной дорожке кошки меряют сапожки» - Обогатить словарь ребенка словом «разноцветные палочки»

4. Игра «На лесной дорожке зайчики-трусишки: шапки одинаковы разные штанишки». - Обогатить словарь ребенка словами «одинаковые палочки», «разные палочки», учить сравнивать по длине палочки розовую и голубую, какая длиннее, какая короче.

Декабрь 1. Знакомство с блоками Дьенеша.

Игра №1 «Бусы для мамы». - Знакомство с новым дидактическим материалом, сравнение форм по размеру: большие - маленькие.

Формировать представление о форме (круг, цвете (синий, красный, желтый, учить понимать смысл выражения «такой же по форме».

2. Игра №2 «Дорожка к детскому саду» -Формировать представление о форме (квадрат, цвете (синий, красный, желтый, учить понимать смысл выражения «такой же по форме».

3. Игра №3 «Сказочное солнышко» -Формировать представление о форме (треугольник, цвете (синий, красный, желтый, учить понимать смысл выражения «такой же по форме».

4. Игра №5. «Бабочки-красавицы» -Учить группировать фигуры по двум признакам: цвету и форме, понимать смысл выражения «Такой же по цвету и форме».

5. Игра «Составь цепочку» Выкладывание фигур по цепочке, не ставя рядом одинаковые по форме. Закрепить отличительные признаки прямоугольника (заучивание четверостишия о прямоугольнике). Составление изображения по замыслу и схеме.

Январь

1. Игровое упражнение «Лесенка» - Учить выкладывать палочки в определенной последовательности.

2. Игровое - упражнение «Найди такие же, как эта фигуры», но другого размера или такие же по размеру, но другого цвета. - Освоение свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру, толщине.

3. Игровое упражнение «Цепочка» -Закрепить умение группировать фигуры по трем признакам: цвет, размер, толщина.

4. Игра-задание «Найди такие же, как предъявляемая фигура, по цвету и форме, но другие по размеру» - Освоение свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру, толщине.

Февраль

1. Игра с блоками «Второй ряд» - Продолжить работу по освоению свойств, слов «такой же», «не такой» по цвету и размеру.

2. Игра с палочками «Домино» - Продолжить работу по освоению свойств, слов «такой же», другой.

3. Игра «Разноцветные домики» - Продолжить работу по обогащению словаря ребенка словом «разноцветные палочки»

4. Игра «Раздели фигуры» (работа в парах) -Продолжить работу по формированию представлений о форме (прямоугольник, цвете (синий, красный, желтый)

5. Игра «Раздели фигуры» -Продолжить работу по формированию представлений о форме (все большие, все маленькие, цвете (синий, красный, желтый)

Март

1. Игра «Все в ряд» - Ознакомление с символами свойств с опорой на наглядность, обогатить словарь ребенка словами «это красный, большой, круглый, толстый блок»

2. Игра «Кто быстрее соберет блоки!» - Ознакомление с символами свойств с опорой на наглядность, развитие зрительной памяти.

3. Игра с блоками «Поручения» - Продолжить работу по ознакомлению с символами свойств с опорой на наглядность, развитие зрительной памяти.

4. Игра «На свое место» - Продолжить работу по ознакомлению с символами свойств с опорой на наглядность, развитие зрительной памяти.

5. Игра «Мышки-норушки» - Ознакомление с символами свойств без опоры на наглядность, развитие зрительной памяти.

Апрель

1. Игра «Кит» - Формировать умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображение. Заучивание четверостишия.

2. Игра «Котенок» - Совершенствовать умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображение. Заучивание четверостишия.

3. Игра «Собачья семейка» - Упражнять в умении работать со схемой, накладывать палочки на их изображение.

4. Игра «Лесенка» - Совершенствовать умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображение.

Май

1. Игра «Птичий двор» - Формировать умение работать со схемой, накладывая палочки на изображение, составлять рассказы по сюжетным картинкам.

2. Игра «Аквариум» - Продолжить работу по формированию умения работать со схемой, накладывая палочки на изображение, составлять рассказы по сюжетным картинкам.

3. Игра «Волшебные сказки: Сказки острова Буяна» - Совершенствовать умение работать со схемой, накладывая палочки на изображение, составлять рассказы по сюжетным картинкам. Заучивание четверостишия.

4. Игра «Волшебные сказки: Сказка о Емеле» - Закрепить умение работать со схемой, накладывая палочки на изображение, составлять рассказы по сюжетным картинкам.

5. Игра «Магазин» -Совершенствовать умения выявлять и абстрагировать свойства, умения рассуждать.

7. Предполагаемые результаты

В результате игровых занятий дети научатся:

- сравнивать предметы по длине, высоте, толщине, цвету, форме;

- различать основные цвета и их оттенки;

- следовать устным инструкциям и работать по схемам;

- улучшат свои коммуникативные способности.

Запомнят:

- отличительные признаки геометрических фигур (квадрата, круга, треугольника, прямоугольника).

В начале и в конце года проводится диагностика (заполнение индивидуальных карт).

Список использованной литературы

1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценен С. С., 2009. –с. 250

2. Комарова Л. Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 3-5 лет / Л. Д. Комарова. – М. : Издательство ГНОМ, 2012. -с. 64

3. Лелявина Н. О., Финкельштейн Б. Б. «Давайте вместе поиграем» (игры с логическими блоками Дьенеша).- СПБ.

4. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. СПБ., 2000.

5. Финкельштейн Б. Б. Методические советы по использованию комплекта игр и упражнений с цветными счетными палочками Кюизенера. - СПБ.

6. Финкельштейн Б. Б., Лелявина Н. О. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша. -СПБ.

7. Интернет-ресурсы:

http://shkola7gnomov.ru/parrents/pedagogicheskiy_navigator/metodika_kyuizenera/id/834

http://shkola7gnomov.ru/parrents/pedagogicheskiy_navigator/metodika_denysha

http://planetadetstva.net/vospitatelam/srednyaya-gruppa/palochki-kyuizenera-razvivaem-myshlenie-detej.html

Диагностика детей, посещающих кружок.

Фамилия, имя ребенка

Проявл.

интерес

 к деят-ти

Принимает игровую задачу

Эмоц.-положит-о относится к взаимод-ию со сверстниками в игре

При обслед. предметов выделяет цвет, форму, величину

Различает «много» предметов и «один»

Строит разнообр. постройки, используя палочки и блоки

Исполь-зует речь в процессе игры

Умение осваивать действия с предметом

Умение принимать игровую задачу

итого

н

к

н

к

    н

   к

н

  к

н

   к

н

  к

н

  к

н

  к

н

  к

 

н

к

1

Трусова В.

 2

2

  2

2

   2

2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

2

2

2

Пархатская А.

 2

2

  2

2

   2

2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

Борисова П.

 2

2

  2

2

   2

2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

4

Казазаев М.

 1

2

  2

2

   2

2

1

2

2

2

2

2

1

2

2

2

1

2

2

2

5

Федоров Ю.

 2

2

  2

2

   2

2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

6

Сафонова Л.

 2

2

  2

2

   2

2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

2

2

7

Дарий М.

2

2

  2

2

   2

2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

8

Иванов С.

1

2

  1

2

   2

2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

2

2

9

Газизулина Д.

1

2

  1

2

   2

2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

2

2

10

Сафарова А.

1

2

  1

2

   1

2

1

2

2

2

2

2

1

2

2

2

1

2

1

2

Н. Г. 2 – 90%,   1 – 10%,  0 – 0%

К. Г. 2 – 100%

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ: высокий  - 3, средний - 2, низкий - 1.

Критерии оценки уровня усвоения программного материала

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ: Ребенок активно взаимодействует со взрослым, самостоятельно выделяет и называет цвет, форму, размер палочек и блоков, группирует и соотносит их по выделенным свойствам. Определяет количественные отношения. Ребенок проявляет активный интерес к играм с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша. Правильно отвечает на поставленные вопросы. Умеет пользоваться речью как средством коммуникативного общения, инициативен, активен. С удовольствием слушает художественную литературу, рассматривает иллюстрации. Ребенок свободно ориентируется в предметном окружении. Проявляет заботливое отношения к близким людям, животным, растениям.

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ: Ребенок повторяет за взрослым названия формы, размера предметов, не совсем точно называет цвета палочек и блоков. Объединяет их одинакового цвета, размера, формы; показывает большие и маленькие, длинные и короткие. Активный словарь ребёнка менее 1000 слов. Ребёнок отвечает на поставленные вопросы с небольшой помощью педагога. По необходимости пользуется речью как средством общения. Ребенок с незначительной помощью взрослого свободно ориентируется в предметном окружении.

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ: Ребенок не проявляет явного интереса к играм с палочками и блоками. Ребенок воспринимает различия палочек и блоков по цвету, количеству, размерные отношения лишь в совместной со взрослым игре. Ребёнок понимает обращенную к нему речь, но его речь невнятна, однообразна, бедна по содержанию. Ребёнок с трудом отвечает на поставленные вопросы, чаще всего прибегает к помощи педагога, к жестам. Редко пользуется речью как средством общения. Ребенок с незначительной помощью взрослого свободно ориентируется в предметном окружении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа «Цветная логика.Блоки Дьенеша»

Дополнительная общеразвивающая программа    «Цветная логика. Блоки Дьенеша»  Пояснительная запискаДополнительная общеразвивающая программа составлена с учетом основных принцип...

Авторская программа «Занимательные блоки Дьенеша»

Программа представляет собой систему  игровых упражнений с логическими блоками Дьенеша, направленных на развитие у детей  математических представлений в соответствии с их возрастными возможн...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Играем с логическими блоками Дьенеша" для детей 4 - 5 лет

Программа содержит систематизированный курс (от простого к сложному), направленный на развитие логико - математического мышления детей среднего дошкольного возраста (4 - 5 лет)....

Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера

Программа рассчитана на образовательную деятельность детей во вторую половину дня. Проводиться в течение 3 лет. Продолжительность каждого занятия с учетом возраста детей и в соответствии с требованиям...

Программа дополнительного образования для детей от 3 до 4 лет "Цветная логика. Блоки Дьенеша"

Прогамма дополнительного образования "Цветная логика. Блоки Дьенеша" расчитана на младший дошкольный возраст (3-4  года). Сроки реализации программы - 3 месяца (по 2 занятия в неделю). ...

Рабочая учебная программа по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет) с блоками Дьенеша

Создание условий для развития логического мышления с использованием блоков Дьенеша....