Программа дополнительного образования для детей от 3 до 4 лет "Цветная логика. Блоки Дьенеша"
рабочая программа по математике (младшая группа) на тему

Бобровникова Елена Павловна

Прогамма дополнительного образования "Цветная логика. Блоки Дьенеша" расчитана на младший дошкольный возраст (3-4  года). Сроки реализации программы - 3 месяца (по 2 занятия в неделю).

Программа предполагает   освоение и закрепление основных сенсорных эталонов (форма, размер, цвет, толщина),    формирование представления об их многообразии и совокупности проявления каждого из свойств (треугольник может быть большой и маленький, толстый и тонкий, желтый, красный и синий),  формирования умения сравнивать, анализировать. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города МосквыC:\Users\МАРИЯ\Desktop\изобр..png

«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»C:\Users\User\AppData\Local\Temp\FineReader11.00\media\image1.jpeg

РАССМОТРЕНО

Педагогический совет

Протокол № 1 от 30.08.2017г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГАПОУ МОК

им. В. Талалихина

___________В.Л. Поляков

 «30» августа 2017 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

        «Цветная логика. Блоки Дьенеша»        

         Направленность программы: социально-педагогическая

         Возраст обучающихся 3-4 года

         Срок реализации программы 2017-2018 уч. г. 

Уровень программы: ознакомительный

Автор-составитель программы:

Бобровникова Елена Павловна.

методист

Москва

2017

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей 3-4 лет. Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом.  Возраст детей, участвующих в реализации программы с 3 до 4 лет.

Младший дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения малыша. У детей трех лет быстро совершенствуется деятельность органов чувств, зрительные и слуховые восприятия. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорное развитие является фундаментом для умственного развития ребенка. Человечество выработало основные сенсорные эталоны, задача педагогов - передать этот опыт ребенку, научить его использовать этот опыт в дальнейшем. Незаменимым материалом для сенсорного развития, для закрепления основных сенсорных эталонов (форма, размер, цвет, толщина) являются блоки Дьенеша. Посредством блоков Дьенеша возможно научить ребенка не только узнавать и называть какое-либо свойство предмета, формировать представление об их многообразии и совокупности проявления каждого из свойств (треугольник может быть большой и маленький, толстый и тонкий, желтый, красный и синий), но и заложить умение сравнивать, анализировать. Игры – занятия с блоками Дьенеша позволяют ребенку овладеть предметными действиями, способствуют развитию воображения, способности к моделированию и конструированию, развивают наглядно-действенное мышление, формируя переход к наглядно-образному и логическому мышлению, Игры с блоками способствуют развитию координации движений, развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов. Способствуют развитию внимания, памяти, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Цель рабочей программы - обогащение чувственного опыта детей младшего дошкольного возраста, формирование предпосылок для дальнейшего умственного развития.

Задачи рабочей программы

  • Создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом – блоками Дьенеша.
  • Способствовать формированию умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.).
  • Способствовать развитию способности наглядного моделирования.
  • Способствовать воспитанию первичных волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.), эмоционально-положительное отношение к сверстникам в игре.
  • Способствовать развитию сенсорных способностей, пальцевой моторики, формированию обследовательских навыков.

Основные принципы программы:

  • Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
  • Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
  • Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
  • Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности,

доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь. 

  • Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
  • Научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина), в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг и пр.).

Формы и режим проведения занятий

Сроки реализации: 3 месяца обучения  – 2 раза в неделю по 1 учебному часу,                             всего - 24 часа.

Формы организации деятельности детей на занятии:

групповая

Формы проведения занятий:

Игровые развивающие ситуации, открытое занятие.

 Развитие сенсорных способностей посредством занятий с блоками Дьенеша реализуется через организацию деятельности кружка «Цветная логика». В рамках кружковой деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к игре с фигурками. Деятельность кружка не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.) Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений, которые могут проводиться в комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня развития и подготовленности ребенка к восприятию.

В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр:

  • На восприятие формы;
  • На целенаправленное развитие восприятия цвета;
  • На восприятие качеств величины;
  • На количество предметов;
  • На развитие речи, мышления;
  • На развитие способности действия наглядного моделирования.

 Организационно-методическое обеспечение программы.

Программа рассчитана на 3 месяца по 2 занятия в неделю, длительностью 20 минут.

Численность детей в кружке – 10 человек. Возраст детей 3-4 года.

Методическое обеспечение программы.

Методы используемые при реализации программы: занятия с детьми осуществляется на основе деятельностного  метода, позволяющего соотнести теоретический материал с практическими занятиями.

Программа следует основным тенденциям в развитии современной методики обучения логики и математики:

коммуникативной направленности;

активации мыслительной (логически мыслить) деятельности детей в процессе овладения логическими операциями;

повышение мотивации учения;

индивидуальному подходу к детям;

техническому оснащению учебного процесса.

        Для методического обеспечения образовательной программы дополнительного образования «Цветная логика»   имеется:

отдельный кабинет, комплект столов и стульев для дошкольников на  12 посадочных мест;

доска;

стол для педагога;

раздаточный материал (счетный материал, цветные карандаши; дидактические игры и пособия ит.д.);

магнитофон с комплектом аудиозаписей;

Дидактический материал:   Блоки Дьенеша», «Кубики Никитина», «Умные карточки», дидактические карточки, раздаточный материал для  каждого ребёнка в достаточном количестве, схемы, алгоритмы, игрушки для обыгрывания заданий, наглядные пособия, пазлы, цветные вкладыши.

Материально – техническое обеспечение: компьютер, телевизор, мультимедийные материалы, презентации.

Результатом учебной программы по сенсорному развитию детей следует считать:

  • Развитие умения выделять в геометрических фигурах одновременно три признака цвета, формы и величины.
  • Развитие способности классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам: цвет, форма, величина.
  • Развитие способности действия наглядного моделирования, умения давать характеристику геометрических фигур с помощью наглядных моделей.

Развитие способности конструировать по цветной схеме, умение планировать действия, как по анализу схемы, так и по воспроизведению ее в конструкции.

 

Календарно-тематическое планирование

 

№ п/п

Тема занятия, цель

месяц

«Цвет, классификация по одному признаку».

«Какой это цвет?»

Цель: знакомство с основными цветами: красный, синий, желтый.

Февраль

1 неделя

«Что нам привёз Мишутка?»

Цель: способствовать развитию умения выделять в геометрических фигурах признак цвета, различать и называть основные цвета.

Игра на внимание «Чего не стало?» и «Что изменилось?»

Цель: закреплять умение различать и называть основные цвета.

2 неделя

Игра на внимание «Найди пару»

Цель: закреплять умение различать и называть основные цвета.

«Цвет и форма, классификация по одному признаку».

«Какой это формы?»

Цель: способствовать развитию умения различать фигуры, выделяя признак формы: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

3 неделя

«Что нам привёз Зайчишка?»

Цель: способствовать развитию умения выделять в признак формы, различать и называть основные геометрические фигуры.

Игра на развитие тактильных ощущений «Чудесный мешочек»

Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по заданному признаку формы, развивать тактильные ощущения.

4 неделя

Игра «Отгадай фигуру»

Цель: способствовать развитию умения давать характеристику фигуры по условному обозначению (схематическое изображение геометрических фигур).

Игра «Продолжи дорожку»

Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры, используя схематическое изображение геометрических фигур, выполнять действия, согласно определенному правилу.

март

1 неделя

«Цвет и форма, классификация по одному признаку».

«Какого размера фигуры?»

Цель: способствовать развитию умения различать фигуры, выделяя признак величины.

«Угости матрешек печеньем»

Цель: способствовать развитию умения различать геометрические фигуры по заданному признаку величины

2 неделя

Игра «Укрась елки игрушками»

Цель: способствовать развитию умения различать геометрические фигуры по заданному признаку величины, выполнять постройки, согласно определенному правилу.

 

«Цвет и форма, классификация по двум признакам».

«Какого цвета и формы?»

Цель: Развивать умение выделять одновременно два признака: цвет и форму. Закреплять умение знать и называть основные цвета: красный, синий, желтый, формы.

3 неделя

«Что лежит в корзинке?»

Цель: способствовать развитию умения выделять одновременно два признака формы, различать и называть основные геометрические фигуры и их цвет.

Игра «Продолжи дорожку»

Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по двум признакам: цвет и форма, выполнять действия, согласно определенному правилу.

 

4 неделя

Игра «Построй домик»

Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по двум признакам: цвет и форма, способствовать развитию конструктивных умений, выполнять действия, согласно определенному правилу

 

«Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам».

«Какого цвета, формы и величины?»

Цель: Развивать умение выделять одновременно три признака: цвет, форма, величина.

 

апрель

1 неделя

«Садовники»

Цель: способствовать развитию способности действия наглядного моделирования, умения расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, умения выделять одновременно три признака геометрических фигур, действовать, согласно заданному правилу,

«Мы - конструкторы»

Цель: способствовать развитию способности выполнять конструкции по заданной схеме, умения планировать действия, анализировать схему.

2 неделя

«Угадай фигуру»

Цель: способствовать развитию способности действия наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям

«Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам,

отрицание (игра с двумя обручами)».

«Угадай фигуру»

Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)

3 неделя

«Бусы для мамы»

Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)

«Угости мишек печеньем»

Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)

4 неделя

«Мы - конструкторы»

Цель: способствовать развитию способности выполнять конструкции по заданной схеме, умения планировать действия, анализировать схему.

Диагностическое направление: Диагностика уровня сенсорных способностей, способности действия наглядного моделирования в апреле.

 

Диагностические методики для детей 3-4 лет:

 

Диагностическая методика

Форма проведения

Показатели:

Диагностика сенсорных способностей, способности действия наглядного моделирования

Восприятие формы

Восприятие цвета

Восприятие величины

Индивидуальное обследование

 

Ребенок различает, выделяет все три признака геометрических фигур

Действие наглядного моделирования

Ребенок умеет расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)

 

Используемая литература:

  • Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2015 – 95 с.
  • Афанасьева И.П. Маленькими шагами в большой мир знаний. Первая младшая группа: Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. - 128 е.: ил.
  • Бондаренко Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: Издательство «Учитель»,2013.- 270 с.
  • Венгер JI.A. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. Сада/JI.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер; Под ред. Л.А.Венгера.- М.: Просвещение, 1988.- 144 е.: ил.
  • Галанова, Т. В. Развивающие игры с малышами 3 лет / Т. В. Галанова. - Ярославль: Академия развития, 2007.
  • Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 2013. - 144 е., ил.
  • Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. Сада.- М.: Просвещение, 1983.- ООО е., ил.
  • Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста» / М.: Мозаика – Синтез, 2012.
  • Диагностика педагогического процесса во второй младшей группе (с 3 до 4 лет) дошкольной образовательной организации. Разработано в соответствии с ФГОС.

     Верещагина Н.В./Детство-Пресс, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования для детей 3-4 лет "Логика для малышей"

Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Математическая грамотность, развитое логическое мышление – это залог успешного обучения выпускника детского ...

Программа дополнительного образования для детей 4-5 лет "Логика для малышей"

Математическая грамотность – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.Цель программы – всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальны...

Программа по дополнительному образованию для детей 5-6 лет "Логика и математика"

Программа направлена на развитие логического мышления у детей старшей группы, прилагаются конспекты занятий....

Спортивно-оздоровительная программа «МАУГЛИ» (программа дополнительного образования для детей в возрасте 4-7 лет)

Программа в области физической культуры "Маугли" (далее Программа) рассчитана на срок обучения детей в возрасте от 4 до 7 лет и соответствует многолетней оздоровительной подготовке в течение...

Программа дополнительной образовательной услуги для детей раннего возраста "Цветная логика. Блоки Дьенеша"

Сенсорное развитие является фундаментом для умственного развития ребенка. Человечество выработало основные сенсорные эталоны, задача педагогов – передать этот опыт ребенку, научить его использов...