Авторская программа «Занимательные блоки Дьенеша»
учебно-методический материал по математике (средняя группа)

Миронова Ирина Владимировна

Программа представляет собой систему  игровых упражнений с логическими блоками Дьенеша, направленных на развитие у детей  математических представлений в соответствии с их возрастными возможностями и основными принципами развивающего обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_mironova.i.v.docx44.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад   №1 «Родничок» г. Кедрового

Авторская программа

«Занимательные блоки Дьенеша»

для детей 4 – 5 лет

срок реализации – 1 год.

                                                          Составила: Миронова

                                                          Ирина Владимировна,

                                                        Воспитатель МБДОУ

                                                     д/с №1 «Родничок».

г. Кедровый 2017г.

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………… 3
  2. Содержание программы. Календарно – тематический план…….6
  3. Литература……………………………………………………………..
  4. Приложения:

1.Картотека игр с логическими блоками Дьенеша.

2.Картотека подвижных игр.

1.Пояснительная записка

           Рабочая программа составлена с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей 4-5 лет. Программа реализуется посредством основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, а также включает разработки зарубежных авторов. Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. А так же со следующими нормативными документами:

  • ФЗ «Об образовании в РФ» от 23.07.2013 г;
  • Концепцией дошкольного воспитания;
  • СанПин от 30 июня 2013 г. 2.4.1.3049-13.

Возраст детей участвующих в реализации программы  с 4  до 5 лет.

Программа представляет собой систему  игровых упражнений с логическими блоками Дьенеша, направленных на развитие у детей  математических представлений в соответствии с их возрастными возможностями и основными принципами развивающего обучения.

   Программа носит развивающий характер, предусматривает возможность  развития логического мышления, формирования навыков, необходимых  для решения логических задач, интеллектуальных способностей.

Актуальность 

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах,

легче адаптируется в новой обстановке, лучше подготовлен к школе.

Существующее мнение о том, что математическое мышление для ребенка не столь важно в обыденной жизни и, что оно может пригодиться детям лишь на уроках математики, весьма ошибочно. Умение верно устанавливать причинно-следственные связи, определять параметры, связывающие различные явления и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия успеха в профессионально-личностной сфере, а значит, и залог будущей жизненной успешности ребёнка.

В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом, профессором,  Золтаном Дьенешем.   

Логические блоки Дьенеша представляют собой эталоны форм - геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления  детей с формами предметов и геометрическими фигурами.

Основой для разработки  программы стали:

1.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.

2.Основная общеобразовательная программа МБДОУ детский сад №1 «Родничок» г. Кедрового.

Срок реализации программы: с октября по май.

Количество занятий в неделю – 1 раз во второй половине дня.

В год – 31 занятие.

Продолжительность занятий:  для детей 4 - 5 лет – 20 минут.

Основная форма занятий подгрупповая (6 - 8 детей).                         Педагогический анализ проводится 2 раза в год (начальный - сентябрь; итоговый - май). Мониторинговое исследование уровня развития детей осуществляется с помощью следующих  методов:  наблюдения, беседа.                                                                                                                         Цель программы: Развивать интеллектуальные способности детей через развивающую игру «Логические блоки Дьенеша».

Задачи:

  • Формировать у детей умение систематизировать и классифицировать блоки по признакам (цвет, размер, форма, толщина).
  • Формировать представления о математических понятиях, развивать умение самостоятельно составлять алгоритм простейших действий.
  • Развивать логическое мышление, познавательные процессы, творческие способности, воображение, сообразительность.
  • Развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию (наблюдать, обследовать, экспериментировать).
  • Воспитывать в детях дружелюбие, взаимопомощь, самостоятельность, инициативу, преодоление трудностей.

Принципы организации детской деятельности:

1. Принцип системности и регулярности проведения занятий.

2. Принцип наглядности  и  доступности подаваемого материала для детей данной возрастной категории.

3. Принцип подачи материала от «простого к сложному».

4. Принцип преемственности  - структура занятий в течении года одна и та же, но   задания усложняются.

5.Принцип равномерного распределения нагрузки, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка, не допуская переутомления.

Методы работы:

1. Наглядные;

2. Словесные;

3. Практические;

4. Игровые.

Форма работы:  Совместная деятельность детей и педагога.

Ожидаемые результаты освоения программы:

К концу года дети могут:

  • Группировать предметы по цвету, размеру, форме;
  • При поддержке взрослого составлять группы из однородных  предметов и выделять один предмет из группы;
  • Находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов;
  • Определять количественное соотношение двух  групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше- меньше, столько же;
  • Различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и  круглую форму;
  • Понимать смысл обозначений : вверху- внизу; впереди- сзади; слева- справа; на, над- под; верхняя- нижняя;
  • Уметь кодировать и расшифровывать свойства геометрических фигур Дьенеша.

Работа с родителями: родительские собрания, консультации, анкетирование, размещение наглядной информации.

2.Содержание программы 

Программа направлена на развитие познавательной активности ребёнка, совершенствование психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.

        Все занятия  построены  в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка, способствует лучшему запоминанию математических понятий. Специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач.            

      Так как задания с блоками Дьенеша предполагают работу сидя за столами, то было принято решение удачно совместить упражнения с подвижной игрой. Занятие состоит из упражнения с блоками и подвижной игры.

Календарно – тематический план

№ Занятия

Тема/цель

Месяц/недели

1

Тема: «Знакомство с логическими блоками Дьенеша»
Цель: Познакомить ребенка с блоками.

Подвижная игра «Мы веселые ребята»
Цель: Развитие ловкости и координации движения, выполнять движения по сигналу.

Октябрь

1 неделя

2

Игра «Найди» 
Цель: Знакомить с логическими блоками. Учить называть геометрические фигуры, основные цвета, понятия «большой – маленький», «толстый – тонкий». Учить  сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и находить фигуры по заданному признаку. 

Подвижная игра «Мяч через сетку» 
Цель: Учить детей соревноваться. Упражнять в бросании мяча через сетку двумя руками снизу и из-за головы.

2 неделя

3

Игра «Чудесный мешочек» 
Цель: Учить находить геометрические фигуры, узнавать форму. 

Подвижная игра «Найди где спрятано» 
Цель: Учить ориентироваться в комнате или на участке, выполнять действия по сигналу.

3 неделя

4

Игра «Что изменилось» 
Цель: Учить замечать изменения в расположении предметов, отражать в речи эти изменения. 

Подвижная игра «У медведя во бору» 
Цель: Приучать детей поочерёдно выполнять разные функции (убегать и ловить).

4 неделя

5

Игра « Найди не такую» 
Цель: Учить  выделять существенные признаки, называть их. 

Подвижная игра «Самолеты»  
Цель: Развивать у детей ориентировку в пространстве, закрепить навык построения в колонну. Упражнять в беге. 

Ноябрь

 1неделя

6

Игра «Рассели жильцов» 
Цель: Учить классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. 

Подвижная игра «Цветные автомобили» 
Цель: Развивать у детей внимание, умение различать цвета и действовать по зрительному сигналу. Упражнять детей в беге, ходьбе.

2 неделя

7

Игра « Продолжи ряд» 
Цель: Учить  находить закономерности в ряду и продолжать этот ряд. Анализировать и сравнивать их в соответствии с заданием. 

Подвижная игра «Лиса в курятнике» 
Цель: Развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.

3 неделя

8

Игра «Собери бусы» 
Цель: Учить  находить закономерности в ряду фигур и продолжать этот ряд.

Подвижная игра «Птички и кошка» 
Цель: Развивать у детей решительность, упражнять в беге с увертыванием.

4 неделя

9

Игра « Цепочка» 
Цель: Учить анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру по заданному признаку. 

Подвижная игра « Зайцы и волк» 
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах, в приседании, ловле.

Декабрь

1 неделя

10

Игра « Алгоритм» 
( для индивидуальной работы с детьми) 
Цель: Учить называть геометрические фигуры; размещать блоки в определенной последовательности.

Подвижная игра «Лошадки» 
Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, согласовывать движения друг с другом, упражнять в беге, ходьбе.

2 неделя

11

Игра «Найди пару» 
Цель: Учить  называть геометрические фигуры, цвет, величину, толщину. 

Подвижная игра «Найди себе пару» 
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, по слову, быстро строится в пары. Упражнять в беге, распознавании цветов. Развивать инициативу, сообразительность.

3 неделя

12

Игра «Второй ряд» 

Цель: Учить выкладывать по образцу фигуры, объяснять последовательность действий.

Подвижная игра «Кегли» 
Цель: Учить детей основным правилам игры. Упражняться в сильном и резком катание шара в кегли правой рукой. Развивать глазомер.

4 неделя

13

Игра « Поможем Золушке» 
Цель: Учить  классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. 

Подвижная игра «Перелёт птиц»
Цель: Развивать реакцию на словесные сигналы. Упражняться в лазание по гимнастической лестнице.

Январь

1 неделя

14

Игра «Украсим елку бусами» 
Цель: Учить  выявлять и абстрагировать свойства предметов.

Подвижная игра «Пастух и стадо»
Цель: Закрепление умения играть по правилам игры. Упражнять в ползание на четвереньках по залу.

2 неделя

15

Игра «Клад» 
Цель: Учить классифицировать  по определенному признаку; выполняет игровое действие в соответствии с выделенным признаком. 

Подвижная игра «Бездомный заяц»
Цель: Учить детей действовать по сигналу. Развивать внимание, смекалку.

3 неделя

16

Игра «Один обруч» 
Цель: Учить разбивать множество по одному свойству на два подмножества; производить логическую операцию «не». 

Подвижная игра «Подбрось-поймай» 
Цель: Учить детей соревноваться. Упражнять в бросании мяча двумя руками снизу вверх и ловить его.

4 неделя

17

Игра « Угощение для медвежат» 
Цель: Учить обобщать свойства предметов, называть их; использовать  карточки – символы. Учить подбирать  предмет в соответствии с карточкой, обосновывать  в речи свой выбор.

Подвижная игра «Котята и щенята» 
Цель: Закрепление умения играть по правилам игры.  Развивать память, внимание.

        Февраль

        1 неделя

18

Игра «Улитка» 
Цель: Учить  классифицировать  блоки по двум признакам (цвет и форма);отражать в речи цвет, форму предмета. 

Подвижная игра «Кто ушёл?» 
Цель: Учить детей ориентироваться в помещении группы. Развивать память, внимание.

2 неделя

19

Игра « Домино» 
Цель: Учить  сравнивать свойства предмета; действовать на основе выделенных свойств. 

Подвижная игра «Ловишки» 
Цель: Учить бегу в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.

3 неделя

20

Игра «Два обруча» 
Цель: Учить использовать  знание свойств геометрических фигур для распределения блоков в двух обручах. 
Подвижная игра «Повар и котята»

Цель: Упражнять детей в различных видах ходьбы или бега, развитие быстроты реакции, сноровки, умения ориентироваться на слово.

4 неделя

21

Игра «Художники» 
Цель: Учить анализировать  и сравнивать свойства предмета; использовать  их в творческой деятельности. 

Подвижная игра «Воевода»

Цель: Упражнять детей в прокатывании, бросании и ловле мяча, в умении согласовывать движение со словом, развивать внимание, ловкость.

Март

1 неделя

22

Игра «Лабиринт» 
Цель: Учить  «читать» карточки – символы; выбирать необходимый блок из нескольких. 

Подвижная игра «Гуси-лебеди»        
Цель: Упражнять в беге с увертыванием. 

2неделя

23

Игра «На свою веточку» 
Цель: Учить определять свойства блоков по карточкам, называть их;  анализировать, выделять свойства фигур; классифицировать фигуры по нескольким признакам.

 Подвижная игра «Пастух и стадо»

Цель: Закрепление умения играть по правилам игры. Упражнять в ползание на четвереньках по залу.

3 неделя

24

Игра « У кого в гостях Вини – Пух и Пятачок» 
Цель: Учить анализировать, обобщать свойства предметов, использовать их для решения игровой задачи. 

Подвижная игра «Мышеловка»

Цель: Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражнять в беге и приседание, построение в круг и ходьбе по кругу.

4 неделя

25

Игра «Помоги муравьишкам» 
Цель: Учить называть свойства предмета. 

Подвижная игра «Гори, гори ясно! »

Цель: Развивать у детей выдержку, ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге.

Апрель

1 неделя

26

Игра« Гусеница» 
Цель: Учить выделять и абстрагировать  цвет, форму, величину. 

Подвижная игра «Ловишки из круга»

Цель: Развивать у детей умение согласовывать движения со словами.

2 неделя

27

Игра «Волшебное дерево» 
Цель: Учить классифицировать блоки по трем признакам (цвет – форма – размер) и выделять основные признаки. 

Подвижная игра «Волк во рву»

Цель: Развивать смелость и ловкость, умение действовать по сигналу. Упражнять в прыжках в длину с разбегу.

3 неделя

28

Игра « Паровозики» 
Цель: Учить  классифицировать блоки по двум, трем признакам: цвету и форме; форме и размеру.

 Подвижная игра «Совушка»

Цель: Развивать у детей торможение, наблюдательность, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять детей в беге.


4 неделя

29

Игра « Этажи» 
Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве.

Подвижная игра «Пожарные на ученье»

Цель: Развивать у детей чувство коллективизма, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в лазании и в построении в колонну.

Май

1 неделя

30

Игра «Магазин» 
Цель: Закреплять умение выделять и абстрагировать свойства предмета,; сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам. 

Подвижная игра «Подбрось – поймай»
Цель: Упражнять в бросании мяча двумя руками снизу вверх и ловить его.

2 неделя

31

Игра «Найди цветок» 
Цель: Закреплять умение выделять и абстрагировать цвет, форму, размер; сравнивать предметы по заданным свойствам. 

Подвижная игра «Кошка и мышка»
Цель: Развивать у детей умение быстро действовать по сигналу, ходить, сохраняя форму круга. Упражнять в беге с ловлей.

3 неделя

Литература:

1. Богуславская, З. М. Окружающий мир в дидактических играх [Текст]/ З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. – М. : Просвещение, 1991.

2. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст]/ Л. А. Венгер, М. О. Дьяченко. – М. : Просвещение, 1989.

3. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка [Текст]/ Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина. – М. : Просвещение, 1988.

4. Дьяченко, М. О. Чего на свете не бывает [Текст]/ М. О. Дьяченко, Е. Л. Агеева. – М. : Просвещение, 1991.

6. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1983.

7. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М. : ВАКО, 2005 г. - 208 с.

8. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

12. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.

13. Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.

14. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. М. : Просвещение, 1990.

15. Белоусова Л. Е. Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть. СПб. : Детство-пресс, 2004.

16. Чеплашкина И. Н. Математика – это интересно. СПб. : Детство-пресс, 2006.

17. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004.

18. Павлова Л. Н., Маврина И. В. Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 3 – 4 лет. М., 2002.

19. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. М., 1988.

20."Логика и математика для дошкольников" Методическое издание Е.А. Носова; Р.Л. Непомнящая. "Санкт- Петербург". "Акцидент" 2000. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"

Дошкольный возраст – «благодатный» возраст, психика детей пластична, она легко дезорганизуется от тысячи причин, но также легко восстанавливается и помогает в этом взрослому игра    Для...

Авторская программа " Занимательная Математика"

кружковая работа по матиматике для средней группы....

Авторская программа " Занимательная Математика"

перспективный план кружковой работы по позновательному развитию для средней группы....

Мастер-класс для педагогов по теме «Занимательные блоки Дьенеша в развитии сенсорных способностей детей раннего возраста»

Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера.Задачи мастер-класса:1. Донести...

Мастер-класс "Занимательные блоки Дьенеша"

Игровые элементы Дьенеша- это благодатная почва для взращивания математического и пространственного мышления у ребенка!...

Мастер-класса «Занимательные блоки Дьенеша в развитии сенсорных способностей детей раннего возраста»

Фундамент умственного развития и начало сенсорной культуры закладываются именно в раннем возрасте. В этом возрасте малыши начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойств...

«Занимательные блоки Дьенеша»

Использование блоков Дьенеша в образовательной работе с дошкольниками способствуют:-развитию мыслительных операций:анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения;-логического мышления, творческ...