Варианты использования интеграции образовательных областей ФГОС ДО с целью формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста на этапах счётного периода
методическая разработка по математике

Кармилицина Елена Валерьевна

Согласно ФГОС ДО Всестороннее развитие детей дошкольного возраста должно происходить в 5 образовательных облостях:

- социально - коммуникативное развитие

- познавательное развитие

- речевое развитие

- художественно - эстетическое развитие

- физическое развитие

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon varianty_ispolzovaniya.doc320 КБ

Предварительный просмотр:

Варианты использования

интеграции образовательных областей ФГОС ДО

с целью формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста

на этапах счётного периода


Согласно ФГОС ДО всестороннее развитие детей дошкольного возраста должно происходить в  5 образовательных областях:

- социально-коммуникативное развитие

- познавательное развитие

- речевое развитие

- художественно-эстетическое развитие

- физическое развитие

Особенность организации современного образовательного процесса   с детьми дошкольного возраста такова, что невозможно осуществлять развитие лишь в одной из образовательных областей, предполагается их   постоянная интеграция.

Создание системы формирования элементарных количественных представлений для детей дошкольного возраста является заслугой Анны Михайловны Леушиной.  

Разработанная А. М. Леушиной концепция является основой для формирования количественных представлений у детей на различных возрастных этапах дошкольного детства. Согласно разработанной  Анной Михайловной  Леушиной методике формирование количественных представлений на различных возрастных этапах дошкольного детства можно разбить на 3 периода: 

- Дочисловая деятельность

- Счётная деятельность

- Вычислительная деятельность

      1. Дочисловой период (дочисловая деятельность), младший дошкольный возраст:

I этап

      Представления о множестве - «много», «один», «ни одного»

II этап

1)  Представления о сравнении множеств - «больше», «меньше», «столько же». Сравнение множеств по количеству путем соотнесения «один к одному»

- наложение

- приложение

2)  Уравнивание множеств (+1, -1)

2.  Счётный  период (счётная деятельность), средний, старший   дошкольный возраст: 

III этап

1)  Представление о названиях чисел в пределах 10, их порядке (числовой ряд)  

2)  Представление о количественном счёте в пределах 10

3)  Представление об отсчёте в пределах 10

4)  Представление о графическом изображении числа (цифры)

5)  Представление о счёте с участием различных анализаторов в пределах 10  

6) Представление о независимости результата количественного счета от направления счёта, расположения элементов множества и их качественных признаков

7)  Представление о числе 0

8)  Представление о порядковом   счёте в пределах 10

9)  Представление об обратном счёте в пределах 10

10) Представление об образовании рядом стоящих чисел в пределах 10:  

- Сколько было?

- Сколько добавили?

- Сколько стало?

- Как же мы получили… из …?    

11)  Представление о   предыдущем и последующем числе (соседи числа) в пределах 10  (называние соседей числа)

12)  Представление о   сравнении рядом стоящих чисел в пределах 10

  1. Вычислительный период (вычислительная деятельность), старший   дошкольный возраст:

        Счетная деятельность имеет дело с конкретными предметами, звуками, движениями.  Вычислительная деятельность - отвлеченная, имеет дело с числами и основана на различных арифметических действиях.

IV этап

1) Представление о составе числа из единиц в пределах 10  и   о знаках арифметических действий   +, —, =

2) Представление о сравнении чисел в пределах 10 и о знаках арифметических неравенств   <, >

3) Представление о составе числа  из двух меньших чисел в пределах 10

4) Формирование  умения составлять и решать простые арифметические задачи  на сложение и вычитание  в пределах 10

V этап

1) Представление об образовании  чисел второго десятка, о разложении на разрядные слагаемые двухзначных чисел.

2)  Представление о счете группами - парами,  пятёрками, десятками

VI этап

Представление о  десятичной системе счисления (школа)

Игровое упражнение с использованием рабочих листов

«Космическое путешествие»

Дидактические задачи

ОО ФГОС ДО «Познавательное развитие» 

-  Закрепление элементарных математических представлений о количественном счёте в пределах 10; о графическом изображении числа (цифры), расположения элементов множества и их качественных признаков; о порядковом счёте в пределах 10; о числе 0.

-  Закрепление элементарных пространственных представлений

-  Закрепление представлений о космосе

ОО ФГОС ДО «Социально-коммуникативное развитие»

- Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками

-  Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий

ОО ФГОС ДО «Речевое развитие»

– Активизация словаря за счёт имён числительных

- Развитие связной диалогической речи (умение отвечать на вопросы воспитателя развёрнутым предложением) и монологической речи (рассказ о космосе и объектах в нем по картинке)

ОО ФГОС ДО «Художественно - эстетическое развитие»

-  Формирование графических навыков написания цифр

ОО ФГОС ДО «Физическое развитие»

- Развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук

- Развитие координации движений

Игровые задачи

- Сосчитай, сколько на картинке ракет, звезд, планет, спутников, космонавтов и нарисуй в окошечках цифры

- Сосчитай, сколько на картинке комет? (0 комет!)

- С помощью наводящих вопросов воспитателя дети рассказывают, какие планеты они знают, кто первый полетел в космосе, что еще находиться в космосе.

Игровое упражнение с использованием игрового материала

"Деревья"

Дидактические задачи

ОО ФГОС ДО «Познавательное развитие»

-  Закрепление элементарных математических представлений о количественном счёте в пределах 10; о графическом изображении числа (цифры); расположения элементов множества и их качественных признаков; о величине и форме  

-  Закрепление элементарных пространственных представлений

-Закрепления знаний о временах года

ОО ФГОС ДО «Социально-коммуникативное развитие»

- Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками

ОО ФГОС ДО «Речевое развитие»

- Активизация словаря за счёт имён числительных, названий основных цветов и оттенков

- Развитие связной диалогической речи

ОО ФГОС ДО «Художественно - эстетическое развитие»

- Закрепление представлений об основных цветах

- Эстетическое восприятие красиво оформленного игрового материала

-Эстетическое восприятие красоты природы

ОО ФГОС ДО «Физическое развитие»

- Развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук

- Развитие координации движений

Игровые задачи

- Посмотреть в корзинку, какая цифра там находиться (можно усложнить и положить 2 изображения), какая цифра изображена, столько и выложить на крону картинок. (Выбор ребенка или задача – дерево по сезону). Если задание усложняете, ребенок должен скомбинировать картинки (можно по сезонам).

- Создай осеннее (по сезонам) дерево из 2-х комплектов картинок, расскажи, почему оно осеннее!

-Какие признаки разных сезонов.

Игровые действия

-  Дети самостоятельно создают деревья, по сезонам.

-  Дети отвечают на вопросы воспитателя

Дидактическая игра «Карусель»

Дидактические задачи

ОО ФГОС ДО «Познавательное развитие»

- Закрепление элементарных математических представлений о порядке чисел в числовом ряду, о графическом изображении числа (цифры),

- Закрепление представлений о домашних и диких животных и их рационе

ОО ФГОС ДО «Социально-коммуникативное развитие»

-  Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками в игре

-  Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий

ОО ФГОС ДО «Речевое развитие»

- Активизация словаря за счёт имён числительных

- Развитие связной диалогической речи (умение отвечать на вопросы воспитателя развёрнутым предложением)

ОО ФГОС ДО «Художественно-эстетическое развитие»:

- Эстетическое восприятие красиво оформленного игрового материала

ОО ФГОС ДО «Физическое развитие»:

- Повышение двигательной активности детей

Игровая задача

Сосчитай и найди еду для животного.

Игровые действия

Дети делятся на две команды. По считалочке, дети выбирают какая команда начинает первая крутить «карусель». От каждой команды к столу с раздаточным материалом подходят по 1 ребенку. Карусель раскручивается, при остановке стрелки покажут животное и цифру. Дети должны быстро сориентироваться, что животное ест и какая цифра указана. Из раздаточного материала отсчитать нужное количество карточек и положить на стол. Очко достаться той команде, в которой ребенок первый дал правильный ответ.

Правила игры

Первый ответ проверяется у ребенка, который первый положил карточки на стол. Дети, которые не участвуют, не подсказываю и не кричат. Дети сменяться согласно очереди.

Итог игры

Выигрывает команда с большим количеством правильных ответов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование количественных представлений у детей дошкольного возраста

В этом выступлении дается методика формирования у детей погимания независимости результата счета от размеров, формы, порядка расположения предметов и методика обучения детей среднего, старшего и подго...

Формирование количественных представлений у детей дошкольного возраста

В этом выступлении речь идет о формировании у детей понимания независимости результата счета от размеров, формы, порядка расположения предметов и напрвления счета, методике обучения детей сравнению чи...

ПОРТФОЛИО По методике математического развития По теме: «Формирование количественных представлений у детей дошкольного возраста с ОНР 3-го уровня»

Представляю вам портфолио ПО МЕТОДИКЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО  РАЗВИТИЯ »ПО РАЗДЕЛУ «КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ»   (дети с ОНР III уровня).    Содержание1. Портфолио теоретического м...

Конспект НОД по ФЭМП. Образовательная область – познавательное развитие. Варианты использования игровых упражнений с палочками Кюизенера с целью формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста

Палочки Кюизенера придумал и разработал бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976).  Это - палочки, которые часто называют «числами в цвете», цветными палочками, ...

Игровые упражнения с палочками Кюизенера с целью формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста

Палочки Кюизенера придумал и разработал бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976). Это - палочки, которые часто называют «числами в цвете», цветными палочками, они яв...

Конспект ОД по ФЭМП. Образовательная область – познавательное развитие. Варианты использования игровых упражнений с палочками Кюизенера с целью формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста

Конспект ОД по ФЭМП.Образовательная область – познавательное развитие.Варианты использованияигровых упражнений с палочками Кюизенерас целью формирования количественных представлений у детей дошк...

Варианты использования игровых упражнений с палочками Кюизенера с целью формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста

Палочки Кюизенера придумал и разработал бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976).  Это - палочки, которые часто называют «числами в цвете», цветными палочками, ...