Сценарий образовательной деятельности по ФЭМП «Составление задачи на сравнение двух множеств" для детей 6-7 лет с ТНР
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Представленный конспект является авторской разработкой, в соответствии с задачами основной образовательной программы ДОУ. Конспект построен с учётом дидактических и общепедагогических принципов: непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей), принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес), принцип доступности (соответствие возрастным особенностям), принцип психологической комфортности.
Тема занятия соответствует календарно-тематическому планированию по основной образовательной программе дошкольного образования.
Занятие было проведено в рамках недели инклюзии. Для реализации задач в занятии были подобраны приёмы, помогающие решить в интересной форме программные задачи. На каждом этапе занятия в работе с детьми использовались вопросы поискового характера, создавались проблемные ситуации. Были подобранны наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности.
Цель: Формирование умения составлять математические задачи.
Образовательные задачи:
- Совершенствование навыка счета на слух, навыка количественного счета в пределах десяти.
- Установление взаимно однозначного соответствия между множествами.
- Совершенствование умения составлять математические выражения с математическими знаками «>» и «<».
- Формирование умения составлять условие, ставить вопрос задачи, решать задачу.
Коррекционно-развивающие задачи.
- Развитие мыслительной и речевой деятельности, речевого слуха, пальцевой моторики, координации речи с движением.
- Формировать умение составлять связные предложения (Повествовательные, вопросительные)
Воспитательные задачи. Воспитание положительного отношения к учебной деятельности, навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребенка детский сад №3 «Петушок»
городского округа Стрежевой»
Сценарий образовательной деятельности по ФЭМП для детей 6-7 лет с ТНР
Тема: «Составление задачи на сравнение двух множеств»
Автор: Головкина Татьяна Владимировна, воспитатель
г. Стрежевой, 2020г.
Пояснительная записка
Представленный конспект является авторской разработкой, в соответствии сзадачами основной образовательной программы ДОУ.Конспектпостроен с учётом дидактических и общепедагогическихпринципов: непрерывности (занятие было построено на основе предыдущихсовместных действий воспитателя и детей), принцип активности (поддерживаласьмотивацияиинтерес),принципдоступности(соответствиевозрастнымособенностям),принциппсихологическойкомфортности.
Темазанятиясоответствуеткалендарно-тематическомупланированиюпоосновнойобразовательной программе дошкольного образования.
Занятие было проведено в рамках недели инклюзии. Дляреализации задач в занятии были подобраны приёмы, помогающие решить винтересной форме программные задачи. На каждом этапе занятия в работе сдетьми использовались вопросы поискового характера, создавались проблемныеситуации. Были подобранны наглядные пособия, которые стимулировали иактивизировали детей к мыслительной деятельности.
Цель: Формирование умения составлять математические задачи.
Образовательные задачи:
- Совершенствование навыка счета на слух, навыка количественного счета в пределах десяти.
- Установление взаимно однозначного соответствия между множествами.
- Совершенствование умения составлять математические выражения с математическими знаками «>» и «<».
- Формирование умения составлять условие, ставить вопрос задачи, решать задачу.
Коррекционно-развивающие задачи.
- Развитие мыслительной и речевой деятельности, речевого слуха, пальцевой моторики, координации речи с движением.
- Формировать умение составлять связные предложения (повествовательные, вопросительные).
Воспитательные задачи. Воспитание положительного отношения к учебной деятельности, навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
Оборудование. Магнитная доска, ватман с изображением дерева, клей, плоскостные изображения птиц, карточки и картинки с изображением птиц, контейнер с математическими знаками и цифрами (печать), пеналы с цветными карандашами по числу детей.
Ход организованной образовательной деятельности:
1. Организационный момент. Чтение стихотворения «В зимнем лесу». Создание положительного эмоционального фона занятия. Совершенствование навыка счета на слух.
(Педагог сообщает детям о начале занятия и предлагает им сесть на стульчики, стоящие полукругом перед магнитной доской)
- Сегодня мыс вами продолжаем создавать газету «Зимующие птицы».
Первая статья в нашей газете посвящена стихотворению «Зимний лес». Внимательно послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить, названия, каких птиц прозвучат в стихотворении.
В снежных шапках елки дремлют.
Снег укрыл периной землю.
Под сосной в своей берлоге
Спит хозяин леса строгий.
Только дятел на сосне
Телеграмму бьет жене,
Да сорока спозаранку
Прилетела на полянку
Посмотреть, как свиристели
На кусты калины сели.
Да синички в майках желтых
Закружились возле елки,
Да тетерки в снег ныряют,
В прятки, может быть, играют?
Серый филин в самой чаще
Из дупла глаза таращит.
Вот как много птиц мы встретим.
Перечислите их, дети. (Дятел, сорока, свиристели, синички, тетерки, филин).
- Сколько всего названий птиц прозвучало в стихотворении? (Всего прозвучало шесть названий птиц).
- Правильно! Вы были очень внимательны.
2. Игра «Составим задачу». Формирование умения составлять условие и ставить вопрос задачи.
(Педагог помещает на магнитную доску карточки с изображениями восьми синиц и семи свиристелей, ставит перед детьми контейнер с цифрами и математическими знаками.)
- Следующий этап работы над газетой – это статья «Задача о птицах», предлагаю вам составить задачу об этихптицах. Ребята вспомните из каких частей состоит задача. (Условие, вопрос, решение, ответ)
- Сейчас мы с вами составим условие задачи и сосчитаем сколько синиц и сколько свиристелей живет в лесу.Ребята считаем не в слух. (В лесу живут восемь синиц и семь свиристелей).
- Алина, сколько синиц живет в лесу? А сколько свиристелей?
- В лесу живут 8 синиц и 7 свиристелей. Условие задачи у нас есть.
Пройди к доске, найди в контейнере цифру, обозначающую количество синиц и напечатай эту цифру напротив ветки с синицами (аналогично, выполняется задание со свиристелями).
(Вызываю двух детей и предлагаю, одному найти в контейнере цифру, обозначающую кол-во синиц, а второму найти цифру, обозначающую кол-во свиристелей. Дети печатают на газете (ватмане) цифры «8» и «7».)
- Сейчас нам нужно придумать вопрос к задаче.
- Одинаковое ли количество свиристелей и синиц?
- На сколько, синиц, больше чем свиристелей?–
- Это предложение может быть вопросом к нашей задаче?
- Кто может повторить вопрос к нашей задаче.
- Давайте еще раз вспомним условие задачи и вопрос.
- А сейчас перейдем к следующему частизадачи.
- Как называется 3 часть задачи? (решение)
- Что является решением задачи? (Решением задачи является пример).
- Как мы узнаем на сколько, больше синиц, чем свиристелей? (мы будем вычитать)
- Какой знак поставим между 8 и 7? (Поставим знак – ).
- А чтобы узнать ответ какой мы знак поставим? (знак =)
(Дети ставят между цифрами знак «—», а после цифры «7» знак «=»)
- Прочитайте выражение. (Восемь минус семь равняется... Или: от восьми отнять семь — получится...)
- Сосчитайте. Вы легко ответите на этот вопрос, если вспомните, на сколько восемь больше семи.
(Дети выполняют вычисления.)
- Поставьте соответствующее число после знака «равно».
(Дети выполняют задание.)
- Мы решили задачу?
- Какой у нас ответ задачи:Синиц на одну больше, чем свиристелей.
- Отлично! Вы составили и решили задачу.
Пальчиковая гимнастика «Кормушка»
Сколько птиц в кормушке нашей Прилетело? Мы расскажем. Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей, Дятел в пестрых перышках. Всем хватило зернышек. Н. Нищева | Ритмично сжимают и разжимают кулачки. На каждое название птицы загибают по одному пальчику.
Ритмично сжимают и разжимают кулачки. |
Работа в центрах:
- А сейчас я предлагаю вам поделиться на две команды и выполнить задания на карточках.. Выполнив эти задания вы оформите дерево на нашей газете. А как, я рассажу вам позже.
- Послушайте внимательно, что вам надо будет сделать.
- На этом столе вас ждет следующее задание:
- Карточка разделена на две строчки. На верхней строчке,изображено некоторое количество птиц, вам необходимоещё доклеить или дорисовать столько птиц, чтобы на карточке их оказалось столько, сколько показывает цифра.
- На нижней строчке напишите пример соответствующий вашему рисунку.
- На этом столе задание будет немного отличаться:
- Вам необходимо сосчитать птиц в каждой строчке изаписать их количествов соответствующей клетке.Сравните и поставьте знак (больше или меньше) между ними.
- Подумайте, кто, какое задание хотел бы выполнить и пройдите к столам.
- А теперь пройдите к нашей газете и посадите своих птиц. (дети приклеивают птиц и говорят полным предложением, где сидят птицы).
9. Организация окончания занятия. Оценка работы детей.
(Педагог организует беседу с детьми.)
- Чем мы сегодня занимались?
- А, чтобы сделать газету, что мы делали?
- Какое задание было самым трудным?
- Какое задание понравилось больше всего?
8 | ||||||||
8 | ||||||||
8 | ||||||||
7 | |||||||
7 | |||||||
8 | ||||||||
8 | ||||||||
7 | |||||||
7 | |||||||
8 | |||||||
8 | ||||||
8 | ||||||||
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребенка детский сад №3 «Петушок»
городского округа Стрежевой»
Сценарий образовательной ситуации по ФЭМП для детей 4-5 лет с ТНР
Тема «Определение свойств предметов по цвету, форме и размеру»
Автор: Головкина Татьяна Владимировна, воспитатель
г. Стрежевой, 2020г.
Цель: Формирование умений сравнивать множества по двум и более признакам.
Коррекционно – образовательные:
- Учить сравнивать предметы по 2-3 признакам: по форме, величине и цвету.
- Упражнять в различении форм предметов (круглый, треугольный) и их правильном назывании.
- Совершенствовать умения сравнивать контрастные по величине предметы.
- Совершенствовать навык ориентировки на плоскости, обогащать пассивный словарь наречиями вверху, внизу, слева, справа.
- Учить выполнять задание по инструкции.
- Закрепить знание сюжета сказки Сутеева В. Г. «Мешок яблок»
Коррекционно-развивающие задачи.
- Развивать мыслительную и речевую деятельность, речевой слух.
- Развитие мелкой моторики рук, координации речи с движением.
Воспитательные задачи.
- Воспитание интереса к математическим знаниям, самостоятельности, инициативности, уважение друг к другу через соблюдение правил.
Методы, приемы: Беседа, чтение художественной литературы, упражнение на развитие координации движений и речи, дидактическая игра.
Предшествующая работа: Экскурсия с родителями в магазин, рассматривание и покупка фруктов. Моделирование ситуации "В саду" для ориентировки в пространстве, обогащение пассивного словаря наречиями слева, справа, посередине, рядом, вверху, внизу. Разучивание пальчиковой гимнастики "Компот".
Оборудование: Магнитная доска, плоскостные изображения фруктов, корзинок, животных; плоскостное изображение яблони.
Список используемой литературы:
1. Нищева Н. В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 4 до 5 лет и с 5 до 6 лет). — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.
2. Нищева Н. В. Рабочая тетрадь для развития математических представлений у дошкольников с ОНР (с 4 до 5 лет). — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
3. Сутеев В. Г. Сказка "Мешок Яблок". - Москва "Детская литература", 1987г.
4. Картинки - Интернет-ресурсы:
Ход образовательной ситуации
- Организационный момент
Создание положительного эмоционального фона занятия. Совершенствование умения сравнивать контрастные по величине предметы.
Приглашаю вас, ребятки,
На занятие опять.
Приглашаю вас, ребята,
Посмотреть и посчитать.
2. Введение в игровую ситуацию (мотивация детей к предстоящей деятельности)
- Мы вчера читали сказку "Мешок яблок", давайте вспомним, что собирал заяц?
- Правильно, заяц собирал яблоки.
- Где растут яблоки? (на яблоне)
- Правильно, яблоки растут на яблоне.
- Поможем зайчику собрать яблоки?
- Подойдите к яблоне и возьмите по одному яблоку, и встаньте на свои места.
- Расскажем зайчику, какие у нас яблоки? В этом вам поможет схема.
3. Актуализация знаний
Дети берут яблоко и рассказывают о нем по схеме (цвет, форма, размер, предмет).
- Послушайте какое у меня яблоко… «У меня красное, круглое, большое яблоко»
- Саша, а у тебя какое яблоко? (У меня зеленое, круглое, маленькое яблоко).
- Даша, а у тебя какое яблоко? (У меня желтое, круглое, большое яблоко)
(Аналогично проводится работа со всеми присутствующими на занятии детьми.)
Молодцы, ребята! Вы хорошо рассказали про свои яблоки.
- А сейчас давайте поможем зайцу угостить яблоками друзей из сказки. Вспомните, кого угощал заяц? (медведя, бельчат, ёжика, крота и козлят)
- Посмотрите, у медведя корзина какого цвета? Какого размера? Значит медведь, какие яблоки любит? (красные и большие).
- А у ежа и крота, корзина какого цвета? Какого размера? Значит, какие яблоки любят ёж и крот? (желтые и большие)
- Какие яблоки любят бельчата и козлята? (зеленые и маленькие).
- Пройдите, разложите яблоки по корзинкам.
- Молодцы ребята, вы помогли угостить друзей.
- Вспомним, кто ждал зайца дома с угощением? (зайчата)
- Удалось ли зайцу принести угощение зайчатам (нет)
- А кто ему помешал? (ворона)
- А помните, друзья же его не оставили в беде, много разных угощений принесли.
- Ведь не зря говорят, что друзья познаются в беде. Вот и зайцу все друзья принесли много разных угощений.
- Ребята, заяц растерялся и не знает, как угощения разложить по тарелкам.
- Поможем зайцу разложить угощение для зайчат?
4. Работа с раздаточным материалом
- Пройдите на свои места (на столах ничего не трогаем, спинка прямая, ручки на коленках)
- Сначала предлагаю поиграть в игру «Компот»
Пальчиковая гимнастика "Компот"
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и сахарный песок.
Варим, варим мы компот,
Угостим честной народ.
- Подвиньте к себе листочки.
Посмотрите у каждого зайчонка своя тарелка.
- У зайчонка в зеленой рубашке, какая тарелка? (треугольная, большая)
- Ребята, она стоит слева от вазы с фруктами.
- Вика, где стоит треугольная, большая тарелка? (слева от вазы)
- Какая тарелка у зайчонка в желтой рубашке? (треугольная, маленькая)
- Она стоит справа от вазы.
- Саша, где стоит треугольная, маленькая тарелка? (справа от вазы)
- Какая тарелка у зайчонка в синей рубашке? (круглая, большая)
- Она стоит вверху.
- Даша, где стоит круглая, большая тарелка? (вверху)
- Какая тарелка у зайчонка в оранжевой рубашке? (круглая, маленькая)
- Она стоит внизу.
- Назар, где стоит круглая, маленькая тарелка? (внизу)
- Ребята, посмотрите, что лежит в вазе? (фрукты).
- Рассмотрите, какие фрукты лежат в вазе?
- Красная груша, какая по размеру? (большая)
- На какую геометрическую фигуру она похожа? (на треугольник)
- Положите красную, большую грушу на треугольную, большую тарелку. Проверьте, у всех получилось, как у меня.
- Красное яблоко, какое по размеру? (маленькое)
- На какую геометрическую фигуру оно похоже? (на круг)
- Положите красное, маленькое яблоко на круглую, маленькую тарелку.
Проверьте, у всех получилось, как у меня.
- А теперь, разложите оставшиеся фрукты по тарелкам ...
Проверьте, у всех получилось, как у меня. Молодцы, всех зайчат угостили, подвиньте листочки на край стола.
- Заяц очень доволен и хочет с вами поиграть на коврике в игру «Зайка беленький сидит».
Пройдите на ковер, не забудьте задвинуть стульчики.
Физ. минутка «Зайка беленький сидит»
Задачи: приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с содержанием.
Ход игры: Дети изображают зайчиков и выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения:
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так!
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Вот так, вот так!
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок!
Надо зайке поскакать.
Кто - то зайку напугал-
Зайка - прыг - и убежал (садимся на коврик)
3. Итог
- Ребята, мы сегодня кому помогали?
- Кого угощал заяц?
- А чем угощал заяц зверей?
- Яблоко (груша) на какую геометрическую фигуру похоже?
- А какие тарелки были у зайчат? (большие, маленькие, круглые, треугольные)
Молодцы ребята, вы помогли зайцу накормить зверей и его зайчат их любимыми фруктами.
Приложение
(В вазе лежали плоскостные фрукты)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный план – конспект непосредственно образовательной деятельности (ФЭМП) Тема: «Дары осени» (Ягоды) «Сравнение по высоте»
Интеграция образовательных областей: «Познание» (ФЭМП), «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Здоровье», «Безопасность».Задачи:«Познание...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЭМП для средней группы «Сравнение двух групп предметов»
Конспект непрерывной образовательной деятельности для средней группы. Образовательная область: познание (ФЭМП). По теме: сравнение двух групп предметов.Цель. Помочь детям выяснить, в какой из групп бо...
Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе: «Сравнение предметов по величине, ширине»
Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе: «Сравнение предметов по величине, ширине»...
ФЭМП «Составление арифметических задач на сложение и вычитание в пределах 10. Ориентировка на листе бумаги в клетку»
ФЭМП «Составление арифметических задач на сложение и вычитание в пределах 10. Ориентировка на листе бумаги в клетку»...
Сценарий образовательной деятельности в форме квест-игры «Полет в космос» для детей средней группы
Цель: обогащение и расширение кругозора детей посредством интеграции всех образовательных областей в ходе подготовки и проведения квеста, через создание эмоциональной заинтересованности...
Сценарий образовательной деятельности в центрах активности на тему: «Город будущего» для детей старшей группы
Занятие по конструированию из разных строительных материаловНа тему: «Город будущего» Цель: - развитие творческого потенциала через умения самостоятельно решать поставлен...
ФЭМП " Составление арифметических задач на сложение и вычитание в пределах 10. Ориентировка на листе бумаги в клетку "
ФЭМП " Составление арифметических задач на сложение и вычитание в пределах 10. Ориентировка на листе бумаги в клетку "...