Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений детей подготовительной группы
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Паршукова Мария Вячеславовна

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений детей подготовительной группы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matem_podgotovit.docx29.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений детей подготовительной группы

Цель: Формирование элементарных математических представлений

Задачи:

-Образовательная- Закрепить умение детей считать в пределах от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, умение называть число предыдущее и последующее названному числу; закрепить знания детей о геометрических фигурах ( круг, квадрат, прямоугольник, многоугольник, овал) и ориентировку на плоскости (верхний левый угол, верхний правый угол, середина, нижний правый угол, нижний левый угол);  учить решать простые задачи на сложение и вычитание; познакомить детей с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам (с точностью до часа).

-Развивающая- Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания; развивать мелкую моторику пальцев рук; развивать смекалку, зрительную память, воображение;

-Воспитательная- Воспитывать дружелюбие, сопереживание, доброжелательное отношение друг к другу; побуждать детей давать ответы полными, распространенными предложениями; воспитывать интерес к математическим занятиям.

Материал:

Демонстрационный- Цифры от 1 до 10, набор геометрических фигур, письмо от Буратино, слово «ключик» с цифрами.

Раздаточный- Карточки – цифры на каждого ребенка, комплект геометрических фигур на каждого ребенка, клей и салфетки на каждого ребенка, лист бумаги на каждого ребенка, слово «ключик» с цифрами не на каждого ребенка, а на каждый стол.

Ход:

Этапы

Содержание

Примечания

Вступительная часть

Сбор детей

Колокольчик наш звенит, заливается

Мальчики и девочки в круг собираются!

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

Топнем левою ногой,

Хлопним правою рукой.

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

Заниматься мы начнем.

В: Ребята, предлагаю вам послушать загадку, и определить какое занятие нам предстоит.

Она – царица всех наук

Без неё мы – как без рук

Научит думать и решать

И много действий совершать (математика)

В: Правильно. Это важная и нужная наука Математика, ее изучают в школе. Вас называют «Подготовишки», как вы думаете почему?

- «Подготовишки», значит, подготовка к школе. Пройдет осень, зима, весна, лето и опять наступит осень. 1 сентября вы пойдете в школу. А сегодня я вам предлагаю проверить свои занятия по математике, и узнать какие оценки будете получать в школе. Вы со мной согласны? (ответы детей)

В: В школе есть правила, а какие вы узнаете. Я буду начинать говорить правило, а вы заканчивать.

Ты сиди за партой стройно и веди себя … (ДОСТОЙНО)

Парта – это не кровать и на ней нельзя… (ЛЕЖАТЬ)

Ответить хочешь – не шуми, а только руку… (ПОДНИМИ)

- Давайте и мы с вами будем придерживаться этих правил поведения на занятии. В школе дети занимаются за партами. Давайте и мы пройдем за столы.

Дети стоят на ковре в кругу

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Дети садятся за столы.

Основная часть

Задание № 1

«Геометрические фигуры»

В: В школе на уроках математика вы будите изучать геометрию. А что такое геометрия?

«Геометрия» — это слово, которое появилось в Древней Греции. Геометрией пользовались для измерения земельных участков. «Гео» — земля, «метрия» — измерение. Так же геометрия изучает геометрические фигуры и их формы.

В: Геометрических фигур очень много. Сегодня я вам предлагаю самим их изготовить. Для этого нам понадобятся разноцветные листы бумаги и ножницы. Послушайте загадку, какую геометрическую фигуру вам надо вырезать.

Нет углов у меня 
И похож на блюдце я, 
На медаль, на блинок,
На осиновый листок.
Людям я старинный друг.
Называют меня … (круг)

Не овал я и не круг, 
Треугольнику не друг. 
Прямоугольнику я брат, 
А зовут меня ... (квадрат)

Вы подумайте, скажите ...
Только помнить вы должны:
Стороны фигуры этой
Противоположные равны.
(прямоугольник)

Он похожий на яйцо

Или на твое лицо.

Вот такая есть окружность –

Очень странная наружность:

Круг приплюснутым стал.

Получился вдруг…. (овал).

Шесть тупых углов внутри
На фигуре рассмотри
И представь, что из квадрата
Получили его брата.
Слишком много здесь углов,
Ты назвать его готов? (многоугольник)

В: В школе ученики на уроках работают в тетрадях. Чтобы успевать выполнять все задания, которые дает учитель, надо хорошо ориентироваться на листе. Давайте положим перед собой лист бумаги, клей кленку и салфетку, и выполним некоторые задания, которые предложила нам учительница первого класса.

 Середину листа приклеить круг

-В правом верхнем углу расположите квадрат;

-В левом нижнем углу расположите прямоугольник;

-В правом нижнем углу расположите овал;

-В левом верхнем углу многоугольник.

В: Молодцы с заданием справились. Уберите на край стола клей, клеенки, салфетки и проверим, как вы выполнили задание. Послушайте как это сделаю я.

В правом верхнем углу большой квадрат. В левом нижнем углу средний треугольник. В правом нижнем углу средний овал. В левом верхнем углу маленький многоугольник. В центре листа большой круг.

В: А теперь вы расскажите, как расположили фигуры.

Задание № 2

 «Числа»

В: В школе есть такой урок, который называется «Арифметика».

«Арифметика» изучает знакомство с цифрами, простой счет и операции над задачами.

В: Решать арифметические задачи невозможно без знаний чисел. Давайте их вспомним. А в этом нам поможет мяч. Тот кому я брошу мяч, должен ответить на вопрос и бросить его обратно. Будьте внимательны.

  • Назови числа от 1 до 10.
  • Назови числа от 10 до 1.
  • Назови все числа до числа 6.
  • Назови все числа до числа 8.
  • Назови все числа до числа 2.
  • Назови все числа после числа 4.
  • Назови все числа после числа 9.
  • Назови все числа после числа 3.
  • Назови предыдущее число числа 3 (6, 8).
  • Назови последующее число числа 2 (5, 9).
  • Назови соседей чисел 3 (5, 7, 9).
  • Назови число, живущее между числами 5 и 7 (4 и 6, 9 и 7, 5 и 3).

В: Числа вспомнили, можно арифметические задачи решать. А задачи будут необычными, стихотворными. Будьте внимательны.

На плетень взлетел петух.

Повстречал еще там двух.

Сколько стало петухов?

У кого ответ готов? (3)

У нашей кошки пять котят, 
В лукошке рядышком сидят. 
А у соседской кошки - три! 
Такие милые, смотри! 
Помогите сосчитать, 
Сколько будет три и пять? (8)

Семь весёлых поросят 
У корытца в ряд стоят. 
Два ушли в кровать ложиться, 
Сколько свинок у корытца? (5)

Четыре гусёнка и двое утят 
В озере плавают, громко кричат. 
А ну, посчитай поскорей - 
Сколько всего в воде малышей? (6)

Пять цветочков у Наташи,
И ещё два дал ей Саша. 
Кто тут сможет посчитать, 
Сколько будет два и пять? (7)

Физ.минутка

«Ходят стрелочки по кругу»

День и ночь они идут.
Никогда не устают.
Монотонно шепчут в такт:
Тик, так, тик и так.
Стрелки, будто как усы.
Называются… 
(часы)

В: как вы думаете, почему я вам загадала загадку о часах?

В: В школе уроки начинаются в определенное время. И чтобы не опаздывать на уроки надо хорошо знать время. Давайте проверим насколько вы хорошо умеете разбираться в часах. Для этого вам надо встать за циферблатом, который расположен на полу.

В: Сейчас я буду говорить стихи, а вы ходить по кругу, взявшись за руки. Как только замолчу, вы должны присесть за цифрами и слушать какое время назову. Например, если я скажу: «Пять часов», встают дети, сидящие около цифр «5» и «12». А если я скажу; «Один час», то какие дети должны встать? Итак, игра начинается.

 

Мы - часы, наш точен ход,

Ходят стрелочки по кругу

И хотят догнать друг друга.

Стрелки, стрелки, не спешите,

Вы нам время подскажите!

В: Семь часов!

 

В: Вот мы немного отдохнули. Продолжаем наше занятие.

Задание № 5

«Чтение»

В: В школе есть не только урок «математика», но и «русский язык». Я предлагаю вам прочитать одно слово, которое зашифровала цифрами. Если вы правильно расставите цифры, то сможете его прочитать.

- Какую первую цифру надо поставить?

- Кто найдет цифру «1»?

- Какую цифру надо поместить на доске?

- Кто найдет цифру «2»? ……

- Давайте проверим правильно ли расставили все цифры. Я буду показывать на цифры, а вы называть.

В: Давайте перевернем цифры, и узнаем, что же за слово получилось.

В: как вы думаете почему цифрами я зашифровала слово «ключик»?

Да потому, что этот ключик откроет нам дверь в путь знаний, в школу, в которую вы все скоро пойдете!

Воспитатель показывает материал.

Во время вырезывания детьми геометрических фигур, воспитатель следит за правильностью их действий.

Воспитатель рассказывает расположение фигур на своем листе бумаги.

Воспитатель следит, чтобы дети называли фигуру, ее цвет и величину.

Дети встают по периметру циферблата, воспитатель в центр.

Дети ходят по кругу, взявшись за руки.

Дети останавливаются и садятся

с ближайшей карточкой рядом.

Игра повторяется несколько раз.

Дети на столе берут нужную цифру и помещают ее на доске.

Воспитатель по очереди показывает на цифры. Дети хором проговаривают их название.

Воспитатель переворачивает цифры, дети читают слово «ключик».

Заключительная часть

В: Наше занятие подошло к концу.

- Какие задания вам понравились?

- В каких задания вы проявили смекалку?

- в каких заданиях надо было быть особенно внимательными?

- Какие задания вас заставили работать руками?

- Какие задания вам пригодятся в школе?

- В школе принято ставить оценки. Какие бы вы оценки получили? Почему так думаете?

- Мне понравилось сегодня с вами заниматься, вы все сегодня большие молодцы и все справились со сложными заданиями, которые я для вас подготовила!

В следующий раз, я надеюсь, что мы так же хорошо проведем время на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе "Сказочное путешествие"

Решение примеров на сложение и вычитание;закрепление: ориентировки на листе бумаги; геометрических фигур; состава числа 10 из двух меньших чисел;развитие: логического мышления; моторики рук;воспитание...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Сказочное путешествие»

Цель: продолжать учить решать примеры на сложение и вычитание; закрепление ориентировки на листе бумаги, геометрических фигур, состава числа 10 из двух меньших чисел; развитие логическое мышление, мот...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений детей подготовительной к школе группе «Измеряем воду».

Задачи:Обучающая: учить детей измерять воду условной меркой для определения ее количества.Развивающая: развивать способность экспериментирования, решения логических и математических задач; упражнять д...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Математическая сказка».

Программное содержание: Продолжать формировать умения детей составлять задачи на сложение и вычитание, формулировать арифметические действия; закрепить представление о последовательности чисел; з...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе Тема занятия: «Поиск сокровища пирата»

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группеТема занятия: «Поиск сокровища пирата»...

«Математические приключения». Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе № 7 "Улыбка".

Цель: формировать у детей элементарные математические представления.Задачи:- Образовательные:Совершенствовать навыки порядкового и обратного счета в пределах 10, умение называть соседей числа, умение ...