« Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
консультация по математике (старшая группа)
Все мы любим играть, некоторых даже не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся и учимся чему-то новому. Ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rmo_15_oktyabrya.docx | 17.9 КБ |
Предварительный просмотр:
« Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). По моему мнению, эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования. В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи.
Проводя беседы, анкетирование родителей, я увидела, что многие из них считают, что главной целью обучения детей математике является обучение счету, а также накопление минимальных знаний, например, знакомство с цифрами и геометрическими фигурами. Порой родители забывают, что математика вносит большой вклад в активизацию умственной деятельности детей, развитие умственных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
При формировании элементарных математических представлений у детей, мы ставим перед собой целью – интеллектуальное развитие детей, формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира.
Что бы достичь этой цели, мы решаем следующие задачи:
- Формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности.
- Формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерений, моделировании.
- Овладение математической терминологией.
- Развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребенка.
- Формирование простейших графических умений и навыков.
- Формирование и развитие общих приемов умственной деятельности (классификация, обобщение, сравнение и т.д.).
Из личного опыта я знаю, обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности – игре. То есть мы, воспитатели, не должны забывать о том, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а значит, цель воспитателя научить ребенка играть, и в процессе игры, незаметно знакомить его с определенными понятиями, давать нужную информацию.
Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодоление трудностей.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.
Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:
- Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
- Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.
- Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.
- Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.
Место дидактической игры в структуре образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием образовательной деятельности. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения.
Дидактические игры делятся на:
- игры с предметами
- настольно-печатные игры
- словесные игры
Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
- игры с цифрами и числами
- игры путешествие во времени
- игры на ориентирование в пространстве
- игры с геометрическими фигурами
- игры на логическое мышление
Игры с цифрами и числами.
Упражняем детей в прямом и обратном счете, закрепляем порядок следования чисел, представление о соответствии между количеством, числом и цифрой, активизируем умственную деятельность. Дети очень любят играть в различные виды словесных игр с использованием мяча или воздушного шара. « Что длиннее» (носки короткие, а гольфы…, платье длинное, а юбка… и т. д). «Числовые домики» (развитие знаний о составе числа). « Считай, не ошибись», « Исправь ошибку», «Веселый счет».
Игры путешествие во времени.
Уточняют и закрепляют временные понятия. Здесь дети тоже любят игры с мячом. «Утро, день, вечер, ночь», «Лови, бросай, дни недели называй» Здесь мы поочередно перекидываем или перекатываем мяч, говоря названия дней недели, частей суток и т.д. Или один ребенок набивает мяч от пола, произнося названия, а затем передает другому для продолжения.
Игры на развитие пространственных представлений детей.
«Кто первым отыщет игрушку?» По просьбе сказочного героя, ребятам надо найти игрушку в групповой комнате по словесной инструкции. (от стола пройти 3 шага вправо, 2 прямо и т.д.) Дети выполняю задание, находят игрушку.
« Веселые ладошки».
Задания:
- сколько ладошек (желтого, красного, синего, зеленого) цвета?
- сколько квадратов (желтого, зеленого, красного, синего) цвета?
- сколько ладошек в первом ряду смотрит вверх?
- сколько ладошек во втором ряду слева смотрит влево?
Игры с геометрическими фигурами.
Мы применяем для развития сенсорного восприятия, расширения представлений о геометрических фигурах и формах.
-« Помоги найти Карлсону лишнюю фигуру в каждом прямоугольнике».
- « Какой фигуры не достает в каждом ряду».
Логическое мышление.
И для развития логического мышления мы проводим такие игры как:
- Игра «Четвертый лишний» - развитие обобщения
Пирамида-матрешка-портфель-кукла
Чайник- кружка-колбаса-кастрюля
Мандарины-бананы-помидоры-лимоны.
- Игра «Назови слова» - упражнения на развитие гибкости ума.
( предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие)
Назови, слова, обозначающие деревья (береза, дуб, рябина, тополь)
Назови, слова, обозначающие овощи, фрукты.
Назови, слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей).
Все мы любим играть, некоторых даже не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся и учимся чему-то новому. Ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений....
«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
в математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.Презентация опыта...
Доклад на тему "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире....
«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».
Важно научить ребёнка постигать математику с интересом и удовольствием....
«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Консультация для воспитателей...
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность...
Выступление на Мо воспитателей в ДОУ на тему: "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознател...