Познавательно-игровой проект «Мир сенсорики» (для 1 младшей группы)
проект по математике (младшая группа)

Татьяна Ивановна Кильдякова

Проект по сенсорному развитию в 1 младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon проект по сенсорному развитию34.23 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ.

по сенсорному воспитанию детей первой группы раннего возраста.
1 блок -Игры для развития зрительного восприятия: 
Рукавички
Материал: разноцветные рукавички. 

Цель: упражнять в умении находить рукавички одного цвета и материала. Развивать моторику, координацию движений рук; создать радостное настроение от результата своей деятельности. 

Игры с пробками 
Материал:: пробки разного цвета и размера. 
Цель: упражнять в различении двух (четырёх) основных цветов, развитие логического мышления. Сознание эмоционально положительного настроения. Развитие восприятия: зрительного осязательного. Развитие наглядного – действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения. 

Собери бусы 
Материал: деревянные бусы разного цвета. 
Цели: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации; 
формирование умения сочетать по цвету; развитие концентрации внимания; 
развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в 
своей работе и работе других детей; обучение приемам работы по образцу и 
создания собственного изделия. 

Открой коробочку 
Материал: разноцветные коробочки, внутри картинки соответствующего цвета. 
Цель: упражнять в умении открывать и закрывать коробочку; развивать мелкую 
моторику, координацию движений рук; создать радостное настроение от 
результата своей деятельности. 

Усложнения: упражнять в различении формы (круглая коробочка, цвета (красная, 
жёлтая, синяя, зелёная, чёрная, величины (большая, маленькая) ; в умении 

соотносить цвет: «Картинки перепутались, положи в свою коробочку! », 
познакомить с понятиями «один» (одна) – «много». 

Взрослый создаёт интерес к игре: «Что в коробочке гремит? Давайте посмотрим!». Знакомит с формой, с цветом, величиной, с понятиями: одна, много. 

Укрась ёлочку шарами 
Материал: елочки из картона, круги разных цветов. 
Цель: упражнять в различении двух (четырёх) основных цветов, формы: круг; развивать мелкую моторику, координацию движений рук, создать радостное настроение. 
1 вариант: используем кружочки двух основных цветов 
2 вариант: используем кружочки четырёх основных цветов 
3 вариант: используем кружочки дополнительных цветов. 

Взрослый предлагает игровую ситуацию: «Ёлочка собралась на праздник. Поможем ей нарядиться. Украсим её шарами». Задаёт вопросы: «Какая это форма? Какого цвета этот кружочек? » 

«Цветная пирамидка» 
Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать 
закреплению знаний и системе цветов. 

Ребенок по просьбе воспитателя подбирает нужный цвет колечек. Выкладывая пирамидку, старается самостоятельно называть цвет колец. 

«Собери карандаши в стаканы» 
Материал: цветные карандаши, стаканчики 4-х цветов. 
Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний цветов. 

На столе перед детьми раскладываются цветные карандаши. 

Воспитатель кладёт в каждый стакан по одному карандашу разного цвета, проговаривая свои действия: «В этот стаканчик положу карандаш синего цвета, наберём много одинаковых карандашей». И так повторяется с карандашами всех основных цветов. Побуждая детей проговаривать цвет карандашей. 

«На что похожа фигура?» 
Цель: Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме. 
Игровой материал: Вырезанные из плотного материала геометрические фигуры 4 основных цветов. 

Ход игры: Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т.д.). 

2 блок - Игры для развития слухового восприятия 
Веселые шумелки 
Материал (бросовый, природный): пластиковые бутылочки, наполненные цветными полиэтиленовыми гранулами, желудями (можно использовать для наполнения песок, крупу, горох, фасоль, макароны) . 

Цель: развивать слуховое восприятие, упражнять в умении определять громкое и тихое звучание «шумелок», развивать чувство ритма. 


Что играет? 
Материал: ширма, колокольчик, барабан, бубен, дудочка и т.д. 
Цель: развивать слуховое восприятие, умение различать звучание разных музыкальных инструментов. 



3 блок - Игры для развития обонятельного восприятия 

УГАДАЙ НА ВКУС 
Материал: нарежьте в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, огурец, морковь, редис, репа и т.д.). Предложите малышу закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек. 

Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей: определить, что это был за вкус 
(сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что ребенок ест. 

Обонятельное лото
Материал: баночки, внутри которых марлевый мешочек с кусочками яблока, лимона, чеснока, зёрнами кофе и другими наполнителями. Таблицы лото.

Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей: упражнять в умении по запаху определять, чем пахнет (яблоко, лимон, чеснок, кофе, развивать мелкую моторику. 

4 блок - Игры для развития осязательного восприятия 
Сюрприз 
Материал: сухой бассейн с крупой, (песком, пробками, мелкие игрушки, геометрические формы: круг, квадрат, треугольник. 
Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение от нахождения «сюрприза», познакомить с формой: круг, квадрат, треугольник, 
развивать мелкую моторику. 
1 вариант: сюрприз – игрушки 
2 вариант: сюрприз – геометрические формы. 
Взрослый говорит, что в бассейне что-то спрятано, и предлагает поискать. Когда ребёнок находит сюрприз, взрослый спрашивает: «Что ты нашёл? Что это? Назови!» 

Варим кашу
Материал: большой контейнер с крупой, ложка, банка или кастрюлька, кукла. 
Цель: обогащать сенсорные ощущения детей, упражнять в орудийных действиях: в умении пересыпать крупу ложкой, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки. 

Взрослый создаёт игровую ситуацию: «Кукла пришла с прогулки, она хочет есть! 
Давай сварим ей кашу! Насыпай крупу в кастрюльку (в баночку!)

Разные ладошки 
Материал: ладошки с гладкой и шероховатой поверхностью (из различных материалов: бумаги, картона, линолеум, фетр и т д) разного цвета и фактуры

Цель: упражнять в различении характера поверхности «ладошек», в различении цвета. 

Тонет, не тонет 
Материал: ёмкости с водой, шарики стеклянные, пластмассовые, деревянные, металлические. 

Цель: обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки. 

Взрослый вместе с ребёнком бросает в воду шарики из разных материалов или другие игрушки. Упражняет в понимании слов: «тонет», «не тонет», «плавает». 

Усложнение: для игры можно взять тёплую и холодную воду, упражнять в различении этого качества воды. 

Тактильная коробка 
Материал: сделана из обычной коробки из-под обуви, красиво украшена самоклеющейся бумагой. Коробка наполнена разными по фактуре кусочками ткани: шерсть, мех, шелк, гипюр и т.д. Также в ней находятся небольшие 
предметы: голыши, мягкие игрушки, ленточки, молнии, шнурки и т.д. 

Цель: все предметы, находящиеся в коробке, дети исследуют руками. Это помогает детям, используя прикосновения, познавать окружающий мир. 

Для того, чтобы у малышей не пропадал интерес к коробке - периодически приходится содержимое коробки обновлять, придумывать разные наполнители. 

Тактильную коробку можно наполнять совершенно противоположными по свойствам предметами, например: наждачная бумага, железный ключ, кусочки поролона, фарфоровая статуэтка и т.д. 

Теплый – холодный 
Материал: необходимы игрушки двух видов, по 2-3 штуки каждого, желательно резиновые или пластмассовые (например: утята и рыбки, бегемотики и пингвины, кораблики и дельфины, небольшие мячики-красные и синие, красные и желтые, зеленые и белые и т.п.). 

Цель: закрепление понятий «теплый», «холодный». 
Воспитатель наполняет одну емкость теплой водой, другую – холодной. Говорит ребенку: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки – в теплой. Давай их опускаем». Малыш опускает утят в емкость с прохладной водой, а рыбок – в емкость с теплой водой 

5 блок - Игры для развития мелкой моторики и орудийных действий 
Маленький секрет 
Материал: трубочки четырёх основных цветов; маленькие игрушки или геометрические формы, завёрнутые в лоскуток ткани соответствующего цвета, положенные в трубочку; длинные палочки. 

Цель: упражнять детей в орудийных действиях: в умении проталкивать палочкой спрятанный в трубочке свёрток; в умении различать и называть цвет и форму (игрушку, развивать мелкую моторику, координацию движений руки. 

Взрослый заинтересовывает ребёнка: «Интересно, что за секрет спрятался в трубочке? Как достать и посмотреть, что там? » Если ребёнок затрудняется, взрослый показывает способ действия, а затем предлагает ребёнку 
самостоятельно достать маленький секрет. Спрашивает: «Что это? Какого цвета? Какая это форма?» 

Застёжки 
Материал: застёжки с пуговками, кнопками, «липучкой»: в виде предметов одежды. 

Цель: упражнять в различении четырёх основных цветов, формы: квадрат, круг; 
развивать мелкую моторику, координацию движений рук. 

Закрути ленточку 
Материал: сенсорный тренажёр «Ленточки»: ленты длинные и короткие, широкие и узкие, четырёх основных цветов. 

Цель: познакомить с понятиями: «длинная –короткая», «широкая- узкая» 
(ленточка, закреплять умение различать и называть четыре основных цвета, 
развивать мелкую моторику, координацию движений рук. 

Усложнение: можно добавить цвета: белый, чёрный, оранжевый, фиолетовый и другие. 

Взрослый показывает, как надо пальчиками взять палочку и крутить её, знакомит с цветом ленточек и другими качествами (длина, ширина, когда движения освоены, можно предложить задание: «Давай закрутим ленточки! Кто быстрее? » 

Поиграем с прищепками 
Материал: разноцветные прищепки, плоские геометрические фигуры. 
Цель; Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения. 
Взрослый заинтересовывает ребёнка: сделаем солнышко, тучку, ежика и др. 

Мягкий конструктор 
Материал: Салфетки универсальные, Ножницы, Карандаш, Трафарет геометрических фигур Из разноцветных салфеток можно вырезать разнообразные фигурки. 

Цель: Развивать у детей мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Формировать представления о геометрических фигурах, формах. 

Варианты игры: 
«Выложи предмет» - ребенок выкладывает, например дом (геометрические фигуры выбирает сам ребенок, затем солнышко и т. д. В последующем можно выложить целую "картину" (развивает творчество ребенка) . 

«Найди пару», «Найди такую же… » - учить подбирать геометрические фигуры разные по величине, форме, цвету, сравнивать и находить сходства, различия. Развивать наблюдательность. 

«Что изменилось? » упражнять в правильном назывании геометрических фигур, развивать зрительную память. 

«Подбери фигуру» - закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании. 

Три квадрата» - научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-игровой проект для детей первой младшей группы "Мини-музей деревянной игрушки".

Актуальность: В настоящее время мы чаще всего задумываемся над проблемами приобщения детей к русской народной культуре. Для этого в нашей группе был создан музей деревянной игрушки.Цель: формирование ...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИГРОВОЙ ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГЕОМЕТРИЮ»

ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИГРОВОЙ ПРОЕКТ  С ДЕТЬМИ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГЕОМЕТРИЮ»Паспорт проекта 1. Название проекта: «Путешествие в страну Геометрию».2....

ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИГРОВОЙ ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ «РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР УДИВИТЕЛЬНЫХ ОТКРЫТИЙ»

ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИГРОВОЙ ПРОЕКТ  С ДЕТЬМИ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ «РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР УДИВИТЕЛЬНЫХ ОТКРЫТИЙ»Актуальность проекта.Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт...

Познавательно-игровой проект «Безопасность детей второй младшей группы»

Познавательно-игровой проект «Безопасность детей второй младшей группы»...