Конспект образовательной ситуации в средней группе по ФЭМП "Подарки для Мальвины"
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Кузнецова Татьяна Витальевна

Образовательные: 1) формировать представление о ритме, умение в простейших случаях видеть закономерность и составлять ряд закономерно чередующихся предметов или фигур; 2) закреплять знания об изученных геометрических фигурах;

Развивающие: 1) развивать зрительное внимание и наблюдательность; 2) развивать умение отвечать на вопросы полным предложением; 3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и аналогию; 4) развивать внимание и логическое мышление;

Воспитательные:  воспитывать доброжелательность и взаимовыручку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podarki.ritm_.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Огонек» г. Надым

Подарки для Мальвины

Конспект образовательной ситуации в средней группе

Подготовила воспитатель Кузнецова Т.В.

 

Надым 2019


Тема: Подарки для Мальвины (Ритм. Поиск и составление закономерностей)

Возрастная группа: средняя

Направление развития: познавательное

Образовательная область: формирование элементарных математических представлений

Технология: ситуация

Тип ситуации: открытие нового знания

Цель: формировать у детей представление о ритме

Задачи:

Образовательные: 1) формировать представление о ритме, умение в простейших случаях видеть закономерность и составлять ряд закономерно чередующихся предметов или фигур; 2) закреплять знания об изученных геометрических фигурах;

Развивающие: 1) развивать зрительное внимание и наблюдательность; 2) развивать умение отвечать на вопросы полным предложением; 3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и аналогию; 4) развивать внимание и логическое мышление;

Воспитательные:  воспитывать доброжелательность и взаимовыручку

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: бубен, картинки для иллюстрации понятия ритма, приглашение на День рождения на воздушном шарике, набор картинок с изображением времен года, салфетки с ритмичным узором и с нарушениями ритма, куклы Буратино и Мальвина, атрибуты к СРИ «День рождения», букет цветов, корзинка или красивый пакет

Раздаточный материал: квадраты четырех цветов по два на каждого ребенка (зеленый, красный, белый, голубой), образцы  ритмичных узоров, наборы для составления бус

 

Этапы мероп

риятия

Этапные задачи

Деятельность педагога

Осуществляемая деятельность

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

Введение в ситуацию

 

Мотивировать детей на включение  в деятельность, уточнить название времен года

 В.:   Воспитатель собирает детей около себя.

- Какое у вас любимое время года?

- За что вы любите, например, лето?

-  А какое сейчас время года?

-  Какое время года наступит потом?

- Какое время года обязательно наступит после весны?

- Какое время года, на ваш взгляд, самое красивое?

Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель подводит итог: красиво любое время года. Во все времена года поэты писали стихи, художники - картины, восхищаясь всеми временами года.  

Раздается стук в дверь, вносится волшебная палочка с привязанным приглашением и письмом

В: ребята, давайте узнаем, что нам принесли. Это приглашение, нас Мальвина приглашает на день рождения. А тут еще письмо есть, оно от Буратино. Он просит нас помочь приготовить для  Мальвины подарки. Пойдем? А что нам подарить Мальвине?

Д: подарки!

В: Давайте возьмем с собой букет цветов, Мальвина обрадуется.

В: Ребята, а как же мы  в сказку попадем? (ответы детей).  Я произнесу волшебные слова, дотронусь до каждого волшебной палочкой  и мы окажемся в сказочной стране. Готовы?

Если дружно встать на ножки,

Топнуть, прыгнуть, не упасть,

То в страну веселых сказок

Можно сразу же попасть

постановка детской цели: Зачем?

Целеполагание

Фиксация затруднения в деятельности

Обдумывание и планирование своих действий

Вопросы: Хотите?

Сможете?

Актуализация знаний  

Организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, знания и опыт, детей, необходимые им для «открытия» нового знания;

 Вот мы и в сказочной стране! Смотрите, нас встречает Буратино! Только он какой - то задумчивый. Что случилось, Буратино?

В: Буратино хочет для Мальвины приготовить подарки, только не знает, как. Сначала он хочет нарисовать картину про времена года, расположив их по порядку. Мальвина во всем любит порядок. И как теперь ему нарисовать картину, он не понимает.

В: Что же нам делать ?

Д: Поможем Буратино!

В: Хотите? Сможете?

Д/и «Художники»

Дети садятся за столы, на которых на каждого ребенка приготовлены по 2 белых, желтых и голубых квадрата и одному зеленому.

В: давайте нарисуем картину «Времена года».   Какие краски нужны для изображения разных времен года?

  (Для того, чтобы нарисовать зиму необходима белая краска, потому что зимой все укрыто белым снегом).

 (Для того, чтобы нарисовать весну необходима голубая краска, потому что весной тает снег, текут ручьи, небо голубое).

(Для того, чтобы нарисовать лето, необходима зеленая краска, потому что летом зеленая трава, листочки на деревьях тоже зеленые).

(Для того, чтобы нарисовать осень, необходима желтая краска, потому что осенью все деревья в желтой листве).

Предлагают варианты решения проблемы, опираясь на опыт и знания

Мотивация к самостоятельной деятельности

Фиксирование в речи затруднения и его причины

Затруднение в игровой ситуации

Сформировать мотивационную ситуацию для формирования представлений о ритме.

Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и аналогию, развивать внимание логическое мышление, речь.

В: Ребята, а сейчас вы нарисуйте  времена года при помощи квадратов, по порядку, начиная с зимы.

Садитесь за столы.

 В: Какого цвета будет первый квадрат?

Д: Белый - зима,

В: Какого цвета будет следующий квадрат? (голубой – весна)

В: Третий квадрат какого цвета будет? (зеленый – лето)

В: Далее какой квадрат? (желтый – осень)

В: Дальше сами выкладывайте квадраты так, чтобы они чередовались: за осенью - желтым квадратом положим какой квадрат?!

Дети выкладывают дальше…зима, весна,

(больше зеленого квадрата нет).

В: Ребята, смогли ли мы выполнить задание? (нет).  

- Почему не смогли? (не хватает зеленого квадрата).

- А что же делать?  Как быть?

Анализ детьми возникшей ситуации

Умение фиксировать свои затруднения и выявлять их причину

Выявление уровня затруднения

Открытие нового знания

Сформировать понимание того, что различные явления подчинены ритму, то есть закономерно повторяются;

 Тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, обобщение и аналогию, развивать речь, инициативность, творческие способности.

В: Давайте положим желтый квадрат! (нет!)

В: - Почему нельзя положить вместо зеленого квадрата желтый квадрат? (потому что после весны наступает лето, а у нас получается, что после весны наступит осень, если мы используем желтый квадрат)

В: Совершенно верно, всегда после весны идет лето.

В: Что же нужно сделать, чтобы картина получилась? (нужен еще один зеленый квадрат)

В: Правильно. Вот возьмите зеленый квадрат. Выкладываю зеленые квадраты, дети заканчивают задание.

- Давайте с вами проговорим, как мы выкладывали времена года при помощи квадратов: зима, весна, лето, осень, зима, весна, лето, осень.

- Что заметили? (повторяются времена года).

Подитог: Такое повторение называется – чередование или ритм. Запомнили? (да). Повторите! Времена года идут друг за другом, ритмично. Из квадратов мы выложили ритм!

Формирование опыта успешного преодоления затруднения

Умение определять способы и средства для достижения цели

Теперь вы знаете как?

Включение нового знания в систему знаний

Организовать активный отдых детей, тренировать умение чувствовать  ритм и двигаться в соответствии с ним.

Закрепить умение детей видеть закономерность, продолжать ее и объяснять свои действия;

В: ребята, устали? Давайте подвигаемся

Выходите на коврик. Я вам предлагаю подвигаться по залу в определенном ритме. И в этом нам поможет бубен.

- Будьте внимательны.

(Дети ходят, бегают в ритме, заданным воспитателем)

Подитог: Итак, отдохнули. Какие движения мы чередовали? (ходьбу и бег.)

В: Ребята, как мы двигались по залу? (Ритмично)

Д: Шагали, бежали, шагали, бежали.

В: Вот видите, и в движениях можно использовать ритм.

В: приложите руку к сердцу, слышите? Сердце стучит в определенном ритме. Если этот ритм нарушается, значит сердцу нужна помощь и необходимо обратиться к врачу….

В: давайте теперь восстановим дыхание: вдох, вдох, вдох… Смогли, получилось? (нет) Почему? (после вдоха всегда идет выдох). Верно, и этот ритм не должен нарушаться, после вдоха всегда должен быть выдох.

Д/и «Выберем салфетку»

В: Следующий подарок Буратино приготовил сам, но не уверен, что все сделал правильно. Давайте поможем Буратино выбрать салфетки для праздничного стола с ритмичным узором.

На доску вывешиваются карточки с ритмичным узором и с нарушением ритма, нужно выбрать те, на которых повторяется ритмичный узор.

В: давайте проверим, ритмичный ли узор на этой салфетке? Дети хором называют фигуры, делается вывод, что узор ритмичный.

Д/и «Бусы»

В: ребята, я предлагаю вам подарить бусы Мальвине. Думаю, что ей будет приятно получить такой подарок. Садитесь за столы. Перед вами в корзинках лежат бусины на прищепках и схемы сбора бус. Все бусины должны быть собраны в соответствии со схемой. Будьте внимательны, иначе ритм не получится. Но сначала немного поиграем пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Гномики»

Жили — были гномики  

В расчудесном домике.

Папа-гном дрова рубил,  

Гном-сынок их в дом носил,  

Мама-гном суп варила,  

Дочка-гном его солила,  

Гномик-бабушка вязала,  

Гномик-тётушка стирала,

Дед окошко открывал,

всех знакомых в гости звал

Далее дети собирают бусы по схеме, прицепляя на шнурок прищепки с разными фигурами

В: посмотрите, ребята, какие необычные бусы у нас получились! Думаю, Мальвине очень понравится наш подарок! Нам надо спешить, Мальвина уже заждалась.

Практическое выполнение задания

Умение действовать по инструкции, контролировать и адекватно оценивать свои действия

Самоконтроль

Осмысление (2  мин)

Побуждение детей к осмыслению своей деятельности, фиксация достижений цели и определению условий, которые позволили её достичь

 В: Вот и Мальвина нас встречает! Давайте поздравим ее с Днем рождения и подарим наши подарки. Какие подарки мы приготовили для Мальвины? Получилось у нас?  Почему? Что было самым сложным? А что понравилось больше всего?

В: Ребята, вы все молодцы, у вас все получилось, потому что вы дружные и умелые!

В: Ребята, а теперь Мальвина приглашает нас на чаепитие!

Рефлексия (личная оценка)

Умение достигать поставленной цели

Что хотели сделать? Получилось?  Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной ситуации в средней группе на тему «Разноцветное шоу»

Конспект образовательной ситуации с конкурса "Воспитатель года"...

"Мы пешеходы" - конспект образовательной ситуации в средней группе.

"Мы пешеходы" - конспект образовательной ситуации в средней группе....

Конспект образовательной ситуации в средней группе на тему: «Петрушка спешит на ярмарку»

Формировать навык ориентирования по дорожным знакам и сигналам светофора....

Конспект образовательной ситуации в средней группе на тему:«Салют победы»

Формировать у детей представление о празднике День Победы, о мире во всем мире....

Конспект образовательной ситуации в средней группе "От шалости до беды - один шаг."

Образовательная область: речевое развитие. Цель: дать представления о возможных негативных последствиях неправильных действий. Задачи: уметь составлять небольшой рассказ; правильно употребля...

Конспект образовательной ситуации в средней группе "Мальчики и девочки"

Образовательная область «Познавательное развитие»Цель: формирование начальных гендерных представленийЗадачи:1. Иметь представление о внешнем сходство и различии между мальчиками и девочкам...