Точка Линия Клеточка
статья по математике (средняя, старшая группа)

Панышева Тамара Михайловна

Данный материал поможет познакомить детей с геометрическими понятиями, научит работать в тетради в клетку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tochka_liniya_kletochka.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:


Цели:

  • Создание основы для дальнейшего успешного овладения системой общих и математических понятий.
  • Развитие графо-моторных навыков, направленных на предупреждение дисграфии в школьном обучении.

Задачи:

  1. Дать представление о точке, линии, прямой.
  2. Познакомить с тетрадью, страницей, клеткой.
  3. Учить читать простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направления их движения.
  4. Формировать стойкие графические навыки письма, вызывая чувства удовлетворения от работы.

Формы работы с детьми

  1. Специально организованная деятельность,
  2. Математические праздники,
  3. Пальчиковая гимнастика,
  4. Массаж и самомассаж кистей рук,
  5. Игровые и логические упражнения,
  6. Настольные и дидактические игры,
  7. Графические упражнения,
  8. Тренировочно – игровые задания с нетрадиционным материалом,
  9. Игры с песком,
  10. Подвижные игры

Программа под редакцией М.А. Васильевой предполагает знакомство с понятиями «ТОЧКА, ПРЯМАЯ, ЛИНИЯ» в разделе «ФОРМА», умение ориентироваться на ограниченной поверхности и знакомство с ТЕТРАДЬЮ, СТРАНИЦЕЙ, КЛЕТКОЙ в разделе «ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ».

Работая по этой программе, дети получают определенный объем знаний и умений.

Однако, большую группу детей, испытывающих трудности в овладении элементарной математикой, графическими умениями и навыками, составляют дошкольники с речевыми нарушениями, т.к. для них характерно отставание в развитии двигательной системы.

Развитие «ручной умелости» - одна из важнейших задач дошкольного воспитания по подготовке детей к школе.

Успешно решать вопросы коррекции неловкости движений пальцев кистей рук возможно на заданиях с математическим содержанием.

Учитывая особенности детей с тяжелыми речевыми нарушениями разработана система поэтапного совершенствования разнородных графических движений, которая дает возможность

  • повысить качество коррекционной работы,
  • ликвидировать  пробелы в усвоении программы,
  • вызвать заинтересованность и познавательную активность детей.

А главное – узнать радость при преодолении трудностей.

Этапы работы

I. Работа с нелинованной бумагой

  • Знакомство с понятие точка.

– Размещение   по плоскости, на листе бумаги;

– Комментирование расположения точек – «НАД», «ПОД», «ОКОЛО» и т.д.

  • Знакомство с понятием линия (прямая, кривая, извилистая, ломаная, волнистая)

– Соединение точки с точкой линией,  

– Проведение линии между точками (рис.1)

–Усложненные задания (рис.2)

  • Соединение точек линиями для получения геометрических фигур.

– Обозначить точками  и линиями в геометрических фигурах углы, вершины, стороны,

  • Условное обозначение направления движения (штриховка фигур) (рис.3)
  • Преобразование фигур (рис.4)
  • Понятие «многоугольник»

II. Работа с линованной бумагой

  • Знакомство с клеткой (модель клетки)

– Определение сторон, углов, вершин и центра клетки, сходство и отличие от квадрата.

  • Работа на листе бумаги в крупную клетку.

– Ставим точки, проводим линии,

– Штрихуем и закрашиваем клетки,  создаем ритмичный узор, штрихуем клетки по направлениям. (рис.5)

– Затушовка заданного количества клеток,

– Отсчитывание заданного количества клеток.

  • Рисование геометрических фигур по условиям

(решение логических задач).

  • Соединение точек по образцу.
  • Графические диктанты.
  • Дидактическое упражнение «Диктор» (прочитывание графического узора).
  • Дидактическое упражнение «Сыщик» (поиск закономерностей).
  • Дидактическое упражнение «Ксерокс» (копирование узора)
  • Дидактическое упражнение «Зеркало» (симметричная дорисовка).
  • Дидактическое упражнение «Сложи узоры»  (решение математических задач).

III. Организация математических викторин, праздников, КВНов.

  • Важно! На каждом этапе работы обязательно использование нетрадиционного материала.

К концу года дети научились составлять и читать планы, карты, разрабатывать маршрут, отмечать его на карте, вносить коррективы в движение.

Такие карты присутствуют в играх, которые стимулируют,  поддерживают и развивают игровую ситуацию.

Ребята научились вычленять одну или несколько геометрических фигур в предмете сложной формы.

Повысился интерес к играм типа «Колумбово яйцо», «Танграм».

Измерение и сравнение размеров предметов измерительными принадлежностями не вызывает затруднение у детей.

Высокий уровень развития мелкой моторики, умение работать в тетрадях отмечают педагоги детского сада и учителя школ города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий активизированного общения с использованием лоскутного конструктора "Точки, линии, прямые"

Задачи:Обучающие:Знакомство с понятиями «прямая линия», «ломаная линия», «замкнутая линия»;Формирование навыков проведения прямых линий через две точки;Закрепление навыков устного счета.Развиваю...

Точка. Линия. Прямая и кривая линии.

План-конспектВоспитатель: Калмыкова Е. Н.Предмет: Познание (формирование элементарных математических представлений).Тема: Точка. Линия. Прямая и кривая линии.Цель: формирование представлений о геометр...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе. Тема: «Тропинки в школу» (Точка, линии, луч, отрезок)

Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе.Тема: «Тропинки в школу»(Точка, линии, луч, отрезок) Интеграция образовательных областей:- Познават...

Конспект занятия в старшей группе на тему : Дума Точка. Линия. Прямая и кривая линии.

Думаю, что этот конспект поможет воспитателям в подготовке к занятию. Он не требует большой подготовки. В то же время занятие получается интересным и красочным....

ОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе с использованием технологии «Ситуация». Тема: «Точка. Линия. Прямая и кривая линия.

ОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе с использованием технологии «Ситуация». Тема: «Точка. Линия. Прямая и кривая линия....

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП. Тема: «Точка. Линия. Прямая и кривая линии».

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП. Тема: «Точка. Линия. Прямая и кривая линии»....

Тема: «Точка. Линия. Прямая и кривая линии.»

МБДОУ " Детский сад 52 "Аленький цветочек"Город Смоленск 2022 год.Подготовила воспитатель: Титова Ольга Игоревна Цель: формирование представлений о геометрических фигурах...