Точка Линия Клеточка
статья по математике (средняя, старшая группа)
Данный материал поможет познакомить детей с геометрическими понятиями, научит работать в тетради в клетку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tochka_liniya_kletochka.doc | 118.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели:
- Создание основы для дальнейшего успешного овладения системой общих и математических понятий.
- Развитие графо-моторных навыков, направленных на предупреждение дисграфии в школьном обучении.
Задачи:
- Дать представление о точке, линии, прямой.
- Познакомить с тетрадью, страницей, клеткой.
- Учить читать простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направления их движения.
- Формировать стойкие графические навыки письма, вызывая чувства удовлетворения от работы.
Формы работы с детьми
- Специально организованная деятельность,
- Математические праздники,
- Пальчиковая гимнастика,
- Массаж и самомассаж кистей рук,
- Игровые и логические упражнения,
- Настольные и дидактические игры,
- Графические упражнения,
- Тренировочно – игровые задания с нетрадиционным материалом,
- Игры с песком,
- Подвижные игры
Программа под редакцией М.А. Васильевой предполагает знакомство с понятиями «ТОЧКА, ПРЯМАЯ, ЛИНИЯ» в разделе «ФОРМА», умение ориентироваться на ограниченной поверхности и знакомство с ТЕТРАДЬЮ, СТРАНИЦЕЙ, КЛЕТКОЙ в разделе «ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ».
Работая по этой программе, дети получают определенный объем знаний и умений.
Однако, большую группу детей, испытывающих трудности в овладении элементарной математикой, графическими умениями и навыками, составляют дошкольники с речевыми нарушениями, т.к. для них характерно отставание в развитии двигательной системы.
Развитие «ручной умелости» - одна из важнейших задач дошкольного воспитания по подготовке детей к школе.
Успешно решать вопросы коррекции неловкости движений пальцев кистей рук возможно на заданиях с математическим содержанием.
Учитывая особенности детей с тяжелыми речевыми нарушениями разработана система поэтапного совершенствования разнородных графических движений, которая дает возможность
- повысить качество коррекционной работы,
- ликвидировать пробелы в усвоении программы,
- вызвать заинтересованность и познавательную активность детей.
А главное – узнать радость при преодолении трудностей.
Этапы работы
I. Работа с нелинованной бумагой
- Знакомство с понятие точка.
– Размещение по плоскости, на листе бумаги;
– Комментирование расположения точек – «НАД», «ПОД», «ОКОЛО» и т.д.
- Знакомство с понятием линия (прямая, кривая, извилистая, ломаная, волнистая)
– Соединение точки с точкой линией,
– Проведение линии между точками (рис.1)
–Усложненные задания (рис.2)
- Соединение точек линиями для получения геометрических фигур.
– Обозначить точками и линиями в геометрических фигурах углы, вершины, стороны,
- Условное обозначение направления движения (штриховка фигур) (рис.3)
- Преобразование фигур (рис.4)
- Понятие «многоугольник»
II. Работа с линованной бумагой
- Знакомство с клеткой (модель клетки)
– Определение сторон, углов, вершин и центра клетки, сходство и отличие от квадрата.
- Работа на листе бумаги в крупную клетку.
– Ставим точки, проводим линии,
– Штрихуем и закрашиваем клетки, создаем ритмичный узор, штрихуем клетки по направлениям. (рис.5)
– Затушовка заданного количества клеток,
– Отсчитывание заданного количества клеток.
- Рисование геометрических фигур по условиям
(решение логических задач).
- Соединение точек по образцу.
- Графические диктанты.
- Дидактическое упражнение «Диктор» (прочитывание графического узора).
- Дидактическое упражнение «Сыщик» (поиск закономерностей).
- Дидактическое упражнение «Ксерокс» (копирование узора)
- Дидактическое упражнение «Зеркало» (симметричная дорисовка).
- Дидактическое упражнение «Сложи узоры» (решение математических задач).
III. Организация математических викторин, праздников, КВНов.
- Важно! На каждом этапе работы обязательно использование нетрадиционного материала.
К концу года дети научились составлять и читать планы, карты, разрабатывать маршрут, отмечать его на карте, вносить коррективы в движение.
Такие карты присутствуют в играх, которые стимулируют, поддерживают и развивают игровую ситуацию.
Ребята научились вычленять одну или несколько геометрических фигур в предмете сложной формы.
Повысился интерес к играм типа «Колумбово яйцо», «Танграм».
Измерение и сравнение размеров предметов измерительными принадлежностями не вызывает затруднение у детей.
Высокий уровень развития мелкой моторики, умение работать в тетрадях отмечают педагоги детского сада и учителя школ города.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий активизированного общения с использованием лоскутного конструктора "Точки, линии, прямые"
Задачи:Обучающие:Знакомство с понятиями «прямая линия», «ломаная линия», «замкнутая линия»;Формирование навыков проведения прямых линий через две точки;Закрепление навыков устного счета.Развиваю...
Точка. Линия. Прямая и кривая линии.
План-конспектВоспитатель: Калмыкова Е. Н.Предмет: Познание (формирование элементарных математических представлений).Тема: Точка. Линия. Прямая и кривая линии.Цель: формирование представлений о геометр...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе. Тема: «Тропинки в школу» (Точка, линии, луч, отрезок)
Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе.Тема: «Тропинки в школу»(Точка, линии, луч, отрезок) Интеграция образовательных областей:- Познават...
Конспект занятия в старшей группе на тему : Дума Точка. Линия. Прямая и кривая линии.
Думаю, что этот конспект поможет воспитателям в подготовке к занятию. Он не требует большой подготовки. В то же время занятие получается интересным и красочным....
ОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе с использованием технологии «Ситуация». Тема: «Точка. Линия. Прямая и кривая линия.
ОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе с использованием технологии «Ситуация». Тема: «Точка. Линия. Прямая и кривая линия....
Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП. Тема: «Точка. Линия. Прямая и кривая линии».
Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП. Тема: «Точка. Линия. Прямая и кривая линии»....
Тема: «Точка. Линия. Прямая и кривая линии.»
МБДОУ " Детский сад 52 "Аленький цветочек"Город Смоленск 2022 год.Подготовила воспитатель: Титова Ольга Игоревна Цель: формирование представлений о геометрических фигурах...