Развитие «барического чувства» у дошкольников
статья по математике

В данной статье мы будем рассматривать особенности развития у детей дошкольного возраста о весе предмета, о массе и барического чувства, так как развитие барического чувства углубляет познавательную деятельность детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл baricheskie_stastya.docx17.18 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие «барического чувства» у дошкольников


А.М. Леушина считает, что сенсорное развитие детей многогранно. Важное значение имеет развитие «чувства веса», называемое барическим чувством, которое является необходимой основой для усвоения в дальнейшем понятия о весе тел и способах его измерения.

Уже маленькие дети различают все предметы по их массе, отражая свои восприятия в словах тяжело, легко. Малыш пытается поднять стул и, убедившись, что это ему не под силу, обращается за помощью к взрослым. Слово тяжело сравнительно рано появляется в речи детей. Различия в тяжелых и легких предметах дети воспринимают при участии мышечных групп и вначале лишь при резких контрастах в весе (стул детский и стул кукольный и т. д.).

Давление предмета на ладонь руки дает возможность определить его тяжесть относительно другого. Это явление получило название «взвешивание на ладонях». Оно является первичным в восприятии ребенком веса и массы, определении и выделении предмета, который легче, чем другой, тяжелого и легкого среди нескольких.

От возраста к возрасту увеличивается количество предметов, сравниваемых ребенком по массе: от двух (различение легкого и тяжелого предмета в паре) к сравнению трех и установлению зависимости между ними, а затем пяти, шести и более. Упражнения, осуществляемые ребенком в данных условиях, способствуют абстрагированию веса (массы) от других свойств — цвета, формы, размера, назначения предмета — и углубленному познанию всех свойств во взаимосвязи. Сравнение предметов, объема жидкости сыпучих веществ по массе гораздо сложнее, чем по длине, ширине, высоте, объему.

Венгер Л.А. считает, что включение в проблемные ситуации таких действий, как группировка, определение порядка следования предметов разной массы, измерение массы условными мерками, и других способов оценки массы активизирует мышление детей, способствует воспитанию активности и переносу освоенных действий в другие виды деятельности.

Развитие барического чувства углубляет познавательную деятельность детей. Если вначале представление детей о тяжести всегда связывается с большим объемом предмета, то по мере развития барического чувства дети убеждаются, что предметы малого размера могут быть тяжелее крупных (большой воздушный шар легче, чем маленький резиновый мяч), одинакового размера шары различны по своему весу, в зависимости от материала, из которого они сделаны, и т. д. Постепенно дети начинают практически познавать, почему маленький металлический шарик тонет в воде, а большой мяч плавает; взвесив на своих ладонях оба объекта, ребенок убеждается в различии их по весу. Подобный практический опыт подводит детей к пониманию новых, иных связей между весом и объемом не только прямых, но и обратных.

Отсюда следует вывод о важности разработки методических приемов развития у детей барического чувства как сенсорной основы дальнейшего усвоения  детьми измерения веса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология формирования и развития патриотических чувств у дошкольников

Технология состоит из теоретических выкладок, описания  системы работы, изложения опыта работы и её результатов. В приложении даны конспекты занятий, перспективные планы, консультации для родител...

Доклад на тему: "Формирование и развитие патриотических чувств у дошкольников"

Данный материал поможет родителям в воспитании у своих детей чувства патриотизма, чувства Родины....

"Развитие нравственного чувства у дошкольников"

        Очень важно с ранного возраста формировать в ребенке человеческие ценности и идеалы, особое значение  принадлежит родительскому поведению, так как родители служ...

из опыта работы "Развитие нравственных чувств старших дошкольников средствами игротерапии"

В настоящее время исследование особенностей нравственного развития детей дошкольного возраста является актуальной психологической проблемой так как, работа в данном направлении позволяет оптимизироват...

Использование информационно- коммуникационных технологий в развитии культуры чувств у дошкольников

Использование ИКТ в развитии чувств у детей дошкольного возраста. Применение информационно – коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как поз...

Консультация для воспитателей «Развитие патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с родным городом»

laquo;Развитие патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с родным городом»...

Развитие патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения их к культуре казачества.

Изучение истории развития Волгоградской области, воспитание уважения к героическому прошлому, приобщение детей к духовному богатству многих поколений, знакомство с культурой, обычаями и традициями каз...