"Занимательная математика"
учебно-методический материал по математике (подготовительная группа)
Дидактические игры и упражнения на развитие математических способностей у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_i_uprazhneniya_po_matematike_dlya_doshkolnikov.docx | 23.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры и упражнения по математике для дошкольников.
Я предлагаю игры, которые можно использовать, в домашних условиях, чтобы помочь ребенку развить математические способности, используя игровые методы и приемы.
Понятие «формирование математических способностей» является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, которые необходимы для познавательного развития ребенка.
Хочу показать вам, как в домашних условиях можно помочь ребёнку развить математические способности, используя игровые методы и приёмы.
Детские игры являются прекрасными помощниками в развитии ребёнка. Игра приносит пользу тем, что ненавязчиво обучает новым навыкам, развивает у детей мышление и воображение, способствует установлению контроля над поведением. В игровой форме легче и эффективнее донести информацию, научить концентрировать внимание и решать задачи. Ребёнку процесс приносит радость и удовольствие, он легко включается и проявляет неподдельный интерес, самостоятельно понимает задания и активно ищет ответы, старается справляться со сложностями.
Дидактическая игра и игровые упражнения выступают и как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Что значит всестороннее развитие ребенка? Если взрослые, будут уделять своему ребенку 10-15 минут, ребенок будет и разговаривать правильно, и мыслить логически и будет вашим самым умным и развитым ребенком.
Роль дидактических игр и игровых упражнений в формировании элементарных математических представлений у дошкольников очень велика. Они помогают ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширяют его кругозор.
Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка и он усваивает учебный материал в индивидуальном для себя темпе, закрепляет знания, полученные в детском саду. Родители в свою очередь узнают многое о своем ребенке.
Поэтому можно порекомендовать некоторые математические игры и упражнения для проведения их в кругу семьи. Указанные игры, доступны для ребенка начиная с младшего дошкольного возраста, и не требуют длительной подготовки, изготовления сложного дидактического материала.
"Дни недели"
Цель: закрепление счета, название дней недели.
- Какой день недели 1-й (3-й, 5-й) по счету?:
-Сегодня пятница. Какой день будет завтра?
-Четверг – какой день по счету?
- Какой день недели будет после вторника?
-Какой день между четвергом и вторником?
-Сколько всего дней в неделе?
«Назови похожий предмет»
Цель игры: развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи.
Ход игры: взрослый просит ребенка назвать предметы, похожие на разные геометрические фигуры, например, «Найди, что похоже на квадрат» или найди все круглые предметы. В такую игру легко можно играть в путешествии или по пути домой.
"Найди и назови"
Цель: закрепление умения быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.
Ход: На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д.
Ориентировка в пространстве
Цель: закрепление понятий: впереди, сзади, слева, справа.
Вокруг ребёнка с четырёх сторон (слева, справа, впереди, сзади) расставить любые игрушки.
Вопросы: Кто стоит справа (слева) от тебя? Кто стоит впереди (сзади) от тебя? Где стоит заяц? (слева от меня) Где находится машина? (сзади от меня) и др.
«Кто знает, пусть дальше считает»
Цель: закрепление прямого и обратного счета.
Например, взрослый называет число 5 и говорит: «Считай дальше» (и так с любым числом до 10 - 20).
Назови числа до 6 (5, 3, 4 и т.д.)
Назови числа после 10 (11,12 и т.д.)
Назови число на 1 больше (или на 1 меньше названного).
Счёт цепочкой (поочерёдно). Взрослый начинает, а ребенок продолжает. Например: один – два, три – четыре и т.д. до 10 – 20.
«Занимательные задачи»
Цель: развитие логического мышления, умения слушать и слышать.
Сколько ушей у трёх мышей?
Сколько лап у двух медвежат?
У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр?
У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?
Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!
Горело семь свечей, две свечи погасили. Сколько свечей осталось? (две остальные сгорели)
В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине? ( отдать одно яблоко вместе с корзиной).
На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? (нет яблок — на берёзе они не растут.)
«Задачи в стихах»
1. Яблоки с ветки на землю упали.
Плакали, плакали, слезы роняли.
Таня в лукошко их собрала.
В подарок друзьям своим принесла.
Два Сережке, три Антошке,
Катерине и Марине,
Оле, Свете и Оксане,
Самое большое — маме.
Говори, давай скорей,
Сколько Таниных друзей?
2. С неба звездочка упала,
В гости к детям забежала.
Две кричат вослед за ней:
«Не забудь, своих друзей!»
Сколько ярких звезд пропало,
С неба звездного упало?
3. Решила старушка ватрушки испечь.
Поставила тесто, да печь затопила.
Решила старушка ватрушки испечь,
А сколько их надо — совсем позабыла.
Две штучки — для внучки,
Две штучки — для деда,
Две штучки — для Тани,
Дочурки соседа.
Считала, считала, да сбилась,
А печь-то совсем протопилась!
Помоги старушке сосчитать ватрушки.
4. Шесть орешков мама-свинка,
Для детей несла в корзинке.
Свинку ёжик повстречал,
И ещё четыре дал.
Сколько орехов свинка
Деткам принесла в корзинке?
5. Раз к зайчонку на обед,
Прискакал дружок-сосед.
На пенёк зайчата сели.
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?
6. На забор взлетел петух,
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов?
7. Три цыпленка стоят.
На скорлупки глядят.
Два яичка в гнезде,
У наседки лежат.
Сосчитай поверней,
Отвечай поскорей:
Сколько будет цыплят.
У наседки моей?
8. Шесть веселых медвежат,
За малиной в лес спешат.
Но один из них устал,
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?
9. Пять цветочков у Наташи,
И ещё два дал ей Саша.
Кто тут сможет посчитать,
Сколько будет два и пять?
10. Подогрела чайка чайник,
Пригласила девять чаек,
«Приходите все на чай!»
Сколько чаек, отвечай!
11. Как под ёлкой встали в круг
Зайка, белка и барсук,
Встали ёжик и енот,
Лось, кабан, лиса и кот.
А последним встал медведь,
Сколько всех зверей? Ответь!
12. Дождик, лей веселей!
Теплых капель не жалей!
Пять Сережке, три Антошке,
Две Валюше и Катюше.
А для мамы и для папы
Сорок будет маловато.
Ну а вы друзья считайте,
Сколько капель отвечайте!
13. Четыре спелых груши,
На веточке качалось.
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось?
14. Подарил утятам ёжик,
Восемь кожаных сапожек.
Кто ответит из ребят,
Сколько было всех утят?
15. Четыре гусёнка и двое утят,
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей —
Сколько всего в воде малышей?
«Графический диктант»
Увлекательное занятие рисовать по клеткам, от точки, можно дорисовать изображение, раскрасить.
Цель: упражнение в ориентировки на листе бумаги в клетку, развитие зрительного и слухового восприятия, подготовка руки к обучению письму.
«Машина»
3-вверх
4-вправо
3-вверх
5-вправо
3-вниз
4-право
3-вниз
2-влево
1-вверх
2-влево
1-вниз
5-влево
1-вверх
2-влево
1-вниз
2-влево
«Маленькая собачка».
*1 клетка вправо, *1 клетка вверх,
*1 клетка вправо, *2 клетки вниз,
*2 клетки вправо, *1 клетка вверх,
*1 клетка вправо, *3 клетки вниз,
*1 клетка влево, *1 клетка вверх,
*2 клетки влево, *1 клетка вниз,
*1 клетка влево, *2 клетки вверх,
*1 клетка влево, *1 клетка вверх
|
«Слон». *4 клетки вправо, *1 клетка вниз, *3 клетки вправо, *7 клеток вниз, *2 клетки влево, *3 клетки вверх, *1 клетка влево, *3 клетки вниз, *2 клетки влево, *4 клетки вверх, *1 клетка влево, *2 клетки вниз, *1 клетка влево, *1 клетка вниз, *1 клетка влево, *2 клетки вверх, *1 клетка вправо, *5 клеток вверх. |
|
«Тюльпан». *1 клетка вправо, *1 клетка вниз, *1 клетка вправо, *1 клетка вверх, *1 клетка вправо, *3 клетки вниз, *1 клетка влево, *2 клетки вниз, *1 клетка вправо, *1 клетка вверх, *2 клетки вправо, *1 клетка вниз, *1 клетка влево, *1 клетка вниз, *2 клетки влево, *1 клетка вниз, *1 клетка влево, *1 клетка вверх, *2 клетки влево, *1 клетка вверх, *1 клетка влево, *1 клетка вверх, *2 клетки вправо, *1 клетка вниз, *1 клетка вправо, *2 клетки вверх, *1 клетка влево, *3 клетки вверх. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Занимательная математика" (конспект занятия по математике в средней группе)
занятие по математике для следней группы детского сада...
Конспект НОД по математике «Занимательная математика» в старшей группе
Конспект НОД по математике «Занимательная математика» в старшей группеПрограммные задачи:-- закреплять у детей навык ориентировки в тетради по клеточкам;-- продолжать учить детей составлять и решать а...
Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе «Занимательная математика»
Математика...
"Занимательная математика" (конспект занятия по математике в средней группе)
Задачи: закрепить умение детей считать до 5; формировать представление о равенстве и неравенстве 2-х групп предметов на основе счета; закрепить умение различать шар, куб, цилиндр; закрепить умение раз...
Занятие по математике "Занимательная математика"
Конспект итогового занятия по математике в подготовительной группе...
Занятие по математике в старшей группе "Занимательная математика"
Итоговое занятие по математике для старшей группы....
Лэпбук по использованию занимательного математического материала в развитии познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста « Занимательная математика»
« Занимательная математика»Cоздание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежит...