Подготовка к школе. Математика. Как и чем можно измерять длину. Сантиметр.
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Занятие кружка «Подготовка к школе» проводится в подготовительной группе с детьми 6-7 лет рамках дополнительного образования.
Задачи:
Образовательные: создавать условия для закрепления умений ориентироваться в пространстве и на клетчатой основе, определяя направление движения; познакомить с новой единицей измерения длины – сантиметр; учить измерять длину с помощью мерки, упражнять в измерении предметов сантиметром; упражнять в умении находить заданную букву в алфавите, понимать смысл условных обозначений; закрепить знание чисел первого десятка, их место в числовом ряду; закреплять умение действовать по определенному алгоритму.
Развивающие: создать условия для развития слухового и зрительного внимания, учить слышать инструкцию и действовать в соответствии с ней; развивать логическое мышление, умение высказывать предположения, делать выводы, умозаключения.
Воспитательные: воспитывать желание оказывать помощь друг другу; развивать коммуникативные навыки, умение сотрудничать; закреплять умение работать в парах, в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_shkole._matematika.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие кружка «Подготовка к школе»,
педагог дополнительного образования
Мартыненко Г.А.
Тема: Как и чем можно измерять длину. Сантиметр.
Цель занятия: создать условия для развития самостоятельной практической и умственной деятельности каждого дошкольника (учитывая индивидуальные особенности ребенка с ОВЗ), их поисковой активности и творческих способностей.
Задачи:
Образовательные: создавать условия для закрепления умений ориентироваться в пространстве и на клетчатой основе, определяя направление движения; познакомить с новой единицей измерения длины – сантиметр; учить измерять длину с помощью мерки, упражнять в измерении предметов сантиметром; упражнять в умении находить заданную букву в алфавите, понимать смысл условных обозначений; закрепить знание чисел первого десятка, их место в числовом ряду; закреплять умение действовать по определенному алгоритму.
Развивающие: создавать условия для развития слухового и зрительного внимания, учить слышать инструкцию и действовать в соответствии с ней; развивать логическое мышление, умение высказывать предположения, делать выводы, умозаключения.
Воспитательные: воспитывать желание оказывать помощь друг другу; развивать коммуникативные навыки, умение сотрудничать; закреплять умение работать в парах, в группе.
Занятие кружка «Подготовка к школе» проводится в подготовительной группе с детьми 6-7 лет рамках дополнительного образования. В группе 19 человек, из них 1 ребенок с ОВЗ. Мальчик имеет ДЦП с легкими двигательными нарушениями (тремор рук и ног).
Цель: Создание положительного эмоционального настроя, создание условий для формирования позитивной мотивации воспитанников, восприятия новой информации. Методы и приемы: игровой (сюрпризный момент), словесный (проблемно-поисковые вопросы, беседа). | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Организационно-методические указания |
Улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу мира, добра. Пожелайте успеха друг другу на занятии. - Это будет зависеть от того, как мы будем помогать друг другу. | - На каждом занятии мы должны открывать для себя что-то новое. -Умение воображать, слушать, наблюдать, развивать свою речь. - Интересным, весёлым, познавательным. - Изучению «нового» | Эмоциональный настрой |
2. Основная часть.
Цель: актуализация усвоенных ранее знаний воспитанников по проблеме, определение цели и задач деятельности; активизация мыслительных навыков воспитанников. Методы и приемы: ИКТ, наглядный, словесный; практический, игровой (декодирование информации). |
Деятельность педагога | Деятельность детей | Организационно-методические указания |
- К нам на урок пришло письмо. Чтобы узнать, от кого, давайте прочитаем! - От кого же оно? - Я предлагаю расшифровать записки. - Итак, от кого письмо? Откуда герой? - Чтобы вы догадались, чему будет посвящено наше занятие, предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма «38 попугаев» (Показ фрагмента мультфильма «38 попугаев».) -Ребята, что делали зверята? Как? При помощи кого? -Прав ли удав в том, что в попугаях он длиннее? Почему? -Как вы предлагаете измерить удава? - О чём, значит, мы сегодня будем говорить? -Сегодня мы поговорим о единицах измерения длины, поможем известным героям мультфильма и познакомимся с новой единицей измерения. | Дети рассматривают (в конверте алгоритм проведения графического диктанта) - Чтобы ответить на вопрос, надо проведем графический диктант на клетчатой бумаге В результате: чертеж-рисунок «Удав», слово «Удав». - Г. Остер «38 попугаев» Дети анализируют ситуацию и делают вывод. (Измерять нужно одной меркой) У детей возникает затруднение, в измерении предмета - О единицах измерения. | В сотрудничестве с педагогом ставят познавательные задачи; учатся преобразовывать практическую задачу в познавательную использование различных способов обработки, анализа и организации информации ОВЗ: использование карандаша с насадкой для правильного письма Дети анализируют ситуацию и делают вывод. (Измерять нужно одной меркой) У детей возникает затруднение, т.к. они не знакомы с единицами измерения. |
2.2 Выполнение индивидуальных заданий. Цель: вовлечение в практическую деятельность всех воспитанников с учетом особенностей их психофизического развития (ребенок с ОВЗ) уточнение и расширение имеющихся первичных математических, фонематических представлений у воспитанников. Методы и приемы: наглядный (результат графического диктанта, мерки) словесный (вопросы-ответы, беседа); практический (упражнение «Измерь предмет») | ||
Я предлагаю начать с проведения практической работы. Работаем в парах. -У вас на столах лежат две мерки: синяя и красная. - Какой меркой удобно измерить нашего удава? -Что же нам делать, чтобы стало удобнее? -Возьмите синюю мерку и измерьте длину удава этой меркой. Удобно? Хотите узнать, как называется новая мерка? 1 Назовите число, следующее за числом 6 - Запишите первую букву. 2. Вторая буква спряталась в слове «удав» и стоит в этом слове на третьем месте 3. Третья буква находится на 15 месте алфавита 4. Назовите букву, следующую после буквы С в алфавите 5. Ударная гласная в слове ОДИН 6. Первая буква в слове МАРТЫШКА? 7. Буква, предшествующая букве Ё в алфавите 8. Последняя буква в слове ХВОСТ 9. Первый месяц весны. Третий звук.
| Синяя мерка – 1 см - Красная мерка больше Дети с помощью большой красной мерки пробуют измерить длину удава (на чертеже-рисунке). Фиксируют индивидуальное затруднение (мерка слишком большая) Учащиеся высказывают свои предположения. Приходят к пониманию проблемы. Делают вывод, что синей меркой измерять удобнее. С А Н Т И М Е Т Р Сантиметр Вывод: такая единица измерения называется САНТИМЕТР Проговаривают по слогам название единицы измерения | выполнение пробного действия. Организуют фиксирование индивидуального затруднения. Реализуют план выхода из затруднения. Организуют уточнение следующего шага практической деятельности. Учатся проводить сравнение, классификацию по заданным критериям, использовать различные способы обработки, анализа и организации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами ОВЗ: эмоциональное одобрение, рукопожатие, индивидуальная оценка |
Цель: профилактика психоэмоционального напряжения, вызывание чувства удовлетворения от выполнения физкультурных упражнений. Методы и приемы: упражнения «Сова», «Энергизатор» (Упражнения, растягивающие мышцы тела, помогают удерживать вертикальную позу и не сутулиться, освобождают от напряжения, которое возникает при длительном сидении и чтении; упражнения, повышающие энергию тела, углубляющие позитивное отношение) | ||
2.4 Выполнение индивидуального практического задания. Цель: вовлечение в практическую деятельность; уточнение и расширение имеющихся первичных математических и геометрических представлений у воспитанников (сантиметр, длина, измерение длины). Методы и приемы: наглядный (карточка, на которой условно обозначены свойства предмета) словесный (вопросы-ответы, беседа); практический (упражнение «Измерь длину») | ||
Посчитайте, сколько мерок можно уложить по длине удава укладывается -Какова длина удава? - Мы сегодня познакомились с новым понятием «сантиметр». -Что можно еще измерить с помощью СМ | Выполняют действия с меркой. План действий с помощью учителя. 10 см Измерение длины карандаша, ручки | Педагог организует деятельность Учатся в сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве ОВЗ: контроль и помощь педагога |
Цель: обобщение результатов непосредственно образовательной деятельности, выявление причины успехов и неудач, создание ситуации успеха для каждого воспитанника. Методы и приемы: словесный (беседа, косвенная оценка деятельности воспитанников); игровой (игровая ситуация, сюрпризный момент). | ||
- Мы сегодня помогли Мартышке измерить Удава. - Какие задания для этого мы с вами выполняли? - Что вам запомнилось больше всего? - Что было самое трудное? - Какие знания и умения нам пригодились? - А еще мы были дружными и друг другу помогали -Наше занятие подошло к концу, вы справились со всеми заданиями. «Я, Ты, Он, Она – вместе дружная семья!» | Воспитанники обсуждают работу, задают друг другу вопросы. Воспитанники прогнозируют результат, оценивают действия свои и других. | Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. Благодарит за работу на уроке. |
Самоанализ занятия
- Вашему вниманию представляется занятие дополнительного образования интеллектуально-развивающей направленности. В группе, помимо детей с нормативным развитием, занимается ребенок с ограниченными возможностями здоровья (нарушение функций опорно-двигательного аппарата» (НОДА), III группа, легкие двигательные нарушения)
- Тема занятия «Как и чем можно измерять длину. Сантиметр»
- Цель занятия: создать условия для развития самостоятельной практической и умственной деятельности каждого дошкольника (учитывая индивидуальные особенности ребенка с ОВЗ), их поисковой активности и творческих способностей ,
Создать оптимальные условия для усвоения практических умений и развития умственной деятельности
Для достижения поставленной цели были определены задачи:
Образовательные: создавать условия для закрепления умений ориентироваться в пространстве и на клетчатой основе, определяя направление движения; познакомить с новой единицей измерения длины – сантиметр; учить измерять длину с помощью мерки, упражнять в измерении предметов сантиметром; упражнять в умении находить заданную букву в алфавите, понимать смысл условных обозначений; закрепить знание чисел первого десятка, их место в числовом ряду; закреплять умение действовать по определенному алгоритму.
Развивающие: создавать условия для развития слухового и зрительного внимания, учить слышать инструкцию и действовать в соответствии с ней; развивать логическое мышление, умение высказывать предположения, делать выводы, умозаключения.
Воспитательные: воспитывать желание оказывать помощь друг другу; развивать коммуникативные навыки, умение сотрудничать; закреплять умение работать в парах, в группе.
ОВЗ: организовать помощь по усвоению самостоятельных практических умений, развивать мелкую моторику, формировать психологический контакт, взаимопонимание и сотрудничество, усидчивость.
- На мотивационном этапе занятия было обеспечено целеполагание и планирование деятельности воспитанников через использование ИКТ, создание и решение проблемных ситуаций.
- Задача по ознакомлению с новой единицей измерения длины решалась через выполнение практических заданий (измерение предметов меркой, равной 1 см)
- Текущий контроль осуществлялся методами наблюдения и сравнения с образцом.
Для воспитанника с ОВЗ: наблюдение и сравнение с образцом.
- При подведении итогов занятия был организован рефлексивный анализ, позволивший определить результаты работы на занятии, перспективы на следующее занятие.
- Таким образом, поставленные задачи были успешно решены, цель достигнута.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытно-экспериментальная деятельность.Тема: Чем можно измерять длину?
Цель:развить познавательную активность детей за счет знакомства с мерами длины, существовавшими в древности и существующими в настоящее время.Задачи:Расширить представления детей о мерах длины: условн...
Индивидуальный образовательный маршрут по подготовке к школе (математика)
Данная работа посвящена конкретному ребенку, она направленна на подготовку к школе в сфере математике....
Конспект занятия "Чем можно измерить длину?" для детей подготовительной группы
Это занятие было составлено с использованием технологии Тугушевой Г.П. , Чистяковой А.Е. "Экспериментальная деятельность"....
Тематический проект "Что и как можно измерять?"
Тематический проект"Что и как можно измерять?"...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по формированию математических представлений. Тема: «Измерение. Длина. Сантиметр».
Дети знакомятся с мерами измерения длины в Древней Руси. Далее рассматривают предметы, помогающие измерить длину - линейку, деревянный метр и сантиметровую ленту. Пробуют измерять предлагаемый материа...
Консультация для родителей "В какие игры можно играть с ребёнком дома при подготовке к школе"
Цель:повышение педагогической компитентности родителей, как на основе игр можно обучить ребёнка....
Конспект познавательно - исследовательской деятельности "Чем можно измерять длину?"
Задачи: расширить представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения; познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой; развить познавательн...