Программа дополнительного образования "Подготовка к школе по математике"
учебно-методический материал по математике (подготовительная группа)

Фатхеева Елена Николаевна

Программа дополнительного образования по подготовке к школе  детей 6-7 лет (математика)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_podgotovka_k_shkole_matem.docx33.18 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «Подготовка к школе»

 для детей 6- 7 лет

Срок реализации: 8 месяцев

                                                                                                                                            

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  

1.1.        ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

     Модифицированная программа «Подготовка к школе» детей старшего дошкольного возраста  представлена по направлению - «Математическое развитие», составленное на основе программ и пособий: Л.Г.Петерсон, Н.П. Холиной «Раз – ступенька, два – ступенька. Практический курс математики для дошкольников».

     Иногда дошкольная подготовка детей сводится к обучению их счету. Однако исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое.

     В связи с этим в данной программе работа с дошкольниками строится на основе следующей системы дидактических принципов:

-         Создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);

-         Новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);

-         Обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);

-         При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);

-         У детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании некоторого критерия (принцип вариативности).

-         Процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества).

      Ведущей идеей  программы является развитие познавательного интереса к математике через ознакомление детей с различными областями математической действительности.

 1.2.        ЦЕЛЬ:  

 Цель программы: формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов; развитие интереса детей к математике в процессе ознакомления с количеством и счетом, изменением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

 

1.3.        ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

 

  1. Обучающие задачи:

1.1. Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.

1.2. Формирование умений принимать учебную задачу и решать ее самостоятельно.

1.3. Формирование навыков самоконтроля и самооценки выполненной работы.

1.4. Развитие мотивации учения.

1.5. Развитие умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий на основе математических понятий.

2. Развивающие задачи:

2.1. Развитие мелкой моторики  и зрительно-двигательной координации.

2.2. Развитие  произвольности психических процессов.

2.3. Развитие образного и вариативного мышления, воображения, творческих способностей.

2.6. Развитие способности к саморегуляции поведения и проявления волевых усилий.

2.7. Развитие и формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии) в процессе решения математических задач.

 3. Воспитательные задачи:

3.1.         Развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

     Формой осуществления образовательного процесса является учебная группа, с постоянным составом, составленная по возрастному принципу (дети от 5,5 до 7 лет).

    Набор детей в группы по программе «Подготовка к школе» свободный, единственным условием является соответствующий возраст воспитанников.

     Основание для отчисления – неспособность выполнять программу учебного года.

 

Продолжительность НОД

 

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

Математическое развитие

25-30 мин.

1 раз

1 час

36

 

1.4.        ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

     Модифицированная программа «Подготовка к школе» реализуется в четыре этапа:

1 этап: диагностический.

Цель: набор детей в группы.

2 этап: адаптационный.

Цель: окончательное формирование состава групп, адаптация детей.

3 этап: развивающий.

Цель: проведение развивающей ООД с детьми.

4 этап: итоговый

Цель: мониторинг проведения ООД ДПО на конец учебного года.

 1.5.        ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 

      К концу учебного года ребенок должен уметь:

-         Выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.

-         Объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.

-         Находить части целого и целое по известным частям.

-         Сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами.

-         Считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.

-         Сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10.

-         Называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа.

-         Определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий.

-         Соотносить цифру с количеством предметов.

-         Измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты.

-         Узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, цилиндр, конус, пирамиду и находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.

-         В простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из этих частей.

-         Выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине).

-         Называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году.

 1.6. СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

           Цель диагностики: выявление уровня речевого развития и уровня развития математических представлений ребенка (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия), изучение личностно-социального поведения.

     Методы диагностики: диагностика готовности к чтению и письму детей 6 – 7 лет с использованием индивидуальной рабочей тетради, диагностических игровых заданий; диагностика уровня развития математических способностей с использованием диагностических игровых заданий, бесед; диагностика личностно-социальных проявлений ребенка дошкольника с помощью методики изучения личностно-социального поведения (модификация варианта Е.Г.Юдиной, Г.Б.Степановой, Е.Н.Денисовой) с использованием метода наблюдения; диагностика сформированности мотивации учения Л.А.Венгера.

     Параметры оценки:

1.     ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ (СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ, ГРУППЫ (СОВОКУПНОСТИ))

1.Числа и операции над ними

     2. Пространственно-временные представления

                 3.Геометрические фигуры и величины

 

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПО НАПРАВЛЕНИЮ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: 6-7 ЛЕТ

 

Месяц

 

№ ООД

 

Тема ООД

Количество часов

Сентябрь

 

1-2

Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству. Число 1 и цифра 1.

2

Октябрь

Ноябрь

3-4

Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству. Число 2 и цифра 2. Пара.

2

5-6

Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства. Число 3 и цифра 3.

2

7-8

Отношение: часть – целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале). Число 4 и цифра 4.

2

9-10

Пространственные отношения: на, над, под. Число 5 и цифра 5.

2

Декабрь

11-12

Пространственные отношения: справа, слева. Число 6 и цифра 6.

2

13

Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном материале) Число 7 и цифра 7.

1

14

Пространственные отношения: между, посередине. Число 8 и цифра 8.

1

15

Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много. Число 9 и цифра 9.

1

16

Пространственные отношения: внутри, снаружи. Число 0 и цифра 0.

1

Январь

Февраль

17

Представления о точке и линии.

1

18

Представления об отрезке и луче.

1

19

Представления о замкнутой и незамкнутой линиях.

1

20

Представления о ломаной линии и многоугольнике.

1

21-22

Представление об углах и видах углов.

2

Март

Апрель

23-24  

Представление о числовом отрезке

2

25

Пространственные отношения: впереди, сзади

1

26

Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше – меньше.

1

27-28

Временные отношения: раньше, позже.

2

29-30

Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.

2

Май

31-32

Отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.

2

33-34

Представления об объеме (вместимости). Сравнение объема (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.

2

35-36

Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе.

2

-

Мониторинг

-

ИТОГО: 36 часов

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.

Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.

Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства.

Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно – не равно, больше на… - меньше на…).

Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.

Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.п.)

Натуральное число как результат счета и измерения. Числовой отрезок.

Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.

Работа с таблицами. Знакомство с символами.

 

Числа и операции над ними.

Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет.

Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав числа первого десятка.

Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на…, меньше на…) на наглядной основе.

Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.

Число 0 и его свойства.

Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.

 

ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Примеры отношений: на-над-под, слева-справа-посередине, спереди-сзади, сверху-снизу, выше-ниже, шире-уже, длиннее-короче, толше-тоньше, раньше-позже, позавчера-вчера-сегодня-завтра-послезавтра, вдоль, через и др. Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году.

Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана.

 

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ И ВЕЛИЧИНЫ

Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб.

Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.

Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.

Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами изменения различных величин.

 

III. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ К ПРОГРАММЕ «ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ»

 

№ п/п

Название разделов / направления

Формы и способы работы

 

Дидактические материалы

 

Математическое развитие

Групповая теоретическая и практическая  НОД

-         Счетные палочки

-         Геометрическое лото

-         Демонстрационный и раздаточный материал

 к занятиям

-         Наглядно-методический материал

-         Индивидуальные рабочие тетради для детей

-         Тетради в клетку

 

 

Методы и приемы

     Возрастные особенности детей требуют использования игровой формы деятельности, в связи с чем в программе предложено большое количество игровых упражнений.

     Для того, чтобы переключить активность детей (умственную, речевую, двигательную), не выходя из учебной ситуации, на ООД проводятся физкультминутки.

     Использование тетрадей на печатной основе помогает организовать самопроверку детьми выполненных ими заданий. Навыки самопроверки станут в дальнейшем основой для формирования у них правильной самооценки результатов своих действий. Также формированию навыков самооценки способствует также подведение итогов ООД. В течение 2 – 3 минут внимание детей акцентируется на основных идеях ООД. Здесь же дети могут высказать свое отношение к ООД, к тому, что им понравилось, а что было трудным. Эта обратная связь поможет педагогу впоследствии скорректировать свою работу.

 

Характеристика средств:

 

  1. Кадры

Педагог:  воспитатель Фатхеева Е.Н.

Образование: высшее (Елабужский государственный педагогический институт, квалификация – учитель физики и математики)

Квалификационная категория: I квалификационная категория.

Стаж педагогической работы –  22 года.

 

  1. Материально-технические условия

 

-        Групповое помещение площадью 25 м2.

-        Доска школьного типа с магнитной поверхностью (1 шт.)

-        Парты на двоих по количеству детей (14 шт.)

-        Стулья, соответствующие ростовой группе (по количеству детей).

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Литература для организации педагогического процесса:

 

  1. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических
  2. Волина В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей. – М., 1993.
  3. Ерофеева Т.И., Новикова В.П., Павлова Л.Н. Дети у истоков математики. Спецкурс: методика обучения математике. – М., 1994.
  4. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Геометрия для малышей. – М., 1978.
  5. Зак А. Путешествие в Сообразилию, или Как помочь ребенку стать смышленым. – М,А 1997.
  6. Маршак С.Я. От одного до десяти. Веселый счет. – М., 1959.
  7. Метлина Л.С. Математика в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М., 1984.
  8. Никитин Б.П. Развивающие игры. – М., 1981.
  9. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька... Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Ювента, 2006
  10. Потапова Е.Н. Радость познания. – М., 1990
  11. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Просвещение, 1996.
  12. Раз – ступенька, два – ступенька… Математика для детей 5 – 7 лет. Часть 2. – М.: Ювента, 2009
  13. Рихтерман Т.Д. Формирование представление о времени у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1982.
  14. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. – М., 1986.
  15. Чеплашкина И.Н., Зуева Л.Ю Математика – это интересно. Комплект игр. М.: Акцидент, 1995.
  16. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. – М., 1992.

 

Литература для родителей:

  1. Зак А. Путешествие в Сообразилию, или Как помочь ребенку стать смышленым. – М,А 1997.
  2. Маршак С.Я. От одного до десяти. Веселый счет. – М., 1959.
  3. Никитин Б.П. Развивающие игры. – М., 1981.
  4. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. – М., 1992. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования кружка "Школа мяча"

Программа  дополнительного образования создана с целью гармоничного развития личности ребенка в процессе ознакомления с элементами спортивных игр с мячом. Программа состоит из тематического...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Программа дополнительной образовательной деятельности "Школа мяча" для детей среднего дошкольного возраста

Программа представляет собой гибкую систему, позволяющую развивать у детей потребность к занятиям физической культурой, спортом, здоровому образу жизни. Ребенок учится контролировать свои движения и у...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги «Волшебная страна Математика»

 Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зав...

Программа дополнительного образования «В стране занимательной математики» по познавательному развитию детей (для старшей и подготовительной групп)

Программа дополнительного образования«В стране занимательной математики»по познавательному развитию детей(для старшей и подготовительной групп)  СОДЕРЖАНИЕІ. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ...

Программа дополнительного общеразвивающего образования "Играем в математику"

Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста– это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.Дл...

Программа дополнительного образования дошкольников «ШКОЛА ЮНОГО ПЕШЕХОДА»

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫНаименование программы«Школа юного пешехода» (профилактика детского дорожно-транспортного травматизма)Основание для разработки программыПостановление Правительства РФ от 3...