"Волшебный сундучок"
проект по математике (средняя группа)

Шарапова Наталья Юрьевна

Проект  по познавательному развитию детей. Формирование элементарных математических представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_sunduchok.docx49.65 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по познавательному развитию

для детей среднего дошкольного возраста

«Волшебный сундучок»

Вид проекта: познавательно-игровой.

Продолжительность: долгосрочный (октябрь 2018 – апрель 2019 г).

Участники проекта: дети 4-5 лет, родители, воспитатель.

Автор проекта: Н.Ю. Шарапова

Актуальность проекта:  чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием. «Математика – это интересно, увлекательно и познавательно!»

Цель проекта: формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через занимательный материал в организованной и самостоятельной деятельности детей, повышение уровня познавательной активности детей, развитие способности детей решать логические задачи.

Задачи проекта:

  • развивать математические представления детей 4-5 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения;
  • развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
  • вызвать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности;
  • развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять;
  • способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости, способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх;

Ожидаемый результат:

  • дети имеют широкий кругозор, умеют наблюдать, анализировать;
  • проводят классификацию предметов по свойствам;
  • дети умеют вести поиск решения самостоятельно, руководствуясь схемой и направлением анализа, алгоритмом;
  • дети измеряют величины различными условными мерками;
  • уверенно решают задачи на геометрическое построение и перестроение при помощи палочек;
  • дети умеют словесно описывать фигуры, активно участвуют в воссоздании силуэтов, построек, изображений в играх моделирующего характера, как по образцу, так и по собственному замыслу;
  • придумывают новые варианты игр, сюжетов совместно со взрослыми и другими детьми;
  • активны и самостоятельны в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач;
  • проявляют интерес к экспериментированию. способны наметить последовательные шаги развития ситуации, следуют цели, выбирают средства;
  • активно включаются в игры на классификацию

Методы проекта:

  • Игры
  • Беседы, викторины
  • Демонстрация наглядных пособий
  • Использование художественной литературы
  • Презентации
  • Аппликации

Консультации для родителей

План реализации проекта

1 этап – подготовительный (октябрь 2018г).

Изучение теоретической части проекта, подбор литературы и дидактических пособий, анкетирование родителей, выявление уровня формирования математических знаний у детей, разработка плана работы над проектом, создание соответствующей развивающей среды.

2 этап – основной (ноябрь 2018г – март 2019г.).

Работа с детьми и  родителями по плану работы.

Проведение  НОД с детьми,  изготовление дидактических игр,
пополнение картотеки дидактических и занимательных игр, проведение консультаций для родителей, проведение родительского собрания «Чему мы научились».

3 этап – заключительный (апрель 2019г).
Подведение итогов проекта, итоговая диагностика детей.

План реализации проекта.

№ п/п

Тема

Дидактический материал

1

Ноябрь Цифра 1

Д/и «Правильный счет»
Цель: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета.
Материал: мяч.
Описание: дети встают в круг. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и нанизывают число. Тот, кто поймал мяч, продолжает счет, перебрасывая мяч следующему игроку.
Д/и «Ориентировка в пространстве»
Цель: учить различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху).
Материал: игрушки.
Описание: расставить игрушки в разных местах комнаты. Спросить ребенка, какая игрушка стоит впереди, позади, рядом, далеко и т.д. Спросить, что находится сверху, что снизу, справа, слева и т.д.
Д/и «Найди и назови»
Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определенного размера и цвета.
Описание: на столе перед ребенком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Воспитатель просит показать различные геометрические фигуры.
Д/и «Много-мало»
Цель: помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну».
Описание: попросить ребенка назвать одиночные предметы или предметы, которых много (мало). Например: стульев много, стол  один, книг много, животных мало. Положить перед ребенком карточки разного цвета. Пусть зеленых карточек будет-7, а красных -5. Спросить каких карточек больше, каких меньше. Добавить еще 2 красные карточки. Что теперь можно сказать?
Заучивание считалки «Жили -были сто ребят»
Жили-были сто ребят.
Все ходили в детский сад,
Все садились за обед,
Все съедали сто котлет,
А потом ложились спать —
Начинай считать опять.
Математическая сказка «Математика в лесу»
Однажды Цифра Один увидела в лесу зайчонка и сказала ему:
- Из всех лесных зверей только у тебя длинные ушки... Значит ты один такой длинноухий!
- Я не один, - возразил зайчонок, - у меня много братьев.
Пошла Цифра Один дальше, увидела белочку и похвалила ее:
- Во всем лесу только у тебя одной такой пушистый хвостик, значит ты одна такая красивая!
- Я не одна, - не согласилась белочка, - у меня много друзей бельчат.
Тут на поляну вышел медвежонок и запел: «Всех сильнее медведь в лесу».
– Ты один такой сильный зверь в лесу, – восхитилась цифра 1.
– Да, я один сынок у мамы, и я сильнее всех, – важно ответил медвежонок. Завтра у меня день рождения, и мне исполняется один год.
– Поздравляю! – воскликнула цифра 1, – надеюсь, ты будешь праздновать день рождения один и все угощение съешь сам?
– Одному плохо, – заревел медвежонок. – С кем я буду в прятки играть и песни петь. Это плохой праздник, если ты один.
- Почему никто не хочет быть один? - грустно спросила сама себя Цифра Один.
- А как вы думаете, ребята, почему?
Загадки.
Ни угла, ни стороны,
А родня – одни блины.(Круг)
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?(Круг)
Скороговорка: Я бродил один у горки, собирал скороговорки.
Пословицы про число 1.
Один в поле не воин.
Один гусь поле не вытопчет
Одной рукой в ладоши не хлопнешь.
Одной рукой и узла не завяжешь.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Игры со счетными палочками.

2

Декабрь Цифра 2

Д/и «Отгадай число»
Цель: способствовать подготовке детей к элементарным математическим действиям сложения и вычитания; помочь закрепить навыки определения предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка.
Описание: спросить, например, какое число больше трех, но меньше пяти; какое число меньше трех, но больше единицы и т.д. Задумать, например, число в пределах десяти и попросить ребенка отгадать его. Ребенок называет разные числа, а воспитатель говорит больше или меньше задуманного названное число. Затем можно поменяться с ребенком ролями.
Д/и «Счетная мозаика»
Цель: познакомить с цифрами; учить устанавливать соответствие количества с цифрой.
Материал: счетные палочки.
Описание: вместе с ребенком составлять цифры или буквы с помощью счетных палочек. Предложить ребенку рядом с поставленной цифрой поместить соответствующее ей количество счетных палочек.
Д/и «Точка-путешественница»
Цель: познакомить с основами написания цифр; развивать навыки тонкой моторики.
Материал: тетрадь в клетку, ручка.
Описание: воспитатель садится за стол , кладет правильно тетрадь, показывает ребенку, как правильно держать ручку. Предлагает поиграть в точку-путешественницу. Для этого нужно предложить ребенку поставить точку в правом верхнем углу клетки, затем в четвертой клетке левого угла внизу тетради т.д.
Д/и «Читаем и считаем»
Цель: помочь усвоить понятия «мног», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну», «столько», «сколько»; умение сравнивать предметы по величине.
Материал: счетные палочки.
Описание: читая ребенку книжку, попросить его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в сказке. После того как сосчитали, сколько в сказке зверей, спросить, кого было больше, кого – меньше, а кого – одинаково. Сравнить игрушки по величине: кто больше –зайка или мишка? Кто меньше? Кто такого же роста?
Д/и « Когда это бывает»
Цель: закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание и находчивость, выдержку.
Материал: картинки по временам года.
Описание: Дети сидят вокруг стола. У воспитателя в руках несколько картинок с изображением разных времён года, для каждого времени года по 2-3 картинки. Воспитатель разъясняет правила игры, воспитатель раздаёт всем по картинке. Затем вращает стрелку по кругу. Тот, на кого она указала, внимательно рассматривает свою картинку и затем рассказывает о её содержимом. Затем опять крутят стрелку и тот на кого она указала угадывает время года.
Вариантом этой игры может быть чтение воспитателем отрывков из художественных произведений о сезонных природных явлениях и поиск картинок с соответствующим содержанием.
Математическая сказка «На кого похожа цифра 2»
Шла цифра 2 по дорожке и услышала чей-то плач под кустом.
– Я-я-я, потерялся.
Заглянула Двойка под куст и увидела там большого серого птенца.
– Кто твоя мама? – спросила цифра 2 у птенца.
– Моя мама красивая и большая птица. Она похожа на тебя, – запищал птенец.
Не плачь, мы ее найдем, – сказала цифра 2.
Она посадила птенца на свой хвостик, и они пошли искать маму.
Вскоре Двойка увидела над лугом красивую плоскую птицу с длинным хвостом.
– Это не твой птенец, красивая птица? – спросила Двойка.
– Я не птица, а воздушный змей. У меня даже нет крыльев.
– Пи-пи, это не мама, моя мама похожа на тебя, – сообщил птенец.

«Сказочная математика». Побежала Двойка дальше и увидела, как на большое поле садится огромная лебедь.
Пословицы про число 2.
За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
Старый друг лучше новых двух.
Два медведя в одной берлоге не уживутся
Одна голова - хорошо, а две - лучше.
Считалочка:
Раз-два, раз-два, раз-два-три!
Вслед за мною говори:
В понедельник, вторник, среду
В гости к бабушке поеду,
А в четверг и в пятницу
Санки к дому катятся.
За субботой – воскресенье,
В этот день пекут печенье.
Раз-два, раз-два, раз-два-три!
Всю считалку повтори!
Загадки:
Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня...(Квадрат)

Два квадрата-близнеца –
Половинки их отца.
Сторонами приложи,
Имя их отца скажи.(Прямоугольник)
Скороговорка: Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке. 
Игры со счетными палочками.

3

Январь Цифра 3

Д/и «Подбери по форме»
Цель: учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков.
Материал: по одной крупной фигуре каждой из пяти геометрических форм, карточки с контурами геометрических фигур по две фигуры каждой формы двух величин разного цвета (большая фигура совпадает с контурным изображением на карточке) .
Описание: детям раздаются фигуры и карточки. Воспитатель: «Мы сейчас будем играть в игру «Подбери по форме». Для этого нам надо вспомнить названия разных форм. Какой формы эта фигура? (далее этот вопрос повторяется с показом других фигур). Вы должны разложить фигуры по форме, не обращая внимания на цвет». Детям, неправильно разложившим фигуры, педагог предлагает обвести пальцем контур фигуры, найти и исправить ошибку.
Д/и «Сбор фруктов»
Цель: развивать глазомер при выборе по образцу предметов определённой величины.
Материал: яблоки образцы (вырезанные из картона) трёх величин большие, поменьше, маленькие; три корзины большая, поменьше, маленькая; дерево с подвешенными картонными яблоками такой же величины, что и образцы (по 8-10 яблок каждой величины). Диаметр каждого яблока меньше предыдущего на 0, 5 см.
Описание: воспитатель показывает дерево с яблоками, корзины и говорит, что маленькие яблоки надо собрать в маленькую корзиночку, а большие в большую. Одновременно вызывает троих детей, каждому даёт по яблоку образцу и предлагает им сорвать по одному такому же яблоку с дерева. Если яблоки сорваны правильно, педагог просит положить их в соответствующие корзинки. Затем задание выполняет новая группа детей. Игру можно повторить несколько раз.
Д/и «Раз, два, три- найди!»
Цель: формировать умение у детей строить образ предмета заданной величины и использовать его в игровых действиях.
Материал: Одноцветные пирамидки, с количеством колец не менее семи. 2-3 пирамидки каждого цвета.
Описание: Дети усаживаются на стульчики полукругом. Воспитатель раскладывает на 2-3 столах пирамидки, перемешивая колечки. Две пирамидки ставит на маленький столик перед детьми и разбирает одну из них. Затем вызывает детей и каждому из них дает по колечку одного размера и просит найти пару к своему колечку. «Посмотрите внимательно на свои колечки и постарайтесь запомнить, какого они размера, чтобы не ошибиться. Какое у тебя колечко, большое или маленькое? Если ребенок затрудняется с ответом, воспитатель предлагает подойти к собранной пирамидке и приложить свое колечко к колечку такой величины. Затем детям предлагается оставить свои колечки на стульчиках и отправиться на поиски других колечек такой же величины. Искать колечки нужно только после того, как все дети скажут такие слова: «Раз, два, три – ищи!». Выбрав колечко, каждый ребенок возвращается на место и накладывает его на свой образец, который остался на стульчике. Если ребенок ошибся, ему разрешается исправить ошибку, заменив выбранное колечко на другое.
Д/и «Лото»
Цель: освоение умений выделять различные формы.
Материал: карточки с изображением геометрических фигур.
Описание: Детям раздают карточки, на которых в ряд изображены 3 геометрические фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геометрических фигур, сочетанием их по цвету. Детям по одной предъявляются соответствующие геометрические фигуры. Ребенок, на карточке которого имеется предъявленная фигура, берет ее и накладывает на свою карточку так, чтобы фигура совпала с нарисованной. Дети говорят, в каком порядке расположены фигуры.
Д/и «Помоги цыплятам»
Цель: формировать умение у детей устанавливать соответствие между множествами.
Описание: Зайчики ели вкусные морковки и увидели на озере утят. Воспитатель выясняет с детьми: «Кто плавает по озеру? ( Утка с утятами). Сколько уточек? Кто стоит на берегу? (Курочка с цыплятами). Курочка с цыплятами хочет перейти на другой берег, но не умеют плавать. Как им помочь? (Просят утят перевести цыплят)». Выясняют, смогут ли утята выполнить просьбу цыплят. Считают количество тех и других. В. читает стихотворение Д. Хармса:
Речку переплыли
Ровно в полминутки: Цыпленок на утенке,
Цыпленок на утенке,
Цыпленок на утенке,
А курица - на утке.
Математическая сказка «С кем дружит цифра 3»
Жил-был веселый Светофор. Он стоял на перекрестке и мигал тремя огоньками: зеленым, желтым и красным. Но однажды все три огонька потухли.
Что тут началось! Машины не могли проехать, потому что ехали все сразу. Пешеходы не могли перейти улицу, потому что боялись попасть под машины.
К счастью, в толпе пешеходов была маленькая девочка. Она знала, что светофор дружит с цифрой 3, и скорее ей позвонила:
– Алло, ваш друг светофор заболел, и ему срочно нужна помощь!
Цифра 3 тут же прибежала и принесла ему три вкусных треугольных печенья. Она угостила светофор печеньем, и он сразу загорелся.
Оказывается, светофор очень проголодался, и поэтому не мог больше работать.
С тех пор цифра 3 каждый день приходит в гости к светофору. Когда светофор показывает машинам своим красным глазком, и движение останавливается, цифра 3 кормит его тремя треугольными печеньями.
Пословицы про число 3.
Трое осудят, десятеро рассудят,
Друг рядом лучше, чем три вдалеке
Один день заменит три, если все делать вовремя
Если у одной плиты три повара толкутся – обед пригорает.
Загадки:
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? - ...(Треугольник)
Злая рыба хвост-лопата
Откусила полквадрата –
Целый угол, верь не верь!
Кто ж он, бедненький, теперь?(Треугольник)
Заучивание считалки:
Вышли мышки как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре —
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон —
Убежали мышки вон.
Игры со счетными палочками.

4

Февраль Цифра 4

Д/и «У кого хвост длиннее?»
Цель: Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине, использовать в речи понятия: «длинный», «длиннее», «широкий», «узкий».
Описание: Шум за дверью. Появляются звери: слоненок, зайчик, медведь, обезьяна – друзья Вини-Пуха. Звери спорят, у кого длиннее хвост. Винни-Пух предлагает детям помочь зверям. Дети сравнивают длину ушей зайца и волка, хвостов лисы и медведя, длину шеи жирафа и обезьяны. Каждый раз вместе с воспитателем они определяют равенство и неравенство по длине и ширине, пользуясь соответствующей терминологией: длинный, длиннее, широкий, узкий и т.д.
Д/и «Кто скорее свернет ленту»
Цель: продолжать формировать отношение к величине как к значимому признаку, обратить внимание на длину, знакомить со словами «длинный», «короткий».
Описание: Воспитатель предлагает детям научиться свертывать ленту и показывает, как это надо сделать, дает каждому попробовать. Затем предлагает поиграть в игру «Кто скорее свернет ленту». Вызывает двоих детей, дает одному длинную, другому короткую ленту и просит всех посмотреть, кто первый свернет свою ленту. Естественно, побеждает тот, у кого лента короче. После этого педагог раскладывает ленты на столе так, чтобы разница их была хорошо видна детям, но ничего не говорит. Затем дети меняются лентами. Теперь выигрывает другой ребенок. Дети садятся на место, педагог вызывает детей и предлагает одному ж них выбрать ленту. Спрашивает, почему он хочет эту ленту. После ответов детей называет ленты «короткая», «длинная» и обобщает действия детей: «Короткая лента свертывается быстро, а длинная медленно».
Д/и «Найди лишнюю фигуру»
Цель: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять фигуру, отличную от других.
Материал: Квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, цифры: «2», «3», «4», «5».
Описание: Ребенку дается задание – найти лишнюю фигуру. (Круг, он без углов). Теперь среди оставшихся фигур найти лишнюю. (Треугольник, у остальных фигур по четыре угла). А как называются оставшиеся фигуры? (Четырехугольники). Из чисел «2», «3», «4», «5», выбрать те, которые подходят к этой группе фигур. (Три четырехугольника, четыре – у каждой фигуры по четыре угла).
Д/и «Что подходит?»
Цель: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, классифицировать по признаку формы, присоединять новые фигуры к имеющимся группам, обозначать основание группы словом.
Материал: четыре четырехугольника, три треугольника, цифры «3», «4».
Описание: Детям даны два четырехугольника и два треугольника, они делят фигуры на основании формы. Затем педагог показывает детям один треугольник и два четырехугольника и просит присоединить их к уже имеющимся группам.

Вопрос: к какой группе подходит число «3», а к какой число «4»? (Три треугольника, у каждого по три угла; четыре четырехугольника, у каждого по четыре угла).
д/и « Что изменилось?»
Цель: Развитие внимание, наблюдательности, памяти, самоконтроля.
Материал: Четыре больших квадрата (три красных, один зеленый), два маленьких зеленых квадрата, один маленький зеленый круг.
Описание: воспитатель предлагает детям – вы закроете глаза, я уберу один квадрат, и вы скажите, какой именно квадрат я убрала: большой или маленький, красный или зеленый. Когда дети будут быстро справляться с заданием, можно убрать сразу по 2-3 квадрата. Задание направленно на развитие внимания, наблюдательности, памяти, самоконтроля, а так же готовит детей к пониманию действия вычитания.
Заучивание считалки «Мы делили апельсин»
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Это долька – для ежа,
Это долька – для стрижа,
Это долька – для утят,
Это долька – для котят,
Это долька – для бобра,
А для волка – кожура…
Он сердит на нас – беда!!!
Разбегайтесь, кто куда!
Математическая сказка «Четыре желания цифры 4»
Если это зверь с четырьмя глазами, четырьмя крыльями и четырьмя хвостами, значит, я с ним подружусь», – подумала цифра 4.
Зашла она в лесную чащу и услышала страшный рев:
– Кто пришел ко мне?
– Это я – цифра 4, – сказала цифра.
– Что ты принесла? – снова зарычал зверь.
– Четыре сладких печенья, – ответила цифра 4.
– Скорее, давай их сюда, – завопил страшный зверь.
Цифра 4 бросила зверю четыре печенья, и он мигом проглотил их.
– Я умирал от голода, а ты накормила меня, – вдруг замурлыкал зверь. – За это я исполню четыре твоих желания.
– Хочу, чтобы в мире было больше ...
Пословицы про число 4.
На все четыре стороны. (Куда угодно, куда только захочется идти, убираться, прогонять, отпускать).
Жить в четырех стенах. (Не общаясь ни с кем, пребывая в одиночестве.
Не выходя из дома).
Загадки.
Встал квадрат на уголок –
Ткнулся носом в потолок.
Вверх он рос еще дней пять.
Как теперь его назвать?(Ромб)
Обведи кирпич мелком
На асфальте целиком,
И получится фигура –
Ты, конечно, с ней знаком. (Прямоугольник)
Заучивание считалочки:
Раз, два, три, четыре,
Жили мошки на квартире.
К ним повадился сам-друг,
Крестовик — большой паук.
Пять, шесть, семь, восемь,
Паука давай попросим:
«Ты, обжора, не ходи».
Ну-ка, Машенька, води!
Игры со счетными палочками.

5

Март Цифра 5

Д/и «Возьми столько же»
Цель: упражнять в составлении двух равных групп предметов, активизировать словарь «столько же», «поровну».
Материал: У детей таблица с тремя полосками, деленная по вертикали натри равные части.
В левой части карточки изображены разные предметы (от 1 до 5), наборы геометрических фигур и счетных палочек. Силуэты домов, расположенные в разных частях комнаты (количество окон от 1 до 5).
Описание: Воспитатель предлагает рассмотреть таблицы и рассказать, что на них нарисовано. Затем дети заполняют среднюю (по вертикали) часть таблицы, берут столько же геометрических фигур, сколько предметов изображено в каждой клетке. Воспитатель спрашивает ребенка, сколько фигур он положил, предлагает проверить правильность путем наложения. После заполнения средней части таблицы дети подбирают карточки с соответствующим количеством изображений, раскладывают их в правой части таблицы.
Воспитатель предлагает взять карточки, подойти к домикам и распределить карточки в соответствии с количеством окон (найти домик, у которого столько же окон, сколько предметов на карточке).
Д/и «Мишка спрятался»
Мишка спрятался"
Цель: развивать зрительное внимание и запоминание, учить последовательно осматривать пространство, ориентируясь на определенные предметы.
Материал: Игрушка мишка
Описание: Педагог показывает детям мишку и говорит, что он хочет поиграть в прятки, ему нужно найти место, где спрятаться. Педагог ведет детей вдоль одной из стен комнаты, останавливается возле отдельных предметов: «Вот шкаф. Он большой, мишка, наверное, не залезет. Это полка, в ней много книг мишке будет тесно». Наконец находит подходящее место - обязательно открытое, расположенное на уровне глаз ребенка Педагог сажает туда игрушку, отводит детей в противоположный конец комнаты. Все вместе 10 раз хлопают в ладоши, и педагог спрашивает, кто может найти игрушку. Если ребенок затрудняется выполнить задание, он помогает вспомнить, куда они шли, чтобы спрягать мишку, просит снова вспомнить этот путь.
При повторном проведении игры мишку прячут в другое место и комнату обходят по другой стороне. Можно также сменить и игрушку.
Когда дети научаться быстро находить предметы, расположенные на уровне их роста, можно усложнить задание - спрятать предмет на высоте выше или ниже уровня глаз, В этом случае следует обратить внимание детей, что мишка хочет высоко (низко) спрятаться, чтобы его было труднее найти. Во время поиска игрушки, педагог предлагает им посмотреть вверх (вниз).
Д/и «Ежик»
Цель: учить соотносить предметы по величине, выделять величину в качестве значимого признака, определяющего действия; закреплять значение слов «большой», «маленький», «больше», «меньше», вводить их в активный словарь детей.
Материал. Картонные трафареты с изображением ежей, зонтиков четырех величин.
Описание. Педагог говорит, что сейчас он расскажет сказку о ежах: «В лесу жила семья ежей: папа, мама и двое ежат. Вот один раз ежи пошли гулять, и вышли в поле. Там не было ни дома, ни дерева (Предлагает детям найти на подносах фигурки ежей и положить их перед собой. Подходит к каждому и располагает фигурки в ряд по величине). Вдруг папа еж сказал: «Посмотрите, какая большая туча. Сейчас пойдет дождь». «Побежали в лес, - предложила мама ежиха. - Спрячемся под елкой». Но тут пошел дождь, и ежи не успели спрятаться. У вас ребята есть зонтики. Помогите ежам, дайте им зонтики. Только смотрите внимательно, кому, какой зонтик подходит. (Смотрит, используют ли дети принцип сопоставления предметов по величине). «Молодцы, теперь все ежи спрятались под зонтиками. И они благодарят вас». Педагог спрашивает кого-либо, почему он дал один зонтик папе-ежу, а другой - маме-ежихе; следующего ребенка - почему маленьким ежатам дал другие зонтики.
Д/и «Ищи и находи»
Цель: учить находить в комнате предметы разной формы по слову-названию; развивать внимание и запоминание.
Описание: Педагог заранее раскладывает в разных местах групповой комнаты игрушки разной формы и говорит: «Будем искать предметы круглой формы. Все, что есть круглое в нашей комнате, найдите и принесите мне на стол». Дети расходятся, педагог оказывает помощь тем, кто затрудняется. Дети приносят предметы, кладут их на стол педагога, садятся на места Педагог рассматривает с ними принесенные предметы, оценивает результат выполнения задания. Игра повторяется, дети ищут предметы другой формы.
д/и «Картина»
Цель: учить располагать предметы на листе бумаги (вверху, внизу, по сторонам); развивать внимание, подражание; закреплять восприятие целостных предметов и различать их между собой.
Материал: Большой лист бумаги для панно, крупные детали аппликации (солнце, полоса земли, дом, фигурка мальчика или девочки, дерево, птица), листы бумаги, те же элементы аппликации небольших размеров, тарелки, клей, кисточки, клеенки, тряпочки по количеству детей.
Описание: Педагог говорит детям, что они будут делать красивую картину: он - на большом листе, закрепленном на доске, а они - маленькие на своих листах бумаги. Нужно только внимательно смотреть и делать все так, как делает педагог. Затем педагог раздает детям материал для аппликации. Сначала он наклеивает внизу полоску земли, наверху солнце и т. д. Педагог делает все медленно, фиксируя свои действия на каждом моменте и давая возможность детям выбрать каждый элемент и правильно расположить его на бумаге. В случае необходимости помогает ребенку определить место на листе бумаги (верх, низ).
По окончании педагог сравнивает детские работы со своей, обсуждая пространственное расположение предметов, хвалит их, вызывая положительное отношение к результату работы. Затем кратко описывает содержание получившегося изображения, закрепляя пространственное расположение предметов: «Мальчик вышел на улицу. Посмотрел - внизу земля, наверху - небо. На небе солнце. Внизу, на земле, дом и дерево. Мальчик стоит около дома с одной стороны, а дерево - с другой стороны. На дереве сидит птица».
Математическая сказка «Пять органов чувств»
Рано утром веселое пение птиц разбудило девочку. Она открыла глазки и зажмурилась от солнышка. С кухни вкусно пахло блинами.
Девочка вспомнила, что у нее под подушкой лежит леденец, и достала его. Леденец наполнил рот сладким малиновым вкусом. Мягкое одеяло обняло девочку, и она снова задремала.
Вдруг ушки девочки заговорили сердито:
– Мы услышали пение птиц и разбудили девочку, а вы, глазки, зажмурились от солнышка и не захотели просыпаться.
– Я позвал девочку завтракать вкусным запахом блинов, а ты, язычок, решил вместо завтрака скушать малиновый леденец, – упрекнул носик язычок.
– А вы, ручки, зачем спрятались под мягкое одеяло? – спросили хором нос и ушки.
Обиделись глазки, что их ругают, и рассердились:
– Раз так, мы больше не будем смотреть.
– Я тоже отказываюсь чувствовать вкус, – добавил язычок.
– А мы не хотим ощущать мягкое и твердое, холодное и горячее, – сказали ручки.
Услышала этот разговор цифра 5 и рассердилась:
- Что за безобразие! Вы, пять органов чувств, и всегда должны работать вместе.
– Доброе утро, доченька, – вдруг услышали ушки.
Глазки тут же открылись и увидели маму. Ручки крепко обняли маму. Носик вдохнул нежный запах маминых духов. Ротик проголодался и сказал: «Как вкусно пахнут блины!»
«Хорошо, что все мои пять органов чувств помирились», – обрадовалась
девочка.
Пословицы про число 5.
Знать, как свои пять пальцев.
Пятое колесо в телеге.
Опять двадцать пять.
С пятого на десятое. (Выражение, употребляемое вместо подробного перечисления, названия чего либо).
Считалочка.
раз-два, раз-два, раз-два-три!
Вслед за мною говори:
В понедельник, вторник, среду
В гости к бабушке поеду,
А в четверг и в пятницу
Санки к дому катятся.
За субботой – воскресенье,
В этот день пекут печенье.
Раз-два, раз-два, раз-два-три!
Всю считалку повтори!
Скороговорка:
Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
Игры со счетными палочками.
Загадки.
Встал квадрат на уголок –
Ткнулся носом в потолок.
Вверх он рос еще дней пять.
Как теперь его назвать?
(Ромб)
Страна Геометрия
Давным-давно в замечательной стране Геометрия жили не обычные люди, а геометрические фигуры: Круг, Овал, Треугольник, Квадрат и Прямоугольник. Были они хорошими друзьями и всегда друг другу помогали. 
Однажды друзья поссорились, доказывали, что каждая фигура лучшая.
Круг говорил: «Я лучше всех, таких как я, не счесть: круглая тарелка, колесо, монета. Не найдешь углов, у меня их нету».
Овал кричал: «Я красивее всех, у меня удлиненная окружность. В ванной зеркало овал, и блюдо, и яйцо, а еще лицо у человека».
Треугольник перебивал всех: «Нет красивее, чем я, ведь у меня три одинаковых угла. Треугольное седло у велосипеда и крыло у самолета».
Тут рассерженный Квадрат говорит: «Ты дольку шоколада отломи и получится квадрат. На стене плакат-квадрат, и окно квадратное, и стул квадратный. Доска, где шахматы стоят, и каждая клетка на ней тоже квадрат. Квадрат – четыре стороны, все стороны равны, и все углы прямые».
Прямоугольник говорит Квадрату: «Я почти такой же, как ты, у меня тоже четыре угла, правда, я длиннее. Дверь – прямоугольник, книга – прямоугольник».
Круг им всем говорит: «Ребята, что же мы делаем? Зачем спорим? Ведь все фигуры хороши, по-своему красивые».
Друзья поняли, что были неправы и помирились.
Чтоб и у каждого из вас, детишки, были добрые друзья!
Рассказ о квадрате и круге.
Жил-был Квадрат. В его стране все было квадратным: дома, клумбы, часы. Даже блинчики, которые пекла его мама, были квадратными.
Все друзья и соседи были одинаковые. Однажды Квадрат спросил у своей мамы: "Почему мы никогда не ходим в соседний город?"
- "Там живут другие фигуры, они не такие, как мы!" - ответила мама.
Квадрату стало очень любопытно. Неужели есть другие фигуры? Решил он отправиться в путешествие. И вот, Квадрат вошел в соседний город. И вдруг, он увидел, как прямо на него несется что-то непонятное. Квадрат зажмурил глаза.
- "Привет, ты кто?" - вдруг услышал он. Он открыл глаза и увидел мальчика, у которого совсем не было углов.
- "Я квадрат. Я из соседнего города. А ты кто?"
- "А я - Круг".
- "Как ты можешь двигаться так быстро?"
- "Это я на велосипеде. Машина ездит еще быстрее!"
- "А у нас нет ни машин, ни велосипедов".
- "Конечно, ведь квадратные колеса не могут крутиться".
Круг повел нового друга смотреть город. Все было круглым: окна, двери, столы.
Мальчики подружились и стали ходить к друг другу в гости. Велосипед очень понравился жителям квадратной страны.
Однажды ребята задумались, а вдруг есть и другие фигуры. Они отпросились у своих мам и отправились в путешествие. Там они познакомились с овалами, ромбами, прямоугольниками и другими геометрическими фигурами. И потом, все города разных фигур стали дружить.

Материально – техническое обеспечение проекта

Дидактические ресурсы

Перечень

Литература

  • Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С.      Комаровой, М. А. Васильевой – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  • «Занятия по формированию элементарных математических представлений детей 4-5 лет» Помораева И. А., Позина В. А. – М.: «Мозаика-Синтез», 2016.
  • Сценарии занятий «Математика в детском саду» В. П. Новикова Мозаика – Синтез, Москва 2016 г.
  • Маврина  Л.  Математические игры для дошкольников  Позднякова В. Игровые комплексы для занятий по формированию элементарных математических представлений
  • Художественная литература по тематике мероприятий проекта: стихи про цифры, считалки, загадки о геометрических фигурах и цифрах.
  • Электронные ресурсы (интернет).

Демонстрационный материал

  • Волшебный сундучок.
  • Набор цифр от 1 до 5 (1 комплект)
  • Коробочка с мелкими игрушками 1шт.
  • Игрушки животных объемные и плоскостные 1 комплект
  • Полоски бумаги разной длины и ширины 2 комплекта
  • Мячики разной величины 1 комплект
  • Геометрические фигуры 1 комплект

Раздаточный материал

  • Карточки с двумя полосками (По количеству детей)
  • Карточки с изображением 1,2,3,4,5 предметов (По количеству детей)
  • Карточки с изображением цифр от 1 до 5 (По количеству детей)
  • Набор геометрических фигур (По количеству детей)
  • Набор матрешек разной величины (По количеству детей)
  • Счетные палочки (По количеству детей)
  • Пирамидки (По количеству детей)
  • Картинки с временными отрезками (утро, день, вечер, ночь) По количеству детей
  • Пластилин, доска, стека (По количеству детей)
  • Цветные карандаши (По количеству детей)
  • Альбомные листы (По количеству детей)
  • Загадки, пословицы, сказки о цифрах.
  • Цветная бумага, клей.

Продукты  проекта:

Картотека математических загадок в стихах;  

Картотека дидактических игр по ФЭМП для детей среднего дошкольного возраста;

Выставка дидактических игр по математике;

Консультация для родителей на тему: «Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста», «Зачем повару математика», «Математика в домашних условиях»;

Папка – передвижка: «Занимательная математика»;

Мастер- класс для педагогов: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством  дидактических игр».

Детские работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное занятие "Волшебный сундучок"

Доминантное зантие в подготовительной группе по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах....

Конспект индивидуального занятия с детьми старшего возраста «Волшебный сундучок»

Форма и тип занятия: индивидуальное, изучение нового материала Цель: закрепить умение соотносить предметы по величине.Задачи1.      Закрепить умения различать ...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

Занятие по обучению детей грамоте с использованием занимательного наглядного материала в условиях АСРС.Знакомство с буквой «Р», звуком [Р, Р’]....

"Поиск волшебного сундучка"

Сценарий празднования дня рождения в детском саду....

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Районный театрализованный фестиваль ДОО «Волшебный мир сказок» Спортивная сказка «Путь к волшебному сундучку»

Районный театрализованный фестиваль ДОО «Волшебный мир сказок»Действующие лица:Музыкальный руководительСергей Иванович Мещерин Ведущие – воспитатели группыЛариса Николаевна Паскидова,Валентина Ар...

Необычные волшебные приключения.(Волшебный сундучок.) Сценарий осеннего праздника для старшей группы

Необычные волшебные приключения (Волшебный сундучок) Сценарий осеннего праздника для детей старшей группы...