Логические блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у дошкольников
статья по математике (старшая группа)
консультация для педагогов и родителей о работе с логическими блоками Дьенеша, описание игры, цели и задачи, ожидаемые результаты,практическая работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа по самообразованию | 385.87 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждений муниципального образования «Город Архангельск»
«Детский сад комбинированного вида № 7 «Семицветик»
ТЕМА «Логические блоки Дьенеша как средство формирования мыслительных операций детей дошкольного возраста»
Подготовила:
Стругова Галина Николаевна,
воспитатель высшей
квалификационной
категории
Архангельск 2019г.
Жизнь ускоряет свой темп с каждым годом, и с каждым годом новые технологии и разнообразные способы распространения информации охватывают все сферы нашей жизни. Человек, не сумевший адаптироваться, не готовый к постоянному потоку новой информации, просто не может найти себе место под солнцем. И наша задача заключается в том, чтобы научить детей ориентироваться в этом беспрерывном потоке информации, не просто вложить в детские головы груз базовых знаний по общим дисциплинам, но пробудить исследовательский, познавательный интерес, постоянную тягу к новым знаниям. И это, на мой взгляд, первостепенная задача, важность которой нельзя переоценить.
Спросите у ребёнка, что он любит делать? Что он ответит? Конечно, каждый ребёнок скажет, что он любит играть. Здесь возникает противоречие: желание взрослых как можно раньше подготовить ребенка к школьному обучению и желание детей играть.
Как же прийти к компромиссу? На самом деле всё достаточно просто: нужно организовать обучение и воспитание в игровой форме. Это тем более актуально сегодня, в условиях реализации ФГОС ДО, которые выделяют приоритет игровой деятельности как основной на этапе дошкольного детства.
Именно поэтому я поставила перед собой цель:
Создать условия для развития мыслительных операций в процессе игровой деятельности. Поставленная цель предусматривает решение следующих задач:
- Учить выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их.
- Развивать сенсорные, интеллектуальные, творческие способности
- Осваивать средства и способы познания (конструирование, моделирование, соотнесение, сравнения и т.д.)
Как вы думаете, где ребёнок может реализовать свою творческую познавательную активность? Безусловно, только в практических видах деятельности. Именно поэтому в первую очередь возникла необходимость наполнения развивающей предметно-пространственной среды играми.
Сегодня существует огромное количество разнообразных игровых пособий и методик для развития интеллектуальных способностей – развивающие игры Воскобовича и Никитина, игры на составление целого из частей и на воссоздание фигур силуэтов, универсальные пособия палочки Кюизенера и блоки Дьенеша. И я, конечно, использую их в своей педагогической практике.
Но сегодня я хочу поделиться своей системой работы с логическими блоками Дьенеша.
Что же такое логические блоки Дьенеша? Несмотря на кажущуюся простоту - это известное пособие заключает в себе огромные возможности. С виду – простой набор геометрических фигур трёх цветов, ничем не отличающийся от конструктора. На самом деле этот набор вовсе не так прост.
Создатель этого «глубокого» методического пособия Золтан Дьенеш, всемирно-известный венгерский автор прогрессивной методики обучения детей - «новая математика». Суть его подхода к изучению математики заключается в том, что математические знания дети получают играя. Именно этот момент меня заинтересовал больше всего.
В дальнейшем я сама убедилась в том, что использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. Способствуют развитию у детей мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение; логического мышления, творческих способностей и познавательных процессов: восприятие, память, внимание и воображение
Задания предполагают постепенное усложнение, поэтому игры с блоками интересны детям всех возрастных групп.
Формально игры можно разделить на последовательную цепочку:
- сначала учим детей выявлять свойства
- затем сравнивать предметы по найденным свойствам
- переходим к классификации, обобщению
- осваиваем логические операции и язык символов.
И так по порядку.
Работу с блоками Дьенеша я начала с детьми младшей группы с того, что предоставила детям возможность самостоятельно с ними познакомиться. Дети выстраивали из блоков дорожки, домики и башенки, взвешивали и вылавливали из воды, закапывали в песок.
После самостоятельного знакомства с блоками мы перешли к играм и упражнениям. Уже в самом начале блоки Дьенеша привлекли внимание детей своими качественными признаками: цветом, формой, размером, толщиной и поэтому блоки успешно использовались в сюжетных играх как предметы заместители. Мы угощали медвежат печеньем, помогали ёжику и зайцу собрать листочки осенью. В качестве печенья и листочков выступали блоки Дьенеша. Такие игры способствовали развитию умений сравнивать предметы по их свойствам.
У детей моей группы очень популярна игра «Художники». Дети «рисуют» картины по «эскизу». В младшей группе это конструирование путём наложения, а старшим детям я предлагала придумать название своим картинам и организовать выставку.
Один из вариантов логических игр для детей - игры с обручами. С помощью таких игр дети научились классифицировать блоки по свойствам. При подготовке к таким играм, я первоначально сформировала у детей четкое представление о внутренней и внешней области по отношению к некоторой замкнутой линии. В младшей группе мы играли с одним обручем, выделяя один признак, затем с двумя. В средней группе задание усложнялось тем, что обручи пересекались и ребята выделяли одновременно два свойства. И наконец, самые сложные задания для детей старшего возраста с тремя обручами и областями их пересечений – дети классифицировали блоки одновременно оперируя тремя свойствами. Конечно, в каждую игру я вводила героя и сюжет, и дети всегда эмоционально реагировали на проблемную ситуацию.
Ещё один вариант игр - игры с кодовыми карточками, обозначающими свойства блоков. Вначале мы рассматривали эти карточки, уточняли, какие свойства обозначены на них. На этом этапе дети овладели возможностью давать определение разным блокам и самостоятельно кодировать информацию. В своих играх дети путешествовали на поезде, прежде расшифровав код билета. Составляли бланки заказы для игры в магазин. Строили города и транспорт, «рисовали» животных, помогали сказочным героям. Хочется отметить, что дети всегда играли увлеченно, проявляли настойчивость в достижение результата.
В подготовительной группе я предлагала детям более сложные по содержанию игры - «Логический поезд», «Мозаика цифр», «Код в сундуке», «Поиск затонувшего клада». Эти игры способствовали развитию логического мышления и вычислительной деятельности, умению расшифровывать закодированную информацию и действовать по алгоритму.
Много вариантов игр представлено в альбомах издательства «Корвет». А когда этих игр стало недостаточно, я построила по их принципу другие увлекательные игры.
Обучая в процессе игры, я стремилась к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно переходила в радость учения. Используя накопленный опыт, дети уже самостоятельно придумывали различные варианты игр и ситуаций.
Всю эту работу я проводила в тесном контакте с родителями. На собраниях и консультациях рассказывала, как заинтересовать детей развивающими играми, познакомила родителей с подборкой литературы с занимательными задачами. Книги и игры родители при желании могли использовать для досуга дома. Провела мастер-класс по использованию развивающих игр в совместной деятельности, подготовила буклеты и памятки для родителей. Такое содружество в работе принесло свои плоды: помогло закрепить знания детей и поддерживать стойкий познавательный интерес.
Ожидаемые результаты:
1. На достаточном уровне развито логическое мышление: умение анализировать, делать выводы, классифицировать, обобщать и сравнивать.
2. Использование занимательного игрового материала в непосредственно образовательной деятельности и в играх самостоятельного характера.
3. Сформированы сенсорные эталоны и умения сопоставлять предметы по цвету, размеру, форме, толщине.
4. Развиты способности комбинаторного типа и мелкая моторика рук
И в конце хочу всем пожелать: начните играть с детьми, и через короткое время вы всё поймете сами!
Практическая работа:
Сейчас мне хотелось бы познакомить вас с некоторыми играми, которые помогут вам понять насколько интересно, занимательно играть с блоками, сколько мыслительных операций необходимо задействовать, чтоб выполнить задание.
1. "Магазин" Перед вами товар. У вас кошелек с денежками. Вы можете купить любой товар.
2. Познакомимся с блоками. Игра "Посади цветочек" перед вами блоки, они имеют 4 свойства (выставляю пособие) цвет, размер, толщина, форма. Посадим первый цветок: красный, большой, тонкий, круглый как роза. Второй цветок: синий, маленький, толстый квадрат, как незабудка. Третий цветок: желтый, маленький, тонкий треугольник, как мать-мачеха.
3. Перед вами три цветочка, рядом с ними посадим еще цветы, но рядом с первым посадите такой же, только измените размер
- рядом со вторым посадите такой же, только не синий.
- с третьим посадите такой же, только квадратной формы.
4. Игра с кодовыми карточками. Раскодируйте предложенные вам карточки.
5. Логический поезд. Посмотрим, кто на какой поезд купил билет?!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план игр с логическими блоками Дьенеша,направленных на развитие логического и математического мышления детей в старшей группе.
Логические блоки Дьенеш - это уникальный по своим свойствам и возможностям дидактический материал, который развивает у дошкольников логико – математические представления и умения. В данном материале ...
Консультация для родителей на тему «Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления ребенка»
Консультация знакомит родителей с логическими блоками Дьенеша и способами их использования с работе с детьми...
Представление опыта работы: «Использование блоков Дьенеша как средство развитие логического мышления у детей дошкольного возраста»
Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса. Решается она в основном средствами занимательности в обучении математик...
Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления
Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только по математике, но и информатике. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основам...
Мастер-класс: «Использование логических блоков Дьенеша, как средство развития мышления у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта»
Повышение уровеня компетентности педагогов путем овладения ими технологией применения игр с блоками Дьенеша при формировании мыслительных умений дошкольников с нарущением интеллект...
Опыт работы подготовила: воспитатель первой категории Бондарчук Ю.В «Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей дошкольного возраста»
В наше время, резкое обновление знаний во всех областях, рост потока информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать, ставят перед педагогической наукой ...
Консультация для педагогов на тему "Блоки Дьенеша, как средство развития логического мышления у дошкольников"
Здесь можно найти консультацию для педагогов на тему "Блоки Дьенеша, как средство развития логического мышления у дошкольников"...