картотека игр по ФЭМП
материал по математике (подготовительная группа)

Предлагаю вам картотеку игр по формированию элементарных  математических представлений у детей 6-7 лет. картотека оформлена в формате карточек, сгруппированы по разделам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Дидактические игры на овладение ребенком логической операции - классификации

«Садовник и цветы»

Цель: закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т.д.)

Ход.

5-6 играющих сидят на стульях, расставленных по кругу. Это цветы. У них всех есть название (можно, чтобы играющие выбрали картинку-цветок; ведущему показывать нельзя). Ведущий-садовник говорит: «я так давно не видел чудесный белый цветок с жёлтым глазком, похожим на маленькое солнышко, не видел ромашку». Ромашка встаёт и делает шаг вперёд. Ромашка, поклонившись садовнику, говорит: «Благодарю Вас, дорогой садовник. Я счастлива, что вы захотели взглянуть именно на меня». Ромашка садится на другой стул. Игра продолжается до тех пор, пока садовник не перечислит все цветы Содержание этой игры можно легко изменить: «Садовник и фруктовые деревья», «Лесовик и лесные ягоды», «Дрессировщик и его звери» и т.д..

«Один и много»

Материал:

Картинки по числу детей с изображением 1 или нескольких предметов

Ход игры: воспитатель раздает картинки. Просит назвать предметы, нарисованные на картинках. Дети отвечают: У меня окно,  У меня окна

Затем составляют пары картинок по принципу: один - много.

  1. Игры и задания, направленные на ознакомление с цифрами детей дошкольного возраста

“Назови имя цифры ”.

Рассматриваются цифры, изготовленные из разных материалов: бумаги, картона, ткани, нанесенные на карточки разного размера и цвета, письменные или печатные и т.д. Выясняется какие цифры знает ребенок и где он их видел.

“Узнай цифру на ощупь”.

Предлагаются цифры в виде объемных фигур (“формочек”), карточки, где контуры цифр могут быть выпуклыми или, наоборот, обозначены желобками, шершавые цифры или гладкие знаки, наклеенные на шершавую бумагу и др.

Дошкольник обследует и угадывает цифру на ощупь.

“Сделай цифру ”.

Предлагается выложить цифры из кружочков, палочек, кубиков, треугольников, мозаики, вылепить из пластилина, глины, сделать «вкусные» цифры. Можно вырезать цифры из бархатной или простой бумаги, старых газет или журналов, ткани и наклеить их.

“Раскрась цифру ”.

Дается контурное изображение для штриховки или раскрашивания, или трафареты для обведения цифры и ее последующего раскрашивания, или штриховки.

“Рисуем и угадываем”.

Взрослый рисует пальцем цифру в воздухе, а ребенок угадывает ее, затем они меняются ролями.

2. “Преврати цифру в смешную фигурку”.

Путем дорисовывания или прорисовывания цифры превращаются в “человечков”, “зверюшек” или другие смешные фигурки.

“Найди свою цифру ”.

На столе раскладываются карточки с цифрами. Ребенок получает карточку с цифрой. Надо найти “свою”.

“Нарисуй столько же ”.

Ребенок рисует (раскрашивает, наклеивает) столько предметов, сколько показывает цифра.

“Выполни движение”.

Взрослый предлагает (присесть, подпрыгнуть) ребенку столько раз, сколько указывает цифра.

“Цифры на кубиках ”.

Воспользовавшись игральным кубиком, дети находят цифру, соответствующую числу точек на выпавшей верхней грани кубика.

“Подбери пары”.

К карточке с цифрой подбирается числовая фигура и (или) карточка с предметами или наоборот.

2.“Правильно ли это?”

Демонстрируются две карточки, ребенку надо определить, соответствует ли изображение цифры на одной карточке количеству кружков, треугольников или предметов на другой карточке.

“Найди такую же”.

На листе бумаги изображены цифры, отличающиеся цветом, размером, формой. Надо найти, отвлекаясь от несущественных признаков, одинаковые цифры.

“Пронумеруй предметы”.

Предлагается        рисунок,        на        котором нужно восстановить

последовательность в нумерации. “Выпадать” из нумерации могут сначала 1 - 2 цифры, а потом больше.

“Определи соседнюю ”.

Взрослый показывает цифры в любом порядке. Надо найти их на карточках и показать “соседей”.

“Наклей цифры ”.

Предлагается наклеить цифры по порядку, пронумеровав этажи в многоэтажном доме, стулья в ряду и т.д.

2. “Какая цифра убежала?”

Ребенок рассматривает карточки с цифрами и запоминает их. Взрослый меняет их местами. Малыш указывает, что изменилось. Если какая-либо карточка убирается, ребенок угадывает, какой цифры не стало.

“Что перепуталось”.

На столе карточки с цифрами перевернуты “вверх ногами” или “вниз головой”, или даны в “зеркальном” отражении. Ребенок должен вернуть цифру в правильное положение.

“Назови и выложи”.

Ребенку предлагается назвать и выложить из цифр свой номер телефона, дома и квартиры и т.д.

“Опиши цифру”.

Ребенку предлагается описать цифру. Например: эта цифра состоит из палочки, слева наверху у нее есть небольшой хвостик; эта цифра похожа лебедя и т.д.

“Напиши цифры ”.

Цифры пишут пальцами в воздухе, на запотевшем стекле, палочкой на земле, мелом на асфальте и т.д.

“Укрась цифрами”.

Предлагается расписать цифрами наряд сказочных героев, кусок ткани, украсить новогоднюю елку и т.д.

2. “Обозначь порядок цифрами ”.

Картинки надо разложить в определенной последовательности и пронумеровать их, ориентируясь на смысловые, причинно-следственные, временные и другие связи (например: начало события, его развитие, окончание; семя, росток, цветущее растение).

“Догадайся и напиши цифру ”.

Глядя на предметы, изображенные на картинках или в реальной действительности, нужно определить, на какие цифры они похожи, и написать их (выложить из палочек, кружков). Например, карандаши — на единицу, крючок от вешалки — на двойку, бублик — на ноль и т.д.

  1. Игры и упражнения для формирования представлений у дошкольников о времени

Части суток.

Игра «Назовите пропущенное слово»

Цель - определение уровня умения детей ориентироваться во времени, уточнение представлений о частях суток.

Ход игры: Педагог говорит предложение, пропуская названия частей суток: «Мы завтракаем утром, а обедаем...», «Мы пойдём гулять...» и т.д. Дети называют части суток, за каждый правильный ответ - жетон.

Игра «Назовите соседей»

Цель - закрепление последовательности частей суток.

Ход игры: Педагог говорит название : «Назовите соседей утра.» и т.д. Дети называют части суток, за каждый правильный ответ - жетон.

Игра «Части суток»

Цель - уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности.

Материал: 4 картинки (утро, день, вечер, ночь), подборка стихотворений.

Ход игры:

Педагог выставляет картинки с изображением частей суток, дети называют части суток и определяют их последовательность. Педагог читает

стихотворение о каждой части суток, а дети, в соответствии с его чтением, показывают нужную картинку.

Вариант игры: Картинки раздаются детям, при чтении стихотворения дети поднимают соответствующую картинку.

Вчера, сегодня, завтра.

Игра «Вчера, сегодня, завтра»

Цель - познакомить детей с понятиями «вчера», «сегодня», «завтра».

Материал: разноцветные полоски, подборка стихотворений.

Ход игры: Педагог объясняет, что каждый день, кроме своего названия, имеет ещё другое имя (вчера, сегодня, завтра).

День, который наступил - называется сегодня.

День, который уже закончился - вчера.

А день, который ещё только будет - завтра.

Обозначаем цветом (полоски): сегодня - синий, вчера-голубой, завтрафиолетовый.

Сначала закрепляем цветовое обозначение: педагог называет понятия, дети показывают соответствующую полоску.

Затем педагог читает стихотворение, дети определяют, о каком дне говорится в стихотворении (вчера, сегодня, завтра) и показывают соответствующую полоску.

Дни недели

Работа с часами «ДНИ НЕДЕЛИ»:

Цель - дать представление о том, что 7 суток составляют неделю, закреплять названия и последовательность дней недели.

Материал: часы «Дни недели» с цифрами 1-7.

Ход игры: Педагог показывает детям круг, на котором изображены дни недели. Рассказывает, что этот круг называется «неделя», в неделе всего семь дней, у каждого дня своё название. Каждый день недели разного цвета (цвета радуги), при назывании дня переставляет стрелку и обращает внимание детей на цифру:

Понедельник - первый день, он начинает неделю.

Вторник - второй день.

Среда - этот день недели посреди недели, серединка.

Четверг - четвертый день.

Пятница - пятый день.

Суббота - кончилась работа, в этот день мама с папой отдыхают, не ходят на работу.

Воскресенье - самый последний день недели, седьмой.

Затем педагог предлагает детям назвать дни недели по порядку, переставляя стрелку. Дети называют цифру и соответствующий день недели.

Задания:

1. Педагог просит детей назвать дни недели в разном порядке.

(Как называется первый день недели? Как называется пятый день? И т.д.

В какие дни мама с папой не ходят на работу, а ты в садик?) 2. Педагог называет день недели. А ребёнок должен назвать тот день, который был сначала (вчера) и будет потом (завтра) - таким образом, будут ещё закрепляться следующие временные понятия - вчера, сегодня, завтра.

Времена года.

Игра с мячом «Бывает - не бывает»

Цель-развитие вербально-логического мышления, закрепление представлений о признаках времён года.

Материал: мяч.

Ход игры: Играющие встают в круг. Педагог называет признак определенного времени года. Ребенок ловит мяч, если этот признак подходит.

Упражнение «Повтори, не ошибись»

Цель - закреплять названия месяцев (по временам года).

Ход игры: Ребенок называет названия осенних (зимних, весенних ...) месяцев по порядку по картинкам или без.

Игра «Когда деревья надевают этот наряд?»

Цель - формирование знаний о сезонных изменениях в природе.

Материал: картинки с изображением деревьев в разное время года.

Ход игры: Педагог показывает одну из картинок, читает отрывок из стихотворения, описывающего соответствующее время года, и спрашивает детей, когда, в какое время года это происходит в природе.

Игра «В какое время года нужны эти предметы?

Цель - закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе.

Материал: сюжетные картинки с изображением времён года, предметные картинки.

Ход игры: Педагог показывает детям изображения времён года и предметов и предлагает определить, в какое время года используются эти предметы и почему.

  1. Дидактических игр по ознакомлению дошкольников с часами Дидактическая игра "Часы"

Цель:

Учить детей определять время на часах.

Задачи:

Уточнять и развивать у детей временные представления.

Оборудование:

На каждого ребёнка картонные часы с крутящимися стрелками.

Ход игры:

  1. Воспитатель предлагает детям поставить маленькую стрелку часов на цифру 1, а большую стрелку часов на 12. Сколько времени на часах? Вариантов много.
  2. Воспитатель ставит перед детьми задачу-загадку:(дети устанавливают время по словам воспитателя)

В 7.00 час. мама привела в детский сад Полину. В 8.00 час. завтрак. В 9.00 час. началось занятие по музыке. Через 20 минут Дети вернулись в группу. У кого на часах какое время?

4.Дидактическая игра «Часы и время»

Цель: Научить детей ориентироваться во времени. Совершенствовать навыки определения времени по часам, фиксируя его значение на циферблате. Развивать у детей внимание, логическое мышление и речь.

Оборудование:

Циферблаты изготовленные из дисков с наклеенными цифрами.

Карточки и изображением времени.

Минутная и секундная стрелочки.

1вариант игры

В игре могут принимать участие от 4 до 6 детей.

Перед началом игры дети берут себе циферблаты и стрелочки.

Ведущий, смешав маленькие карточки со временем, укладывает их стопкой на стол изображением вниз. Далее он открывает одну карточку и называет время- дети должны правильно и быстро установить нужное время у себя на

циферблате. Кто выполнил первым - получает фишку. В конце игры определяется победитель.

2вариант игры

В игре могут играть от 2 до 4 детей.

На столе разложены карточки со временем.

У каждого игрока по 3-4 игровых циферблата с обозначенным временем. Воспитатель предлагает определить время на циферблате и выбрать правильные карточки на общем поле.

Кто сделал правильно и быстро- победитель!

3 вариант

В игре могут принять участие от 5 до 10 детей.

Игроки сидят за столами с чистыми циферблатами и стрелочками.

Ведущий показывает карточку и предлагает поставить время, которое наступило (наступит) на час или полчаса раньше (позже) обозначенного на карточке.

Выигрывает и получает фишку тот, кто выставил правильное время.

Дидактическая игра «От минуты к минуте»

Цели игры:

Учить определять время по часам.

Развивать мышление, внимание, память, ориентировку в пространстве. Упражнять, в умении осуществлять целенаправленные поисковые действия умственного и практического плана, частичном мысленном решении задач. Оборудование:

Игровое поле, фишки, кубик.

Правила игры

Играют вдвоём. Каждый берёт по две фишки. Фишки устанавливают на начале маршрута.

Разыграют право первого хода. Играющий бросает игровой кубик. Очки, выпавшие на кубике, можно произвольно распределить между фишками.

НАПРИМЕР, шесть: 2 -одной фишке, 4 другой или 6 - одной, а другой - ничего и т. д.

Таким образом, выбирают для фишки наиболее удачные места.

На одном кружке может помещаться несколько фишек. Если фишка попадает на красный кружок, её следует возвратить на такое число делений, которое соответствует дневному времени на часах этого кружка.

При попадании на зеленый кружок фишку переставляют вперед на соответствующее число делений.

Побеждает тот, кто первым завершит движение по маршруту двумя фишками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по ФЭМП

1.     Назови одним словомЦель: Развитие умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом.Материал: Геометрические фигуры одного вида (большие и маленькие ...

Картотека игр по ФЭМП

Игры по математике....

Картотека игр по ФЭМП

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, по...

Картотека игр по ФЭМП

В картотеке игр - представлены разнообразные игры, логические задачки, загадки...

Картотека игр по ФЭМП средний восраст.

Игры для детей 4-5 лет с математическим содержанием...

Картотека игр по ФЭМП для детей 6-7 лет

Картотека по ФЭМП для детей 6-7 лет...

Картотека игр по ФЭМП.

Система игр для развития логики и ФЭМП....