Консультация для педагогов "Использование ТРИЗ-технологий в работе с дошкольниками
консультация по математике (старшая группа)
Консультация по технологиям развивающего обучения (ТРИЗ), для педагогов в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz-tehnologii.docx | 23.63 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ.
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ - ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ». (Технологии развивающего обучения).
Проблема всех занятых воспитанием – новое поколение людей, обладающих высоким творческим потенциалом. Если раньше, чтобы стать социально успешным человеком, достаточно было быть хорошим исполнителем, обладать определенными знаниями и умениями, то сейчас необходимо быть творческой личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы. На сегодняшний день существует много курсов, на которых взрослые учатся играть, для того чтобы научиться выходить за рамки традиционности в бизнесе. Ведь оригинальное мышление – это ключ выживания в борьбе за конкуренцию. Наше время – время экономических, политических, нравственных кризисов, когда старая система ценностей и норм распалась, а новая еще не сложилась. Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Но проблема не в поиске одаренных гениев, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность и познавательный интерес.
Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.
Практика показала с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Сегодня это делает возможным ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, первоначально адресованная инженерно – техническим работникам, в последние десятилетия вызвала пристальный интерес в среде педагогов - практиков. Система ТРИЗ – педагогика развивается с начала 80 – х. годов, в ответ на требование времени по подготовке инновационно - мыслящих личностей, умеющих решать проблемы. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом « Творчество во всем».
В центре внимания ТРИЗ – педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение.
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
ТРИЗ, как универсальный инструментарий используется на всех занятиях. Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие
В каждом ребенке есть что - то особенное, и я решила дать детям возможность как можно больше проявить свои возможности и способности не стесняясь неправильности или неточности в ответах или размышлениях.
Считаю, что занятия с применением элементов ТРИЗ снимают чувства скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается фантазия, логика мышления, воображение.
ТРИЗ дает возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить.
ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки. Именно поэтому мы применяем на занятиях и в свободной деятельности ТРИЗ – технологии.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.
Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий. Они учат детей выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.
На первом этапе занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта.
Следующий этап – это « тайна двойного», или выявление противоречий в объекте, явлении. Когда что – то в нем хорошо, а что- то плохо, что – то вредное, что – то мешает, а что – то нужно.
Следующий этап разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?». Воспитатель формирует противоречие; вода должна быть в решете, чтобы ее перенести и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества – воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед ) и ее не будет, т. к. лед это не вода. Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда.
Следующий этап по программе ТРИЗ – это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Этот метод заключается в том, что привычные объекты начинают обладать необычными свойствами. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование.
Тематика игр, творческих заданий на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи зависит от темы изучаемого материала. Цель игр – поисковая, исследовательская, изобретательская деятельность. Развитое мышление предполагает видение противоречия, его формирование и решение. Результатом решения противоречия является изобретение. Этому дети учатся в играх «Наоборот», «Хорошо - плохо», «Письмо SOS» с которыми детей знакомит Гном из волшебной страны ТРИЗ. На занятиях по ознакомлению с художественной литературе дети сочиняют сказки с помощью схем. Эту работу я начала со знакомых сказок, пословиц, поговорок. Затем попробовали придумывать сказки сами и схематично выкладывать их с помощью счетных палочек.
Творчество – самый эффективный способ активного развития личности и развития человечества в современном быстро меняющемся мире.
Технологии развивающего обучения. Игры с использованием ТРИЗ - технологии.
«Разбуди в себе волшебника»
Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно, с её помощью можно развивать внимание, память мышление, воображение малыша, то есть качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребёнок может приобрести новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
Развитие творческих способностей ребёнка подразумевает развитие воображения и гибкого нестандартного мышления. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами, А для этого надо научить видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь, отталкиваясь, от отдельного признака предмета, строить образ; не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.
С помощью игр важно не только научить ребёнка чему – либо, но и вселить уверенность в себе, сформировать уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё решение.
Каждая игра – это общение ребёнка с взрослым, с другими детьми. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка, выдумка и фантазия – только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребёнка.
«Кто я?»
Игра на развитие творческих способностей. «Кто я?» - спрашиваете у ребёнка и воображаете (жестами, мимикой, звуками и т.п.) машину, поезд, самолёт, зайчика, врача, чайник и т.п. Когда ребёнок научится угадывать, что вы изображаете, загадывайте с ним по очереди.
«Покажи по – разному».
В игре участвуют несколько человек, дети знакомятся со словами – антонимами. Например: высокий – низкий. Дети идут по кругу. Ведущий говорит: «Сейчас мы будем проходить ворота. Если я скажу, что ворота высокие, вы будите идти также как сейчас, а если низкие – то нагнётесь. Тот, кто не нагнётся вовремя – выходит из игры».
Тяжёлый – лёгкий. Каждому участнику игры даётся пустой пакет. Взрослый говорит: «Вы несёте сумки. Сумка может быть или лёгкой или тяжёлой. Покажите, как несут лёгкую сумку. Игру можно продолжить, разыгрывая следующие пары слов: весело – грустно, жарко – холодно, быстро – медленно и т.д.
«Разноцветная вода».
Предложить ребёнку покрасить воду, налитую в прозрачные стаканчики. Ему будет интересно получить разные оттенки одного и того же цвета.
Окрашивание воды поможет ребёнку понять закономерности смешивания цветов. Сочетание красной и жёлтой краски даст оранжевую воду, жёлтой и синей – зеленую, синей и красной – фиолетовую. Показать детям изображение радуги из шести цветов (исключая голубой) и объяснить волшебные свойства красок: из основных цветов (красный, жёлтый, синий) получаются промежуточные, лежащие между основными. Заморозить покрашенную ребёнком воду, а потом рассмотреть вместе с ним цветные льдинки, и вспомнить, как получились такие цвета.
«Волшебные кляксы».
До начала игры изготавливаются несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, на что похожа клякса. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.
«Угадай, что получится?»
Для этой игры нужны лист бумаги и карандаши для каждого играющего. Первый начинает какой-нибудь рисунок (линию). Следующий говорит, что это, может быть и дорисовывает ещё одну линию. Следующий должен придумать ещё что-нибудь и дорисовать в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить рисунок по-своему. Выигрывает тот, кто внёс последнее изменение.
«Волшебная палитра».
Сливая краски во время рисования, можно получать различные оттенки цветов. Лучше всего пользоваться при этом гуашью. Ребёнок может, изобразит, как светлеет небо на рассвете, с помощью синей и белой красок. Разбеливать синюю краску нужно на палитре, постепенно добавляя белила и последовательно нанося мазки на лист бумаги. Главное – добиться, чтобы оттенки изменялись как можно равномернее. Предложить детям нарисовать, как заходит солнце (от оранжевого к красному цвету), как желтеют листья осенью (от зелёного к жёлтому).
«Самое весёлое».
Для игры потребуется карандаши, а ещё лучше – краски и листы бумаги, Всем участникам предлагается нарисовать что-нибудь весёлое – самоё весёлое на свете. На рисунке можно изображать не только предметы: вполне допустимы различные сочетания цветов и форм. Готовые рисунки рассматриваются, и принимается коллективное решение: чей рисунок оказался самым весёлым.
«Чего на свете не бывает?»
Предложить ребёнку нарисовать то, чего на свете не бывает. Попросите его рассказать, что он нарисовал, вместе с ним обсудите рисунок: действительно ли то, что на нём изображено, не встречается в жизни. Игра пройдёт веселее, если вы тоже примите участие в придумывании и рисовании.
«Зёрнышки».
Дети сидят или стоят в кругу. После каких-либо слов ведущего все становятся зёрнышками. Для этого нужно сесть на пол или на землю и сгруппироваться: поджав под себя ноги и прижать голову к коленям, Кто - то из детей идёт по кругу и «поливает» зернышки из лейки. Политые зернышки начинают постепенно прорастать, тянуться вверх к солнышку. Дети сами решают, кем они станут: деревом, цветком или колоском. Подниматься надо не спеша, красиво, вставая с колен и вытягивая руки вверх. При этом можно покачиваться в разные стороны. Полностью поднявшись, дети, встав на носочки, совершают небольшое усилие и постараются ещё чуть-чуть подтянуться.
«Что это может быть?»
Взрослый предлагает детям нарисовать сладкое, круглое, ароматное, свежее, душистое, солёное, зелёное и т.д. Игру можно повторять неоднократно, используя каждый раз новый материал.
«Что это?»
Воспитатель называет слово, а дети должны подумать: что это или про кого так можно сказать: бегущий (висящий, брошенный, срубленный и т.д.). Предложить детям нарисовать.
«Путешествие в выдумляндию».
Взрослый предлагает закрыть глаза и посчитать до 10 и обратно.
-Ребята, вы оказались в незнакомой стране в «Выдумляндию».
-Остановитесь возле странного дерева: как бы вы его назвали?
Далее развиваем сюжет по типу народных сказок. Сюжет могут придумать сами дети.
«Волшебные палочки».
Знакомство с величиной.
-Ребята, представьте себе, что длинные (короткие) палочки – волшебные. Во что они могут превратиться.
«Что бы это могло быть?»
Взрослый предлагает детям поиграть в игру. Он им будет показывать картинки, а они придумывать, на что эта картинка похожа.
Ответы: волосы, забор, солнышко, ежик, мостик, расческа, игольница.
Игру можно повторять неоднократно, используя каждый раз новый материал.
«Расскажи об их настроении».
Взрослый предлагает посмотреть на картинку, изображающую лицо человека и рассказать о его настроении. Предложить детям нарисовать лицо – загадку. Игру можно повторять с разным материалом.
«Спасатели»
Взрослый предлагает подумать и ответить на вопрос: «как спасти собаку, плывущую на льдине?». « Как спасти собаку, поднятую на волшебном шаре?»
«Поможем художнику»
Предложить детям нарисовать необычную машину, на которой можно попасть в волшебную страну. Нарисовать и рассказать о своей машине.
«Помощник для мамы»
Взрослый: представьте себе, что изобрели помощника для домашней работы. Каким он должен быть? Рассмотреть работы детей и выбрать вместе с детьми необычные работы.
«Придумай сам».
Взрослый: вы прилетели на другую планету. Нарисуйте, что бы вы могли там увидеть? Когда рисунок будет готов, можно детям предложить придумать историю.
«Волшебные картинки».
Учить детей создавать образы на основе схематического изображения предмета. Изображение расположено так, что остаётся свободное место для дорисовывания. Отметить наиболее интересные картинки, когда ребята придумывают что- то своё, непохожее на другие картинки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление «ТРИЗ технология в формировании исследовательского поведения дошкольника»
Выступление на методическом объединении...
Сообщение на тему "Триз технологии в развитии креативных способностей дошкольников"
Период дошкольного детства заключает в себе огромные возможности для развития творческих способностей дошкольников. Следовательно, задача ДОУ - создать такую обстановку, в которой возможно максимально...
Презентация "Использование ТРИЗ-технологий для развития связной речи дошкольников".
Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба.Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Красота, насыщенность жизни, её функциональная грамо...
Презентация "Использование ТРИЗ-технологий для развития логического мышления дошкольников"
В настоящее время важно, чтобы современный ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, о...
статья "ТРИЗ технология в воспитании и развитии дошкольников 21 века".
Современные родители и педагоги ставят перед собой задачу развивать ребенка в первую очередь творчески. Огромное внимание уделяется развитию таких способностей. Поэтому нередко можно встретить педагог...
Педагогический опыт «Использование элементов ТРИЗ-технологии в образовательной работе с дошкольниками»
Данный опыт работы может помочь молодым педагогам в организации и проведении занятий, а опытных педагогов натолкнет на более совершенные творческие решения. Все представленные методы и приемы могут бы...
Обобщение опыта работы по применению ТРИЗ технологий Тема"Развитие речи младших дошкольников средствами технологии ТРИЗ"
Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его речи, поэтому проводить работу с дошкольниками по развитию их речи необходимо как можно раньше...