статья "ТРИЗ технология в воспитании и развитии дошкольников 21 века".
статья на тему

Росицкая Галина Евгеньевна

Современные родители и педагоги ставят перед собой задачу развивать ребенка в первую очередь творчески. Огромное внимание уделяется развитию таких способностей. Поэтому нередко можно встретить педагогов, которые применяют ТРИЗ для дошкольников в своих обучающих программах. Игры и задания, на которых основана эта система, способствуют развитию активного мышления, а также делают процесс творческого становления личности намного увлекательнее как для ребенка, так и для взрослого.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТРИЗ технология в воспитании и  развитии дошкольников 21 века.     

     Современные родители и педагоги ставят перед собой задачу развивать ребенка в первую очередь творчески. Огромное внимание уделяется развитию таких способностей. Поэтому нередко можно встретить педагогов, которые применяют ТРИЗ для дошкольников в своих обучающих программах. Игры и задания, на которых основана эта система, способствуют развитию активного мышления, а также делают процесс творческого становления личности намного увлекательнее как для ребенка, так и для взрослого.

    Что такое ТРИЗ? ТРИЗ – это аббревиатура, которая расшифровывается как "теория решения изобретательских задач". Как и любая другая теория, она имеет свою структуру, функции и алгоритм. Многие родители используют элементы ТРИЗ в своих занятиях с детьми, даже не подозревая об этом. ТРИЗ для дошкольников – программа, которая не претендует на то, чтобы заменить основную. Она создана для того, чтобы увеличить эффективность уже имеющихся способов обучения. Многие игры знакомы мамам и воспитателям, но когда обучение и развитие проходят систематически, то ребенку проще приобретать новые умения и навыки. Поэтому тем, кто заинтересован в становлении гармоничной творческой личности малыша, необходимо, поближе ознакомиться с ТРИЗ для дошкольников. Это не только полезно, но еще и очень интересно.

       Теория решения изобретательских задач является одной из самых уникальных методик для развития творческих способностей ребенка. Ее основателем в 1956 году стал Г. С. Альтшуллер – советский инженер. Он считает, что любой желающий может научиться изобретать, и для этого не нужно иметь врожденный талант. Сам Генрих Саулович изобретал с самого детства и уже в 17 лет имел авторское свидетельство. Кроме того, он еще был писателем-фантастом, среди произведений которого известные "Икар и Дедал", "Баллада о звездах", "Легенды о звездных капитанах" и многие другие.

       На сегодняшний день создано множество развивающих игр, в основе которых лежит классическая методика ТРИЗ для дошкольников.   В разработку подобных игр,  добавляют все  новые и новые  разделы.

    Примечательно то, что многие приемы теории решения изобретательских задач постепенно внедряются в систему классического дошкольного образования для того, чтобы развивать у малышей аналитическое мышление.

      Суть методики ТРИЗ для дошкольников – занятия, на которых ребенок радуется своим первым творческим открытиям. Ребенку некогда скучать, потому что во время обучения используются диалоги, живое общение, дискуссии.  Педагоги, которые придерживаются развития по ТРИЗ для дошкольников, в первую очередь обращают внимание на любопытные вещи: посмотреть на интересное событие или предмет с разных сторон; найти что-то хорошее, потом плохое.  Если изучаемый объект позволяет, то можно провести интересные опыты, но при этом не объяснять ребенку, почему получился именно этот результат. Все это развивает в ребенке любознательность и интерес к новым открытиям. Как говорил сам основатель этой методики: "ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию".  

     Цель ТРИЗ (игры для дошкольников) – не просто развивать фантазию, а учить ребенка творчески подходить к решению той или иной проблемы. Основные методы и приемы ТРИЗ Для организации правильного исследовательского процесса с детьми воспитатель или родитель должен хорошо понимать и использовать различные методы и приемы, которые применяются в ТРИЗ. Основными из них можно назвать следующие.

       Мозговой штурм. В процессе этого занятия перед детьми ставится изобретательская задача. Учащиеся же, в свою очередь, стараются найти различные способы ее решения при помощи перебора ресурсов. Необходимо приложить все усилия, чтобы найти идеальное решение. Каждый предложенный вариант решения оценивается с позиции "что такое хорошо, что такое плохо". Из всего имеющегося выбирается оптимальное. Этот метод развивает у ребенка способность анализировать, оказывает стимулирующее воздействие на творческую активность в поиске новых ответов, показывает, что любую проблему можно решить.

     "Да-нет-ка" – своеобразная игра, которая позволяет детям научиться выделять главный признак предмета, классифицировать вещи по общим показателям, а также быть внимательным к высказываниям других ребят, строить на основе их ответов свои предложения. Этот метод ТРИЗ в развитии речи дошкольников играет не последнюю роль.

    Синектика – метод аналогий. Он подразделяется на несколько направлений: эмпатию, прямую аналогию и фантастическую. В первом случае детям предоставляется возможность побыть в качестве объекта проблемной ситуации. В прямой аналогии ребенок ищет сходные процессы в других сферах. Фантастическая аналогия отвечает за все, что находится за гранью реальности, и тут можно предложить самые невероятные выходы из сложной ситуации.

    Морфологический анализ необходим для того, чтобы проверить все варианты решения поставленной задачи, которые могли быть упущены в ходе обычного перечисления.          

    Метод фокальных объектов заключается в том, что к определенному явлению или предмету пытаются подставить свойства и характеристики того, что ему совершенно не подходит (на первый взгляд).

     Метод Робинзона научит дошкольников искать применение любым, даже совершенно ненужным, на первый взгляд, предметам.

      Технология ТРИЗ для дошкольников имеет еще много различных методов и приемов обучения, которые применяются в развитии детей. Например, агглютинация, гиперболизация, акцентирование и другие. Все это дает возможность проводить обучение в увлекательной форме, отличной от обычных скучных занятий. Такие методы обеспечивают прочное усвоение и систематизацию полученной детьми информации. Во время таких занятий происходит стимуляция мышления ребенка, а также всестороннее развитие творческой личности при помощи детского воображения и фантазии. Дело в том, что в современном обществе необходимы люди, которые умеют мыслить нестандартно, находить и предлагать смелые решения, не боящиеся делать что-то не так, как все. Этому посвящена ТРИЗ для дошкольников.

      Занятия должны выстраиваться таким образом, что дети легко усваивали предложенный материал благодаря четко выстроенной исследовательской деятельности. Проведение занятия выстраивается в   несколько этапов работы. У каждого из них есть своя определенная цель.

    На первом этапе ребенок учится обнаруживать и различать несоответствия и противоречия, окружающие нас в обычной жизни.

- Что общего у дерева и травы?

-  Что общего у бумаги и коры дерева?

     Второй этап учит ребенка проявлять фантазию и изобретательность при решении поставленных задач. Например, придумать игрушку, в которую хотелось бы играть постоянно, чтобы никогда не было скучно.

    На третьем этапе перед детьми ставятся сказочные задачи, и предоставляется возможность сочинить собственные истории. При этом нужно использовать приемы ТРИЗ для дошкольников.

      Четвертый этап дает возможность детям применить новые знания для нестандартного решения задач.

Главные  правила занятий по ТРИЗ

     Существуют правила, которые сделают процесс максимально эффективным.

- На каждом этапе занятия детям предлагают предметы, явления из областей, которые понятны: "Я и природа", "Я и Я", "Я и другой человек", "Я и предмет". Это помогает ребенку легче усвоить противоречия окружающего его мира.

-  Все занятия по ТРИЗ для дошкольников проводятся в игровой форме. При этом каждая игра, каждое задание должно сопровождаться наглядным материалом.

     Каким образом выстраиваются взаимодействия педагога и ребенка во время занятия ТРИЗ? Во время проведения ТРИЗ (игры для дошкольников) общение между детьми и взрослым должно строиться по определенным принципам:

  1. При ответе детей их необходимо слушать внимательно, восхищаться новой идеей.
  2.  Отсутствие отрицательных оценок и критики в адрес ребенка.
  3.  Привычные оценочные слова заменяются и разбавляются синонимами, например, использовать не слово "правильно", а слова "замечательно", "здорово", "интересное решение", "необычный подход".4
  4.  Поддерживать ребенка, когда он хочет возразить взрослому, не пресекать этих попыток, наоборот, учить доказывать, возражать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения.
  5.  Не бояться ошибок, а применять их для того, чтобы взглянуть на решение проблемы с другой стороны.
  6. Общение детей и воспитателя должно сопровождаться только положительными впечатлениями: радостью нового открытия, творчества, осознанием собственной значимости.
  7. Мотивация ребенка на активное участие в играх и занятиях.

Существуют ли свои «особенные» игры в ТРИЗ?

     Естественно, что на занятиях педагог активно использует игры ТРИЗ для дошкольников. Картотека этой методики очень разнообразна. Рассмотрим некоторые примеры характерных игр для теории решения изобретательских задач.

     "Да-нет-ка". Взрослый придумывает слово. От ребенка требуется задавать наводящие вопросы. При этом тому, кто задумывает слово, можно отвечать только односложное "да" или "нет", пока не будет получен правильный ответ.  

     "Черно-белое". Взрослый показывает детям карточку с изображением предмета белого цвета. Дети должны назвать все положительные качества этого объекта. Потом демонстрируется карточка с тем же предметом, только черного цвета. В этот раз надо назвать все отрицательные черты. Как вариант игры, может использоваться два противоположных по настроению, характеру литературные герои, смайлики и т.д.

        "Перевертыши". Для игры нужен мяч. Взрослый бросает малышу мяч и говорит слово, а ребенок придумывает слово, которое противоположно по значению, и кидает мяч обратно.

     "Маша-растеряша". Для игры понадобятся карточки с изображением различных предметов. Выбирается "Маша". Она вытягивает карточку и говорит: "Ой!" Один из игроков задает ей вопрос: "Что с тобой?" Она смотрит на изображение на карточке и отвечает: "Я потеряла то, что изображено (например, ножницы). Как же я теперь буду аппликацию делать?" Остальные должны предложить разные варианты выхода из этой ситуации. "Маша-растеряша" выбирает лучший ответ и дает монетку. В конце игры подсчитывается количество монеток и определяется победитель.

     "Хитрые картинки" Выставляются три карточки. Детям дать задание: "Что могло бы произойти с этими героями, если бы они встретились в одной сказке?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию. Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитании у дошкольников основ здорового образа жизни»

Забота об укреплении здоровья дошкольника - проблема не только медицинская, но и педагогическая. Цель: создание комплексной системы познавательно-оздоровительной работы с детьми, направленной на осозн...

Консультация для воспитателей "Трудовое воспитание. Из глубины веков."

Русская народная педагогика - уникальная. Система воспитания детей, выработанная многими поколениями наших предков. Обратили ли вы внимание, уважаемые коллеги, что в последнее время мы все чаще обраща...

Если ребенок в центре.Новое видение и значение музыкального воспитания в 21 веке.

Публикация статьи по теме нового видения музыкального воспитания, раскрывает новый взгляд на музыкальное воспитание в ДОУ и в жизни ребенка,ломает привычные стереотипы музыки в жизни ребенка,поиск нов...

Проект «Современные культуросообразные технологии полоролевого воспитания дошкольников (гендерное воспитание)» в подготовительной группе

Цель проекта:  Формирование гендерной идентичности у детей в условиях ДОО.Задачи: 1. Сформировать у детей представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к опр...

Проект «Воспитание петербуржца XXI века»

Проект «Воспитание петербуржца XXI века»Вид проекта: долгосрочный, информационный, творческий, игровой.Участники проекта: воспитатели, дети подготовительного возраста, родители.Сроки реали...

#КонкурсВыгодского2022 #RybakovPreschoolAward2022 Пост "Воспитание с глубины веков и вызов нового времени"

Приняв решение участвовать в конкурсе педагогического мастерства, главной темой которого являются вопрос воспитания я задумалась о том каким оно, должно быть, есть ли золотые правила которые передавая...